Мониторинг развития учащихся в ходе оценки качества образования на основе кластерного анализа

Степанова Татьяна Игоревна

В работе проводится анализ психологических причин несоответствия уровня обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательным результатам на примере конкретного класса. Приводятся результаты диагностических исследований учащихся и педагогов за несколько лет. Проводится сравнительный анализ изменений в познавательной и личностной сфере учащихся. Представлены выводы относительно предполагаемых причин и намечены пути решения проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг развития учащихся в ходе оценки качества образования на основе кластерного анализа в лицее №87.

        Педагог-психолог Степанова Т.И.

Аннотация.

В работе проводится анализ психологических причин несоответствия уровня обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательным результатам на примере конкретного класса. Приводятся результаты диагностических исследований учащихся и педагогов за несколько лет. Проводится сравнительный анализ изменений в познавательной и личностной сфере учащихся. Представлены выводы относительно предполагаемых причин и намечены пути решения проблемы.

Ключевые слова: воспитательная работа, интересы и склонности, мониторинг, мыслительные операции, профессиональная позиция педагога, самооценка, семья, учебная мотивация, ценностные ориентации.

В ходе оценки качества образования в лицее был использован метод кластерного анализа (2), предполагающий оценку трёх его основных составляющих – условий, процесса и результата.

После распределения классов по кластерам, характеризующимся определённым набором значений показателей процесса и результата образования, мы решили проанализировать психологические причины попадания того или иного класса в «аномальные» кластеры. В частности, нас заинтересовали классы, попавшие в кластеры, где высокому уровню процесса соответствуют низкие и средние результаты. В данном исследовании мы приводим результаты психологического мониторинга одного из 9-х классов, попавшего в кластер, в котором высокому уровню процесса соответствуют средние результаты.

Мы предположили, что к таким показателям могли привести три основные причины: низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный уровень воспитательной работы, возможные негативные моменты в системе «ученик - учитель».

Исходя из вышеизложенного, нами была поставлена цель исследования: выявить основную причину того, почему, имея все возможности образовательного процесса, представленные на высоком уровне, учащиеся показывают средние результаты.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • подбор диагностических методик для психологического мониторинга;
  • психологическая диагностика учащихся и педагогов;
  • сравнительный анализ показателей познавательных процессов, учебной мотивации, самооценки учащихся класса за 5 лет.

Мы разработали арсенал диагностических методик, исходя из необходимости мониторинга по 3-м направлениям:

  1. Анализ показателей результативности учащихся путём изучения степени сформированности мыслительных операций.
  2. Анализ психологических условий, в качестве которых нами были определены уровень самооценки учащихся, показатели внимания и памяти, уровень учебной мотивации, профессиональные интересы, а также характеристики профессиональной позиции и меры рефлексивности педагогов.
  3. Для анализа процесса изменения показателей нами были использованы результаты психологических исследований познавательной сферы, учебной мотивации, самооценки учащихся класса за 5 лет.

Таким образом, в ходе исследования был использован следующий диагностический инструментарий:

  1. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра (8).
  2. Корректурная проба для изучения особенностей внимания (4).
  3. Методика определения уровня учебной мотивации Финько (9).
  4. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича (5).
  5. Методика изучения самооценки «Полярные профили» В.А.Сонина (7).
  6. Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова (6).
  7. Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной) (6).
  8. Тест «ХиМ» для изучения профессиональной позиции педагогов (1).
  9. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова (3).

Ход и результаты исследования.

I. На первом этапе мы провели диагностику степени сформированности мыслительных операций и получили следующие результаты:

Вербальные субтесты (в %)

Рассуждения

Классификация

Аналогии

Обобщение

Математические субтесты + пространственное мышление (в %)

Арифметические задачи

Математические закономерности

Пространственное воображение

Пространственное обобщение

Низкий уровень

21

44

26

Средний уровень

63

56

74

Высокий уровень

16

0

0

Распределение %-ного соотношения между вербальными и, математическими и пространственными субтестами:

Исходя из полученных данных, видим, что в исследуемом классе действительно отмечается довольно большое число учащихся, имеющих низкие результаты степени сформированности мыслительных операций, особенно такие показатели выражены в части математических субтестов. Вместе с тем, следует отметить, что эти результаты нельзя однозначно назвать негативными.

Кроме того, в ходе диагностики процессов внимания и памяти мы получили следующее:

Внимание

Память

Объём

Переключение, распределение

Низкий уровень

0

5

5

Средний уровень

58

27

63

Высокий уровень

21

68

32

Распределение %-ного соотношения уровней внимания, памяти

Таким образом, очень незначительное число детей имеют низкий уровень процессов внимания и памяти, и, подводя итоги данной части исследования, мы считаем, что низкий уровень развития познавательных процессов не является причиной попадания исследуемого класса в «аномальный» кластер.

