ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Экономические, политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе, предъявляют особые требования к процессу модернизации системы профессионального образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Демидова Т.П
Нижневартовск, социально-гуманитарный колледж
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Экономические, политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе, предъявляют особые требования к процессу модернизации системы профессионального образования.
В докладе «О мерах по развитию национальной конкурентноспособности в условиях мирового финансового кризиса» президент страны Д.А.Медведев подчеркивает, что к экономическому кризису можно относиться по - разному, в том числе, рассматривать его
« как возможность начать что-то новое», но спустя год в беседе с журналистами, он отмечает: «к сожалению, большинство наших производителей кризис так ничему и не научил»[3]. Этому явлению найдется множество объяснений, но одно из них кроется в том, что многие работники, так и не смогли увидеть создавшуюся ситуацию «другими глазами» и попробовать что- то новое для решения возникших проблем.
Для всех сегодня очевидно, что для современной экономики нужны профессионалы особого типа. Усилия, направленные на преодоление финансового кризиса должны привести к формированию заказа на специалистов, неотъемлемыми чертами которых является: общая культура, самоорганизованность, высокий интеллект и глубокие знания, профессиональная мобильность, ответственность за последствия собственной деятельности, стремление к саморазвитию, творческая интуиция, экологическая воспитанность, чувство долга перед своим народом и человечеством.
Следовательно, сегодня профессиональное образование должно быть ориентировано не только на формирование умения выпускников выполнять профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, а подготовить обществу специалиста способного изменять мир.
Проведенные нами исследования в 2008-2009году среди студентов колледжа свидетельствуют о том, что большинство студентов 3-4 курсов сталкиваются с противоречием, проявляющимся с одной стороны в желании получить профессиональное образование, а с другой стороны неверие в возможность найти достойную работу. Начиная обучаться профессии, студент строит определенные ожидания. Овладевая новыми профессиональными знаниями и навыками и связывая полученные знания с имеющимся опытом, он сознательно формирует новые умения или улучшает старые, формируя более эффективные стратегии поведения. Практика показывает, если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии начинают активно использоваться в профессиональной и личностной сферах. В случае отсутствия возможностей активно использовать полученные знания и навыки, даже получая при этом положительное подкрепление, возникает процесс регрессии. Студент начинает сомневаться и считает, что новые знания и стратегии поведения вряд ли помогут реализовать намеченные цели. Это явление приводит к росту негатива и отрицательного настроя на профессиональное обучение, а следовательно снижению познавательной активности студентов.
Указанное обстоятельство приводит к необходимости проектирования в рамках образовательного пространства особого пространства самопрезентации как условия подготовки студентов к современным требованиям социума.
В этих условиях актуальным является создание в профессиональных образовательных учреждениях таких условий развития личности, которые бы обеспечили формирование у будущих специалистов стратегии преодоления собственных ограничений и отрицательных установок.
Анализ научной литературы [1,2] позволяет сказать о том, что проектирование пространства самопрезентации специалиста будет способствовать преодолению негативных социальных и профессиональных установок студентов, если будут выполнены следующие условия:
- образовательный процесс будут спроектирован с учетом возможности удовлетворения разноуровневых личностных профессионально-образовательных потребностей и саморазвития субъектов образовательного процесса;
- учебная деятельность будет ориентирована на актуализацию потребности в самопрезентации студентов;
- использование психолого-педагогических технологий обучения и применение технических и программных средств будет подчинено целям развития личности и приобретения личностных и профессиональных компетенций;
- учебный процесс будет обеспечен системой психолого-педагогической поддержки, направленной на самопрезентацию обучающегося.
Ученые отмечают, что проектирование пространства самопрезентации определяется: диагностикой профессионально-образовательной среды; личностно-профессиональным и креативно-деятельностным подходами к подготовке будущих специалистов; системно-ценностной направленностью организации среды личностно и профессионального становления студентов; практико-ориентированным подходом к проектированию разноуровневых образовательных пространств, а так же созданием развивающих образовательных микропространств для реализации возможностей студентов[2 ].
Реализуя указанные идеи на практике, мы пришли к пониманию, что развивающие образовательные микропространства должны включать творческие мастерские (мониторинговые, социального взаимодействия, креативные, здоровьесберегающие, инновационно-технологические) и лабораторий самопрезентации. Лаборатория самопрезентации - это пространство « сотворения студентом себя как личности и профессионала», которое актуализирует познавательную (формирование новых компетенций и стратегий познания), мотивационно-потребностную( формирование внутренних мотивов профессиональной деятельности, инициирование и поддержка потребности в самоизменении и самореализации), эмоционально-волевую сферу специалиста (создание условий для совершенствования волевых качеств и рефлексивных умений), поведенческую ( моделирование эффективных стратегий поведения в изменяющихся условиях), креативную (творческую самореализацию) составляющие профессионала.
Таким образом, проектирование пространства самопрезентации специалиста представляет собой открытую систему, объединяющую личностно- развивающие и практико-ориентированные технологии обучения, а также программные, организационные и технические средства, в результате чего профессионально-образовательная среда становится средой актуализации потенциала личности.
Модель педагогической системы, позволяющей проектировать пространство самопрезентации специалиста включает в себя: ориентирующую подсистему, управляющую подсистему, обучающую подсистему, подсистему креативной деятельности, подсистему рефлексии и коррекции.
Педагогическая система работает в двух основных режимах: проектирования и обучения. В режиме проектирования она позволяет создавать модели самопрезентации студентов различных специальностей, изменять имеющиеся сценарии взаимодействия и т.д. В режиме обучения система адаптируется к уровню подготовки студентов и стимулирует их к повышению уровня обучения и самопрезентации, расширяя пространство взаимодействия за счет использования дополнительных ресурсов.
Проектирование пространства самопрезентации специалиста начинается с формулирования системной педагогической цели, которая разбивается на подцели, в соответствии с этапом профессиональной подготовки. Проектирование уровней самопрезентации начинается с разработки критериев. В соответствии с разработанными критериями уровня самопрезентаци определяется объем и содержание деятельности в творческих мастерских и лабораториях. После овладения определенными знаниями и умениями студенту предлагается тест для самопроверки, в случае благоприятного результата студенту предлагается на выбор следующий этап деятельности. В результате для студента открываются новые возможности освоения образовательного пространства, в котором могут быть апробированы сформированные стратегии и умения.
Важными показателями самопрезентации, на наш взгляд, будет выступать готовность студента к профессиональной деятельности в современных экономических условиях, проявляющаяся в сформированности социально-адаптивных, аксиологических, гносеологических, конструктивно-проектировочных способностей, а так же повышение психологической культуры специалиста.
Литература:
- Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.-СПб.: Речь, 2007.224с.
- Психология развивающегося профессионально-образовательного пространство человека: коллективная монография/Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Гоу ВПО «Рос.гос.проф-пед ун-т», 2008.239с
- Сайт президента РФ Д.А. Медведева http://www.kremlin.ru/
