Анализ работы педагога психолога

Шахматова Полина Викторовна

В работе представлен систематический анализ проведеного психолого-педагогического сопровождения школы №13 г. Нижневартовска

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Анализ работы педагога-психолога  Шахматовой П.В.

(2012-2013 уч. год)

Оглавление

1.        Реализация психологического аспекта мониторинга        

1.1. Психодиагностические  исследования развития  мотивационно –  потребностной сферы учащихся 2-4 классов.        

1.2.   Изучение уровня интеллектуального развития 2х классов        

1.3. Изучение интеллектуального развития  в 3х классах        

1.4. Изучение уровня интеллектуального развития в 4х классах        

1.5. Психодиагностические исследования уровня  интеллектуального развития обучающихся 5-х классов        

Выявленные особенности.        

1.6. Психодиагностические исследования направленности интересов учащихся 5-х классов        

1.7. Изучение самооценки обучающихся 1-х классов        

2. Реализация программы «Адаптация 1,5 классов»        

2.1. Социально-психологическая адаптация к школе у обучающихся        

1-х классов.        

2.2. Социально-психологическая адаптация у обучающихся 5-х классов.        

3. Анализ коррекционно - развивающей работы.        

3.1.  Анализ групповой коррекционно - развивающей работы        

3.2. Реализация антистрессовой программы «ИБИС» с учащимися 1-5 классов        

4. Социально-психологическое сопровождение участников педагогического процесса        

4.1. Психологическое сопровождение педагогического коллектива         

4.2. Психологическое сопровождение  родителей        

5.  Анализ консультативной деятельности        

6. Организационно-методическая работа        

7.  Проблемы и пути решения в работе педагога-психолога        

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, через создание  условий обеспечивающих успешную адаптацию подрастающего поколения в социуме.

ЗАДАЧИ:

  1. Создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка   в ситуации школьного взаимодействия.
  1. Продолжить исследования развития личности учащихся 1,2 ступени, способствующие реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.
  2. Реализация программ психолого-педагогического сопровождения  
  3.  Оказывать консультативную  и информационную  психологическую поддержку процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы

6. Систематизировать работу с педагогами через учебы, семинары, консультации в решении вопросов возрастного развития и учебной деятельности

  1. Реализация психологического аспекта мониторинга

1.1. Психодиагностические  исследования развития  мотивационно –  потребностной сферы учащихся 2-4 классов.

Общий анализ и динамика изменений

(2008-2009/ 2009-2010/2010-2011/2011-2012 уч.г.г.).

Выявленные особенности.

2 -е классы.(2012-2013)  

На параллели вторых классов, выявлено 65% учащихся с положительным отношением к школе (высокий и средний показатель). Большинство учащихся данного возрастного периода нацелены на содержание учебной деятельности:  ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. На параллели выявлено 13 учащихся (11%) с низким уровнем школьной мотивации. Данная группа школьников не заинтересована в учебной деятельности, и при возможности  оставались бы дома, не готовили домашнего задания.

3-е классы. (2011-2012/2012-2013)

В сравнении с 2011-2012уч.г. наблюдается снижение показателя высокого уровня школьной мотивации на 3%.  Также снижается количество детей на параллели с низким уровнем школьной мотивации – на 5%.  Таким образом, снизилось количество школьников с проблемами школьного обучения, которые связаны с негативными взаимоотношениями со сверстниками и учителями, трудностью усвоения  учебного материала, которые оказывают влияние на эмоциональное  состояние.  Данные изменения могут быть связаны с изменением педагогического состава на параллели.

4-е классы.( 2010-2011/2011-2012/2012-2013 уч.год)

Изменения в динамике незначительны, что свидетельствует о стабильном периоде в развитии мотивационно-волевой сферы у данной параллели обучающихся.

Диаграмма 1. Распределение показателей учебной  мотивации в школе 1 ступени 2012-2013  учебный год

Выводы.

  1. В начальном звене у 22% (74) обучающихся преобладает высокий уровень школьной мотивации, учебой активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
  2. У 44% (142) учащихся преобладает нормальный уровень школьной мотивации. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
  3.  У 24% (79) учащихся положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  4. Низкий уровень школьной мотивации преобладает у 10 % (13) учащихся.  Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. 
  5. Негативное отношение к школе, дезадаптация  в начальной школе не выявлено.

Приоритетные направления работы по результатам мониторинговых исследований.

    По результатам психодиагностических исследований, можно выделить следующие направления работы, которые необходимо решать  совместно с администрацией школы в  2012-2013 учебного года.

1. Продолжить работу по исследованию мотивационно–потребностной сферы среди обучающихся с низким уровнем учебной мотивации, выявления причин немотивированности обучающихся .

2. Познакомить педагогов школы первой ступени  с результатами мониторинговых исследований сформированности мотивационно–потребностной сферы младших школьников.

4. Участвовать в проведении методических заседаний: «Использование активных форм работы для привлечения внимания и интереса учащихся к  учебной деятельности».

1.2.   Изучение уровня интеллектуального развития 2х классов

Общий анализ и динамика изменений

( 2012-2013 уч.г.г.).

Выявленные особенности.

Цель:  исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

Задачи: 

  1. Выполнить количественный анализ результатов:

а) по классу;

 б) по параллели;

       в)  %-ое соотношение общих результатов исследования.

2.     Определить качественные характеристики и свойства развития мышления на параллели 2х классов

3.     Выявить детей, с  низким уровнем развития словесно-логического мышления.

Методика: «Изучение развития логических операций» ( Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Временной аспект январь 2013.

Количество обследованных: 

Во 2а классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;

Во 26 классе приняло участие в исследовании 22 обучающихся;

Во 2в классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;

Во 2гклассе приняло участие в исследовании 22 обучающихся;

Во 2д классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся

Всего во 2-ых классах приняло участие в исследовании - 117 обучающихся.

