психолого-педагогическая технология в работе с детьми с аффективным типом поведения

Двирная Ольга Владимировна

Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны родителей и учителей является проблема эмоциональной неустойчивости у детей младшего школьного возраста. как узнать «аффективных» детей?  

Проявления эмоциональной сферы:

  • Бурные реакции, капризы, истерики, неврозы
  • Поведение в классе конформное: излишнее послушание, не проявляют инициативы 
  • Нарушения коммуникации со сверстниками, сторонится коллективных игр и заданий 
  • Необоснованные страхи; в новой ситуации теряются, замыкаются, плачут; многие абсолютно безопасные ситуации воспринимаются ими как эмоционально опасные  
  • Не комфортно чувствуют себя в классе, скучают по дому, тревожатся 
  • По своим личностным особенностям: заниженная самооценка, не уверенность в себе, замкнутость, застенчивость

Проблема: отсутствует главный компонент воображения – внутренняя позиция

Цель: формирование в воображении особой внутренней позиции

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рекомендуется использовать в работе с детьми 5-7 лет

как узнать «аффективных» детей?

  • Проявления эмоциональной сферы: бурные реакции, капризы, истерики, неврозы
  • Поведение в классе конформное: излишнее послушание, не проявляют инициативы
  • Нарушения коммуникации со сверстниками, сторонится коллективных игр и заданий
  • Необоснованные страхи; в новой ситуации теряются, замыкаются, плачут; многие абсолютно безопасные ситуации воспринимаются ими как эмоционально опасные
  • Не комфортно чувствуют себя в классе, скучают по дому, тревожатся
  • По своим личностным особенностям: заниженная самооценка, не уверенность в себе, замкнутость, застенчивость

     Проблема: отсутствует главный компонент воображения – внутренняя позиция

      Цель: формирование в воображении особой внутренней позиции

     Результат: сформирована особая внутренняя позиция, которая помогает выходить из ситуации, смотреть на нее со стороны и управлять своим воображением и фантазией

     Задачи:

  • Развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности собой
  • Развить умение ребенка входить в роли, разные по содержанию
  • Развить навыки совместной деятельности с другими детьми
  • Повысить статус ребенка в глазах окружающих его взрослых и сверстников
  • Раскрытие творческого потенциала

Содержательный контур

     «Обучающие игры» занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Одна из наиболее острых проблем дошкольного воспитания – проблема взаимосвязи обучения и игры. Игра – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста.

игровые технологии

     В работе с «аффективными» детьми, для профилактики и коррекции неконструктивного поведения я использую игровые технологии: образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры, режиссерские игры.

  •  Режиссерская игра

    Я предоставляю ребенку возможность стать режиссером маленького театра, в котором он сам создает сюжет сценарий, придумывает мизансцены, сам исполняет все роли. Режиссерская игра предоставляет возможность действовать от внутренней позиции.

     Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и очень удачный игровой материал – набор кукол-марионеток. У меня в наборе более 80 кукол-марионеток и имеется запас не раскрашенных кукол.

  • Образно-ролевые игры

     Детям     с    «аффективным»   поведением   нужна    на   первых    порах      роль-образ

(«Всемогущий волшебник», «Маг», «Чародей»), так как она делает ребенка более уверенным в своих силах и дает возможность управлять ситуацией.

     Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребенок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов.

  • Раскрепощающие психотехнические игры

    это специальные игровые упражнения, в которых содержаться явная или скрытая формулы поведения, отношения к себе или окружающим, то есть в основе этих игр лежат элементы аутогенной тренировки.

способ достижения цели:

    Режиссерская игра – это первая форма игры. Именно она и завершает развитие игры в дошкольном возрасте. В режиссерской игре ребенок сам создает сюжет-сценарий, придумывает мизансцены, сам исполняет в игре все роли, научается «видеть целое раньше частей»

Что дает режиссерская игра для воображения?

Прежде всего предоставляет ребенку возможность действовать от внутренней позиции.

Что же нужно детям для режиссерской игры?

