Анализ работы педагога психолога
В работе представлен систематический анализ проведеного психолого-педагогического сопровождения школы №13 г. Нижневартовска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shahmatovoy_p.v._13-14gg.doc | 1.54 МБ |
analiz_raboty_shahmatovoy_p.v._12-13gg.doc | 977.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ работы педагога-психолога Шахматовой П.В.
(2012-2013 уч. год)
Оглавление
1. Реализация психологического аспекта мониторинга
1.1. Психодиагностические исследования развития мотивационно – потребностной сферы учащихся 2-4 классов.
1.2. Изучение уровня интеллектуального развития 2х классов
1.3. Изучение интеллектуального развития в 3х классах
1.4. Изучение уровня интеллектуального развития в 4х классах
1.5. Психодиагностические исследования уровня интеллектуального развития обучающихся 5-х классов
Выявленные особенности.
1.6. Психодиагностические исследования направленности интересов учащихся 5-х классов
1.7. Изучение самооценки обучающихся 1-х классов
2. Реализация программы «Адаптация 1,5 классов»
2.1. Социально-психологическая адаптация к школе у обучающихся
1-х классов.
2.2. Социально-психологическая адаптация у обучающихся 5-х классов.
3. Анализ коррекционно - развивающей работы.
3.1. Анализ групповой коррекционно - развивающей работы
3.2. Реализация антистрессовой программы «ИБИС» с учащимися 1-5 классов
4. Социально-психологическое сопровождение участников педагогического процесса
4.1. Психологическое сопровождение педагогического коллектива
4.2. Психологическое сопровождение родителей
5. Анализ консультативной деятельности
6. Организационно-методическая работа
7. Проблемы и пути решения в работе педагога-психолога
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, через создание условий обеспечивающих успешную адаптацию подрастающего поколения в социуме.
ЗАДАЧИ:
- Создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
- Продолжить исследования развития личности учащихся 1,2 ступени, способствующие реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.
- Реализация программ психолого-педагогического сопровождения
- Оказывать консультативную и информационную психологическую поддержку процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы
6. Систематизировать работу с педагогами через учебы, семинары, консультации в решении вопросов возрастного развития и учебной деятельности
1.1. Психодиагностические исследования развития мотивационно – потребностной сферы учащихся 2-4 классов.
Общий анализ и динамика изменений
(2008-2009/ 2009-2010/2010-2011/2011-2012 уч.г.г.).
Выявленные особенности.
2 -е классы.(2012-2013)
На параллели вторых классов, выявлено 65% учащихся с положительным отношением к школе (высокий и средний показатель). Большинство учащихся данного возрастного периода нацелены на содержание учебной деятельности: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. На параллели выявлено 13 учащихся (11%) с низким уровнем школьной мотивации. Данная группа школьников не заинтересована в учебной деятельности, и при возможности оставались бы дома, не готовили домашнего задания.
3-е классы. (2011-2012/2012-2013)
В сравнении с 2011-2012уч.г. наблюдается снижение показателя высокого уровня школьной мотивации на 3%. Также снижается количество детей на параллели с низким уровнем школьной мотивации – на 5%. Таким образом, снизилось количество школьников с проблемами школьного обучения, которые связаны с негативными взаимоотношениями со сверстниками и учителями, трудностью усвоения учебного материала, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние. Данные изменения могут быть связаны с изменением педагогического состава на параллели.
4-е классы.( 2010-2011/2011-2012/2012-2013 уч.год)
Изменения в динамике незначительны, что свидетельствует о стабильном периоде в развитии мотивационно-волевой сферы у данной параллели обучающихся.
Диаграмма 1. Распределение показателей учебной мотивации в школе 1 ступени 2012-2013 учебный год
Выводы.
- В начальном звене у 22% (74) обучающихся преобладает высокий уровень школьной мотивации, учебой активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
- У 44% (142) учащихся преобладает нормальный уровень школьной мотивации. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
- У 24% (79) учащихся положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
- Низкий уровень школьной мотивации преобладает у 10 % (13) учащихся. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Негативное отношение к школе, дезадаптация в начальной школе не выявлено.
Приоритетные направления работы по результатам мониторинговых исследований.
По результатам психодиагностических исследований, можно выделить следующие направления работы, которые необходимо решать совместно с администрацией школы в 2012-2013 учебного года.
1. Продолжить работу по исследованию мотивационно–потребностной сферы среди обучающихся с низким уровнем учебной мотивации, выявления причин немотивированности обучающихся .
2. Познакомить педагогов школы первой ступени с результатами мониторинговых исследований сформированности мотивационно–потребностной сферы младших школьников.
4. Участвовать в проведении методических заседаний: «Использование активных форм работы для привлечения внимания и интереса учащихся к учебной деятельности».
1.2. Изучение уровня интеллектуального развития 2х классов
Общий анализ и динамика изменений
( 2012-2013 уч.г.г.).
Выявленные особенности.
Цель: исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников
Задачи:
- Выполнить количественный анализ результатов:
а) по классу;
б) по параллели;
в) %-ое соотношение общих результатов исследования.
2. Определить качественные характеристики и свойства развития мышления на параллели 2х классов
3. Выявить детей, с низким уровнем развития словесно-логического мышления.
Методика: «Изучение развития логических операций» ( Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Временной аспект январь 2013.
Количество обследованных:
Во 2а классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;
Во 26 классе приняло участие в исследовании 22 обучающихся;
Во 2в классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;
Во 2гклассе приняло участие в исследовании 22 обучающихся;
Во 2д классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся
Всего во 2-ых классах приняло участие в исследовании - 117 обучающихся.
Таблица №4. Распределение показателей словесно-логического мышления 2 классы 2012-2013 уч.год
2а | 2б | 2в | 2г | 2д | общий | |||||||
к-во | % | к-во | % | к- во | % | к-во | % | к-во | % | к-во | % | |
Высокий | 6 | 25% | 5 | 23% | 4 | 16% | 2 | 9% | 2 | 8% | 19 | 16% |
Средний | 11 | 46% | 11 | 50% | 12 | 48% | 12 | 55% | 10 | 42% | 56 | 48% |
Ниже среднего | 6 | 25% | 4 | 18% | 3 | 12% | 5 | 23% | 5 | 21% | 23 | 20% |
Низкий | 1 | 4% | 2 | 9% | 6 | 24% | 3 | 13% | 7 | 29% | 19 | 16% |
Диаграмма 4. Распределение показателей словесно-логического мышления у младших школьников.
