Развивающая кинезеологическая программа.
Программа позволяющая заниматься с детьми по развитию полушарий головного мозга, абстрактно-логического мышления, наглядно-образного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_kinezeologicheskaya_programma.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая кинезеологическая программа.
Цель:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие комиссур (межполушарных связей).
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
Цикл занятий:
- комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель)
- перерыв (2 недели)
- комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель)
- перерыв (2 недели)
- комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель)
Продолжительность занятий: от 5-10 до 20-35 минут в день.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений: 45-60 дней.
А.Л.Сиротюк
«Коррекция обучения и развития школьников»
Кинезиологическая гимнастика.
Подольская Е.
«Дошк. воспитание 6/2005»
1 блок.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. | Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. |
Покачаем головой – неприятности долой. | Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону. |
Покиваем головой, чтобы был в душе покой. | Медленные наклоны головы к плечам и кивающие движения вперед-назад. |
Голову ты опусти и медленно покрути. | Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами. |
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. | Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. |
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. | Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. |
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. | Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном порядке. |
Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. | Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную по середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. |
Ты головку поверни за спиной что, посмотри. | Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. |
Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. | Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. |
Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать. | Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги. То же с правой ногой. |
Мы растем, растем, растем и до неба достаем. | Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево. |
Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. | Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые руки, ноги и голову. Держать позу максимально долго. |
Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. | Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие – сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно. |
2 Блок.
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие).
Нужно правильно дышать чтоб внутри все очищать. | Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. Представить как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю и выходит через правую «желтая больная энергия». Затем вдыхать правой ноздрей. 3 раза. |
Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. | Закрыть глаза. Сладко зевнуть. |
Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. | Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть. |
Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. | Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой. |
На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. | Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять. |
Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. | Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями. |
Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать. | Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. |
| Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами. |
3 Блок.
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие) В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
Язычок вы покажите, на него все посмотрите. | Движения языком вперед-назад. |
Нужно двигать язычком он отплатит вам добром. | Движения языка в разные стороны. |
Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать. | Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот. |
4 Блок.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить. | Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. |
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. | В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. |
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. | Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону) |
Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать. | Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды. |
Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. | Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую. |
Быстро-быстро помогай – отдых глазкам потом дай. | Быстро моргать в течение 1-2 минут. |
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. | Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд. |
Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. | Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против. |
5 Блок.
Упражнения на дыхание.
34. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим» | Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. |
35. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.» | Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» |
36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим» | Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз. |
Комплекс 1. | |
Упражнение 30. | Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. |
Упражнение 5. | Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. |
Упражнение 6. | С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. |
Упражнение 7. | Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. |
Упражнение 25. | Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать. |
Упражнение 23. | Язычок вы покажите, на него все посмотрите. |
Упражнение 34. | «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим» |
Комплекс 2. | |
Упражнение 2. | Покачаем головой – неприятности долой. |
Упражнение 17. | Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. |
Упражнение 27. | Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле. |
Упражнение 28. | Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. |
Упражнение 13. | Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. |
Упражнение 35. | «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.» |
Комплекс 3. | |
Упражнение 25. | Чтобы лучше нам жевать нужно ротик открывать. |
Упражнение 3. | Покиваем головой, чтобы был в душе покой. |
Упражнение 4. | Голову ты опусти и медленно покрути. |
Упражнение 8. | Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. |
Упражнение 18. | Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. |
Упражнение 12. | Мы растем, растем, растем и до неба достаем. |
Упражнение 35. | «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки.» |
Комплекс 4. | |
Упражнение 29. | Чтобы зоркими нам стать нужно на глаза нажать. |
Упражнение 24. | Нужно двигать язычком он отплатит вам добром. |
Упражнение 17. | Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. |
Упражнение 20. | Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. |
Упражнение 19. | На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. |
Упражнение 21. | Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать |
Упражнение 14. | Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. |
Комплекс 5. | |
Упражнение 31. | Быстро-быстро помогай – отдых глазкам потом дай. |
Упражнение 9. | Ты головку поверни за спиной что, посмотри. |
Упражнение 24. | Нужно двигать язычком он отплатит вам добром. |
Упражнение 10. | Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. |
Упражнение 11. | Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать. |
Упражнение 22. | Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами. |
Упражнение 36. | «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим» |
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
- «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала одной рукой по очереди, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ладонь-ребро»), произнося их вслух или про себя.
- «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- «Зеркальное рисование»
Положите лист чистой бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать обоими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- «Ухо-нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- «Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.