  • наличие у ребенка индивидуального пространства для игры

    Внутри этих границ он хозяин, он властелин. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов, для эмоциональной разгрузки. Ребенку нужно почувствовать себя всемогущим, большим и сильным, независимым от всяких мелких и крупных неприятностей. Без этого он не может играть, не может фантазировать.

    Организовать индивидуальное пространство на занятии мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см, в виде книжки раскладушки. Дети с удовольствием используют ее в режиссерской игре.

  • наличие у ребенка игрового и неигрового материала

    Очень удачный игровой материал для режиссерской игры – набор кукол-марионеток. Желательно иметь достаточное количество марионеток, чтобы ребенок мог выбрать того персонажа, который ему наиболее близок. У меня в наборе более 60 кукол-марионеток, а также имеется запас не раскрашенных кукол.

  • позиция взрослого, умелое руководство игрой

    Взрослому отводится роль зрителя. Зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Методы:

  • Дискуссионные методы: «Незаконченные предложения», «Дискуссия по

упражнению»

  • Сочинение историй
  • Игровые методы (использование кукол-марионеток)
  • Психогимнастика

 Техники:

  • «Создай марионетку»
  • «Театр марионеток» (перчаточный)
  • «Сочинение историй».

 

 

Описание коррекционной работы:

1 этап. Задачи: установление контакта с ребенком; выражение своих чувств, создание роли-образа.

    Я предлагаю ребенку подойти к столу, на котором выложены готовые куклы-марионетки и обращаю внимание его на созданных персонифицированных образах, вариативности использования художественных материалов, неповторимости выполнения работ. Затем я задаю вопрос: «А образ какой куклы ты бы хотел создать?». Предлагаю сесть за стол, на котором выложены разнообразные художественные материалы: лоскутки тканей и кусочки цветной бумаги разные по цвету и фактуре; изобразительные материалы: фломастеры, цветные карандаши и восковые карандаши; клей ПВА, степлер, ножницы и заготовки-лекала для куклы. Предлагаю ребенку выбрать необходимые для работы материалы и приступить к изготовлению куклы.

Роль-образ делает ребенка более уверенным в своих силах и дает возможность управлять ситуацией. Детям с «аффективным» поведением нужна на первых порах роль-образ («Всемогущий волшебник», «Маг», «Чародей»).

2 этап. Задачи: наладить эмоциональный контакт с ребенком; обучить ребенка придумывать сюжет и владеть образом; предоставить возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально значимые для него ситуации и проиграть эмоции, возможность управлять ситуацией.

Я предлагаю игру, в которой ребенок с помощью роли-образа учится защищать слабых, побеждать злых, помогать друзьям и т.п. У сказочных историй должен быть счастливый оптимистический конец.  Я использую 3-5 сюжетов.

Например: Сюжет 1 «Жили – были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и ребята в детском саду. Но как-то раз они вышли гулять во двор, налетел тут злой волшебник и захватил Танечку и Ванечку в плен «Королевство Злобляндия». И все, кто попадал в то королевство тут же становились злыми и некрасивыми. Злой волшебник возвратил их обратно во двор, но расколдовывать не стал. Танечка и Ванечка стали злиться на папу, на маму, на ребят в д/саду.

Всемогущий волшебник решил помочь Танечке и Ванечке. Он взял свою волшебную палочку и вызвал злого волшебника на бой и победил его. Танечка и Ванечка снова стали веселыми и красивыми».

Сюжет 2 «Давным-давно  в одной далекой стране жили-были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ…» (с ними происходили разные приключения: то им надо пройти сквозь дремучий лес, то переплыть океан, то сразиться с чудовищем и т.д.). Один из братьев (очень похожий на ребенка, испытывающего аффективные реакции) все время плачет, не хочет ничего делать, не может преодолеть ни одно препятствие, другой же наоборот, все время что-то придумывает и всегда выходит победителем из всех переделок.

    Управлять ситуацией может волшебник, который наблюдает за братьями и помогает им в решающий момент. Постепенно дети убеждаются в том, что из самых сложный ситуаций можно найти выход, и при этом решающее слово – за ними.