- Высокий уровень словесно-логического мышления преобладает во 2А и 2Б классах (6 и 5 обучающихся – 25% и 23% соответственно). У данной группы хорошо сформированы мыслительные операции: сравнения, обобщения, классификации, широкий словарный запас, что способствует высокому уровню усвоения учебного материала и успешному овладению школьными знаниями.
- На параллели 2х классов преобладает средний уровень развития словесно-логического мышления - в среднем у 48% обучающихся (см. таблицу №1). Данная группа учащихся имеет средние показатели по субтестам, при работе допустили 1-2 ошибки. Чаще всего допускают ошибки из-за собственной невнимательности, торопливости при работе с бланком (желание сделать быстрее всех). Данный уровень развития словесно-логического мышления является оптимальным для усвоения школьных знаний.
- Была выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего». Во 2г и 2д по 5 обучающихся, 2а - 6 обучающихся (20% в среднем). Часто допускают ошибки при выполнении задания в связи с низкой речевой грамотностью, узким словарным запасом и уровнем осведомленности о предметах жизнедеятельности. Часто не могут выделить существенных связей между предметами.
- Низкий уровень преобладает во 2д классе - 7 обучающихся (29%), а также во 2в – 6 обучающихся (24%), (см. таблицу №3). Школьники с данным уровнем развития мышления не владеют навыками дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и понятий. Имеют низкий уровень сформированности навыков установления отношений и логических связей между понятиями. Недостаточно сформировано обобщение - не умеют подвести понятия под общую категорию. Чаще всего имеют низкие показатели успешности в учебной деятельности — требуют индивидуальной работы с педагогом и психологом.
Проблемные зоны Рассматривая проблемные зоны сформированности словесно-логического мышления у младших школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен по субтесту «умозаключение по аналогии» - средний балл по параллели - 5,96. Учащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Также необходимо отметить, что при работе с бланками учащиеся невнимательно читают инструкции к субтестам, торопятся при выполнении заданий. Следует обратить внимание, что снижен показатель по субтесту «осведомленность» - 6,04. Данный результат свидетельствует о том, что дети мало времени уделяют внимания на работу с признаками, особенностями, деталями предмета, мало знают об окружающем мире. Данный субтест также выявляет особенности работы таких операций мышления как: анализ и синтез. Следует рекомендовать учителям и родителям младших школьников расширять уровень осведомленности и знаний, больше читать книг, энциклопедий, обращать внимание на детали при работе с различным материалом.
1.3. Изучение интеллектуального развития в 3х классах
Методика: «Изучение развития логических операций» (Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Форма проведения: групповая.
Временной аспект: январь 2013г.
Количество обследованных:
Во 3а классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся;
Во 36 классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;
Во 3в классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся;
Во 3гклассе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;
Во 3д классе приняло участие в исследовании 23 обучающихся
Всего во 3-ых классах приняло участие в исследовании - 117 обучающихся.
Таблица №1. Распределение показателей словесно-логического мышления
| 3А | 3Б | 3В | 3Г | 3Д | итог | ||||||
высокий | 3 | 13 | 15 | 63 | 0 | 0 | 4 | 17 | 7 | 30 | 29 | 25 |
средний | 10 | 42 | 6 | 25 | 13 | 57 | 13 | 54 | 10 | 43 | 52 | 44 |
ниже сред | 5 | 21 | 3 | 13 | 6 | 26 | 4 | 17 | 1 | 4 | 19 | 16 |
низкий | 5 | 21 | 0 | 0 | 4 | 17 | 3 | 13 | 5 | 22 | 17 | 15 |
|
| % |
| % |
| % |
| % |
| % |
| % |
- Среди учащихся Зх классов преобладает средний уровень интелектуального развития – 44% (52 обучающихся). Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
- Высокий уровень интелектуального развития выявлен у 25% школьников (29 учеников). Данный уровень свидетельствует о хорошо развитых операциях логического мышления. Данная группа младших школьников имеет более высокие показатели успешности в школьном обучении.
- Выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего» - 16% (19 учеников). Высокий уровень отвлекаемости, низкая концентрация и низкий уровень осведомленности учащихся приводит к большому числу ошибок при выполнении работы.
- На параллели Зх классов выявлено 15% (17 учеников) с низким уровнем развития словесно-логического мышления. Ученики данной группы допускают большое количество ошибок в связи с несформированностью процессов мышления: сравнение, обобщение, выделение признаков между предметами и явлениями. Имеют низкие результаты успешности учебной деятельности. Также выявлено, что ученики с низким уровнем развития словесно-логического мышления имеют низкую учебную мотивацию или мотивацию ориентированную на внеучебную деятельность.
Рассматривая проблемные зоны сформированности словесно-логического мышления у младших школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен по субтесту «аналогии» - средний балл по параллели - 6,2 Учащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Также необходимо отметить, что при работе с бланками учащиеся невнимательно читают инструкции к субтестам, торопятся при выполнении заданий. Наибольший средний показатель выявлен по субтестам «обобщение», «исключение лишнего» - средний бал 7,0.
1.4. Изучение уровня интеллектуального развития в 4х классах
Изучение мышления в 4х классах (2012-2013 уч.г.)
Методика: «Изучение развития логических операций» (Э.Ф. Замбяцявичене) - методика разработана Э. Ф. Замбяцявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Форма проведения: групповая.
Временной аспект: январь 2013 г.
Количество обследованных:
Во 4а классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;
Во 4б классе приняло участие в исследовании 27 обучающихся;
Во 4в классе приняло участие в исследовании 24 обучающихся;
Во 4г классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;
Всего в 4-ых классах приняло участие в исследовании – 101 обучающихся.