Таблица №4. Распределение показателей словесно-логического мышления 2 классы 2012-2013 уч.год

общий

к-во

%

к-во

%

к-

во

%

к-во

%

к-во

%

к-во

%

Высокий

6

25%

5

23%

4

16%

2

9%

2

8%

19

16%

Средний

11

46%

11

50%

12

48%

12

55%

10

42%

56

48%

Ниже среднего

6

25%

4

18%

3

12%

5

23%

5

21%

23

20%

Низкий

1

4%

2

9%

6

24%

3

13%

7

29%

19

16%

Диаграмма 4. Распределение показателей словесно-логического мышления у младших школьников.

  1. Высокий уровень словесно-логического мышления преобладает во 2А и 2Б классах (6 и 5  обучающихся – 25% и 23% соответственно). У данной группы хорошо сформированы мыслительные операции: сравнения, обобщения, классификации, широкий словарный запас, что способствует высокому уровню усвоения учебного материала и успешному овладению школьными знаниями.
  2.  На параллели 2х классов преобладает средний уровень развития словесно-логического мышления - в среднем у 48% обучающихся (см. таблицу №1). Данная группа учащихся имеет средние показатели по субтестам, при работе допустили 1-2 ошибки. Чаще всего допускают ошибки из-за собственной невнимательности, торопливости при работе с бланком (желание сделать быстрее всех). Данный уровень развития словесно-логического мышления является оптимальным для усвоения школьных знаний.
  3.  Была выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего». Во 2г и 2д по 5 обучающихся, 2а - 6 обучающихся (20% в среднем). Часто допускают ошибки при выполнении задания в связи с низкой речевой грамотностью, узким словарным запасом и уровнем осведомленности о предметах жизнедеятельности. Часто не могут выделить существенных связей между предметами.
  4. Низкий уровень преобладает во 2д классе - 7 обучающихся (29%), а также во 2в – 6 обучающихся (24%),  (см. таблицу №3). Школьники с данным уровнем развития мышления не владеют навыками дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и понятий. Имеют низкий уровень сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями. Недостаточно сформировано обобщение - не умеют подвести понятия под общую категорию. Чаще всего имеют низкие показатели успешности в учебной деятельности   —   требуют   индивидуальной   работы   с   педагогом   и   психологом.

Проблемные зоны Рассматривая проблемные зоны сформированности словесно-логического мышления у младших школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен  по субтесту «умозаключение по аналогии» - средний балл по параллели - 5,96. Учащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Также необходимо отметить, что при работе с бланками учащиеся невнимательно читают инструкции к субтестам, торопятся при выполнении заданий. Следует обратить внимание, что снижен показатель по субтесту «осведомленность» - 6,04. Данный результат свидетельствует о том, что дети мало времени уделяют внимания на работу с признаками, особенностями, деталями предмета, мало знают об окружающем мире. Данный субтест также выявляет особенности работы таких операций мышления как: анализ и синтез. Следует рекомендовать учителям и родителям младших школьников расширять уровень осведомленности и знаний, больше читать книг, энциклопедий, обращать внимание на детали при работе с различным материалом.

1.3. Изучение интеллектуального развития  в 3х классах

Методика: «Изучение развития логических операций» (Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Форма проведения: групповая.

Временной аспект:      январь 2013г.

Количество обследованных: 

Во 3а классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся;

Во 36 классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;

Во 3в классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся;

Во 3гклассе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;

Во 3д классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся

Всего во 3-ых классах приняло участие в исследовании - 117 обучающихся.

Таблица №1. Распределение показателей словесно-логического мышления

 

итог

высокий

3

13

15

63

0

0

4

17

7

30

29

25

средний

10

42

6

25

13

57

13

54

10

43

52

44

ниже сред

5

21

3

13

6

26

4

17

1

4

19

16

низкий

5

21

0

0

4

17

3

13

5

22

17

15

 

 

%

 

%

 

%

 

%

 

%

 

%

  1. Среди учащихся Зх классов преобладает средний уровень интелектуального развития – 44%  (52 обучающихся). Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
  2. Высокий уровень интелектуального развития выявлен у 25% школьников (29 учеников). Данный уровень свидетельствует о хорошо развитых операциях логического мышления. Данная группа младших школьников имеет более высокие показатели успешности в школьном обучении.
  3. Выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего» - 16% (19 учеников). Высокий уровень отвлекаемости, низкая концентрация и низкий уровень осведомленности учащихся приводит к большому числу ошибок при выполнении работы.
  4. На параллели Зх классов выявлено 15% (17 учеников) с низким уровнем развития словесно-логического мышления. Ученики данной группы допускают большое количество ошибок в связи с несформированностью процессов мышления: сравнение, обобщение, выделение признаков между предметами и явлениями. Имеют низкие результаты успешности учебной деятельности. Также выявлено, что ученики с низким уровнем развития словесно-логического мышления имеют низкую учебную мотивацию или мотивацию ориентированную на внеучебную деятельность.

   Рассматривая проблемные зоны сформированности словесно-логического мышления у младших школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен по субтесту «аналогии» - средний балл по параллели - 6,2 Учащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Также необходимо отметить, что при работе с бланками учащиеся невнимательно читают инструкции к субтестам, торопятся при выполнении заданий. Наибольший средний показатель выявлен по субтестам «обобщение», «исключение лишнего» - средний бал 7,0.

1.4. Изучение уровня интеллектуального развития в 4х классах

Изучение  мышления в 4х классах (2012-2013 уч.г.)

Методика: «Изучение развития логических операций» (Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Форма проведения: групповая.

Временной аспект:      январь 2013 г.

Количество обследованных: 

Во 4а классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;

Во 4б классе приняло участие в исследовании 27 обучающихся;

Во 4в классе приняло участие в исследовании 24  обучающихся;

Во 4г классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;

Всего в 4-ых  классах  приняло участие в исследовании – 101 обучающихся.