Примечание. Если ребенок не справляется с предложенной ситуацией, скудно использует игровые действия, просит прекратить игру и т.п.  Тогда исполнение роли-образа не себя берет взрослый – психолог, предоставляя малышу роль-зрителя.

3 этап. Задачи: обучить ребенка придумывать конфликтные ситуации и находить выход из них; снятие напряжения, тревоги и беспокойства; активизация репродуктивного, воссоздающего воображения; активизация творческого воображения.

    Я предлагаю ребенку истории с каким-нибудь конфликтом, сложной ситуацией, но играть в них малыш уже должен без роли-образа, а только исходя из позиции режиссера. Очень полезны здесь какие-нибудь нелепицы, фантастические, нереальные истории. На данном этапе работы с ребенком я использую «Рассказы в картинках» Н.Радлова.

    Вначале, как и на предыдущем этапе, ребенок может быть просто зрителем. Я рассказываю нереальные истории – разминки:

Типа: Сюжет 3 «Однажды насекомые устроили соревнование между собой: - кто быстрее довезет лягушек до середины пруда. Каждый выбрал себе по лягушке, посадил на себя и все по команде «Старт», наперегонки двинулись к пруду. А одна лягушка осталась без ездового и попрыгала одна. Около воды все насекомые стали сбрасывать своих пассажиров, а последняя лягушка благополучно добралась до финиша и получила главный приз от зайчика «Кораблик»».

    Затем я начинаю историю, ввожу в нее конфликтную ситуацию и предлагаю выход из нее. Затем постепенно ребенок сам начинает продолжать и заканчивать такие истории. Я использую 5-7 сюжетов.

Например: Сюжет 4 «Однажды девочка Таня пошла в гости к бабушке. На улице шел дождь и она с собой взяла зонтик. Вдруг поднялся сильный ветер … (пауза)

    Налетела большая черная ворона, схватила когтями зонтик и утащила его на дерево … (пауза).

    Девочка взяла палку и сбила с ветки зонтик. Довольная, она пошла к бабушке.»

Сюжет 5  «Жил-был маленький воробушек. Звали его Женька. Однажды с ним произошла необычная история. Как-то на прогулке он сидел на пеньке и насвистывал свою любимую песню. Рядом за ним с двух сторон одновременно охотились два кота. Они притаились за кустами …»

     После небольшой паузы, я задаю вопрос: «А что же было дальше?»

Ребенок продолжает историю сам. Если не может, то я продолжаю:

   «Женька быстро взмахнул крыльями и поднялся над пнем, как в это время оба кота бросились на добычу и стукнулись лбами».

Сюжет 6 «Однажды Таня и Ваня пошли гулять на речку. Таня увидела красивые цветы и стала собирать их. А Ваня захотел искупаться в печке. Подошел к большому кусту и стал раздеваться. За кустом паслась корова …» (пауза).

    Ребенок сам вводит конфликтную ситуацию и находит благополучный выход из нее.

4 этап. Задачи: научить ребенка строить рассказ без опоры на игровой материал: без помощи роли-образа и персонажей кукол-марионеток. Раскрытие творческого потенциала ребенка. 

   Очень важно, чтобы на этом этапе рассказы постепенно усложнялись. Вначале  конфликта нет, потом он появляется, достаточно простой и нестрашный, и только после того, как малыш научится справляться с ним, можно предложить более трудную и значимую для него ситуацию. Я использую 3-5 сюжетов.

Сюжет 7 «Таня и Ваня пошли погулять во двор. Под деревом они увидели птенца, который беспомощно прыгал по траве. Детям жалко стало птичку и они забрали его к себе домой. Посадили в клетку и поставили на окно. Родители птенца летали по двору, в поисках своего детеныша. Наконец в открытом окне они увидели его в клетке …»

    В окончании истории рассказа можно наблюдать появилась ли у ребенка надситуативная внутренняя позиция.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.

 Форма проведения: индивидуальная.

