Адаптация детей к дошкольному учреждению

Чванова Юлия Ивановна

Комплексный подход к решению проблем адаптации детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к условиям детского садаКомплексный подход к решению проблем адаптации детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексный подход к решению проблем адаптации детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс, который сопровождается сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка, темпы развития нарушаются по всем направлениям. Так как с приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех отношений ребенка с людьми, ломка привычных форм жизни. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Проблема адаптации это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, т.к. большинство детей именно в этом возрасте приходит в детский сад.

Адаптация к детскому саду является важным и сложным этапом в жизни ребенка и требует комплексного подхода – программы адаптации к детскому саду, которая направлена на успешную адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения, преодоление трудностей вхождение в новую для него среду и приспособление к ее условиям, т.обр. сохраняя психическое здоровье детей.

Цель данной программы – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, путем создания благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптивных возможностей детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи:

- разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей для детей дошкольного возраста;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Структура программы.

Комплексный подход проблеме адаптации подразумевает взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, а также комплекс мероприятий направленных на успешное прохождение детьми периода адаптации к ДОУ.

Программа адаптации детей к детскому саду в нашем учреждении, осуществляется педагогом-психологом, и состоит из трех этапов:

- предадаптация,

- адаптация,

- постадаптация.

Этап предадаптации носит информационно-просветительский характер, является подготовительным этапом, и осуществляется до прихода детей в ДОУ. Работа проводится в двух направлениях – работа с родителями и педагогами и включают в себя ряд мероприятий.

1. Работа с родителями:

- Проведение родительского собрания. В рамках собрания проводится просвещение родителей по вопросам адаптации, формирование тем самым активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Также проводится анкетирование родителей (младших дошкольных групп), запись на индивидуальные консультации с психологом, предлагаются памятки-рекомендации.

- Индивидуальные консультации для родителей по вопросам адаптации.

2. Составляются индивидуальные маршруты адаптации детей к ДОУ, на основании результатов анкетирования родителей (для детей младшего дошкольного возраста) и протоколов наблюдения за детьми (для раннего возраста). По полученным результатам, проводится индивидуальные консультации с педагогами и родителями.

3. Работа с педагогами:

- Групповая консультация педагогов по вопросам адаптации. Педагоги получают рекомендации-памятки по организации педагогической работы и оформление предметно-развивающей среды в период адаптации.

- Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам адаптации.

4. Оформление информационной среды. В уголке психолога размещается стендовая информация об особенностях периода адаптации. В младших группах и ГКП размещается стендовая информация, в виде рекомендаций по прохождению периода адаптации. Также размещаются рекомендации-памятки, в виде буклетов, по темам – как подготовить ребенка к детскому саду, особенности периода адаптации, как помочь ребенку в период адаптации.

Этап адаптации это непосредственно сам процесс привыкания ребенка к детскому саду, сопровождающийся рядом мероприятий направленных на успешное протекание этого периода. Включаются в себя работу с детьми, родителями и педагогами.

1. Работа с детьми:

- Наблюдение за детьми в период адаптации. Заполнение индивидуальных листов адаптации (для детей младшего дошкольного возраста), листов наблюдения за развитием детей в начале и конце учебного года (для детей раннего возраста).

- Занятия, направленные на успешное прохождение адаптационного периода.

Занятия проходят в групповой форме, и в виде индивидуальных игр.

Цель занятий: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Задачи:

1) преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;

2) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3) развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

4) развитие игровых навыков, произвольного поведения;

5) обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

Первую неделю пребывания детей в детском саду оказывается помощь педагогам, проводятся только индивидуальные игры с детьми. Последующие три недели сентября проводятся групповые занятия три раза в неделю, продолжительностью 15 минут, и также индивидуальные игры.

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя:

1) Приветствие (3 минуты)

2) Основная часть (10 минут):

- пальчиковые игры

- игры, направленные на социальное развитие

- музыкальные игры и игры развлечения

3) Прощание (2 минуты)

Дальнейшие групповые занятия проводятся один раз в неделю, с октября по февраль по авторским программам:

- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

- Пазухина И.А. «Давай поиграем»

2. Работа с родителями.

- Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам адаптации.

3. Работа с педагогами.

- Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам адаптации.

Постадаптация это итоговый этап прохождения периода адаптации, включающий в себя следующие мероприятия.

1. Подведение итогов прохождения периода адаптации (для младших групп) и развития (для детей раннего возраста) детей в виде сводной таблице по группе.

2. Диагностика возрастных особенностей детей (для младшего дошкольного возраста).

3. Составление списка детей группы риска (для младшего дошкольного возраста).

Ожидаемые результаты программы адаптации.

- повышению адаптационных возможностей для детей раннего и дошкольного возраста;

- овладение воспитателями методами проведения групповых занятий в адаптационный период;

- активная позиция родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- преодоление стрессового состояния у детей;

- овладение детьми навыками взаимодействия друг с другом;

- развитые игровые навыки.

Список литературы.

1. А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова «Практический психолог в детском саду»

2. Ватутина Н.Д.Ватутина «Ребенок поступает в детский сад»

3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду

4. Программа «Первые шаги» Смирнова Е.О., Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова

5. Теплюк С.Н. «Актуальные проблемы детей от рождения до трех лет»

6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

7. Янушко Я.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста

8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

9. Николаев А. «Пальчиковые игры»

10. Чистякова М.И «Психогимнастика»