Таблица №1. Распределение показателей словесно-логического мышления в 4-х классах

итог

высокий

11

44%

12

44%

6

25%

9

36%

38

38%

средний

13

52%

15

56%

11

46%

11

44%

50

50%

ниже сред

1

4%

0

0%

5

21%

4

16%

10

10%

низкий

0

0%

0

0%

2

8%

1

4%

3

2%

  1. Среди учащихся 4х классов преобладает средний уровень интелектуального развития - 50% (50 учеников). Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
  2.  Высокий уровень интелектуального развития выявлен у 38% школьников (38учеников). Данный уровень свидетельствует о хорошо развитых операциях логического мышления. Данная группа младших школьников имеет более высокие показатели успешности в школьном обучении.
  3. Выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего» - 10% (10 учеников). Высокий уровень отвлекаемости, низкая концентрация и низкий уровень осведомленности учащихся приводит к большому числу ошибок при выполнении работы.
  4. На параллели 4х классов выявлено 2% (3учеников) с низким уровнем развития словесно-логического мышления. Ученики данной группы допускают большое количество ошибок в связи с несформированностью процессов мышления: сравнение, обобщение, выделение признаков между предметами и явлениями. Имеют низкие результаты успешности учебной деятельности. Также выявлено, что ученики с низким уровнем развития мышления имеют низкую учебную мотивацию или мотивацию ориентированную на внеучебную деятельност

Рассматривая проблемные зоны сформированности мышления у школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен по субтесту «аналогии» - средний балл по параллели - 6,8. Обучащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Наибольший средний показатель выявлен по субтесту «обобщение» - средний бал 8,1.

1.5. Психодиагностические исследования уровня  интеллектуального развития обучающихся 5-х классов

Выявленные особенности.

Всего исследовано 91  обучающихся в 5-х классах-:

5А класс – 21 обучающихся

5Б класс - 26 обучающихся

5В класс - 22 обучающихся

5Г класс – 22 обучающихся

    

Результаты исследования уровня интеллектуального  развития

обучающихся 5-ых классов (2012-2013уч.г.)

Класс

кол-во

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

5 А

21

0

0%

0

0%

13

62%

8

38%

0

0%

5 Б

26

1

4%

3

12%

21

80%

1

4%

0

0%

5 В

22

0

0%

3

14%

15

68%

4

18%

0

0%

22

0

0%

0

0%

10

45%

12

55%

0

0%

Итого

91

1

1%

6

7%

59

65%

25

27%

0

0%

      Как видно из ниже приведенных  сводных данных у обследуемых обучающихся 5-х классов преобладает  средний уровень интеллектуального развития – 59 обуч. (69%). Положительным фактором является отсутствие  низкого уровня интеллектуального развития обучающихся на параллели 5-х классов.

   Исследование уровня интеллектуального развития обучающихся 5-х классов по электронной модели «Психологический мониторинг» проводятся впервые, поэтому сравнительные данные отсутствуют.

Вывод.

1. Исходя из полученных данных, можно говорить, что у обучающихся 5-х классов преобладает  средний уровень интеллектуального развития – 59 обуч. (69%)   и находится в пределах допустимой нормы.

2. Положительным фактором является отсутствие  низкого уровня интеллектуального  развития обучающихся.

Рис.2. Средний показатель интелектуального развития

в 5х классах 2012-2013 уч.год

  1.         Высокий уровень умственного развития выявлен у 1% - 1 обучающихся.  Данная группа учащихся четко выполняют инструкции, владеет операциями анализа и синтеза материала, на высоком уровне определяют сходства и различия между понятиями, выделяют существенные признаки предметов  для определения аналогических связей и обобщения. По результатам итоговых работ учебной деятельности у учащихся с высоким уровнем интеллектуального  развития высокие показатели успешности.
  2. Уровень  выше среднего выявлен у 7% - 6 обучающихся. Данная группа учащихся четко выполняют инструкции, владеет операциями анализа и синтеза материала, хорошо определяют сходства и различия между понятиями, выделяют существенные признаки предметов  для определения аналогических связей и обобщения. При этом допускают 1-2 ошибки, в связи снижением внимания и работоспособности к концу тестирования.
  3. Средний уровень умственного развития выявлен у 65% - 59 обучающихся. Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
  4. На параллели 5х классов есть группа обучающихся уровень мышления, которых «ниже среднего» - 27% (25 обучающихся). Данный уровень свидетельствует о наличии проблемных зон в развитии отдельных мыслительных операций у школьников. Следует также отметить, что данный уровень умственного  развития не является критическим и учащихся есть успехи в учебе. Главной особенностью является то, что есть проблемы в других учебных дисциплинах – «одностороннее мышление».

1.6. Психодиагностические исследования направленности интересов учащихся 5-х классов

Цель:    Изучить  направленность интересов и предпочтений учащихся 5-х классов.

Задачи.

  1. Определение направленности интересов и предпочтений учащихся
  2. Определение наиболее проблемных зон в формировании направленности интересов учащихся.

Методика: «Карта интересов школьника» методика Д.Хаана, М. Каффа (в модификации А.И. Савенькова)

Обследовано: 101 ученика

В 5А классе обследовано 21 человек

В 5Б классе обследовано 26 человек

В 5В классе обследовано 27 человек

В 5Г классе обследовано 27 человек

Анализ результатов (2012-2013 уч.год) по выявленным предпочтениям на параллели 5х классов:

  1. У учащихся данного возраста ярко выражена направленность на коммуникативные интересы, налаживанию коммуникаций со сверстниками и взрослыми – 57% (56 уч.).
  2. Сохраняется высокий уровень познавательных интересов: математика и гуманитарные науки по 55%. Данная группа учащихся отдает предпочтение изучению математики, вычислению, нахождению еизестных выражений, нравиться работа с числами. Также сохраняется интерес к изучению русского языка,  чтению книг.
  3. По результатам наблюдений снижается количество учеников посещающих дополнительные кружки в 5 классе. Чаще всего учащиеся объясняют это появлением большого количества новых учебных дисциплин. На параллели интерес  к самореализации учащихся через участие в творческой деятельности – 38% (39уч).
  4. Также выявлена проблемная зона – низкий уровень сформированности интересов по дисциплине «природа, экология»

Таблица №2. Результаты исследования направленности интересов

обучающихся 5х классов 2012-2013 уч. год.