В работе с ребенком я придерживаюсь гуманистических принципов:

  •  Коммуникация ребенку его безусловного принятия
  • Принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка

 Приемы, используемые на занятиях:

  • Использование в качестве игрового материала кукол-марионеток
  • Активизация вербальной коммуникации
  • Побуждение ребенка к самостоятельному творчеству
  • Поощрение – положительная оценка его результатов
  • Пример – создание наглядного образца
  • Проигрывание и анализ ситуаций

 Диагностический инструментарий:

  • Тест «Дом – дерево – человек»
  • Тест «Кинетический рисунок семьи»
  • Методика Рене Жиля
  • Незаконченная сказка, «Дорисуй картинку»
  • Измерение самооценки

 Выявляются показатели:

  • Тревожности, трудности в общении и установлении контактов
  • Отношения ребенка к членам своей семьи и своему месту в семейном взаимодействии
  • Восприятия им отношений со сверстниками, взрослыми и личностные особенности самого ребенка
  • Вербальная и образная креативность
  • Самооценка и уровень притязаний.

Технологические карты

Для воспитателей. Ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в школе благоприятного психологического климата.

Для родителей. Ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.

Критерии оценки:

  • Повышение у ребенка степени самопринятия и уверенности в себе
  • Умение ребенка входить в роли, разные по содержанию
  • Возможность включиться в коллективную игру или занятие
  • Эмоциональная комфортность пребывания ребенка в классе

Рекомендации к применению:

  • Особенно ценно с детьми, обладающими живым воображением или с детьми со слабо развитым воображением
  • В работе с детьми с «аффективным» типом поведения
  • В работе с застенчивыми, замкнутыми, демонстративными детьми

Место пробы: совместное (в подгруппе детей) сочинение историй с использованием «Тетра марионеток».

Достижения ребенка:

  • Заметное повышение жизненного  тонуса и уверенности в свои возможности
  • Повышение социометрического статуса в классе
  • Формирование навыков работы в группе
  • Освоение способов самопознания и саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
  • Раскрытие творческого потенциала

Результативность работы с замкнутыми, застенчивыми детьми, с детьми с «аффективным» типом поведения: с 2007 по 2010 учебные года  80% детей имеют положительную динамику в развитии эмоциональной сферы и поведения.

   



Предварительный просмотр:

 Психолого-педагогическая технология «Режиссерская игра в работе со сказкой»

     Одним из наиболее распространенных запросов школьному психологу со стороны родителей и учителей является проблема эмоциональной неустойчивости у детей младшего школьного возраста.

как узнать «аффективных» детей?

  • Проявления эмоциональной сферы: бурные реакции, капризы, истерики, неврозы
  • Поведение в классе конформное: излишнее послушание, не проявляют инициативы
  • Нарушения коммуникации со сверстниками, сторонится коллективных игр и заданий
  • Необоснованные страхи; в новой ситуации теряются, замыкаются, плачут; многие абсолютно безопасные ситуации воспринимаются ими как эмоционально опасные
  • Не комфортно чувствуют себя в классе, скучают по дому, тревожатся
  • По своим личностным особенностям: заниженная самооценка, не уверенность в себе, замкнутость, застенчивость

     Проблема: отсутствует главный компонент воображения – внутренняя позиция

      Цель: формирование в воображении особой внутренней позиции

     Результат: сформирована особая внутренняя позиция, которая помогает выходить из ситуации, смотреть на нее со стороны и управлять своим воображением и фантазией

     Задачи:

  • Развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности собой
  • Развить умение ребенка входить в роли, разные по содержанию
  • Развить навыки совместной деятельности с другими детьми
  • Повысить статус ребенка в глазах окружающих его взрослых и сверстников
  • Раскрытие творческого потенциала

как можно строить работу с детьми с «аффективным» типом поведения?

     В психокоррекционной работе с детьми я активно использую сказкотерапию как метод формирования коммуникативных и творческих компетентностей.

      Сказкотерапия дает возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также дает возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Содержательный контур

     Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

       Знание себя, осознанность своих взаимоотношений  с окружающими предполагают  анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определенный уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младшего школьника в процессе учебной деятельности. Умение ребенка удерживать сверхзадачу – сохранять позицию режиссера, т.е. действовать в условной ситуации является одним из показателей рефлексии.

