Проект по теме «Развитие творческого мышления учащихся 4 класса в рамках психолого-педагогической программы «Игры для разума»

Ефимова Татьяна Петровна

 

В программе школьных  уроков  не так часто поднимаются эвристические вопросы, новизна проекта в том, программа «Игры для разума», направленная на развитие творческого мышления с учащимися 4 класса имеет своей целью и  участие детей в эвристической олимпиаде.

В настоящее время все большую популярность приобретают эвристические олимпиады, где дети предлагают свои версии и гипотезы,  отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия. Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ учащегося уникален. В то же время, эвристические задания опираются на образовательные стандарты. Чтобы выполнить их качественно, нужно владеть предметными знаниями, способами деятельности, компетенциями.

Реализация проекта в виде программы «Игры для разума» будет способствовать развитию творческих мыслительных способностей и воображения детей, а также раскрытию  их личностного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_proekt.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

                 по теме «Развитие творческого мышления учащихся 4 класса

                 в рамках психолого-педагогической программы «Игры для разума»

                                                                                       Проект выполнила:

                                                                                   Ефимова Татьяна Петровна

                                                                      педагог-психолог  МБОУ ДОД  ДОО

                                                                         Центра «Поддержка детства»

                                                                                   

Самара

     

Актуальность

    В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за короткий отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, помогающих приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современного мира. Актуальным встает вопрос о развитии и воспитании подрастающего поколения, способного находить нестандартные решения, рождать новые идеи и не бояться искать пути их претворения в жизнь. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных и творчески мыслящих людей.

В программе школьных  уроков  не так часто поднимаются эвристические вопросы, новизна проекта в том, программа «Игры для разума», направленная на развитие творческого мышления с учащимися 4 класса имеет своей целью и  участие детей в эвристической олимпиаде.

В настоящее время все большую популярность приобретают эвристические олимпиады, где дети предлагают свои версии и гипотезы,  отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия. Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ учащегося уникален. В то же время, эвристические задания опираются на образовательные стандарты. Чтобы выполнить их качественно, нужно владеть предметными знаниями, способами деятельности, компетенциями.

Реализация проекта в виде программы «Игры для разума» будет способствовать развитию творческих мыслительных способностей и воображения детей, а также раскрытию  их личностного потенциала.

Цель проекта: способствовать  развитию творческого мышления  учащихся 4 класса через реализацию программы «Игры для разума»

Целевая группа: учащиеся 4-х классов.

Помощники проекта: педагоги, родители, администрация, психолог ОУ.

Продолжительность реализации проекта:  сентябрь- апрель

План реализации проекта:

п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

Подписание договора о сотрудничестве Центра «Поддержка детства» с администрацией ОУ

1-5 сентября

Администрация Центра и ОУ

2

Изучение литературы, интернет ресурсов, методических  пособий с целью составления развивающей программы по развитию творческого мышления  уч-ся нач. школы. Включение составленной программы в перечень мероприятий Центра.

5-30 сентября

психолог Центра

3

Проведение психодиагностики по тесту

Е.Е. Туник по выявлению уровня развития творческого мышления  учащихся  4-х классов в ОУ

1-20 октября

психолог Центра, психолог ОУ

4

Проведение родительского собрания (информация о проекте, получение согласия от  родителей на участие их детей на занятиях по программе во внеурочное время)

Формирование группы детей для занятий по программе

20-28 октября

психолог Центра, психолог ОУ

5

Проведение групповых занятий с детьми (18 зан. 1 раз в неделю)

10 ноября–

18 марта

психолог Центра, психолог ОУ

6

Участие группы детей в эвристической олимпиаде

23-31 марта

завуч школы, родители

7

Проведение повторной диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления уч-ся 4 кл

(для выявления динамики результатов)

5-10 апреля

Психолог Центра, психолог ОУ

8

Выставка  творческих работ участников программы «Игры для разума» для учащихся, педагогов и родителей нач. школы

10 -20 апреля

психолог Центра, психолог ОУ

завуч по УВР

9

Выступление с сообщением о результатах реализации проекта на род. собрании и МО педагогов нач. школы

15-20 апреля

психолог Центра

10

Выступление с сообщением о результатах реализации проекта на

Районном МО психологов

21-26 апреля

психолог Центра

Из программы курса развития творческого мышления

Пояснительная записка

Проблема творчества широко разрабатывалась в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).

 Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,  Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова.

Основная особенность творческого мышления  - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. В литературе часто встречается термин креативность, как синоним творческого мышления. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Д.Б. Богоявленская на основе экспериментальных данных сделала вывод о  том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий первый всплеск их проявления отмечается к 10 годам, а второй приходится на юношеский возраст.