 

математика и техника

гуманитарные науки

художественная деятельность

физкультура и спорт

коммуникативные интересы

природа и естествознание

труд и самообслуживание

49%

55%

49%

53%

63%

45%

58%

57%

60%

41%

52%

55%

31%

54%

63%

53%

33%

56%

55%

33%

52%

50%

54%

28%

45%

53%

31%

47%

Итог

55%

55%

38%

51%

57%

35%

53%

Рис. Направленность интересов  учащихся 5х классов 2012-2013уч.г..

Вывод. 

1.Наиболее выражена направленность интересов «коммуникация и досуговая деятельность» (57%): просмотр фильмов, игры, общение со сверстниками на внеклассных мероприятиях. Данный показатель является актуальным для младших подростков и связан со  сменой ведущей деятельности: с позновательно-активной на межличностное общение.  

2. 3. Следует отметить,  что у учащихся 5х классов сохраняется интерес к математическим (55%) и гуманитарным наукам (55%) .

4.Снижен интерес учащихся к  спорту (38%).

Проблемная зона:

1.  В связи с актированными днями не в полном объеме выполнен план мониторинговых исследований – на 2 полугодие перенесен анализ исследования мотивационно-потребностной сферы и уровня интеллектуального развития младших школьников.

2. Продолжаются исследования в 5-х классах с помощью электронной программы «Психологический мониторинг» (Матрос-Софт).

1.7. Изучение самооценки обучающихся 1-х классов

1.1. Психодиагностические  исследования самооценки  учащихся 1-х  классов.

Цель: Изучить уровень самооценки у обучающихся 1-х классов.

Задачи:

  1. Определение уровня самооценки первоклассников с помощью диагностического исследования.
  2. Определение группы учащихся имеющих низкую самооценку.
  3. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учащихся с учетом возрастно-индивидуальных особенностей младших школьников.

Количество обследованных:  108 чел.

В  1а классе приняло участие в исследовании  26  обучающихся

В  1б классе приняло участие в исследовании  28  обучающихся

В  1в классе приняло участие в исследовании 25  обучающихся;

В  1г классе приняло участие в исследовании  29 обучающихся;                                                                                                                                                                                                                          

Диагностический инструментарий:

  1. «Лесенка» в модификации Щур В. Г.  Цель: исследование самооценки школьника  с различных позиций.

Изучение самооценки

По результатам исследования самооценки преобладает адекватный  уровень – 54% (59уч), высокий уровень -36% (38уч), что считается возрастной нормой. У данной группы  реалистичное восприятие собственных возможностей, что способствует успешной адаптации  к учебной деятельности.

Таблица № 1. Результаты диагностики самооценки первоклассников

по параметру «Отношение учителя к ребенку с позиции первоклассников»

класс

высокая

адекватная

низкая

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

10

38%

12

46%

4

16%

9

32%

16

57%

3

11%

12

48%

12

48%

1

4%

7

24%

19

65%

3

11%

Итог

38

36%

59

54%

11

10%

Вывод.

1. На параллели первых классов выделена группа обучающихся с низким уровнем

самооценки -11% (12 обучающихся),  такие школьники составляют «группу риска», испытывают трудности в учебной и внеучебной деятельности, что отрицательно влияет на социально-психологическую адаптацию к школьному обучению  и личностному развитию в целом.

2. В течение учебного года проводится коррекционно-развивающая работа с данной группой обучающихся  направленная на развитие положительного отношения к результатам собственной деятельности и рефлексии собственного поведения. Использование в коррекционно-развивающей работе игровых техник и упражнений способствующих повышению самооценки первоклассников. Также проводились консультации для педагогов и родителей, на которых были даны рекомендации по повышению уровня самооценки.

Проблемную зона:

На параллели выявлен низкий уровень самооценки у обучающихся 1х классов, дети данной группы испытывают чувство страха при выполнении учебных заданий, что приводит к трудностям в учебной деятельности и отрицательно влияет на социально-психологическую адаптацию к школьному обучению в целом. Данный показатель составил 10% (11уч.).  

2. Реализация программы «Адаптация 1,5 классов»

2.1. Социально-психологическая адаптация к школе у обучающихся

1-х классов.

Цель: Изучить социально-психологическую адаптацию к школе у обучающихся 1-х классов.

Задачи:

  1. Определение степени социально-психологической адаптации первоклассников с помощью диагностического исследования.
  2. Наблюдение сформированности навыков учебной деятельности во время уроков и за поведением учащихся во время перемен.
  3. Определение группы учащихся имеющих тенденцию к неполной адаптации и дезадаптации.
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учащихся с учетом возрастно-индивидуальных особенностей младших школьников.

Количество обследованных:  108 чел.

В  1а классе приняло участие в исследовании  26  обучающихся

В  1б классе приняло участие в исследовании  28  обучающихся

В  1в классе приняло участие в исследовании 25  обучающихся;

В  1г классе приняло участие в исследовании  29 обучающихся;                                                                                                                                                                                                                  

Диагностический инструментарий:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Методика исследования социально-психологической адаптации первоклассника  (По З.М. Александровской);
  2. «Комфортно ли ребенку в школе?» (В.А. Кореневская); Цель: определение эмоционального отношения к школе и сформированности системы взаимоотношений.
  3. Наблюдение (посещение уроков) на основе схемы предложенной З.М.Александровской.

Общий интегральный показатель адаптации вычислялся суммированием баллов по всем перечисленным шкалам, и размах его значений в пределах от 0 до 35 баллов. Интервал от:  24 - 35 баллов - зона адаптации; 12 до 23 баллов - зона неполной адаптации; 0 до 11баллов - зона дезадаптации.