игровые технологии

     В работе с «аффективными» детьми, для профилактики и коррекции неконструктивного поведения я использую игровые технологии: образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры, режиссерские игры.

  •  Режиссерская игра

    Я предоставляю ребенку возможность стать режиссером маленького театра, в котором он сам создает сюжет сценарий, придумывает мизансцены, сам исполняет все роли. Режиссерская игра предоставляет возможность действовать от внутренней позиции.

     Организовать маленький театр мне помогает ширма на столе, размером 45х40 см., в виде книжки раскладушки и очень удачный игровой материал – набор кукол-марионеток. У меня в наборе более 80 кукол-марионеток и имеется запас не раскрашенных кукол.

  • Образно-ролевые игры

     Детям     с    «аффективным»   поведением   нужна    на   первых    порах      роль-образ

(«Всемогущий волшебник», «Маг», «Чародей»), так как она делает ребенка более уверенным в своих силах и дает возможность управлять ситуацией.

     Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребенок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Это позволяет ребенку осознавать и оценивать себя, свое поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов.

  • Раскрепощающие психотехнические игры

    это специальные игровые упражнения, в которых содержаться явная или скрытая формулы поведения, отношения к себе или окружающим, то есть в основе этих игр лежат элементы аутогенной тренировки.

способ достижения цели:

  • Режиссерская игра в работе со сказкой

  Шаги:

1.Приглашение сыграть спектакль-сказку (Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев»)

2.«Выбор актеров». Каждому персонажу сказки давалась краткая характеристика, на которую ребенок (режиссер) мог опираться, выбирая актера. Каждый участник побывал в роли-режиссера. Выбрать роль нужно и для себя. Режиссер должен был аргументировать свой выбор.

3.«Сказка, но по-новому». Психолог предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно: сыграть старую «Сказку, но по-новому». Сказка берется за основу старая, но детям предлагается творчески преобразовать ход повествования, наделить главных героев противоположными качествами, вводить непредвиденные ситуации, изменить конец сказки и т.д.

4.«Два характера». Предложенная сказка «Двенадцать месяцев» разыгрывается в двух частях: 1-я часть – с привычными образами сказочных героев;

2-я часть черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

 Каждый участник играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части

игры. После игры проходит обсуждение. Цель: расширение понятия о разных

стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

Примерные вопросы для беседы:  - Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)? - Как в жизни люди относятся к разным характерам? - Трудно ли переключаться с одного характера на другой?   - Бывают ли в жизни трудные ситуации?  5. «Два образа». Психолог подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который

обладает противоположными личностными особенностями.

Падчерица – становится ленивой и капризной, а мачеха и ее дочь заботливыми итрудолюбивыми. На роль «мачехи» - злой, скандальной женщины, - выбирается роль «Снегурочки» - спокойная, добрая женщина. На роль «дочери» – ленивой, злой девушки,  - выбирается  роль «Золушки» - доброй, трудолюбивой девушки. На роль  «падчерицы» - трудолюбивой, послушной, скромной девушки, с заниженной  самооценкой, - выбирается роль «Красной шапочки» - активной, веселой, с   завышенной самооценкой. На роль самого старого месяца – выбирается роль «Чародея», - необычного, изобретательного парня,  и вместо его 11 братьев  остается 1 брат волшебник  - добрый, находчивый парень. Капризная, эгоистическая Принцесса в  конце сказки вынуждена изменить характер и поведение и стать иной: скромной,  доброй. Вводится  роль «Короля», роль современного героя «Воин Сталкер».

     6. «Создание роли-образа». Участники садятся за стол, на котором выложены  

     разнообразные художественные материалы: лоскутки тканей, кусочки цветной бумаги

     разные по цвету и фактуре; изобразительные материалы: фломастеры, восковые

     карандаши; клей ПВА, степлер, ножницы и заготовки- лекала для куклы -  марионетки.