II. Далее, нами было проведено исследование меры рефлексивности и профессиональной позиции педагогов, работающих в классе, как показателей благоприятности психологической атмосферы в системе отношений «ученик - учитель».  

По итогам определения уровня индивидуальной меры рефлексивности были получены следующие данные: 64% педагогов принявших участие в исследовании имеют средний уровень рефлексивности и 36% - высокий. Такие результаты говорят о достаточно хорошей способности учителей реально  оценить себя, свои собственные силы, деятельность, профессиональные качества. Распределение %-ного соотношения между уровнями:

По итогам оценки профессиональной позиции можно отметить следующее:

  • Самооценка 7% педагогов находится в зоне ХнМ (хочу, но не могу работать)
  • Самооценка 7% педагогов находится в зоне нХМ (могу, но не хочу работать)
  • Самооценка 86% педагогов находится в зоне ХиМ (хочу и могу работать)

Распределение %-ного соотношения самооценок:

Все 100% обследованных ценят работу учителя, дорожат ею, считают достойным видом труда, ставят перед собой высокие цели, устремлены на совершенствование.

Кроме того, можно отметить следующее.

  • В 14% случаях педагоги считают, что их деятельность недооценивают (ученики, коллеги).
  • В 7% случаях встречается низкая оценка собственных сил как профессионалов.
  • В 57% случаях учителя полагают, что коллеги и ученики уважают их как профессионалов.

Т.о. полученные результаты свидетельствуют о том, что все позиции у большинства респондентов находятся в зоне ХиМ (хочу и могу работать), что соответствует норме.  

Исходя из итогов второй части исследования, мы предполагаем, что негативные моменты в системе «ученик - учитель» также не могут являться причиной попадания в «аномальный» кластер исследуемого класса.

III. На третьем этапе нашей работы мы изучили особенности самооценки учащихся, уровень их учебной мотивации, профессиональные интересы и ценностные ориентации. Были получены следующие результаты:

       Уровень  

        самооценки

Количество учащихся в %

Явно заниженная

С тенденцией к занижению

Адекватная

С тенденцией к завышению

Явно завышенная

В %

0

5

63

32

0

Распределение %-ного соотношения самооценок:

      Уровень  

         учебной

           мотивации

Количество учащихся в %      

Сниженный

Средний

Высокий

Очень высокий

Количество учащихся с ведущими учебными и социальными мотивами

В %

10

53

37

0

25

Распределение %-ного соотношения между уровнями:

 Распределение %-ного соотношения между видами интересов:

               Направленность

                        профессиональных

                                        интересов

Количество учащихся в %

Гуманитарная

Техническая

Естественнонаучная

В %

67

33

0

По итогам исследования ценностных ориентаций на 1-е три места в классе вышли такие цели-ценности как здоровье (физическое и психическое), наличие хороших и верных друзей и любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), которые условно можно отнести к ценностям личной жизни. В то же время такие цели-ценности профессиональной самореализации как развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) занимают восьмое, одиннадцатое и двенадцатое места соответственно.

Такие результаты исследования ценностных ориентаций могут свидетельствовать о том, что учащиеся пока мало задумываются о том, что уже совсем скоро им предстоит окончание школы и выбор профессии, и, даже, при переходе в следующий – 10-й класс, перед ними встанет выбор профильного направления.

Итак, исходя из того, что:

  1. количество учащихся в классе со средним и сниженным уровнем учебной мотивации составляет 63% (что, как мы считаем, является слишком значительным числом для учеников лицея), а количество детей с ведущими учебными и социальными мотивами учебной деятельности составляет лишь 25% (что, наоборот, слишком мало);
  2. только треть девятиклассников в качестве своих будущих профессиональных интересов называют технические;
  3. самооценка подавляющего большинства респондентов имеет благоприятный характер (адекватная и с тенденцией к завышению), и, вероятно, вряд ли является причиной негативных результатов

мы предполагаем, что данные факты и выявленные нами на начальных этапах исследования низкие результаты степени сформированности мыслительных операций именно в области математики (что также подтверждается учебными успехами класса в математике и физике) могут быть связаны между собой. Т.е., мы считаем, что учащиеся, выбирающие для себя гуманитарное направление для дальнейшего образования и имеющие при этом не очень высокий уровень учебной мотивации и приоритетные ценности личной жизни, а не ценности, связанные с развитием и познанием, вполне вероятно могли прилагать гораздо меньше усилий к работе над физико-математической частью учебного курса. Следовательно, основной  причиной попадания класса в «аномальный» кластер стали недочёты в воспитательной работе, а также недостаточная роль семьи в формировании личностного смысла учения как важнейшей ценностной характеристики личности ребёнка.  