Концептуальными  идеями для проекта программы занятий послужили модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда и понимание одаренности Дж. Рензулли. Далее будут перечислены основные положения модели структуры интеллекта.

Дивергентное мышление- это вид мышления, направленный на создание оригинальных и необычных идей (иначе: нетипичных для общества, в котором живет индивид) с помощью многовариантного решения проблемы.

Типы содержания информации (т.е. – в каком виде информация может находится): образное содержание состоит из информации в конкретной образной форме (в зрительной, слуховой и т.д.); символическое содержание включает в себя информацию в виде знаков, обозначающих что-либо: числа, музыкальные ноты, информационные коды т.д.; семантическое содержание – это информация, состоящая из идей, мыслей и понятий, и передаваемая с помощью слов; поведенческое содержание – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли установки, определяющие поведение людей.

Многомерная структурная  модель интеллекта Дж. Гилфорда основана на трех критериях,  описывающих различные стороны  интеллектуальной деятельности:

1) тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).

2) содержание материала интеллектуальной деятельности (объектное, символическое, семантическое, поведенческое)

3)  разновидность конечного продукта (единицы, классы, отношения, системы, трансформация, рассуждения).

Каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого критерия. Всего в квалификационной схеме Дж. Гилфорда 120 факторов (интеллектуальных способностей).

В концепции Дж. Рензулли одаренность рассматривается как сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативность и настойчивость. Кроме этого необходимо учитывать знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду.

При составлении  данной программы были использованы задания из «Курса развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли), составленные Ю.Б. Гатановым.

Цель программы: развитие творческого мышления личности учащихся 4-х классов

Задачи программы:

  • развитие беглости – способности быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов;
  • развитие гибкости - способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовности и умении рассматривать имеющуюся информацию с разных сторон;
  •  развитие оригинальности – способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
  •  развитие способности творчески разрабатывать, расширять, развивать, приукрашивать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Цикл занятий рассчитан на 18 часов,  1 час в неделю.

Наполняемость группы 10-12 человек.

На ознакомительном занятии с детьми после диагностики проводится беседа о целях программы, дальнейшем участии в эвристической олимпиаде с необычными заданиями и записывают желающих участников. На  родительском собрании решается вопрос участия детей в группе. Родители, которые дают письменное согласие на участие детей в программе,  решают вопрос о расписании занятий, приобретении мет. пособия, рабочих тетрадей (или их ксерокопий), орг. взноса для участия в эвристической олимпиаде, расходных материалов (бумага, краска для ксерокопий) для проведения психодиагностики, ватмана, фломастеров для оформления творческих работ  за счет собственных средств.

С завучем по УВР решается вопрос о расписании занятий, выделении кабинета со столами, стульями, которые можно передвигать, доской и мелом.

Каждое занятие имеет свою структуру: 1) вводная часть: приветствие, разминка; 2) основная часть: задания (инструкция и  выполнение заданий, обсуждение), минутка восстановления, доп. задание 3) заключительная часть: подведение итогов занятия, обратная связь,  

      В работе с детьми используется такие методы обучение и воспитания: как беседа, мозговой штурм, игра, поощрение, наблюдение, упражнения, пример.  

 Основной стратегией работы ведущего является создание благоприятной атмосферы, в которой дети могут свободно выражать себя без угрозы внешнего оценивания и критических суждений. В творческих упражнениях не бывает «неправильных» ответов. На занятиях важно создать условия, в которых дети были радостны и уверены в себе, могли смотреть на то, «что есть» и «что может быть», «а не на то, «чего нет». Вместо исключения возможностей могли допускать все возможности, и реальные, и предполагаемые.  Важно, чтобы дети были настроены позитивно, считали себя творцами.

          Ожидаемые результаты реализации программы:

  •  Положительная динамика в развитии творческого мышления по таким параметрам  продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность.

          Для отслеживания  результативности программы до и после проведения курса занятий проводится психодиагностика по тесту

Е. Е. Туник  «Диагностика креативности»

Содержание программы

Тема 1.  Писатели и репортеры

 Знакомство с содержанием курса развития творческого мышления. Играем в писателей и репортеров.  Представление собственных невероятных ситуаций для обсуждения их последствий в группе. Знакомство с методом «мозгового штурма» для экспериментов по мысленной трансформации различных объектов, событий, чувств, явлений. Поиск различных идей по созданию объектов, соединяющих в себе два свойства. Обсуждение и рисование иллюстраций к своим идеям. Создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации, как газетный репортаж  с места событий. Составление книги «Планета Земля. Руководство для туристов с других планет». Сочинение необычных финалов к историям.