Таблица. Результаты уровня  адаптации первоклассников в 2012-2013 уч году

 

адаптация

неполная адаптация

дезадаптация

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

17

65%

5

19%

4

16%

17

60%

6

21%

5

19%

20

80%

4

16%

1

4%

26

89%

3

11%

0

0

общий

80

74%

18

16%

10

10%

Рис. Распределение показателей социально-психологической адаптации по классам

Рис. Распределение показателей социально-психологической адаптации

Если рассматривать результаты по общему интегралу показателей шкал трех зон адаптации, можно сделать следующие выводы:

  1. Зона адаптации к школе преобладает у 89 уч-ся – 74%    
  2. Зона неполной адаптации преобладает у 18 уч-ся – 16%.
  3. Зона дезадаптации преобладает у 10  уч-ся – 10%

Анализ количественных результатов по анкете «Комфортно ли ребенку в школе?» показал следующую картину:

  • Дискомфорт по отношению к школе, не всегда с удовольствием посещают занятия в школе, испытывают 5 школьников, что составляет 4% от всего числа опрашиваемых на параллели первых классов.
  • Не всегда с радостью посещают школу, испытывают трудности пробуждения в утренние часы 23 первоклассников (18 %), По возможности остались бы дома 25 школьников, 20%.
  • Не делятся своими успехами или проблемами в школе с родителями 19 школьников (15%).

 «Проблемные зоны»

  • Низкий уровень усвоения школьных знаний – 10%;
  • Нарушение норм поведения на переменах – 19%;
  • Эмоциональный дискомфорт  - 3%.

Обобщенную картину школьной дезадаптации можно представить следующими формами:

  1. неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности;
  2. неспособность произвольно управлять своим поведением;
  3. неспособность, принять темп школьной жизни (чаще всего встречается у
    соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития, слабым типом
    нервной системы).
  4. школьный невроз или «фобия» школы.

Приоритетные направления по результатам исследований:

  1. Организация групповой коррекционно-развивающей работы в контексте психологической адаптации к школе через:
  • устранение симптом и причин психологического неблагополучия детей в школе;
  • создание условий для полноценного психологического развития первоклассников;
  • развитие произвольности как одного из главных условий, способствующих успешности ребенка в школе;
  • расширение и обогащение навыков общения со сверстниками;
  • оптимизация уровня самооценки, развитие ее гибкости и адекватности.

       2.  Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы:

  • преодоление отклонений в развитии личности (низкого интеллектуального развития, высокой агрессивности и тревожности);
  • развитие рефлексии своего поведения и деятельности.

       3. Проведение индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам трудности адаптации и обучения в школе первоклассников

        2.2. Социально-психологическая адаптация у обучающихся 5-х классов.

        Согласно плана работы, с сентября по октябрь месяц включительно 2012 – 2013 учебного года изучался адаптационный период учащихся 5-х  классов.          

 За это время было посещено 8 уроков. Методом направленного наблюдения анализировалась деятельность подростков на уроке, их общение и взаимодействие с учителями и между собой.  Были проведены подгрупповые встречи с учащимися 5-х классов, на которых в доверительной форме  шел  разговор о тех трудностях, с которыми встретились учащиеся при переходе в среднее звено, а так же были рассмотрены возможные  пути преодоления их  самими учащимися.

Цель исследования: выявить появление разного рода трудностей и возможные негативные  явления в   период адаптации школьников.

 Одним из показателей успешного развития личности является эмоциональная стабильность, ощущение комфорта по отношению к учебной деятельности. Таким условием является - показатель уровня тревожности учащихся. 

Диагностический инструментарий:

 1. Изучение  школьной   тревожности (тест Филипса)

 2.Анкета «Отношение к школе» (автор М. Александровская)

 3. Метод направленного наблюдения в различных видах деятельности обучающихся

Цель: определение появления разного рода трудностей и возможные негативные             явления в   период адаптации.

Обследовано: 101 учеников

5А класс – 21 обучающихся

5Б класс – 26 обучающихся

5В класс – 27  обучающихся

5Г класс – 27  обучающихся

Временной аспект: октябрь 2012 года

Форма проведения: групповая

Таблица №4. Распределение уровней тревожности по классам

 

итого

 

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

высокий

4

20%

4

16%

5

19%

7

26%

20

20%

повышенный

7

33%

9

34%

9

33%

7

26%

32

32%

норма

10

47%

13

50%

13

48%

13

48%

49

48%

Рис. Уровни тревожности в 5х классах

Анализируя общие данные исследуемой тревожности по классам (результаты диаграммы 1) можно выделить следующее:

  • На параллели 5х классов преодладает нормальный уровень школьной тревожности – 48%  (выявлен у 49 обучающихся). Дети имеющие нормальный уровень тревожности не испытывают чувство страха и боязливости в учебной ситуации.
  • Повышенный уровень тревожности преобладает выявлен у 32% (32 обучающихся). Данный уровень тревожности свидетельствует о наличии напряжения и беспокойства по исследуемым факторам тревожности;
  • Высокий уровень тревожности преобладает выявлен у 20% (20 обучащихся). Высокий уровень тревожности у данной группы учащихся может проявляться в напряженности, озабоченности, переживании в виде чувств неопределенности и беспомощности по отношению к учебной ситуации в школе, а также по отношению к группе сверстников. Наибольшее количество детей с высоким уровнем тревожности выявлено в 5Г классе (26% - 7 обучающихся)

        

Рис. Распределение среднего показателя по исследуемым критериям тревожности

Выстраивая исследуемые факторы тревожности в иерархическом порядке, по мере убывания, уменьшения процента выраженности по средним подсчетам то мы можем наблюдать следующую картину.

  • На первом месте по степени выраженности проявляется такие критерии тревожности как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и  переживание социального стресса – 69% (68%).  Данный фактор свидетельствует о том, что дети данной возрастной группы имеют сниженную приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  • Фрустрация потребности в достижении успеха в среднем имеет повышенный уровень, и составляет  62 %.  Обучающие  испытывают тревожность по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Свидетельствуют о наличии  неблагоприятного психологического фона, не позволяющего ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
  • Страх несоответствия ожиданиям окружающих средний показатель на параллели 5х классов 59%.  Проявление тревожности связанной с  эмоциональным состоянием ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками). 

