Развитие стрессоустойчивости детей

Чванова Юлия Ивановна

В статье отмечены особенности и условия формирования стрессоустойчивости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_stressoustoychivosti_detey.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие стрессоустойчивости детей»

Стрессоустойчивость у человека не возникает "вдруг" и внезапно, ее основы постепенно и целенаправленно следует развивать уже в дошкольном возрасте.

На возникновение и характер течения стресса влияет личность ребенка или взрослого, отношение к ситуации, то, как она воспринимается. Известно, что на одну и ту же ситуацию люди реагируют по-разному, по-разному ее оценивают. Поэтому кто-то вообще не испытывает стресс, кто-то переживает его кратковременно и не сильно, а кто-то страдает сильно и очень долго.

Организм реагирует на стрессор двояко: на физиологическом и психологическом уровне. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной, кожной систем.

На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску страдание, недовольство и т. п. Это могут быть любые комплексы из перечисленных эмоций. Опасность негативных эмоций не только в сиюминутной тяжести переживания, но и в том, что они могут перерасти в эмоциональные состояния, т. е. длиться достаточно долго - дни, недели, месяцы. Эмоции как раз и предназначены для того, чтобы сигнализировать человеку о значении для него той или иной ситуации

Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.

Стрессоустойчивость комплексная черта.

1. Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Здесь речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть со всеми достоинствами и недостатками. Если человек принимает самого себя как ценность без всяких условий, то многие жизненные обстоятельства, хотя и могут восприниматься как угрожающие, не способны поставить под сомнение его ценность и значимость по сравнению с любыми событиями.

Ребенок может, безусловно, принимать себя, только если родители, безусловно, принимают и любят ребенка таким, какой он есть. Помните, что самооценка ребенка в дошкольном возрасте складывается из тех оценок, которые он получает от близких взрослого.

2. Вторая характеристика стрессоустойчивости - оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Если ребенок привыкает видеть хорошее вокруг, то стрессор не будет столь значим на общем фоне позитивности. Если же дошкольник привыкает замечать негатив, угрозы и неприятности, то стрессор найдется даже там, где большинство людей его не видят, и любой стресс на фоне общего негатива может вылиться в подавленность, постоянную напряженность, депрессию.

3. Третья составляющая стрессоустойчивости - овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости.

Когда ребенок испытывает негативную эмоцию, он всегда получает на неё ответную реакцию из внешнего мира, в том числе и от взрослого. Взрослый своей реакцией корректирует и преобразовывает эмоции ребенка, это и становиться для него опытом, который либо будет основой для развития стрессоустойчивости, либо послужит поводом для тревожности, враждебности, депрессивности.

Поэтому важно знать и своевременно реагировать на негативные эмоции ребенка, подготавливать его к стрессовым ситуациям в жизни.

4 .Четвертая составляющая стрессоустойчивости - умение расслабляться.

При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются так называемые мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действует и на мышцы, и на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение. Ребенок дошкольного возраста еще не может овладеть технологией расслабления, родителям полезно знать некоторые упражнения для расслабления мышц тела, которые можно провести в игровой форме.

Приемы расслабления

Сосулька (для детей 4 — 5 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-болтай (для детей 4 - 5 лет)

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

корпусом в том же направлении.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Насос « мяч (для детей 6-7 лет)

Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Взрослый начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше, выпрямляются ноги в коленях, после туловище, потом у мяча поднимается голова, после надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Взрослый выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло.

Качели (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Преодоление негативных эмоций

Преодоление гнева – обучайте ребенка приемлемым способам выражения своего гнева:

- игры «обзывалки», «мешочек криков», «дартс»;

- можно топать ногами, колотить подушки, бить по полу резиновым молотком, комкать и рвать газеты и «листки гнева»;

- использовать рисование, лепку из глины теста, игры с песком и водой.

Преодоление страха – учите детей различным приемам преодоления страха:

- сделать или представиться страх смешным;

- подумать о чем-то хорошем, переключиться;

- нарисовать, слепить свой страх;

- проиграть тревожащие ситуации в ролевой игре.

Погойте ребенку преодолевать свои страхи поддерживайте его; обязательно используйте игры на повышение уверенности в себе, а значит и в свои силы.

Преодоление робости и застенчивости – используйте игры для повышения уверенности в себе.