Таблица №1. Распределение показателей словесно-логического мышления в 4-х классах
4а | 4б | 4в | 4г | итог | ||||||
высокий | 11 | 44% | 12 | 44% | 6 | 25% | 9 | 36% | 38 | 38% |
средний | 13 | 52% | 15 | 56% | 11 | 46% | 11 | 44% | 50 | 50% |
ниже сред | 1 | 4% | 0 | 0% | 5 | 21% | 4 | 16% | 10 | 10% |
низкий | 0 | 0% | 0 | 0% | 2 | 8% | 1 | 4% | 3 | 2% |
- Среди учащихся 4х классов преобладает средний уровень интелектуального развития - 50% (50 учеников). Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
- Высокий уровень интелектуального развития выявлен у 38% школьников (38учеников). Данный уровень свидетельствует о хорошо развитых операциях логического мышления. Данная группа младших школьников имеет более высокие показатели успешности в школьном обучении.
- Выявлена группа учащихся с уровнем развития словесно-логического мышления «ниже среднего» - 10% (10 учеников). Высокий уровень отвлекаемости, низкая концентрация и низкий уровень осведомленности учащихся приводит к большому числу ошибок при выполнении работы.
- На параллели 4х классов выявлено 2% (3учеников) с низким уровнем развития словесно-логического мышления. Ученики данной группы допускают большое количество ошибок в связи с несформированностью процессов мышления: сравнение, обобщение, выделение признаков между предметами и явлениями. Имеют низкие результаты успешности учебной деятельности. Также выявлено, что ученики с низким уровнем развития мышления имеют низкую учебную мотивацию или мотивацию ориентированную на внеучебную деятельност
Рассматривая проблемные зоны сформированности мышления у школьников необходимо отметить, что наименьший средний показатель выявлен по субтесту «аналогии» - средний балл по параллели - 6,8. Обучащимся сложно устанавливать отношения и логические связи между понятиями. Наибольший средний показатель выявлен по субтесту «обобщение» - средний бал 8,1.
1.5. Психодиагностические исследования уровня интеллектуального развития обучающихся 5-х классов
Выявленные особенности.
Всего исследовано 91 обучающихся в 5-х классах-:
5А класс – 21 обучающихся
5Б класс - 26 обучающихся
5В класс - 22 обучающихся
5Г класс – 22 обучающихся
Результаты исследования уровня интеллектуального развития
обучающихся 5-ых классов (2012-2013уч.г.)
Класс | кол-во | высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||||
5 А | 21 | 0 | 0% | 0 | 0% | 13 | 62% | 8 | 38% | 0 | 0% |
5 Б | 26 | 1 | 4% | 3 | 12% | 21 | 80% | 1 | 4% | 0 | 0% |
5 В | 22 | 0 | 0% | 3 | 14% | 15 | 68% | 4 | 18% | 0 | 0% |
5Г | 22 | 0 | 0% | 0 | 0% | 10 | 45% | 12 | 55% | 0 | 0% |
Итого | 91 | 1 | 1% | 6 | 7% | 59 | 65% | 25 | 27% | 0 | 0% |
Как видно из ниже приведенных сводных данных у обследуемых обучающихся 5-х классов преобладает средний уровень интеллектуального развития – 59 обуч. (69%). Положительным фактором является отсутствие низкого уровня интеллектуального развития обучающихся на параллели 5-х классов.
Исследование уровня интеллектуального развития обучающихся 5-х классов по электронной модели «Психологический мониторинг» проводятся впервые, поэтому сравнительные данные отсутствуют.
Вывод.
1. Исходя из полученных данных, можно говорить, что у обучающихся 5-х классов преобладает средний уровень интеллектуального развития – 59 обуч. (69%) и находится в пределах допустимой нормы.
2. Положительным фактором является отсутствие низкого уровня интеллектуального развития обучающихся.
Рис.2. Средний показатель интелектуального развития
в 5х классах 2012-2013 уч.год
- Высокий уровень умственного развития выявлен у 1% - 1 обучающихся. Данная группа учащихся четко выполняют инструкции, владеет операциями анализа и синтеза материала, на высоком уровне определяют сходства и различия между понятиями, выделяют существенные признаки предметов для определения аналогических связей и обобщения. По результатам итоговых работ учебной деятельности у учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития высокие показатели успешности.
- Уровень выше среднего выявлен у 7% - 6 обучающихся. Данная группа учащихся четко выполняют инструкции, владеет операциями анализа и синтеза материала, хорошо определяют сходства и различия между понятиями, выделяют существенные признаки предметов для определения аналогических связей и обобщения. При этом допускают 1-2 ошибки, в связи снижением внимания и работоспособности к концу тестирования.
- Средний уровень умственного развития выявлен у 65% - 59 обучающихся. Данный показатель свидетельствует об умении школьников выполнять логические операции: сравнение, обобщение, выделение признаков и установление аналогий.
- На параллели 5х классов есть группа обучающихся уровень мышления, которых «ниже среднего» - 27% (25 обучающихся). Данный уровень свидетельствует о наличии проблемных зон в развитии отдельных мыслительных операций у школьников. Следует также отметить, что данный уровень умственного развития не является критическим и учащихся есть успехи в учебе. Главной особенностью является то, что есть проблемы в других учебных дисциплинах – «одностороннее мышление».
1.6. Психодиагностические исследования направленности интересов учащихся 5-х классов
Цель: Изучить направленность интересов и предпочтений учащихся 5-х классов.
Задачи.
- Определение направленности интересов и предпочтений учащихся
- Определение наиболее проблемных зон в формировании направленности интересов учащихся.
Методика: «Карта интересов школьника» методика Д.Хаана, М. Каффа (в модификации А.И. Савенькова)
Обследовано: 101 ученика
В 5А классе обследовано 21 человек
В 5Б классе обследовано 26 человек
В 5В классе обследовано 27 человек
В 5Г классе обследовано 27 человек
Анализ результатов (2012-2013 уч.год) по выявленным предпочтениям на параллели 5х классов:
- У учащихся данного возраста ярко выражена направленность на коммуникативные интересы, налаживанию коммуникаций со сверстниками и взрослыми – 57% (56 уч.).
- Сохраняется высокий уровень познавательных интересов: математика и гуманитарные науки по 55%. Данная группа учащихся отдает предпочтение изучению математики, вычислению, нахождению еизестных выражений, нравиться работа с числами. Также сохраняется интерес к изучению русского языка, чтению книг.
