Мониторинг развития учащихся в ходе оценки качества образования на основе кластерного анализа
В работе проводится анализ психологических причин несоответствия уровня обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательным результатам на примере конкретного класса. Приводятся результаты диагностических исследований учащихся и педагогов за несколько лет. Проводится сравнительный анализ изменений в познавательной и личностной сфере учащихся. Представлены выводы относительно предполагаемых причин и намечены пути решения проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития учащихся в ходе оценки качества образования на основе кластерного анализа в лицее №87.
Педагог-психолог Степанова Т.И.
Аннотация.
В работе проводится анализ психологических причин несоответствия уровня обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательным результатам на примере конкретного класса. Приводятся результаты диагностических исследований учащихся и педагогов за несколько лет. Проводится сравнительный анализ изменений в познавательной и личностной сфере учащихся. Представлены выводы относительно предполагаемых причин и намечены пути решения проблемы.
Ключевые слова: воспитательная работа, интересы и склонности, мониторинг, мыслительные операции, профессиональная позиция педагога, самооценка, семья, учебная мотивация, ценностные ориентации.
В ходе оценки качества образования в лицее был использован метод кластерного анализа (2), предполагающий оценку трёх его основных составляющих – условий, процесса и результата.
После распределения классов по кластерам, характеризующимся определённым набором значений показателей процесса и результата образования, мы решили проанализировать психологические причины попадания того или иного класса в «аномальные» кластеры. В частности, нас заинтересовали классы, попавшие в кластеры, где высокому уровню процесса соответствуют низкие и средние результаты. В данном исследовании мы приводим результаты психологического мониторинга одного из 9-х классов, попавшего в кластер, в котором высокому уровню процесса соответствуют средние результаты.
Мы предположили, что к таким показателям могли привести три основные причины: низкий уровень развития познавательных процессов, недостаточный уровень воспитательной работы, возможные негативные моменты в системе «ученик - учитель».
Исходя из вышеизложенного, нами была поставлена цель исследования: выявить основную причину того, почему, имея все возможности образовательного процесса, представленные на высоком уровне, учащиеся показывают средние результаты.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- подбор диагностических методик для психологического мониторинга;
- психологическая диагностика учащихся и педагогов;
- сравнительный анализ показателей познавательных процессов, учебной мотивации, самооценки учащихся класса за 5 лет.
Мы разработали арсенал диагностических методик, исходя из необходимости мониторинга по 3-м направлениям:
- Анализ показателей результативности учащихся путём изучения степени сформированности мыслительных операций.
- Анализ психологических условий, в качестве которых нами были определены уровень самооценки учащихся, показатели внимания и памяти, уровень учебной мотивации, профессиональные интересы, а также характеристики профессиональной позиции и меры рефлексивности педагогов.
- Для анализа процесса изменения показателей нами были использованы результаты психологических исследований познавательной сферы, учебной мотивации, самооценки учащихся класса за 5 лет.
Таким образом, в ходе исследования был использован следующий диагностический инструментарий:
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра (8).
- Корректурная проба для изучения особенностей внимания (4).
- Методика определения уровня учебной мотивации Финько (9).
- Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича (5).
- Методика изучения самооценки «Полярные профили» В.А.Сонина (7).
- Методика «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова (6).
- Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной) (6).
- Тест «ХиМ» для изучения профессиональной позиции педагогов (1).
- Методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова (3).
Ход и результаты исследования.
I. На первом этапе мы провели диагностику степени сформированности мыслительных операций и получили следующие результаты:
Вербальные субтесты (в %) Рассуждения Классификация Аналогии Обобщение | Математические субтесты + пространственное мышление (в %) | ||
Арифметические задачи Математические закономерности | Пространственное воображение Пространственное обобщение | ||
Низкий уровень | 21 | 44 | 26 |
Средний уровень | 63 | 56 | 74 |
Высокий уровень | 16 | 0 | 0 |
Распределение %-ного соотношения между вербальными и, математическими и пространственными субтестами:
Исходя из полученных данных, видим, что в исследуемом классе действительно отмечается довольно большое число учащихся, имеющих низкие результаты степени сформированности мыслительных операций, особенно такие показатели выражены в части математических субтестов. Вместе с тем, следует отметить, что эти результаты нельзя однозначно назвать негативными.
Кроме того, в ходе диагностики процессов внимания и памяти мы получили следующее:
Внимание | Память | ||
Объём | Переключение, распределение | ||
Низкий уровень | 0 | 5 | 5 |
Средний уровень | 58 | 27 | 63 |
Высокий уровень | 21 | 68 | 32 |
Распределение %-ного соотношения уровней внимания, памяти
Таким образом, очень незначительное число детей имеют низкий уровень процессов внимания и памяти, и, подводя итоги данной части исследования, мы считаем, что низкий уровень развития познавательных процессов не является причиной попадания исследуемого класса в «аномальный» кластер.