      Анализируя ответы учащихся  на вопросы анкеты, можно предположить, что ученики испытывают трудности в школе, в связи с изменившимися условиями. Адаптационный период учащихся пятого класса  показал, что учащиеся испытывают трудности в следующих ситуациях школьного обучения:

  • Наибольшие трудности возникают в понимании нового материала по следующим предметам:
  1. иностранный язык –  33 обучающихся (42%),
  2. математика – 25 обучающихся (32%)
  3. русский язык –  20 обучающихся (25%), и истории -  19 обучающихся (24%);
  • Рассматривая трудности обучения, которые зависят от требований учителей, отмечается следующее: 27 бучающихся (34%) испытывают трудности при ответе у доски, 21 обучающихся  (27%) трудно воспринимают требования учителей к записи в тетради,  14 обучающихся (18%) испытывают трудности при записи домашнего задания.
  • Учащиеся 5х классов  считают, что наибольшее количество материала предъявляют на таких дисциплинах как:
  1. литература – 35 обучающихся (44%), русский язык – 31 обучающихся (39%);
  2. математика и иностранный язык – 27 обучающихся (34%);
  3.  история – 19 обучающихся (24%)
  • 42 обучающихся (53%) не могут привыкнуть к появлению ежедневной усталости от большого количества уроков;
  • 85% (67 обучающихся) опрошенных детей вспоминают бывших учителей и 78% (61 обучающийся) хотели бы, чтобы бывшие учителя вели у них уроки.

Важно отметить, что в адаптационный период сохранился высокий уровень познавательной активности в 5х классах, об этом свидетельствуют ответы учащихся на следующие вопросы: «Учителя хорошо объясняют новый материал» - 71 обучающихся (91%); «Интересно искать новые способы решения задач, и т.д.» - 72 обучающихся (92%).

Отмечается проявление мотивации учащихся на достижение успеха – 85%; на одобрение – 84%; на получение хорошей отметки – 94%.

Предложения по успешности реализации программы «Адаптация - 1, 5 классов»

Программа «Адаптация – 1» 

1.Проведение консультаций для педагогов с ознакомлением результатов диагностических исследований

2. Привлечение родителей, организация групповых консультаций по проблемам учебной деятельности первоклассников

 3.  Организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы:

  • преодоление отклонений в развитии личности (низкого

   интеллектуального   развития, высокой агрессивности и тревожности);

  • развитие рефлексии своего поведения и деятельности.

4. Проведение психолого-педагогических консилиумов с привлечением специалистов школы (медик, логопед) и учителей предметников.

Программа «Адаптация – 5»

1. Взаимодействие с классными руководителями 5В, 5Г классов по решению проблем сплочения коллектива, проведение тематических классных часов.

2. Проведение групповых форм работы  с обучающимися для решения проблем организации обучения, а также анализ личностных особенностей подростков.

3. Анализ коррекционно - развивающей работы.        

3.1.  Анализ групповой коррекционно - развивающей работы

Цель.  Предупредить возможное неблагополучие в психическом и  личностном развитии учащихся  и  создании благоприятных  условий  для  гармоничного развития личности.

Задачи: - становление произвольности

                         -развитие самостоятельности через формирование адекватной самооценки

                         - обучение критериям оценки и приемам контроля своей деятельности

                         - повышение уровня учебной мотивации          

      Коррекционно-развивающая работа носила целостный характер и ориентирована на развитие личности и психических процессов ребенка. В каждом отдельном случае решались самостоятельные задачи по построению коррекционной работы.

       Таблица №5.  Коррекционно - развивающие занятия для учащихся 1-5  классов.

п.п

Название программы

Класс

кол-во проведенных часов

охват обуч-ся

результат

Психологический курс «Тропинка к своему Я»

1классы

2А,2Б,2Г

136 часов

102 часа

110 чел

70 чел

Сохранение и формирование психологического здоровья детей. Повышение знаний о науке «психология» и культуры общения.

Психологическое сопровождение адаптации первоклассников   (составитель О.Н. Рудякова)

1А класс

1Б класс

1В класс

1Г класс

16 часов

16 часов

16 часов

16 часов

9 чел

11 чел

5 чел

3 чел

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к новой ситуации развития.

Коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими школьниками  2-3 классов Д.А. Глазунов

2Д класс

3Д класс

32 часа

32 часа

6 чел

3 чел

Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер  личности в условиях учебно-игровой деятельности

Программа психологического сопровождения пятиклассников «Учимся решать проблемы»

Битянова М.Р., Беглова Т.В.

5А класс

5Б класс

5В класс

5Г класс

8 часов

8 часов

8 часов

8 часов

12 чел

8 чел

9 чел

6 чел

Развитие навыков конструктивного общения со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций, развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Повышение уровня адаптации в 5х кл.

«Этика Общения»

5 классы

136 часов

94 чел

Антистрессовая программа игрового биоуправления и саморегуляции «ИБИС»

1-5 кл

168  ч

45 чел

Снятие эмоционального напряжения обучающихся Развитие умений находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий.

«Впереди 5 класс»

4А класс

4Б класс

12 часов

12 часов

14 чел

4 чел

Проведение групповых форм работы  с обучающимися для решения проблем организации обучения при переходе в 5 класс, а также анализ личностных особенностей подростков.

итог

1-5 кл

726

409

Проблемная зона: 

  1. В соответствии с тем, что занятия с педагогом-психологом по курсу «Учимся решать проблемы» в период адаптации 5-х классов не внесены в основное расписание снижается качество реализации программы. А также в связи с тем, что нет высокой степени мотивации педагогов и классных руководителей на оказание психологического сопровождения обучающимся.
  2. Низкая заинтересованность классных руководителей 4-х классов в сопровождении и подготовке детей к обучению в среднем звене, не все дети посещали занятия с психологом, что может отразиться на адаптационном процессе в 5м классе. Низкая степень осознания обучающимися введения профильности, непонимание важности данного вопроса, низкая степень сформированности интереса к определенным наукам на данном возрастном этапе.
  3. Анализ работы с учащимися 1х классов с низким уровнем познавательного развития и трудностью адаптации к учебной деятельности. В течении года на контроле педагога-психолога числилось 16 первоклассников. Произошла незначительная положительная динамика развития познавательных процессов младших школьников: концентрации и объема внимания, зрительного и слухового опосредованного запоминания, мышления.
  4. В течении 2012-2013 учебного года проводилась групповая работа с учащимися 2х классов испытывающих трудности школьного обучения. На контроле педагога-психолога числилось 8 учащихся с трудностью усвоения школьных знаний и эмоционально-поведенческих реакций.
  5. С учащимися 4х классов с высоким уровнем тревожности проведены 8 групповых занятий для снятия эмоционального напряжения перед переводом в 5й класс.