     7. «Встреча сказочных героев». Участники садятся в круг и открывают встречу сказочных

     героев. Разыгрывают эпизоды сказки по ролям. После игры проходит   обсуждение. Цель:

     формирование нового опыта взаимоотношений участников друг   с другом  в процессе

     игры. .Примерные вопросы:

 - Опишите свои ощущения в новой роли. - Что мешало сохранять определенный стиль поведения? - Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? - Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

8. «Сочинение сказки» по предложенной схеме:

1)Выбор главного героя. («Снегурочка»)

2)Обсуждение места, в котором приятно находиться герою. (Домик около леса)

3) Выбор и описание друзей главного героя, его семьи. (Друг «Чародей»,  две дочери)

4)Любимое занятие (Забота о дочерях, прогулки по лесу)

5)Рассказ о главной мечте (желании) героя. (Чтобы жители сказочного королевства поверили, что чудеса происходят в Новый год).

6)Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к его мечте, кто и как помогал  герою. (Указ короля:  принести корзину подснежников в декабре месяце. А  помогли  главному герою волшебник «Чародей» и его брат волшебник )

7) Завершение сказки. (Счастливый конец: «Снегурочка» и «Чародей» принесли  корзину подснежников и стали самыми почетными гостями в Новый год).

 9.  «Рисуем декорации». Рисование и изготовление декораций к сказке.

10. «Проигрывание эпизодов сказки». Создание фильма.

11. «В гостях у сказки». Презентация сказки на большом экране в новогодние

           праздники ученикам,   учителям, родителям.

 

Мною разработан цикл психологических занятий, которые способствуют развитию коммуникативной компетентности; коррекции конформного поведения; развитию творческого самовыражения.

 Методы:

  • Дискуссионные методы: «Незаконченные предложения», «Дискуссия по

      упражнению»

  • Рабочая тетрадь «Мой мир»
  • Творческие методы работы со сказками
  • Игровые методы
  • Психогимнастика
  • Арттерапия

 Техники:

  • «Создай марионетку»
  • «Театр марионеток» (перчаточный)
  • «Сочинение сказок».

 Программа занятий предназначена для психологической работы с детьми младшего школьного возраста.

 Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу, группа включает в себя 4 - 6 человек. Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.

В работе с ребенком я придерживаюсь гуманистических принципов:

  •  Коммуникация ребенку его безусловного принятия
  • Принятие и одобрение всех продуктов творческой деятельности ребенка

 Приемы, используемые на занятиях:

  • Использование в качестве игрового материала кукол-марионеток
  • Активизация вербальной коммуникации
  • Побуждение ребенка к самостоятельному творчеству
  • Поощрение – положительная оценка его результатов
  • Пример – создание наглядного образца
  • Проигрывание и анализ ситуаций

 Диагностический инструментарий:

  • Тест «Дом – дерево – человек»
  • Тест «Кинетический рисунок семьи»
  • Методика Рене Жиля
  • Незаконченная сказка, «Дорисуй картинку»
  • Измерение самооценки

 Выявляются показатели:

  • Тревожности, трудности в общении и установлении контактов
  • Отношения ребенка к членам своей семьи и своему месту в семейном взаимодействии
  • Восприятия им отношений со сверстниками, взрослыми и личностные особенности самого ребенка
  • Вербальная и образная креативность
  • Самооценка и уровень притязаний.

содержание программы психологических занятий

Занятие 1. Знакомимся поближе.

Цели: Создание атмосферы единства, установить контакт с детьми, создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям, развитие стремления к самопознанию, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

- клубок ниток , рабочая тетрадь «Мой мир».

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  (Меня зовут ...; Мои интересы, увлечения...)

Упражнение «Рисование нитками»

Письменное задание  «Три имени»

Письменное задание «Немного о себе»

Упражнение  «Водопад»

Рефлексия занятия

Занятие 2. По дорогам знакомых сказок.

Цели: Формулирование участниками своих ожиданий, мыслей, создание сказочного настроения, создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие выразительности речи, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

- клубок ниток,  набор кукол-марионеток, ширма 45х40см, декорации.

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я хочу …»)

Упражнение «Отражение в зеркале»

Упражнение «Кто больше?»

