Подготовка к школе: Возрастные особенности и Новый кризис

Чванова Юлия Ивановна

В статье представлен материал с возрастными особенностями детей 6-7 лет, особенностями протекания кризиса семи лет, а также рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подготовка к школе: Возрастные особенности и Новый кризис»

Возрастные особенности

В этом возрасте ребенок:

- практически всегда готов к расширению своего микро мира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

- постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде;

становится способным учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать;

- продолжает формироваться произвольность, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он ещё легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное;

- сильно ориентирован на внешнюю оценку; поскольку ребенку пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

- дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчается при неудаче. Тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

- стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют.

- мотивами поведения являются – интерес к новым видам деятельности; к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интересы; мотивы личных достижений, признания, самоутверждения; установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

- очень ориентированы на внешнюю оценку. Поскольку ребенку пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Важно помнить!

В этом возрасте дети развивают много численные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период, особенно сильный вред, наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Возраст 6 – 7 лет – очередной критический период в жизни ребенка.

Кризис 7 лет называют «периодом рождения социального Я ребенка».

Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, - в результате с ними бывает трудно справиться.

С психологической точки зрения это закономерный, необходимый этап в развитии ребенка: он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. Такие проявления – нормальное явление, и вам следует иметь это ввиду.

Что можно сделать родителям

Старые формы взаимодействия, уже неэффективны!

Необходимо выстроить «понимающие» отношения, тогда кризис разрешается.

Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно, сможет непринужденно и эффективно использовать свои навыки и интеллект.

Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

В критический период вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному желанию или усмотрению.

Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становится сознательным.

Предоставляете ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности.

Расширение сферы интересов ребенка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи на экскурсии).

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это дает ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности.

Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение – одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка.

При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».

Поддерживайте эмоционально ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекайте неприемлемое поведение.

Это помогает ребенку найти свое место в изменившихся условиях жизни.

Вам как родителям важно:

Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовывать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

Помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы.

Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствую возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной).

Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справиться с трудностями или неудачами.

По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, а не является однозначным показателем его личной реализованности.

Кризисный период

Возраст 6 – 7 лет – очередной критический период в жизни ребенка.

Кризис 7 лет называют периодом рождения «социального Я» ребенка.

Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, - в результате с ними бывает трудно справиться.

С психологической точки зрения это закономерный, необходимый этап в развитии ребенка: он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения.

Вступая в пререкания и споры с родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого.

Такие проявления – нормальное явление, и вам следует иметь это ввиду.

Что происходит с ребенком в кризисный период?

Ребенок начинает обобщать, осмысливать переживания, соответственно изменяется его поведение, в частности исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям.

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в шесть лет детям свойственно безусловное положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной

Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование «внутренней позиции школьника». Возникает потребность в приобретении новых знаний и умений.

Происходит изменение отношений со взрослыми – дети хотят большей самостоятельности, соответственно могут не выполнять привычные требования, но хорошо делать что-то по собственной инициативе. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому.

Поведение ребенка нередко характеризуется изменчивостью. Могут наблюдаться споры, непослушание, капризы, упрямство, острая реакция на критику. Негативные проявления обычно наблюдается в привычных условиях, в новых же для ребенка ситуациях они не встречаются.

Что можно сделать родителям

Старые формы взаимодействия, уже неэффективны!

Необходимо выстроить «понимающие» отношения, тогда кризис разрешается.

Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно, сможет непринужденно и эффективно использовать свои навыки и интеллект.

Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

В критический период вам следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному желанию или усмотрению.

Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становится сознательным.

Предоставляете ребенку возможности для новых видов деятельности. Можно предлагать новые формы занятий, новые обязанности.

Расширение сферы интересов ребенка нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи на экскурсии).

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания, это дает ему возможность воссоздать действия в словах, не проигрывая их в реальности.

Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение – одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка.

При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».

Поддерживайте эмоционально ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекайте неприемлемое поведение.

Это помогает ребенку найти свое место в изменившихся условиях жизни.

Список литературы:

1. М.М.Безруких: Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.

2. М.Н.Ильина: Подготовка детей к школе: развивающие тесты и упражнения.

3. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова: Готовимся к школе. 60 занятий по психическому развитию дошкольников.

4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.

5. Н.И.Гуткина: Психологическая готовность к школе.