3.2. Реализация антистрессовой программы «ИБИС» с учащимися 1-5 классов

Большим помощником в профилактической и коррекционной работе является антистрессовая программа «ИБИС», созданная на базе Научно-Производственной фирмы «АЛМАТЕЯ» г.Санкт-Петербург.

       Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей навыками саморегуляции.

        Задачи.

  • Формирование адаптивного типа взаимоотношений с внешней средой, оптимизация протекания адаптационного процесса у детей при поступлении в школу, переходе к предметному обучению.
  • Формирование  знаний и навыков, необходимых для поддержания хорошего физического и психического здоровья, повышения качества жизни.
  • Развитие умений находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий.

Данная программа в МОСШ№13 работает с апреля 2003г. Выбор групп учащихся для прохождения программы обусловлен результатами психологических исследований особенностей личности 1-5х классов, за основу были взяты следующие проблемы:

-        повышенная тревожность

-        нестабильность эмоционально-волевой сферы

-        сниженный уровень работоспособности.

В школе психологом с детьми проводятся практические занятия, на которых в интересной и доступной форме ребята обучаются:

-        приемам   релаксации,   снятия   напряжения,   дезактуализации   негативных переживаний, повышения концентрации внимания;

-        выработке позитивной поведенческой стратегии.

В процессе работы вырабатываются глубоко закрепленные (на уровне тела) навыки саморегуляции и самоконтроля.

Занятия построены в игровой форме, поэтому пользуются интересом среди учащихся, а достигаемые результаты ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребенка. Ежегодно увеличивается количество проведенных индивидуальных и групповых занятий с обучающимися.

Результаты занятий по программе «ИБИС» за 2012-2013 учебный год

№п\п

2012-2013 уч. год

1

Количество учащихся охваченных психопрофилактическими программами, из них:

45

  • 1 классы

20

  • 2 классы

8

  • 3 классы

4

  • 4 классы

8

  • 5-6 классы

5

2

Количество проведённых занятий (всего), из них:

3

1. Индивидуальных занятий с учащимися, из них:

56

  • 1-5 классы

49

Педагогами

3

Родителями/инд.консультации

4

2. Групповых занятий, из них:

112

С учащимися:

110

  • 1 классы

47

  • 2 классы

24

  • 3 классы

12

  • 4 классы

23

  • 5 классы

4

Педагогами

1

Родителями

1

Результаты прохождения психопрофилактического тренинга (%)

Динамика уровня:

начало

завершение

динамика

кол

%

кол

%

%

- тревожность  

14

31

8

18

13

- внимание

17

37

12

27

10

- дезадаптация (неполная адаптация)

18

40

10

22

18

- нарушение эмоциональной сферы

14

31

9

20

11

Реализация антистрессовой программы «ИБИС» проходила совместно с развивающими занятиями, которые были направлены на раскрытие эмоциональных сторон младших школьников.

Вывод.

  1. По   результатам   корректурных   проб,   наблюдается положительная динамика в уровне внимания -10% (объеме просмотренного материала и скорости переработки информации). На фоне уменьшения количества допущенных ошибок, улучшается распределение и переключение внимания, что говорит об улучшении концентрации внимания и восстановлении баланса между процессами торможения и возбуждения, а в целом о повышении уровня работоспособности.
  2. При диагностике эмоционального состояния результаты показали, что в результате проведения занятии по программе «ИБИС», показатель суммарного отклонения уменьшается, что свидетельствует о приближении состояния   к норме (по показателю – тревожность на 13%)
  3. Отмечается положительная динамика у  учащихся  после работы по программе «ИБИС» оптимизации самооценки самочувствия, активности и настроения (на 11%).

Проблемная зона: Мониторинг реализации программы показывает эффективность в рамках коррекции эмоциональной сферы младших школьников, особенно в индивидуальной коррекционно-развивающей работе педагога-психолога, но следует отметить, что есть определенные сложности в организации процесса, в связи с занятостью кабинета.

4. Социально-психологическое сопровождение участников педагогического процесса

4.1. Психологическое сопровождение педагогического коллектива

  1. 23.09.2012г – Педагогический консилиум по 1м классам «Психологическая готовность к школе»
  2. 01.10.-06.10.2012г - Участие в малых педагогических советах школы 2-5 классы, по выявлению слабоуспевающих детей и детей «группы риска»
  3. 10.10.2011г – Семинар-практикум для учителей и классных руководителей 1, 5х классов «Трудности адаптации обучающихся к основной школе»
  4. 13.10.2012 – Городской конкурс «Педагогические инициативы» (создание визитки команды» (https://docs.google.com/presentation/pub?id=1u_JOosUXhBG0Dgd-ACTEqqP2OjQwlqNgHg0jV7G41hM&start=false&loop=false&delayms=3000
  5.  1.11-30.11.2011г – Психологическое сопровождение конкурса «Учитель года 2013» (участник Тулепова О.Г., Петрученко Т.В.)
  6.  Психолого-педагогический консилиум «Итоги адаптационного периода 1-х классов»
  7. 13.12.2012г – Психолого-педагогический  консилиум «Итоги адаптационного периода 5-х классов»
  8.  25.12.2012 г – Методическое совещание для учителей начальных классов  «Отслеживание результатов ведения мониторинга ФГОС»

Проблемная зона: снижается количество педагогов, проходящих через комнату психологической разгрузки, которые могут снять психологическое напряжение после трудного рабочего дня.