- По результатам наблюдений снижается количество учеников посещающих дополнительные кружки в 5 классе. Чаще всего учащиеся объясняют это появлением большого количества новых учебных дисциплин. На параллели интерес к самореализации учащихся через участие в творческой деятельности – 38% (39уч).
- Также выявлена проблемная зона – низкий уровень сформированности интересов по дисциплине «природа, экология»
Таблица №2. Результаты исследования направленности интересов
обучающихся 5х классов 2012-2013 уч. год.
| математика и техника | гуманитарные науки | художественная деятельность | физкультура и спорт | коммуникативные интересы | природа и естествознание | труд и самообслуживание |
5А | 49% | 55% | 49% | 53% | 63% | 45% | 58% |
5Б | 57% | 60% | 41% | 52% | 55% | 31% | 54% |
5В | 63% | 53% | 33% | 56% | 55% | 33% | 52% |
5Г | 50% | 54% | 28% | 45% | 53% | 31% | 47% |
Итог | 55% | 55% | 38% | 51% | 57% | 35% | 53% |
Рис. Направленность интересов учащихся 5х классов 2012-2013уч.г..
Вывод.
1.Наиболее выражена направленность интересов «коммуникация и досуговая деятельность» (57%): просмотр фильмов, игры, общение со сверстниками на внеклассных мероприятиях. Данный показатель является актуальным для младших подростков и связан со сменой ведущей деятельности: с позновательно-активной на межличностное общение.
2. 3. Следует отметить, что у учащихся 5х классов сохраняется интерес к математическим (55%) и гуманитарным наукам (55%) .
4.Снижен интерес учащихся к спорту (38%).
Проблемная зона:
1. В связи с актированными днями не в полном объеме выполнен план мониторинговых исследований – на 2 полугодие перенесен анализ исследования мотивационно-потребностной сферы и уровня интеллектуального развития младших школьников.
2. Продолжаются исследования в 5-х классах с помощью электронной программы «Психологический мониторинг» (Матрос-Софт).
1.7. Изучение самооценки обучающихся 1-х классов
1.1. Психодиагностические исследования самооценки учащихся 1-х классов.
Цель: Изучить уровень самооценки у обучающихся 1-х классов.
Задачи:
- Определение уровня самооценки первоклассников с помощью диагностического исследования.
- Определение группы учащихся имеющих низкую самооценку.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации для учащихся с учетом возрастно-индивидуальных особенностей младших школьников.
Количество обследованных: 108 чел.
В 1а классе приняло участие в исследовании 26 обучающихся
В 1б классе приняло участие в исследовании 28 обучающихся
В 1в классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;
В 1г классе приняло участие в исследовании 29 обучающихся;
Диагностический инструментарий:
- «Лесенка» в модификации Щур В. Г. Цель: исследование самооценки школьника с различных позиций.
Изучение самооценки
По результатам исследования самооценки преобладает адекватный уровень – 54% (59уч), высокий уровень -36% (38уч), что считается возрастной нормой. У данной группы реалистичное восприятие собственных возможностей, что способствует успешной адаптации к учебной деятельности.
Таблица № 1. Результаты диагностики самооценки первоклассников
по параметру «Отношение учителя к ребенку с позиции первоклассников»
класс | высокая | адекватная | низкая | |||
| кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
1А | 10 | 38% | 12 | 46% | 4 | 16% |
1Б | 9 | 32% | 16 | 57% | 3 | 11% |
1В | 12 | 48% | 12 | 48% | 1 | 4% |
1Г | 7 | 24% | 19 | 65% | 3 | 11% |
Итог | 38 | 36% | 59 | 54% | 11 | 10% |
Вывод.
1. На параллели первых классов выделена группа обучающихся с низким уровнем
самооценки -11% (12 обучающихся), такие школьники составляют «группу риска», испытывают трудности в учебной и внеучебной деятельности, что отрицательно влияет на социально-психологическую адаптацию к школьному обучению и личностному развитию в целом.
2. В течение учебного года проводится коррекционно-развивающая работа с данной группой обучающихся направленная на развитие положительного отношения к результатам собственной деятельности и рефлексии собственного поведения. Использование в коррекционно-развивающей работе игровых техник и упражнений способствующих повышению самооценки первоклассников. Также проводились консультации для педагогов и родителей, на которых были даны рекомендации по повышению уровня самооценки.
Проблемную зона:
На параллели выявлен низкий уровень самооценки у обучающихся 1х классов, дети данной группы испытывают чувство страха при выполнении учебных заданий, что приводит к трудностям в учебной деятельности и отрицательно влияет на социально-психологическую адаптацию к школьному обучению в целом. Данный показатель составил 10% (11уч.).
2. Реализация программы «Адаптация 1,5 классов»
2.1. Социально-психологическая адаптация к школе у обучающихся
1-х классов.
Цель: Изучить социально-психологическую адаптацию к школе у обучающихся 1-х классов.
Задачи:
- Определение степени социально-психологической адаптации первоклассников с помощью диагностического исследования.
- Наблюдение сформированности навыков учебной деятельности во время уроков и за поведением учащихся во время перемен.
- Определение группы учащихся имеющих тенденцию к неполной адаптации и дезадаптации.
- Разработать психолого-педагогические рекомендации для учащихся с учетом возрастно-индивидуальных особенностей младших школьников.
Количество обследованных: 108 чел.
В 1а классе приняло участие в исследовании 26 обучающихся
В 1б классе приняло участие в исследовании 28 обучающихся
В 1в классе приняло участие в исследовании 25 обучающихся;
В 1г классе приняло участие в исследовании 29 обучающихся;
Диагностический инструментарий:
- Методика исследования социально-психологической адаптации первоклассника (По З.М. Александровской);
- «Комфортно ли ребенку в школе?» (В.А. Кореневская); Цель: определение эмоционального отношения к школе и сформированности системы взаимоотношений.
- Наблюдение (посещение уроков) на основе схемы предложенной З.М.Александровской.
Общий интегральный показатель адаптации вычислялся суммированием баллов по всем перечисленным шкалам, и размах его значений в пределах от 0 до 35 баллов. Интервал от: 24 - 35 баллов - зона адаптации; 12 до 23 баллов - зона неполной адаптации; 0 до 11баллов - зона дезадаптации.