Тема 2. Словесные превращения

Строение слова. Изобретение необычных слов. Игра-соревнование «Кто больше найдет «спрятавшихся» слов.  Составление кроссвордов с вопросами и ответами. Помощники – различные словари.

Тема 3. Эмоциональный словарь.

Настроение и от чего оно зависит. Словарь эмоций. Способы снятия эмоционального напряжения в трудных ситуациях. Значение имени для человека. Поиск связи внутреннего состояния  и имени. Копилка подходящих слов для выражения чувств и мыслей. Варианты выхода из проблемных жизненных ситуаций.

Тема 4. Секреты в рисунках.

Использование фигур для создания своих рисунков и картин. Выставка необычных картин. Конкурс названий к ним.  

Командная работа по рассекречиванию замаскированных рисунков предметов, животных.

Праздник оригинальности. Подведение итогов занятий. Выставка творческих работ участников занятий для учащихся начальной школы.

                                                                       

                                                                                             

                                                                                                   

                                               Учебный план программы

                                             «Игры для разума»

Цель: развитие творческого мышления.

Категория слушателей: учащиеся 4 класса

Срок обучения: 18 недель

Режим занятий: 1 час в неделю

Название  разделов и дисциплин

всего часов

в том числе

форма контроля

лекции

практические

1

Писатели и репортеры

8

1,6

6,4

2

Словесные превращения

3

0,6

2,4

3

Эмоциональный словарь

5

1,0

4,0

4

Секреты в рисунках

2

0,4

1,6

         

                                          Итого:

18

3,6

14,4

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                   

Учебно-тематический план программы

«Игры для разума»

Цель: развитие творческого мышления.

Категория слушателей: учащиеся 4 класса

Срок обучения: 18 недель

Режим занятий: 1 час  в неделю

п/п

Название разделов и дисциплин

всего часов

в том числе

форма контроля

лекции

практические

1

Писатели и репортеры.

8

1,6

6,4

изучение продуктов деятельности

1.1

Невероятные ситуации

1

0,2

0,8

1.2

Изменения и улучшения

1

0,2

0,8

1.3

Эпитеты и сравнения

1

0,2

0,8

1.4

Смешение свойств

1

0,2

0,8

1.5

Газетный репортаж

1

0,2

0,8

1.6

Придумай предложение

1

0,2

0,8

1.7

Гости с других планет

1

0,2

0,8

1.8

Незавершенные истории

1

0,2

0,8

2

Словесные превращения

3

0,6

2,4

изучение продуктов деятельности

2.1

Придумай слово

1

0,2

0,8

2.2

Спрячь слово

1

0,2

0,8

2.3

Кроссворды

1

0,2

0,8

3

Эмоциональный словарь

5

1,0

4,0

дневник наблюдений

3.1

Как поднять настроение

1

0,2

0,8

3.2

Эмоции и настроения

1

0,2

0,8

3.3

Имя  

1

0,2

0,8

3.4

Найди подходящие слова

1

0,2

0,8

3.5

Если нельзя, но очень надо

1

0,2

0,8

4

Секреты в рисунках

2

0,4

1,6

изучение продуктов деятельности

4.1

Завершение фигуры

1

0,2

0,8

4.2

Спрятавшиеся рисунки

1

0,2

0,8

           Итого:

18

3,6

14,4

Использованная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.

       Ростов н/Д., 1983.

  1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  2. Валеева И.А., Целищева И.И. Организация мыслительной деятельности младших школьников при решении эвристических задач: Мет. рекомендации. Шуя, 1996.
  3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышлния. Иматон, С-П, 2002.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
  5. Ермакова Е.С. Развитие гибкости мыслительной деятельности детей как предпосылки продуктивного и творческого мышления. Иваново, 1997.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  7. Немов Р.С. Психологический словарь. Владос, 2007.
  8. Психология мышления. / Под. Ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.
  9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. Ярославль, 1997.
  12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.,1997.
  13. Туник Е.Е. Диагностика креативности: Методическое руководство,

      Санкт-Петербург, Иматон, 2004.

15. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т., М., Педагогика, 1985.

  1. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей.

     //Вопросы психологии. – 1996. №3.

17.  www.eidos.ru/olimp/faq.htm   Центр дистанционного образования «Эйдос»,  Эвристические олимпиады.

