ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Дедидова Томара Павловна

Экономические, политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе,    предъявляют особые требования к  процессу модернизации системы  профессионального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_demidovoy_t.psamoprezent_09.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Демидова Т.П

                            Нижневартовск, социально-гуманитарный колледж

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 Экономические, политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе,    предъявляют особые требования к  процессу модернизации системы  профессионального образования.

В  докладе «О мерах по развитию национальной конкурентноспособности в условиях мирового финансового кризиса» президент страны Д.А.Медведев   подчеркивает, что к экономическому кризису можно относиться по - разному, в том числе, рассматривать его

« как возможность начать  что-то новое», но  спустя год в беседе с журналистами,  он     отмечает: «к сожалению,  большинство наших производителей кризис так ничему и не научил»[3]. Этому явлению найдется множество объяснений, но одно из них кроется  в том, что многие  работники, так и  не смогли увидеть создавшуюся ситуацию «другими глазами» и   попробовать что- то  новое для решения возникших проблем.

 Для всех сегодня очевидно, что для современной экономики нужны  профессионалы особого типа.     Усилия, направленные на преодоление финансового кризиса   должны привести к формированию заказа на  специалистов, неотъемлемыми чертами которых является: общая культура, самоорганизованность, высокий интеллект и глубокие знания, профессиональная мобильность, ответственность за последствия собственной деятельности, стремление к саморазвитию,   творческая интуиция, экологическая воспитанность, чувство долга перед своим народом и человечеством.

 Следовательно, сегодня профессиональное образование должно быть ориентировано не только на формирование умения выпускников   выполнять профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимися  условиями, а  подготовить обществу специалиста способного    изменять  мир.  

Проведенные нами исследования в 2008-2009году среди студентов колледжа свидетельствуют о том, что   большинство  студентов  3-4 курсов сталкиваются с противоречием, проявляющимся с одной стороны в желании получить профессиональное образование, а с другой стороны  неверие в  возможность   найти достойную работу.   Начиная обучаться  профессии,    студент строит определенные ожидания.  Овладевая новыми профессиональными знаниями и навыками   и связывая полученные знания с имеющимся опытом, он сознательно формирует новые умения или улучшает старые, формируя более эффективные стратегии поведения. Практика показывает, если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии начинают активно использоваться в профессиональной и личностной сферах. В случае отсутствия   возможностей активно использовать полученные знания и навыки, даже получая при этом положительное подкрепление, возникает процесс регрессии.  Студент начинает сомневаться и считает, что  новые знания и стратегии поведения вряд ли помогут реализовать намеченные цели. Это явление приводит к росту  негатива  и отрицательного настроя на профессиональное обучение, а следовательно снижению познавательной активности студентов.

Указанное обстоятельство  приводит к   необходимости проектирования  в рамках образовательного   пространства особого пространства  самопрезентации   как условия  подготовки студентов к современным требованиям социума. 

В этих условиях актуальным является создание в профессиональных образовательных учреждениях  таких условий развития личности,  которые бы обеспечили формирование у будущих специалистов   стратегии преодоления собственных ограничений и отрицательных установок.

 Анализ научной литературы [1,2] позволяет сказать о том, что проектирование пространства самопрезентации специалиста   будет  способствовать  преодолению негативных социальных и профессиональных установок  студентов,   если будут выполнены следующие условия:

  • образовательный процесс будут спроектирован с учетом возможности удовлетворения разноуровневых личностных  профессионально-образовательных потребностей  и саморазвития субъектов образовательного процесса;
  • учебная деятельность  будет ориентирована на   актуализацию потребности в самопрезентации студентов;
  • использование психолого-педагогических технологий обучения и применение технических и программных средств   будет подчинено   целям развития личности и приобретения личностных и профессиональных компетенций;
  • учебный процесс   будет обеспечен  системой психолого-педагогической поддержки, направленной на   самопрезентацию обучающегося.

 Ученые отмечают, что проектирование   пространства   самопрезентации определяется: диагностикой профессионально-образовательной среды; личностно-профессиональным и креативно-деятельностным подходами к подготовке будущих специалистов; системно-ценностной направленностью организации среды личностно и профессионального становления студентов;  практико-ориентированным подходом к проектированию разноуровневых образовательных пространств, а так же созданием развивающих образовательных микропространств для реализации  возможностей студентов[2 ].  

  Реализуя указанные идеи на практике, мы пришли к пониманию, что развивающие образовательные микропространства  должны  включать творческие мастерские (мониторинговые, социального взаимодействия, креативные, здоровьесберегающие, инновационно-технологические) и лабораторий самопрезентации.    Лаборатория  самопрезентации - это пространство « сотворения  студентом себя как личности и профессионала», которое актуализирует познавательную (формирование  новых компетенций и  стратегий познания), мотивационно-потребностную( формирование внутренних мотивов профессиональной деятельности, инициирование и поддержка потребности в самоизменении и самореализации),   эмоционально-волевую сферу специалиста (создание условий для совершенствования волевых качеств и рефлексивных умений),  поведенческую (  моделирование эффективных стратегий поведения в изменяющихся условиях), креативную (творческую самореализацию) составляющие профессионала.

Таким образом, проектирование пространства самопрезентации специалиста    представляет собой открытую систему, объединяющую личностно- развивающие  и практико-ориентированные технологии обучения, а также программные, организационные и технические средства, в результате чего  профессионально-образовательная среда становится   средой   актуализации потенциала личности.

  Модель  педагогической системы, позволяющей проектировать  пространство самопрезентации специалиста включает в себя: ориентирующую подсистему, управляющую подсистему, обучающую подсистему,   подсистему креативной деятельности, подсистему рефлексии и коррекции.

 Педагогическая система работает в двух основных режимах: проектирования и обучения. В режиме проектирования она  позволяет создавать  модели самопрезентации студентов различных специальностей, изменять имеющиеся сценарии взаимодействия  и т.д. В режиме обучения система адаптируется к уровню подготовки  студентов и стимулирует их к повышению уровня обучения и самопрезентации,  расширяя   пространство    взаимодействия за счет использования дополнительных ресурсов.

  Проектирование пространства самопрезентации специалиста начинается с формулирования системной педагогической цели, которая разбивается на подцели,  в соответствии с этапом профессиональной подготовки.  Проектирование  уровней самопрезентации начинается с разработки критериев. В соответствии с разработанными критериями уровня  самопрезентаци определяется объем и содержание   деятельности в творческих мастерских и лабораториях. После  овладения определенными знаниями и умениями студенту предлагается тест для самопроверки, в случае благоприятного результата  студенту предлагается  на выбор следующий этап деятельности. В результате для  студента  открываются новые возможности освоения образовательного пространства, в котором могут быть апробированы  сформированные стратегии и умения.  

Важными показателями самопрезентации, на наш взгляд, будет выступать  готовность студента к профессиональной деятельности в современных экономических условиях, проявляющаяся в  сформированности социально-адаптивных, аксиологических, гносеологических, конструктивно-проектировочных способностей, а так же повышение психологической культуры специалиста.

Литература:

  1. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.-СПб.: Речь, 2007.224с.
  2. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространство человека: коллективная монография/Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Гоу ВПО «Рос.гос.проф-пед ун-т», 2008.239с
  3. Сайт президента РФ Д.А. Медведева http://www.kremlin.ru/