Вместе с тем, мы хотели бы отметить тот факт, что ученики изучаемого класса поступили в лицей и большую часть времени учились именно в то время, когда основным приоритетом воспитательной работы школы было воспитание здорового образа жизни, что и  подтверждает попадание такой цели-ценности как здоровье на первое место, тогда как принципы интеллектуального воспитания, направленного на повышение продуктивности интеллектуальной деятельности, реализуются в лицее не так давно.

IV. Следующим этапом работы стало подтверждение гипотезы, для чего нами проводился сравнительный анализ показателей уровня познавательных процессов, самооценки и учебной мотивации за несколько лет. Так, мы сравнили следующие результаты:

Сравнительное распределение %-ного соотношения между вербальными и, математическими и пространственными субтестами (исследование в 7 и 9 классе):

Вербальные субтесты (в %)

Рассуждения

Классификация

Аналогии

Обобщение

Математические субтесты + пространственное мышление (в %)

Арифметические задачи

Математические закономерности

Пространственное воображение

Пространственное обобщение

7 класс

9 класс

7 класс

9 класс

7 класс

9 класс

Низкий уровень

12

21

21

44

16

26

Средний уровень

63

63

63

56

72

74

Высокий уровень

25

16

16

0

12

0

Сравнительное распределение %-ного соотношения между уровнями самооценок (исследование в 6 и 9 классе):

       Уровень  

        самооценки

Количество учащихся в %

Явно заниженная

С тенденцией к занижению

Адекватная

С тенденцией к завышению

Явно завышенная

6 класс

9 класс

6 класс

9 класс

6 класс

9 класс

6 класс

9 класс

6 класс

9 класс

В %

0

0

16

5

56

63

28

32

0

0

Сравнительное распределение %-ного соотношения между уровнями учебной мотивации (исследование в 5, 7 и 9 классе):

   Уровень  

      учебной

       мотивации

Количество

учащихся в %      

Сниженный

Средний

Высокий

Очень высокий

Количество учащихся с ведущими учебными и социальными мотивами

5 класс

7 класс

9 класс

5 класс

7 класс

9 класс

5 класс

7 класс

9 класс

5 класс

7 класс

9 класс

5 класс

7 класс

9 класс

В %

6

0

10

13

50

53

28

50

37

53

0

0

33

29

25

5 класс                                                                7 класс

9 класс                                                                Представленность учебных

и социальных мотивов        

Выводы.

Сопоставив все данные, видим, что в течение 5-ти лет в изучаемом классе происходили следующие изменения:

  1. Самооценки детей на момент последнего исследования изменились в лучшую сторону по сравнению с диагностикой в 6 классе.
  2. Показатели степени сформированности мыслительных операций несколько изменились в сторону снижения по сравнению с исследованием в 7 классе, особенно по математическим и пространственным субтестам.
  3. Отмечается постепенное снижение уровня учебной мотивации от 5 к 9 классу, а также снизилась представленность учебных и социальных мотивов в структуре мотивации учащихся в качестве ведущих мотивов учебной деятельности.

Таким образом, мы пришли к окончательному выводу о том, что основной причиной попадания исследуемого класса в «аномальный» кластер стали пробелы в воспитательной работе лицея. И, в частности, стала очевидной необходимость работы по формированию такого взаимодействия семьи и школы, которое бы способствовало развитию мотивации учащихся на учёбу, ориентации на получение знаний, воспитанию серьёзного отношения к планированию своего будущего. Кроме того, мы также предполагаем, что одним из решений данной проблемы может послужить тьюторская программа «Управления индивидуализацией образования в лицее», позволяющая реализовать индивидуальный подход, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей учеников, организовать обучение на повышенном уровне качества образования, приближенного к личности обучаемого.

Список литературы.

  1. Бадак А., Кившик Е. Желание и возможности \ Школьный психолог, № 25—26’2004 г.
  2. Лапшина Л.ВОценка качества образования на основе метода кластерного анализа// Справочник заместителя директора школы. – 2011.- №5.
  3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  5. Психологические тесты \ Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – П 86 М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.
  6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология жизни).
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. Пособие : В 2 КН.–3-е изд.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
  8. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра, / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.342-370.
  9. Финько И.Л., Антонова И.Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. часть 2. Учебная мотивация школьников. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 64 с.