Таблица. Результаты уровня адаптации первоклассников в 2012-2013 уч году
| адаптация | неполная адаптация | дезадаптация | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
1А | 17 | 65% | 5 | 19% | 4 | 16% |
1Б | 17 | 60% | 6 | 21% | 5 | 19% |
1В | 20 | 80% | 4 | 16% | 1 | 4% |
1Г | 26 | 89% | 3 | 11% | 0 | 0 |
общий | 80 | 74% | 18 | 16% | 10 | 10% |
Рис. Распределение показателей социально-психологической адаптации по классам
Рис. Распределение показателей социально-психологической адаптации
Если рассматривать результаты по общему интегралу показателей шкал трех зон адаптации, можно сделать следующие выводы:
- Зона адаптации к школе преобладает у 89 уч-ся – 74%
- Зона неполной адаптации преобладает у 18 уч-ся – 16%.
- Зона дезадаптации преобладает у 10 уч-ся – 10%
Анализ количественных результатов по анкете «Комфортно ли ребенку в школе?» показал следующую картину:
- Дискомфорт по отношению к школе, не всегда с удовольствием посещают занятия в школе, испытывают 5 школьников, что составляет 4% от всего числа опрашиваемых на параллели первых классов.
- Не всегда с радостью посещают школу, испытывают трудности пробуждения в утренние часы 23 первоклассников (18 %), По возможности остались бы дома 25 школьников, 20%.
- Не делятся своими успехами или проблемами в школе с родителями 19 школьников (15%).
«Проблемные зоны»
- Низкий уровень усвоения школьных знаний – 10%;
- Нарушение норм поведения на переменах – 19%;
- Эмоциональный дискомфорт - 3%.
Обобщенную картину школьной дезадаптации можно представить следующими формами:
- неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности;
- неспособность произвольно управлять своим поведением;
- неспособность, принять темп школьной жизни (чаще всего встречается у
соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития, слабым типом
нервной системы). - школьный невроз или «фобия» школы.
Приоритетные направления по результатам исследований:
- Организация групповой коррекционно-развивающей работы в контексте психологической адаптации к школе через:
- устранение симптом и причин психологического неблагополучия детей в школе;
- создание условий для полноценного психологического развития первоклассников;
- развитие произвольности как одного из главных условий, способствующих успешности ребенка в школе;
- расширение и обогащение навыков общения со сверстниками;
- оптимизация уровня самооценки, развитие ее гибкости и адекватности.
2. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы:
- преодоление отклонений в развитии личности (низкого интеллектуального развития, высокой агрессивности и тревожности);
- развитие рефлексии своего поведения и деятельности.
3. Проведение индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам трудности адаптации и обучения в школе первоклассников
2.2. Социально-психологическая адаптация у обучающихся 5-х классов.
Согласно плана работы, с сентября по октябрь месяц включительно 2012 – 2013 учебного года изучался адаптационный период учащихся 5-х классов.
За это время было посещено 8 уроков. Методом направленного наблюдения анализировалась деятельность подростков на уроке, их общение и взаимодействие с учителями и между собой. Были проведены подгрупповые встречи с учащимися 5-х классов, на которых в доверительной форме шел разговор о тех трудностях, с которыми встретились учащиеся при переходе в среднее звено, а так же были рассмотрены возможные пути преодоления их самими учащимися.
Цель исследования: выявить появление разного рода трудностей и возможные негативные явления в период адаптации школьников.
Одним из показателей успешного развития личности является эмоциональная стабильность, ощущение комфорта по отношению к учебной деятельности. Таким условием является - показатель уровня тревожности учащихся.
Диагностический инструментарий:
1. Изучение школьной тревожности (тест Филипса)
2.Анкета «Отношение к школе» (автор М. Александровская)
3. Метод направленного наблюдения в различных видах деятельности обучающихся
Цель: определение появления разного рода трудностей и возможные негативные явления в период адаптации.
Обследовано: 101 учеников
5А класс – 21 обучающихся
5Б класс – 26 обучающихся
5В класс – 27 обучающихся
5Г класс – 27 обучающихся
Временной аспект: октябрь 2012 года
Форма проведения: групповая
Таблица №4. Распределение уровней тревожности по классам
| 5А | 5Б | 5В | 5Г | итого | |||||
| кол | % | кол | % | кол | % | кол | % | кол | % |
высокий | 4 | 20% | 4 | 16% | 5 | 19% | 7 | 26% | 20 | 20% |
повышенный | 7 | 33% | 9 | 34% | 9 | 33% | 7 | 26% | 32 | 32% |
норма | 10 | 47% | 13 | 50% | 13 | 48% | 13 | 48% | 49 | 48% |
Рис. Уровни тревожности в 5х классах
Анализируя общие данные исследуемой тревожности по классам (результаты диаграммы 1) можно выделить следующее:
- На параллели 5х классов преодладает нормальный уровень школьной тревожности – 48% (выявлен у 49 обучающихся). Дети имеющие нормальный уровень тревожности не испытывают чувство страха и боязливости в учебной ситуации.
- Повышенный уровень тревожности преобладает выявлен у 32% (32 обучающихся). Данный уровень тревожности свидетельствует о наличии напряжения и беспокойства по исследуемым факторам тревожности;
- Высокий уровень тревожности преобладает выявлен у 20% (20 обучащихся). Высокий уровень тревожности у данной группы учащихся может проявляться в напряженности, озабоченности, переживании в виде чувств неопределенности и беспомощности по отношению к учебной ситуации в школе, а также по отношению к группе сверстников. Наибольшее количество детей с высоким уровнем тревожности выявлено в 5Г классе (26% - 7 обучающихся)
Рис. Распределение среднего показателя по исследуемым критериям тревожности
Выстраивая исследуемые факторы тревожности в иерархическом порядке, по мере убывания, уменьшения процента выраженности по средним подсчетам то мы можем наблюдать следующую картину.