Задание  «По дорогам знакомых сказок»

(1 вариант: используя перчаточный театр марионеток, готовые декорации, дети по очереди показывают друг другу знакомые сказки.

2 вариант: психолог распределяет роли между детьми, и предлагает разыграть знакомую сказку.)

Упражнение «Воздушный шарик»

Рефлексия занятия

Занятие 3. Выбор актеров.

Цели: Изучение образа «Я» девочек и мальчиков, создание атмосферы единства, создание позитивного настроя, эмоциональное раскрепощение, развитие навыков общения, развитие умения действовать в условной ситуации, развитие воображения.

Оборудование: 

- клубок ниток, лист бумаги с кляксой (для каждого ребенка), фломастеры, карандаши, восковые мелки.

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я люблю …»)

Упражнение  «Имя и качество»

Упражнение «У кого больше доводов»

Задание «Выбор актеров»

Упражнение  «Кляксография»

Рефлексия занятия

Занятие 4. Сказка, но по-новому.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу, развитие стремления к самопознанию, развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: 

- клубок ниток, рабочая тетрадь «Мой мир», листы бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, краски акварель

Содержание занятия: 

Игра «Связующая нить»  («Я бы хотел быть …»)

Упражнение «Передай рисунок»

Упражнение «Я превращаюсь …»

Задание «Сказка, но по-новому» (обсуждение сюжета)

Упражнение  «Рисуем свое настроение»

Рефлексия занятия

Занятие 5. Два характера.

Цели: изучение индивидуального стиля поведения, создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу, развитие стремления к самопознанию, развитие уверенности в себе, «репетиция поведения».

Оборудование: 

- клубок ниток, рабочая тетрадь «Мой мир»,  набор кукол-марионеток, ширма 45х40см

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я могу …»)

Упражнение «Никто  не знает»

Письменное задание  «Я веду себя уверенно в ситуациях …, а многие ведут себя неуверенно»; «Я веду себя неуверенно в ситуациях …, а многие ведут себя уверенно»

Задание «Два характера»

Упражнение  «Закончи предложение» (Я смогу …., Я добьюсь ….) После того, как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.

Рефлексия занятия

Занятие 6. Два образа.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу, помочь детям раскрепоститься двигательно и эмоционально, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние,  развитие стремления к самопознанию, демонстрация нового  образа, развитие воображения.

Оборудование: 

- клубок ниток

-  рабочая тетрадь «Мой мир»

-  набор кукол-марионеток, ширма 45х40см

- листы бумаги, фломастеры, карандаши, восковые мелки

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я злюсь, когда …»)

Упражнение «Меняющаяся комната»

Письменное задание «Мне так не нравится, когда …»

Задание «Два образа»

Упражнение «Закорючка»

Рефлексия занятия

Занятие 7-8. Создание роли-образа.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу,

развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, развитие стремления к самопознанию, развитие навыков общения, развитие творческого воображения.

Оборудование: 

- клубок ниток,  рабочая тетрадь «Мой мир», краски, карандаши, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, степлер, клей ПВА, лекала для куклы-марионетки

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я боюсь, когда …», «Мне грустно, когда …»)

Игра «Предпочтения»

Письменное задание «Пойми мой страх», «Я горюю, когда …»

Творческое задание «Создание роли-образа»

Упражнение «Водопад», «Доброе животное»

Рефлексия занятия

Занятие 9. Встреча сказочных героев.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу,

развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, развитие стремления к самопознанию, развить умение ребенка входить в роли, разные по содержанию развитие навыков общения, развитие творческого воображения.

Оборудование: 

- клубок ниток, рабочая тетрадь «Мой мир»,  набор кукол-марионеток, ширма 45х40см, декорации, лист бумаги с кляксой каждому ребенку, фломастеры, карандаши, восковые мелки.

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я хочу, чтобы …»)

Игра «Черного и белого не берите, да и нет не говорите»

Письменное задание «Открытое выражение чувств»

Задание «Встреча сказочных героев»

Упражнение «Кляксография»

Рефлексия занятия

Занятие 10 - 12. Сочинение сказки.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу,

изучение круга социальных контактов, развитие стремления  к самопознанию, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Оборудование: 

-клубок ниток, рабочая тетрадь «Мой мир», листы белой бумаги, карандаши, восковые мелки, тарелка.