II. Далее, нами было проведено исследование меры рефлексивности и профессиональной позиции педагогов, работающих в классе, как показателей благоприятности психологической атмосферы в системе отношений «ученик - учитель».
По итогам определения уровня индивидуальной меры рефлексивности были получены следующие данные: 64% педагогов принявших участие в исследовании имеют средний уровень рефлексивности и 36% - высокий. Такие результаты говорят о достаточно хорошей способности учителей реально оценить себя, свои собственные силы, деятельность, профессиональные качества. Распределение %-ного соотношения между уровнями:
По итогам оценки профессиональной позиции можно отметить следующее:
- Самооценка 7% педагогов находится в зоне ХнМ (хочу, но не могу работать)
- Самооценка 7% педагогов находится в зоне нХМ (могу, но не хочу работать)
- Самооценка 86% педагогов находится в зоне ХиМ (хочу и могу работать)
Распределение %-ного соотношения самооценок:
Все 100% обследованных ценят работу учителя, дорожат ею, считают достойным видом труда, ставят перед собой высокие цели, устремлены на совершенствование.
Кроме того, можно отметить следующее.
- В 14% случаях педагоги считают, что их деятельность недооценивают (ученики, коллеги).
- В 7% случаях встречается низкая оценка собственных сил как профессионалов.
- В 57% случаях учителя полагают, что коллеги и ученики уважают их как профессионалов.
Т.о. полученные результаты свидетельствуют о том, что все позиции у большинства респондентов находятся в зоне ХиМ (хочу и могу работать), что соответствует норме.
Исходя из итогов второй части исследования, мы предполагаем, что негативные моменты в системе «ученик - учитель» также не могут являться причиной попадания в «аномальный» кластер исследуемого класса.
III. На третьем этапе нашей работы мы изучили особенности самооценки учащихся, уровень их учебной мотивации, профессиональные интересы и ценностные ориентации. Были получены следующие результаты:
Уровень самооценки Количество учащихся в % | Явно заниженная | С тенденцией к занижению | Адекватная | С тенденцией к завышению | Явно завышенная |
В % | 0 | 5 | 63 | 32 | 0 |
Распределение %-ного соотношения самооценок:
Уровень учебной мотивации Количество учащихся в % | Сниженный | Средний | Высокий | Очень высокий | Количество учащихся с ведущими учебными и социальными мотивами |
В % | 10 | 53 | 37 | 0 | 25 |
Распределение %-ного соотношения между уровнями:
Распределение %-ного соотношения между видами интересов:
Направленность профессиональных интересов Количество учащихся в % | Гуманитарная | Техническая | Естественнонаучная |
В % | 67 | 33 | 0 |
По итогам исследования ценностных ориентаций на 1-е три места в классе вышли такие цели-ценности как здоровье (физическое и психическое), наличие хороших и верных друзей и любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), которые условно можно отнести к ценностям личной жизни. В то же время такие цели-ценности профессиональной самореализации как развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) занимают восьмое, одиннадцатое и двенадцатое места соответственно.
Такие результаты исследования ценностных ориентаций могут свидетельствовать о том, что учащиеся пока мало задумываются о том, что уже совсем скоро им предстоит окончание школы и выбор профессии, и, даже, при переходе в следующий – 10-й класс, перед ними встанет выбор профильного направления.
Итак, исходя из того, что:
- количество учащихся в классе со средним и сниженным уровнем учебной мотивации составляет 63% (что, как мы считаем, является слишком значительным числом для учеников лицея), а количество детей с ведущими учебными и социальными мотивами учебной деятельности составляет лишь 25% (что, наоборот, слишком мало);
- только треть девятиклассников в качестве своих будущих профессиональных интересов называют технические;
- самооценка подавляющего большинства респондентов имеет благоприятный характер (адекватная и с тенденцией к завышению), и, вероятно, вряд ли является причиной негативных результатов
мы предполагаем, что данные факты и выявленные нами на начальных этапах исследования низкие результаты степени сформированности мыслительных операций именно в области математики (что также подтверждается учебными успехами класса в математике и физике) могут быть связаны между собой. Т.е., мы считаем, что учащиеся, выбирающие для себя гуманитарное направление для дальнейшего образования и имеющие при этом не очень высокий уровень учебной мотивации и приоритетные ценности личной жизни, а не ценности, связанные с развитием и познанием, вполне вероятно могли прилагать гораздо меньше усилий к работе над физико-математической частью учебного курса. Следовательно, основной причиной попадания класса в «аномальный» кластер стали недочёты в воспитательной работе, а также недостаточная роль семьи в формировании личностного смысла учения как важнейшей ценностной характеристики личности ребёнка.