- На первом месте по степени выраженности проявляется такие критерии тревожности как низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и переживание социального стресса – 69% (68%). Данный фактор свидетельствует о том, что дети данной возрастной группы имеют сниженную приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Фрустрация потребности в достижении успеха в среднем имеет повышенный уровень, и составляет 62 %. Обучающие испытывают тревожность по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Свидетельствуют о наличии неблагоприятного психологического фона, не позволяющего ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
- Страх несоответствия ожиданиям окружающих средний показатель на параллели 5х классов 59%. Проявление тревожности связанной с эмоциональным состоянием ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты, можно предположить, что ученики испытывают трудности в школе, в связи с изменившимися условиями. Адаптационный период учащихся пятого класса показал, что учащиеся испытывают трудности в следующих ситуациях школьного обучения:
- Наибольшие трудности возникают в понимании нового материала по следующим предметам:
- иностранный язык – 33 обучающихся (42%),
- математика – 25 обучающихся (32%)
- русский язык – 20 обучающихся (25%), и истории - 19 обучающихся (24%);
- Рассматривая трудности обучения, которые зависят от требований учителей, отмечается следующее: 27 бучающихся (34%) испытывают трудности при ответе у доски, 21 обучающихся (27%) трудно воспринимают требования учителей к записи в тетради, 14 обучающихся (18%) испытывают трудности при записи домашнего задания.
- Учащиеся 5х классов считают, что наибольшее количество материала предъявляют на таких дисциплинах как:
- литература – 35 обучающихся (44%), русский язык – 31 обучающихся (39%);
- математика и иностранный язык – 27 обучающихся (34%);
- история – 19 обучающихся (24%)
- 42 обучающихся (53%) не могут привыкнуть к появлению ежедневной усталости от большого количества уроков;
- 85% (67 обучающихся) опрошенных детей вспоминают бывших учителей и 78% (61 обучающийся) хотели бы, чтобы бывшие учителя вели у них уроки.
Важно отметить, что в адаптационный период сохранился высокий уровень познавательной активности в 5х классах, об этом свидетельствуют ответы учащихся на следующие вопросы: «Учителя хорошо объясняют новый материал» - 71 обучающихся (91%); «Интересно искать новые способы решения задач, и т.д.» - 72 обучающихся (92%).
Отмечается проявление мотивации учащихся на достижение успеха – 85%; на одобрение – 84%; на получение хорошей отметки – 94%.
Предложения по успешности реализации программы «Адаптация - 1, 5 классов»
Программа «Адаптация – 1»
1.Проведение консультаций для педагогов с ознакомлением результатов диагностических исследований
2. Привлечение родителей, организация групповых консультаций по проблемам учебной деятельности первоклассников
3. Организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы:
- преодоление отклонений в развитии личности (низкого
интеллектуального развития, высокой агрессивности и тревожности);
- развитие рефлексии своего поведения и деятельности.
4. Проведение психолого-педагогических консилиумов с привлечением специалистов школы (медик, логопед) и учителей предметников.
Программа «Адаптация – 5»
1. Взаимодействие с классными руководителями 5В, 5Г классов по решению проблем сплочения коллектива, проведение тематических классных часов.
2. Проведение групповых форм работы с обучающимися для решения проблем организации обучения, а также анализ личностных особенностей подростков.
3. Анализ коррекционно - развивающей работы.
3.1. Анализ групповой коррекционно - развивающей работы
Цель. Предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии учащихся и создании благоприятных условий для гармоничного развития личности.
Задачи: - становление произвольности
-развитие самостоятельности через формирование адекватной самооценки
- обучение критериям оценки и приемам контроля своей деятельности
- повышение уровня учебной мотивации
Коррекционно-развивающая работа носила целостный характер и ориентирована на развитие личности и психических процессов ребенка. В каждом отдельном случае решались самостоятельные задачи по построению коррекционной работы.
Таблица №5. Коррекционно - развивающие занятия для учащихся 1-5 классов.
№ п.п | Название программы | Класс | кол-во проведенных часов | охват обуч-ся | результат |
Психологический курс «Тропинка к своему Я» | 1классы 2А,2Б,2Г | 136 часов 102 часа | 110 чел 70 чел | Сохранение и формирование психологического здоровья детей. Повышение знаний о науке «психология» и культуры общения. | |
Психологическое сопровождение адаптации первоклассников (составитель О.Н. Рудякова) | 1А класс 1Б класс 1В класс 1Г класс | 16 часов 16 часов 16 часов 16 часов | 9 чел 11 чел 5 чел 3 чел | Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к новой ситуации развития. | |
Коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими школьниками 2-3 классов Д.А. Глазунов | 2Д класс 3Д класс | 32 часа 32 часа | 6 чел 3 чел | Коррекция и развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности | |
Программа психологического сопровождения пятиклассников «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В. | 5А класс 5Б класс 5В класс 5Г класс | 8 часов 8 часов 8 часов 8 часов | 12 чел 8 чел 9 чел 6 чел | Развитие навыков конструктивного общения со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций, развитие навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Повышение уровня адаптации в 5х кл. | |
«Этика Общения» | 5 классы | 136 часов | 94 чел | ||
Антистрессовая программа игрового биоуправления и саморегуляции «ИБИС» | 1-5 кл | 168 ч | 45 чел | Снятие эмоционального напряжения обучающихся Развитие умений находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий. | |
«Впереди 5 класс» | 4А класс 4Б класс | 12 часов 12 часов | 14 чел 4 чел | Проведение групповых форм работы с обучающимися для решения проблем организации обучения при переходе в 5 класс, а также анализ личностных особенностей подростков. | |
итог | 1-5 кл | 726 | 409 |
Проблемная зона:
- В соответствии с тем, что занятия с педагогом-психологом по курсу «Учимся решать проблемы» в период адаптации 5-х классов не внесены в основное расписание снижается качество реализации программы. А также в связи с тем, что нет высокой степени мотивации педагогов и классных руководителей на оказание психологического сопровождения обучающимся.
- Низкая заинтересованность классных руководителей 4-х классов в сопровождении и подготовке детей к обучению в среднем звене, не все дети посещали занятия с психологом, что может отразиться на адаптационном процессе в 5м классе. Низкая степень осознания обучающимися введения профильности, непонимание важности данного вопроса, низкая степень сформированности интереса к определенным наукам на данном возрастном этапе.
- Анализ работы с учащимися 1х классов с низким уровнем познавательного развития и трудностью адаптации к учебной деятельности. В течении года на контроле педагога-психолога числилось 16 первоклассников. Произошла незначительная положительная динамика развития познавательных процессов младших школьников: концентрации и объема внимания, зрительного и слухового опосредованного запоминания, мышления.