Ожидаемые результаты после внедрения и реализации проекта:

  1. Хороший рейтинг участников проекта  в эвристической олимпиаде.
  2. Повышение интереса участников образовательного процесса к развитию творческого мышления у детей.
  3. Повышение самооценки участников.
  4. Продолжение работы по проекту психолога О и педагогов.
  5. Индивидуальные проекты учащихся, участие в конкурсе «Первые шаги в науке»

Представление результатов проекта:

  1. Стенгазета с работами и фотографиями участников программы

     «Праздник оригинальности»

  1. Выступление психолога Центра с сообщением о результатах проекта на родительском собрании в нач. школе, на МО педагогов нач. классов в ОУ, на районном МО психологов.
  2. Красочное объявление с информацией об условиях, вопросах, фамилиях детей, которые участвовали в эвристической олимпиаде.
  3. Благодарственные письма родителям участников.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческая направленность самой личности ведущего программы, его способность создавать благоприятные условия для проявления творческого мышления у детей (внимательно относиться к необычным вопросам, уважительно относиться к необычным идеям, показывать, что идеи детей имеют ценность, хвалить и эмоционально поощрять).

2. Для осуществления проекта программы необходимо приобрести методическое пособие для ведущего и рабочие тетради для учащихся  8-12 лет по «Курсу развития творческого мышления» Ю.Б. Гатанова (ГМНП «Иматон», Санкт-Петербург, 2002) по количеству участников. Возможно приобретение 1 рабочей тетради и затем ксерокопия заданий для всех участников (листы в таком случае для каждого занятия складываются в индивидуальную рабочую папку), листы бумаги, ватман, фломастеры (средства родителей)

3. Листы бумаги по количеству детей и возможность ксерокопировать задания для психодиагностики (ресурсы школы и родителей)

3. Класс  для занятий во внеурочное время, оснащенный ученическими столами, которые можно передвигать и стульями, а также доска с мелом (завуч по УВР)

 4. Для выставки творческих работ участников программы необходим планшет или свободный стенд в холле школы, глее занимаются учащиеся начальных классов (завуч по УВР)

4. Сбор орг. взносов для участия в олимпиаде (родители),

5. Составление заявки на участие в олимпиаде (психолог ОУ)

6. Интернет-класс для участия детей в назначенный день в дистанционной эвристической олимпиаде (завуч по УВР, преподаватель информатики)

Приложение

Занятие  «Невероятные ситуации»

Тип задания семантические трансформации

Цели занятия: 

- создание доброжелательной атмосферы в группе,

- развитие беглости и оригинальности.

- развитие воображения и мышления,

- знакомство с приемом самовосстановления

 Вводная часть

Приветствие

Разминка: «Представьте, например, что будет, если исчезнут все компьютеры (телефоны)»

Дети высказывают  свои идеи, а ведущий  записывает их на доске. Попросить детей не повторять те идеи, которые записаны, но можно их улучшать, видоизменять. Поблагодарить, похвалить детей за интересные  идеи.

Основная часть

Психолог предлагает детям  войти в состав знатоков, которые ищут невероятные ответы на вопросы.

Тема рассуждения: «Что было бы, если бы вдруг произошло нечто необычное» Необходимо прочесть инструкцию вслух вместе с детьми, разъяснить смысл задания и предложить им начать работу в своих альбомах.

  1. «Интересно, что случится, если люди вдруг станут прекрасно видеть в темноте, ночью и плохо видеть днем, при свете?»
  2. «Что произойдет, если вдруг исчезнет вся бумага и невозможно будет производить новую?»

После индивидуального выполнения заданий учащиеся рассказывают свои варианты и обсуждают их,  выделяя то, что было необычного у каждого. Психолог помогает найти для каждого учащегося изюминку в его варианте.

Волшебные минутки для самовосстановления.

Психолог: «Для того, чтобы научиться решать проблемы надо давать своему мозгу отдых. На наших занятиях мы ознакомимся с  различными способы восстановления своих сил. Занимает это немного времени. Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните то место, которое вызывает у вас приятные ощущения. Например, вы можете представить себе, что вы на песчаном берегу Волги, приятный теплый день, легкий ветерок. А может это будет ваш собственный образ, вам подскажет ваша память и воображение.

Побудьте в этом мысленном уголке  некоторое время. (пауза) Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Вы снова полны сил и готовы быть создателями невероятных ситуаций». По желанию, кто хочет, рассказывает о своих впечатлениями от минутки самовосстановления

Дополнительное задание

Психолог предлагает  объединиться в 3 подгруппы по 4 человека и придумать совместно собственные невероятные ситуации, психолог записывает их на отдельных листочках и затем  предлагает вытянуть каждой подгруппе по 1 ситуации для обсуждения  последствий предложенных невероятных ситуаций.

Заключительная часть

Обратная связь.  Учащиеся высказывают свое мнение о том, что понравилось, что не понравилось, что было интересным  на занятии.  На листочках каждый пишет свое имя и делает  графический знак (в виде небольшого рисунка, значка, символа, цвета и др. по желанию детей), отражающий  то, как они себя чувствовали на занятии.

(грустно, скучно, радостно)