Вместе с тем, мы хотели бы отметить тот факт, что ученики изучаемого класса поступили в лицей и большую часть времени учились именно в то время, когда основным приоритетом воспитательной работы школы было воспитание здорового образа жизни, что и подтверждает попадание такой цели-ценности как здоровье на первое место, тогда как принципы интеллектуального воспитания, направленного на повышение продуктивности интеллектуальной деятельности, реализуются в лицее не так давно.
IV. Следующим этапом работы стало подтверждение гипотезы, для чего нами проводился сравнительный анализ показателей уровня познавательных процессов, самооценки и учебной мотивации за несколько лет. Так, мы сравнили следующие результаты:
Сравнительное распределение %-ного соотношения между вербальными и, математическими и пространственными субтестами (исследование в 7 и 9 классе):
Вербальные субтесты (в %) Рассуждения Классификация Аналогии Обобщение | Математические субтесты + пространственное мышление (в %) | |||||
Арифметические задачи Математические закономерности | Пространственное воображение Пространственное обобщение | |||||
7 класс | 9 класс | 7 класс | 9 класс | 7 класс | 9 класс | |
Низкий уровень | 12 | 21 | 21 | 44 | 16 | 26 |
Средний уровень | 63 | 63 | 63 | 56 | 72 | 74 |
Высокий уровень | 25 | 16 | 16 | 0 | 12 | 0 |
Сравнительное распределение %-ного соотношения между уровнями самооценок (исследование в 6 и 9 классе):
Уровень самооценки Количество учащихся в % | Явно заниженная | С тенденцией к занижению | Адекватная | С тенденцией к завышению | Явно завышенная | |||||
6 класс | 9 класс | 6 класс | 9 класс | 6 класс | 9 класс | 6 класс | 9 класс | 6 класс | 9 класс | |
В % | 0 | 0 | 16 | 5 | 56 | 63 | 28 | 32 | 0 | 0 |
Сравнительное распределение %-ного соотношения между уровнями учебной мотивации (исследование в 5, 7 и 9 классе):
Уровень учебной мотивации Количество учащихся в % | Сниженный | Средний | Высокий | Очень высокий | Количество учащихся с ведущими учебными и социальными мотивами | ||||||||||
5 класс | 7 класс | 9 класс | 5 класс | 7 класс | 9 класс | 5 класс | 7 класс | 9 класс | 5 класс | 7 класс | 9 класс | 5 класс | 7 класс | 9 класс | |
В % | 6 | 0 | 10 | 13 | 50 | 53 | 28 | 50 | 37 | 53 | 0 | 0 | 33 | 29 | 25 |
5 класс 7 класс
9 класс Представленность учебных
и социальных мотивов
Выводы.
Сопоставив все данные, видим, что в течение 5-ти лет в изучаемом классе происходили следующие изменения:
- Самооценки детей на момент последнего исследования изменились в лучшую сторону по сравнению с диагностикой в 6 классе.
- Показатели степени сформированности мыслительных операций несколько изменились в сторону снижения по сравнению с исследованием в 7 классе, особенно по математическим и пространственным субтестам.
- Отмечается постепенное снижение уровня учебной мотивации от 5 к 9 классу, а также снизилась представленность учебных и социальных мотивов в структуре мотивации учащихся в качестве ведущих мотивов учебной деятельности.
Таким образом, мы пришли к окончательному выводу о том, что основной причиной попадания исследуемого класса в «аномальный» кластер стали пробелы в воспитательной работе лицея. И, в частности, стала очевидной необходимость работы по формированию такого взаимодействия семьи и школы, которое бы способствовало развитию мотивации учащихся на учёбу, ориентации на получение знаний, воспитанию серьёзного отношения к планированию своего будущего. Кроме того, мы также предполагаем, что одним из решений данной проблемы может послужить тьюторская программа «Управления индивидуализацией образования в лицее», позволяющая реализовать индивидуальный подход, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей учеников, организовать обучение на повышенном уровне качества образования, приближенного к личности обучаемого.
Список литературы.
- Бадак А., Кившик Е. Желание и возможности \ Школьный психолог, № 25—26’2004 г.
- Лапшина Л.В. Оценка качества образования на основе метода кластерного анализа// Справочник заместителя директора школы. – 2011.- №5.
- Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
- Психологические тесты \ Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – П 86 М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. – 140 с. – (Психология жизни).
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. Пособие : В 2 КН.–3-е изд.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра, / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.342-370.
- Финько И.Л., Антонова И.Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. часть 2. Учебная мотивация школьников. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 64 с.