- В течении 2012-2013 учебного года проводилась групповая работа с учащимися 2х классов испытывающих трудности школьного обучения. На контроле педагога-психолога числилось 8 учащихся с трудностью усвоения школьных знаний и эмоционально-поведенческих реакций.
- С учащимися 4х классов с высоким уровнем тревожности проведены 8 групповых занятий для снятия эмоционального напряжения перед переводом в 5й класс.
3.2. Реализация антистрессовой программы «ИБИС» с учащимися 1-5 классов
Большим помощником в профилактической и коррекционной работе является антистрессовая программа «ИБИС», созданная на базе Научно-Производственной фирмы «АЛМАТЕЯ» г.Санкт-Петербург.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности, осознающей единую психофизиологическую природу человека, практически владеющей навыками саморегуляции.
Задачи.
- Формирование адаптивного типа взаимоотношений с внешней средой, оптимизация протекания адаптационного процесса у детей при поступлении в школу, переходе к предметному обучению.
- Формирование знаний и навыков, необходимых для поддержания хорошего физического и психического здоровья, повышения качества жизни.
- Развитие умений находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий.
Данная программа в МОСШ№13 работает с апреля 2003г. Выбор групп учащихся для прохождения программы обусловлен результатами психологических исследований особенностей личности 1-5х классов, за основу были взяты следующие проблемы:
- повышенная тревожность
- нестабильность эмоционально-волевой сферы
- сниженный уровень работоспособности.
В школе психологом с детьми проводятся практические занятия, на которых в интересной и доступной форме ребята обучаются:
- приемам релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышения концентрации внимания;
- выработке позитивной поведенческой стратегии.
В процессе работы вырабатываются глубоко закрепленные (на уровне тела) навыки саморегуляции и самоконтроля.
Занятия построены в игровой форме, поэтому пользуются интересом среди учащихся, а достигаемые результаты ощутимы и очевидны, что значительно повышает самооценку ребенка. Ежегодно увеличивается количество проведенных индивидуальных и групповых занятий с обучающимися.
Результаты занятий по программе «ИБИС» за 2012-2013 учебный год
№п\п | 2012-2013 уч. год | ||||||
1 | Количество учащихся охваченных психопрофилактическими программами, из них: | 45 | |||||
| 20 | ||||||
| 8 | ||||||
| 4 | ||||||
| 8 | ||||||
| 5 | ||||||
2 | Количество проведённых занятий (всего), из них: | ||||||
3 | 1. Индивидуальных занятий с учащимися, из них: | 56 | |||||
| 49 | ||||||
Педагогами | 3 | ||||||
Родителями/инд.консультации | 4 | ||||||
2. Групповых занятий, из них: | 112 | ||||||
С учащимися: | 110 | ||||||
| 47 | ||||||
| 24 | ||||||
| 12 | ||||||
| 23 | ||||||
| 4 | ||||||
Педагогами | 1 | ||||||
Родителями | 1 | ||||||
Результаты прохождения психопрофилактического тренинга (%) | |||||||
Динамика уровня: | начало | завершение | динамика | ||||
кол | % | кол | % | % | |||
- тревожность | 14 | 31 | 8 | 18 | 13 | ||
- внимание | 17 | 37 | 12 | 27 | 10 | ||
- дезадаптация (неполная адаптация) | 18 | 40 | 10 | 22 | 18 | ||
- нарушение эмоциональной сферы | 14 | 31 | 9 | 20 | 11 |
Реализация антистрессовой программы «ИБИС» проходила совместно с развивающими занятиями, которые были направлены на раскрытие эмоциональных сторон младших школьников.
Вывод.
- По результатам корректурных проб, наблюдается положительная динамика в уровне внимания -10% (объеме просмотренного материала и скорости переработки информации). На фоне уменьшения количества допущенных ошибок, улучшается распределение и переключение внимания, что говорит об улучшении концентрации внимания и восстановлении баланса между процессами торможения и возбуждения, а в целом о повышении уровня работоспособности.
- При диагностике эмоционального состояния результаты показали, что в результате проведения занятии по программе «ИБИС», показатель суммарного отклонения уменьшается, что свидетельствует о приближении состояния к норме (по показателю – тревожность на 13%)
- Отмечается положительная динамика у учащихся после работы по программе «ИБИС» оптимизации самооценки самочувствия, активности и настроения (на 11%).
Проблемная зона: Мониторинг реализации программы показывает эффективность в рамках коррекции эмоциональной сферы младших школьников, особенно в индивидуальной коррекционно-развивающей работе педагога-психолога, но следует отметить, что есть определенные сложности в организации процесса, в связи с занятостью кабинета.
4. Социально-психологическое сопровождение участников педагогического процесса
4.1. Психологическое сопровождение педагогического коллектива
- 23.09.2012г – Педагогический консилиум по 1м классам «Психологическая готовность к школе»
- 01.10.-06.10.2012г - Участие в малых педагогических советах школы 2-5 классы, по выявлению слабоуспевающих детей и детей «группы риска»
- 10.10.2011г – Семинар-практикум для учителей и классных руководителей 1, 5х классов «Трудности адаптации обучающихся к основной школе»
- 13.10.2012 – Городской конкурс «Педагогические инициативы» (создание визитки команды» (https://docs.google.com/presentation/pub?id=1u_JOosUXhBG0Dgd-ACTEqqP2OjQwlqNgHg0jV7G41hM&start=false&loop=false&delayms=3000
- 1.11-30.11.2011г – Психологическое сопровождение конкурса «Учитель года 2013» (участник Тулепова О.Г., Петрученко Т.В.)
- Психолого-педагогический консилиум «Итоги адаптационного периода 1-х классов»
- 13.12.2012г – Психолого-педагогический консилиум «Итоги адаптационного периода 5-х классов»
- 25.12.2012 г – Методическое совещание для учителей начальных классов «Отслеживание результатов ведения мониторинга ФГОС»
Проблемная зона: снижается количество педагогов, проходящих через комнату психологической разгрузки, которые могут снять психологическое напряжение после трудного рабочего дня.
