Развивающая кинезеологическая программа.

Беркутова Элиза Мансуровна

Программа позволяющая заниматься с детьми по развитию полушарий головного мозга, абстрактно-логического мышления, наглядно-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_kinezeologicheskaya_programma.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая кинезеологическая программа.

Цель:

  • Развитие межполушарной специализации.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Развитие комиссур (межполушарных связей).
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие речи.
  • Развитие мышления.

Цикл занятий:

  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель)
  • перерыв (2 недели)
  • комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель)
  • перерыв (2 недели)
  • комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель)

Продолжительность занятий: от 5-10 до 20-35 минут в день.

Длительность занятий по одному комплексу упражнений: 45-60 дней.

А.Л.Сиротюк

«Коррекция обучения и развития школьников»

Кинезиологическая гимнастика.

Подольская Е.

«Дошк. воспитание 6/2005»

1 блок.

  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

  1. Массаж ушных раковин.

 Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

  1. Качание головой.

 Покачаем головой – неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

  1. Кивки.

 Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

 Медленные наклоны головы к плечам и кивающие движения вперед-назад.

  1. Шея-подбородок.

 Голову ты опусти и медленно покрути.

 Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.

  1. «Домик»

 Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

 Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

  1. «Ладошки»

 С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.

 Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.

  1. «Колечко»

 Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

 Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном порядке.

  1. «Внимание»

 Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.

 Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную по середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох.

  1. «Поворот»

 Ты головку поверни за спиной что, посмотри.

 Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

  1. «Ладошки»

 Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

 Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.

  1. «Потанцуем»

 Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.

 Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги. То же с правой ногой.

  1. «Дерево»

 Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

 Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.

  1. «Водолазы»

 Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

 Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые руки, ноги и голову. Держать позу максимально долго.

  1. «Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения)

 Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой.

 Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие – сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

2 Блок.

 Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие).

  1. «Очищение».

Нужно правильно дышать чтоб внутри все очищать.

Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. Представить как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю и выходит через правую «желтая больная энергия». Затем вдыхать правой ноздрей. 3 раза.

  1. «Позевай».

Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем.

Закрыть глаза. Сладко зевнуть.

  1. «Руки».

Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

  1. «Запястье»

 Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка.

 Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.

  1. «Ладонь»

На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри.

 Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.

  1. «Полет».

 Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим.

Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.

  1. «Гибкость».

 Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать.

 Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

  1. «Успокойся». Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.

 Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.

3 Блок.

 Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.

  1. «Язычок».

 Язычок вы покажите, на него все посмотрите.

Движения языком вперед-назад.

  1. «Язычок».

 Нужно двигать язычком он отплатит вам добром.

 Движения языка в разные стороны.

  1. «Ротик».

 Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать.

 Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

4 Блок.

 Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.

  1. «Глазки»

Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить.

 Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

  1. «Глазки»

 Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.

 В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

  1. «Глазки»

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

 Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону)

  1. «Глазки»

 Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать.

 Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.

  1. «Глазки»

 Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.

 Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую.

  1. «Глазки»

Быстро-быстро помогай – отдых глазкам потом дай.

 Быстро моргать в течение 1-2 минут.

  1. «Глазки»

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.

 Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.

  1. «Глазки»

 Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.

 Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против.

5 Блок.

Упражнения на дыхание.

34. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим»

 Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

35. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.»

 Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а»

36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим»

 Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.

Комплекс 1.

Упражнение 30.

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.

Упражнение 5.

Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.

Упражнение 6.

С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.

Упражнение 7.

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим.

Упражнение 25.

Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать.

Упражнение 23.

Язычок вы покажите, на него все посмотрите.

Упражнение 34.

«Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим»

Комплекс 2.

Упражнение 2.

Покачаем головой – неприятности долой.

Упражнение 17.

Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать.

Упражнение 27.

Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.

Упражнение 28.

Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.

Упражнение 13.

Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем.

Упражнение 35.

«Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.»

Комплекс 3.

Упражнение 25.

Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать.

Упражнение 3.

 Покиваем головой, чтобы был в душе покой.

Упражнение 4.

 Голову ты опусти и медленно покрути.

Упражнение 8.

Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить.

Упражнение 18.

Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка.

Упражнение 12.

Мы растем, растем, растем и до неба достаем.

Упражнение 35.

«Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.»

Комплекс 4.

Упражнение 29.

Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать.

Упражнение 24.

Нужно двигать язычком он отплатит вам добром.

Упражнение 17.

Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать.

Упражнение 20.

Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим.

Упражнение 19.

На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри.

Упражнение 21.

Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать

Упражнение 14.

Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой.

Комплекс 5.

Упражнение 31.

Быстро-быстро помогай – отдых глазкам потом дай.

Упражнение 9.

Ты головку поверни за спиной что, посмотри.

Упражнение 24.

Нужно двигать язычком он отплатит вам добром.

Упражнение 10.

 Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем.

Упражнение 11.

 Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.

Упражнение 22.

Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами.

Упражнение 36.

«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим»

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

 Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

  1. «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала одной рукой по очереди, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ладонь-ребро»), произнося их вслух или про себя.

  1. «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  1. «Зеркальное рисование»

Положите лист чистой бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать обоими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  1. «Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  1. «Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.