Мой рецепт сохранения здоровья в современной школе
Сохранение здоровья в период экзаменационных перегрузок – одна из актуальных проблем современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.А. Сергеева
МОБУ СОШ №6 г.Шебекино
Беогородской области,
педагог-психолог
Мой рецепт сохранения здоровья в современной школе
(в период подготовки и сдачи экзаменов)
Сохранение здоровья в период экзаменационных перегрузок – одна из актуальных проблем современной школы. В этот непростой и ответственный период обучения школьников необходима квалифицированная помощь специалиста, что трактуется необходимостью демонстрации актуальности данной проблемы, а также важностью ознакомления учеников с понятием об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок.
В рамках этого следует проводить разнообразные мероприятия (занятия, психологические тренинги, беседы), давать советы и рекомендации ученикам и их родителям.
В своей практике я регулярно применяю данные методы в целях сохранения здоровья учащихся в период экзаменационных перегрузок. Некоторыми наработками охотно делюсь с коллегами. Одно из них – занятие на тему «Мой рецепт сохранения здоровья в экзаменационные периоды».
Вначале занятия активизирую внимание учеников на тему урока, формулирую проблемные вопросы о том, вредны ли перегрузки организма в ходе подготовки к экзаменам, какие органы и системы организма человека работают с особой перегрузкой в этот период, к чему это может привести.
Для обсуждения этих вопросов делю ребят на группы по 4—6 человек, каждая из групп получает фигурку человека и красный фломастер. На фигурке прошу отметить с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья. На выполнение этого задания даю 5—7 минут. После этого прошу одного из представителей каждой группы представить итоги работы: фигурка закрепляется скотчем на доске, участник объясняет смысл надписей и штриховок.
Далее предлагаю подумать о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть, прошу не останавливаться на первом пришедшем в голову решении, призвать все свое воображение, почувствовать свой организм — свое тело, нервную систему, психику, представить состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов.
Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья, проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. После этого ввожу понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести к срыву) и понятие функциональных (преходящих) нарушений.
Далее обсуждаем вопрос о том, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости. В ходе рассуждения направляю учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.
Результаты опроса «Зона риска»
Зоны риска (частота упоминания учащимися %) | Характер нарушений | Рекомендации |
Мозг 100% | Утомление, перенапряжение, истощение, головные боли | Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства на основе трав: валерианы, пустырника, левзеи, душицы, мяты, мелиссы, пиона, родиолы, шиповника, элеутерококка или отвары из них |
Нервная система 75% | Нервозность, раздражение, плаксивость и др. | |
Вегетативная нервная система 60% | Дрожь в руках или ногах | |
Желудок 75% | Боли, изжога, потеря аппетита, тошнота | Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка + то же что и в п. «Сосуды» |
Сердце 75% | Боли, сердцебиение, нарушение ритма и др. | |
Глаза 65% | Утомление, нарушения зрения | Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести |
Позвоночник 25% | Нагрузка на позвоночник, боли, онемение и др. | Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу |
Сосуды 25% | Повышение или понижение давления, застой венозной крови в сосудах ног | Самоуспокоение на случай неудачи: «И Эйнштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают — и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги) |
Зоны риска (частота упоминания учащимися %) | Характер нарушений | Рекомендации |
Печень 10% | Нарушение из-за неправильного питания, избытка кофе, крепкого чая | Отрегулировать режим питания, заменить эти напитки большим количеством воды или соком |
Руки 10% | Утомление пальцев, утомление мышц руки, нагрузка на локтевой сустав | Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким — жира, массаж, самомассаж |
Общее недомогание единичные ответы | Утомление, повышение температуры тела, вялость и др. | Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время) |
Следующим этапом совместно с учениками разрабатываем рекомендации (см. таблицу) и выдвигаем основные принципы борьбы со стрессом:
Научиться по-новому смотреть на жизнь.
Быть оптимистом.
Регулярно заниматься физическими упражнениями.
Стремиться к разумной организованности.
Учиться говорить «нет».
Учиться радоваться жизни.
Не копаться в своем прошлом.
Правильно питаться.
Высыпаться.
Помимо этого формулируем основные способы быстрого снятия стресса: физические упражнения, глубокое дыхание (см. ниже), душ, массаж и т.д.
Практически обучаемся способу глубокого дыхания для снятия стресса:
1. Примите удобную позу. Закройте глаза. Если вы сидите, то держите спину прямо, чтобы можно было свободно дышать.
2. Медленно и глубоко вдохните через нос. Дышите грудью и диафрагмой одновременно (живот должен выпячиваться, а не втягиваться).
3. Медленно и полностью выдохните через рот.
4. Во время дыхания при каждом медленном вдохе говорите про себя: «Я», а при выдохе: «Расслабляюсь».
5. Повторите упражнение несколько раз (сколько будет удобно).
6. В течение нескольких последующих минут посидите (полежите) спокойно и подышите нормально, радуясь ощущению полного расслабления.