4.2. Психологическое сопровождение родителей
В целях просвещения родителей были подготовлены и проведены родительские собрания по классам:
В целях просвещения родителей были подготовлены и проведены родительские собрания по классам:
- 1.09.2012г – Родительская академия в 1х классах «Условия образовательного учреждения для успешного обучения первоклассников»
- 12.09.2012г. Родительские собрания в 1х классах «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»
- 28.09.2012г - Родительские собрания в 5х классах «Психологические особенности пятиклассников. Трудности адаптации к средней школе»
- 29.10.2012г - Круглый стол для родителей опекаемых семей «Роль психолого-педагогического сопровождения в жизни ребенка»
- 05.12.2012г – Родительские собрания 2-3 классы «Возрастные особенности младших школьников. Психологическое сопровождение учебной деятельности»
- 06.12.2011 – Родительская академия «Правильная осанка»
- 11.01.2013г – Родительское собрание в 6А классе «Психологические особенности в подростковом возрасте и их роль в развитии личности»
- 21.02.2013г – Родительское собрание для родителей будующих первоклассников «Психологические особенности готовности к обучению в школе».
- 12.03.2013г – Родительская академия в 4В классе «Школьная тревожности при переходе в 5 класс»
- 14.03.2013г – Родительская академия в 3Г классе «Конфликты между детьми. Причины и способы решения».
- 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 2х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
- 25.05.2013г – Родительское собрание на параллели 4х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
- 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 3х классов «Рекомендации педагога-психолога на летнее время»
- 24.05.2013г – Родительское собрание на параллели 5х классов «Безопасное поведение подростков в летний период»
Проблемная зона: В связи с высокой загруженностью педагога-психолога мониторинговыми исследованиями и развивающей работой снижается качество работы с родителями. В 2013-2014 учебном году следует больше проводить работы с родителями, используя активными методы, малые родительские академии, круглые столы и площадки для родителей
5. Анализ консультативной деятельности
ЗАДАЧИ:
Консультирование администрации школы, учителей, родителей по проблемам обучения и воспитания детей.
Индивидуальные консультации учащихся по вопросам обучения и развития, проблемам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Групповые консультации педагогов по результатам диагностических исследований.
За первое полугодие 2011-2012 уч.год обращались учащиеся, преподаватели и родители с различными проблемами.
Всего проведено консультаций | с педагогами | с родителями | с учащимися | |
1 полугодие | 67 | 17 | 23 | 27 |
2 полугодие | 42 | 9 | 21 | 12 |
всего | 109 | 26 | 44 | 39 |
Анализ проводившихся консультаций показывает, что чаще всего обращаются учащиеся, учителя и родители по следующим проблемам:
- учебные проблемы (неуспеваемость);
- поведенческие проблемы;
- ознакомление с результатами проводившихся диагностических исследований;
- нарушение детско-родительских взаимоотношений;
С каждым годом у учителей, родителей и учащихся растет необходимость в получении психологической консультации, это подтверждается количеством клиентов, обратившихся за психологической помощью.
6. Организационно-методическая работа
Методическая тема «Психологическая поддержка учащихся с тенденцией агрессивного поведения»
- Участие в работе молодежного общественного объединения молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений "ПЕДАГОГ- НВ":
- 29.08.2012 – Мастер-класс «Нравственное воспитание обучающихся» (демонстрация упражнения «Аукцион ценностей») Гимназия;
- 28.09.2012 – «Встреча поколений» ЦРО;
- 3.10.2012 – ГМО молодых педагогов («Организация работы «Педагог-НВ» на 2012-2013 уч.год») школа №7;
- 12.12.2012 – Встреча поколений «Учитель в современном мире» (проведение мероприятия) ЦРО.
- Участие во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах «Эйдос»:
- 13 – 15.11.2013г XIII-й Всероссийская дистанционной эвристической олимпиада по психологии «Хочешь быть психологом – будь им!» Гниденко Николай 4Б класс – 10 место, Миланко Анастасия 5В класс – 17 место;
- 19.12.2012 - Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада «Маленький принц» Яфанов Александр 4В класс;
- 19-21.12.2012 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике Немкина Полина – 2Б класс, Белова Ирина 5Б класс.
- Участие в семинарах и курсах повышения квалификации:
- 22-26.10.2012 Курсы повышения квалификации «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (г.Москва);
- 18 – 26.11.2012 – Оформление пакета документов на прохождение аттестации на первую квалификационную категорию (школа №2)
- 6-7.12.2012 – Семинар «Формирование установок толерантного сознания» (ЦРО, Федосюк Н.В.);
- 19.12.2012 – Семинар «Ведение мониторинга ФГОС» (Гимназия №2).
- Работа в ГМО педагогов-психологов (проведено 3 заседания).
- Саморазвитие:
- Публикация статьи «Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте в группах по гендерному признаку» в сборнике научных трудов «Перспективы развития современного научного знания» ( Гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. – 184 с.)
- «Система психолого-педагогического сопровождения в школе, и её роль в формировании личности в современном обществе» (ссылка эл. журнал «Экстернат»
https://e.mail.ru/cgibin/msglist?folder=0#readmsg?id=13564267390000000730&folder=0)
7. Проблемы и пути решения в работе педагога-психолога
1.Реализация психологического аспекта мониторинга
- В связи с большим объемом проводимых исследований необходимо провести корректировку плана психологического мониторинга: психодиагностических исследований мотивации и интеллектуального развития младших школьников (2-4 кл).
- Продолжить работу по проведению электронной диагностики по программе «Психологический мониторинг» (Матрос-Софт).
2.Коррекционно-развивающая работа
- продолжить работу с обучающимися 1,5 классов испытывающие трудности адаптации
- совершенствововать систему работы с безнадзорными учащимися, с учащимися девиантного поведения через реализацию школьной программы «Здоровье» (тематические беседы, кл. часы, родительские площадки);
- совершенствовать работу по первичной профилактике предпосылок суицидального поведения
3. Просветительская и профилактическая работа
Педагоги
- Совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения обучающегося, в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
- В связи с внедрением новых стандартов (ФГОС) в первых и вторых классах и изменением приоритетов и направлений в образовании, следует проводить организационно методические учебы с педагогами школы 1, 2 ступени.
Родители
- Для эффективного взаимодействия с родителями, больше использовать активные методы работы: малые «родительские академии», «круглые столы и площадки» для родителей.
Педагог-психолог Шахматова П.В.