4.2. Психологическое сопровождение  родителей

В целях просвещения родителей были подготовлены и проведены родительские собрания по классам:

В целях просвещения родителей были подготовлены и проведены родительские собрания по классам:

  1. 1.09.2012г – Родительская академия в 1х классах «Условия образовательного учреждения для успешного обучения первоклассников»
  2. 12.09.2012г. Родительские собрания в 1х классах «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»
  3. 28.09.2012г - Родительские собрания в 5х классах «Психологические особенности пятиклассников. Трудности адаптации к средней школе»
  4. 29.10.2012г - Круглый стол для родителей опекаемых семей «Роль психолого-педагогического сопровождения в жизни ребенка»
  5. 05.12.2012г – Родительские собрания 2-3 классы «Возрастные особенности младших школьников. Психологическое сопровождение учебной деятельности»
  6. 06.12.2011 – Родительская академия  «Правильная осанка»
  7. 11.01.2013г – Родительское собрание в 6А классе «Психологические особенности в подростковом возрасте и их роль в развитии личности»
  8. 21.02.2013г – Родительское собрание для родителей будующих первоклассников «Психологические особенности готовности к обучению в школе».
  9. 12.03.2013г – Родительская академия в 4В классе «Школьная тревожности при переходе в 5 класс»
  10. 14.03.2013г – Родительская академия в 3Г классе «Конфликты между детьми. Причины и способы решения».
  11. 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 2х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
  12. 25.05.2013г – Родительское собрание на параллели 4х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
  13. 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 3х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
  14. 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 5х классов «Безопасное поведение подростков в летний период»

Проблемная зона: В связи с высокой загруженностью педагога-психолога мониторинговыми исследованиями и развивающей работой снижается качество работы с родителями. В 2013-2014 учебном году следует больше проводить работы с родителями, используя активными методы, малые родительские академии, круглые столы и площадки для родителей

5.  Анализ консультативной деятельности

ЗАДАЧИ:

Консультирование администрации школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей.

Индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения и развития, проблемам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Групповые консультации педагогов по результатам диагностических исследований.

       За первое полугодие 2011-2012 уч.год обращались учащиеся, преподаватели и родители с различными  проблемами.

Всего проведено консультаций

с педагогами

с родителями

с учащимися

1 полугодие

67

17

23

27

2 полугодие

42

9

21

12

всего

109

26

44

39

          Анализ проводившихся консультаций показывает, что чаще всего обращаются учащиеся, учителя и родители по следующим проблемам:

  • учебные проблемы (неуспеваемость);
  • поведенческие проблемы;
  • ознакомление с результатами проводившихся диагностических исследований;
  • нарушение детско-родительских взаимоотношений;

С каждым годом у учителей, родителей и учащихся растет необходимость в получении психологической консультации, это подтверждается количеством клиентов, обратившихся за психологической помощью.

6. Организационно-методическая работа

       Методическая тема  «Психологическая поддержка учащихся с тенденцией агрессивного поведения»

  1. Участие в работе молодежного общественного объединения молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений "ПЕДАГОГ- НВ":
  • 29.08.2012 – Мастер-класс «Нравственное воспитание обучающихся» (демонстрация упражнения «Аукцион ценностей») Гимназия;
  • 28.09.2012 – «Встреча поколений» ЦРО;
  • 3.10.2012 – ГМО молодых педагогов («Организация работы «Педагог-НВ» на 2012-2013 уч.год») школа №7;
  • 12.12.2012 – Встреча поколений «Учитель в современном мире» (проведение мероприятия) ЦРО.
  1.   Участие во Всероссийских  дистанционных эвристических олимпиадах «Эйдос»:
  • 13 – 15.11.2013г   XIII-й Всероссийская  дистанционной эвристической олимпиада по психологии «Хочешь быть психологом – будь им!» Гниденко Николай 4Б класс – 10 место, Миланко Анастасия 5В класс – 17 место;
  • 19.12.2012 - Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада «Маленький принц» Яфанов Александр 4В класс;
  • 19-21.12.2012 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике Немкина Полина – 2Б класс, Белова Ирина 5Б класс.
  1. Участие в семинарах и курсах повышения квалификации:
  • 22-26.10.2012 Курсы повышения квалификации «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (г.Москва);
  • 18 – 26.11.2012 – Оформление пакета документов на прохождение аттестации на первую квалификационную категорию (школа №2)
  • 6-7.12.2012 – Семинар «Формирование установок толерантного сознания» (ЦРО, Федосюк Н.В.);
  • 19.12.2012 – Семинар «Ведение мониторинга ФГОС» (Гимназия №2).
  1. Работа в ГМО педагогов-психологов (проведено 3 заседания).
  2. Саморазвитие:
  • Публикация статьи «Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку» в сборнике научных трудов «Перспективы развития современного научного знания» ( Гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. – 184 с.)
  • «Система психолого-педагогического сопровождения в школе, и её роль в формировании личности в современном обществе» (ссылка эл. журнал «Экстернат»

https://e.mail.ru/cgibin/msglist?folder=0#readmsg?id=13564267390000000730&folder=0)

7.  Проблемы и пути решения в работе педагога-психолога

1.Реализация психологического аспекта мониторинга

  • В связи с большим объемом проводимых исследований необходимо провести корректировку плана психологического мониторинга: психодиагностических  исследований мотивации и интеллектуального развития младших школьников (2-4 кл).
  • Продолжить работу по проведению электронной диагностики по программе «Психологический мониторинг» (Матрос-Софт).

2.Коррекционно-развивающая работа

  • продолжить работу с обучающимися 1,5 классов испытывающие трудности адаптации
  • совершенствововать систему работы с безнадзорными учащимися, с учащимися девиантного поведения через реализацию школьной программы «Здоровье» (тематические беседы, кл. часы,   родительские   площадки);
  • совершенствовать  работу по первичной профилактике предпосылок суицидального поведения

3. Просветительская и профилактическая работа

  Педагоги

  • Совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения обучающегося, в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
  • В связи с внедрением новых стандартов (ФГОС) в первых и вторых  классах и изменением приоритетов и   направлений в образовании, следует проводить организационно методические учебы с педагогами школы 1, 2 ступени.

   Родители

  • Для эффективного взаимодействия с родителями, больше использовать активные методы работы: малые «родительские академии», «круглые столы и площадки» для родителей.

Педагог-психолог                                Шахматова П.В.