Решая проблему сохранения здоровья в период экзаменационных перегрузок, знакомлю учеников с приёмами самонастройки и аутотренинга, ведь всем известно, что волнение – эмоциональный процесс, «сопровождающий» многих во время сдачи экзаменов. Известно и то, что волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»).
Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга.
1. Прием «лобовой атаки». С помощью специально подобранных словесных формул, которые произносятся с чувством гнева, вы должны сформулировать отношение к экзамену.
2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, властным приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».
3. Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или несколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «ЕГЭ» «ГИА», «ППЭ» «КИМы», «организатор». Этот прием необходимо использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.
4. Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения. Таким образом, вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.
5. Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, который имеет все желательные для вас качества.
6. Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-другому.
7. Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите за правило перед экзаменом успокаивать своего друга или подругу.
Помимо этого обсуждаем вопрос рационального питания в период высокой умственной активности.
Пытаемся определить, что влияет на мозг человека, на нашу активность, работоспособность, жизнерадостность? Знакомимся с рекомендациями нейрофизиологов, которые настоятельно рекомендуют употреблять рыбий жир, грецкие орехи, бутерброды со сливочным маслом, салаты с обильной заправкой подсолнечным маслом или соевым.
Уточняем, что употребление два раза в неделю рыбы (морской) сокращает инфаркт на 50%, а значит, говорим о необходимости её включения в пищевой рацион при пониженном иммунитете, заболеваниях печени и ожирении.
Далее знакомимся с полезными свойствами отдельных пищевых продуктов:
-Яйца стимулируют умственную деятельность.
-Яблоки содержат витамины А, В, С, Р, Е, минеральные соли кальция, железа, фосфора; гасят мозговую сверхактивность и помогают концентрации внимания на чем-то одном.
-Бананы содержат витамины С, Р, калий, каротин, антидепрессанты. Снижают уровень холестерина, рекомендуется употреблять при депрессии.
-Помидоры регулируют обмен веществ, растворяют соли, что прекрасно для памяти.
-Морковь с ее высоким содержанием оксидантов замедляет процесс старения.
-Шампиньоны и другие грибы привносят в мозг витамин В3 и пантотеновую кислоту, что очень хорошо для борьбы с усталостью.
-Паприка (зеленый и красный перец) содержит витамина С в три раза больше, чем апельсины.
-Лук понижает содержание сахара в крови (его повышенное содержание способствует рассеянности и агрессивности).
-Подсолнечное масло стимулирует живость воображения, оно необходимо тем, кому приходится много говорить.
-Картофель помогает сохранить работоспособность.
-Рис, хлеб, квас содержит витамин В12, который тонизирует нервную систему - «витамин бодрости». [1, С.918]
Знакомимся и с исследованиями японцев, которые выявили влияние запахов на мозг: жасмин придает бодрости больше, чем кофе; лаванда имеет то же действие.
Особое внимание уделяем шоколадной психотерапии, ведь в 100 граммах шоколада содержится до 660 миллиграммов фенилэтиламина. Это вещество, родственное гормону адреналину, стимулирует нервную систему, повышает кровяное давление и частоту пульса. То есть, в известном смысле, оно сообщает организму на биохимическом уровне состояние, схожее с влюблённостью. К тому же фенилэтиламин связан с эндорфинами, возбуждающими положительные эмоции. [1, С.349]
Уточняем, что и вода - средство от стресса, ведь как показали научные исследования, физиологические последствия стресса включают обезвоживание организма и наступающие в результате этого повышение вязкости крови, недостаточное питание кожи, нарушение обмена веществ. Простейшее средство против обезвоживания–увеличение количества принимаемой жидкости.[1, С.356]
При этом прошу запомнить, что чай, кофе и алкогольные напитки здесь не годятся, поскольку лишь увеличивают скорость выделения жидкости из организма. Лучше употреблять чистую воду или натуральные несладкие фруктовые соки, так как специалисты утверждают, что в состоянии стресса следует выпивать примерно восемь стаканов подходящей жидкости к той, которую вы употребляете ежедневно. Интересно, что эти рекомендации полностью соответствуют тысячелетнему опыту индийских йогов. Ведь наше тело на 90% состоит из воды, и многие из наблюдаемых эффектов старения – всего лишь результат обезвоживания. [1, С.357]
Уделяем внимание и роли отдыха в сохранении здоровья. Не зря говорят: «Полежи – и всё пройдёт». А известный английский врач Т.Гибсон советует: «Самый лучший способ избавиться от нервного стресса – просто полежать в постели без всяких мыслей» [1, С.360].
Подводим итог о том, что правы были древние: «Всё есть лекарство, и всё есть яд – важна только мера».
Литература
1. Степанов С. Психологические подсказки на каждый день.- М.: Эксмо, 2007.-560 с.
2. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. - М.: Русское энциклопедическое товарищество; ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-960 с.