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я мечтаю …»)

Игра «Мое любимое занятие», «Мудрец», «Нетрадиционное приветствие»

Письменное задание «Общение – это …»,  «Круг моего общения»

Письменное задание «Мое общение» (диагностика)

Творческое задание «Сочинение сказки» (работа с тетрадью)

Упражнение «Мандала»

Рефлексия занятия

Занятие 13 – 15. Рисуем декорации.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу,

расширение поведенческого репертуара ребенка, развить навыки совместной деятельности с другими детьми, развитие навыков общения, развитие воображение, творческого самовыражения.

Оборудование: 

- клубок ниток, 3 набора пазлов с одним сюжетом, мяч,  листы ватмана, краски,

карандаши, восковые мелки, цветная бумага, ножницы, степлер,   клей ПВА

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я желаю всем …»)

Упражнение «Оригинальное знакомство», «Восточный базар», «Различная походка»

Упражнение «Мяч в кругу»

Творческое задание «Рисуем декорации»

Упражнение «Сделать как …», «Веселая головоломка»

Рефлексия занятия

Занятие 16 – 18. Проигрывание эпизодов сказки.

Цели: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия участников друг к другу,

расширение поведенческого репертуара ребенка, развить умение ребенка входить в роли, разные по содержанию, развитие навыков общения, развитие творческого самовыражения.

Оборудование: 

- клубок ниток, 2 набора пазлов с одним сюжетом, рабочая тетрадь «Мой мир», набор кукол-марионеток, ширма 45х40см, декорации,  листы белой бумаги, фломастеры,

карандаши, восковые мелки.

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я умею …»)

Упражнение «Отражение в зеркале»,  «Разговор через стекло», «Этюды общения»

Письменное задание «Я в лучах солнца», «Я благодарен тому, что …»

Творческое задание «Проигрывание эпизодов сказки»

Упражнение «Воздушный шарик», «Закорючки», «Веселая головоломка»

Рефлексия занятия

Занятие 19. В гостях у сказки.        

Цели: создание позитивного настроя, закрепить коммуникативные навыки и настроить участников на будущее, презентация умения входить в роли, разные по содержанию, действовать в условной ситуации, переживание чувства радости.

Оборудование: 

- клубок ниток, рабочая тетрадь «Мой мир», набор кукол-марионеток, ширма 45х40см, декорации

Содержание занятия:

Игра «Связующая нить»  («Я благодарен тому, что …»)

Упражнение «Передай рисунок»

Письменное задание «Мои ощущения в лучах солнца»

Режиссерская игра детей в работе со сказкой  

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия занятия

Технологические карты

Для учителей. Ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в школе благоприятного психологического климата.

Для родителей. Ознакомление со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.

Критерии оценки:

  • Повышение у ребенка степени самопринятия и уверенности в себе
  • Умение ребенка входить в роли, разные по содержанию
  • Возможность включиться в коллективную игру или занятие
  • Эмоциональная комфортность пребывания ребенка в классе

Рекомендации к применению:

  • Особенно ценно с детьми, обладающими живым воображением или с детьми со слабо развитым воображением
  • В работе с детьми с «аффективным» типом поведения
  • В работе с застенчивыми, замкнутыми, демонстративными детьми

Место пробы: драматизация сказки «Теремок» (психолог раздает карточки с ролями и поведением персонажей, рефлексия по итогам игры).

Достижения ребенка:

  • Заметное повышение жизненного  тонуса и уверенности в свои возможности
  • Повышение социометрического статуса в классе
  • Формирование навыков работы в группе
  • Освоение способов самопознания и саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
  • Раскрытие творческого потенциала

Результативность работы с замкнутыми, застенчивыми детьми, с детьми с «аффективным» типом поведения: с 2007 по 2010 учебные года  80% детей имеют положительную динамику в развитии эмоциональной сферы и поведения.