Программа по профилактике детского суицида в образовательных учреждениях "Родительский клуб"

Сафонова Татьяна Владимировна

Это авторская программа по работе с детьми и родителями - участник II Всероссийского конкурса программ родительского всеобуча по профилактике детского суицида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_klub.docx75.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

Свешникова Г.Б.                                                                      Долгова А.Г.

Протокол № _1________                                                           «01 »_сент______2013г.

от «01»_сент_________2013   г.

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»

Срок реализации программы: 1 семестр учебного года;

Форма занятий: групповые тренинговые занятия для родителей;

Количество часов: 40 академических часов;

Периодичность: 1 раз в неделю по 2 часа.

(В основе лежит программа Марковской И.М.

«Тренинг взаимодействия родителей с детьми»)

Разработчики программы:

Педагоги-психологи

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»:

Свешникова Галина Борисовна

Сафонова Татьяна Владимировна

Жигунова Эльвира Петровна

 Москва

2013г.

Эпиграф:

«Профилактика самоубийств должна быть связана

с ранним воспитанием «сильных и здоровых людей

со здоровой волей и характером».

Ф.К. Тереховко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

      Самоубийство – социальное явление, которое  существует столько же, сколько существует на земле человек.  Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.

        В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно  обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.      

Помимо суицидального поведения, у  современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия подростков по сути направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений. В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

      Суицидальное поведение у детей и подростков отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

         Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей.

         У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

     Отдавая своих детей в образовательные учреждения и организации, родители доверяют педагогам жизнь и безопасность детей, активно принимают помощь педагогов в обучении и развитии школьников и устанавливают со школой прочные отношения сотрудничества. Именно это доверие и сотрудничество позволяет сделать образовательные организации базой профилактической работы в области предотвращения суицидальной угрозы, направив основные усилия на работу с родителями.

       Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как отчаянная попытка привлечь внимание взрослых к своим проблемам.

      По психологическим данным на первом месте в ряду причин, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте -  трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, любовные взаимоотношения, затем психические расстройства и другие причины.

      Слыша постоянно со стороны фразы «Убить тебя мало!», «Ты пустое место!», «Ты недостоин!», взрослые запускают в подсознание  детей сценарий «Не существуй», программируя их на самоповреждающее поведение. В этом контексте особенно актуальной становится работа с родителями по обучению их конструктивным способам общения, воспитания и сотрудничества с детьми, Осознавший свои задачи взрослый сможет транслировать детям идею счастья, самореализации, уважения к себе и пустить их в жизнь с посланием «Живи!» «У тебя все получится!», «Мы тебя любим!»

      Антисуицидальные  факторы  личности - это сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей  человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.  

К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • проявление интереса к жизни;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, чувство опасения причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения, которое выражается в негативном отношении к суицидальным проявлениям и в неприятии (осуждение) суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая гибкость и социализация;
  •  умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства;
  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни и др.

     Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих

факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

     Обратившиеся к психологу Центра родители, как правило, неэффективны во взаимодействии с детьми, не могут поддержать их в развитии положительных жизненных установок. Они используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.

   По опыту работы психологов Центра причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

   Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой работы в рамках программы  «Родительского клуба».

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ЦЕНТРА

Базовая программа "Родительский клуб" осуществляется в ГБОУ ЦПМСС "Ново-Переделкино" на протяжении 10 лет. Ежегодно психолого-педагогическую и психо-профилактическую помощь получают около 40 родителей в 3-х родительских группах. Группы успешно работают на протяжении учебного года. Каждая группа работает в разное время: утром в будни, когда родители уже отвели детей в школу и детский сад, вечером в будни – для работающих родителей, в субботу утром для более занятых семей. Участники группы могут самостоятельно выбрать удобное для них время.

В последние два года волна детских суицидов прокатилась по Москве. Возросло число обращений в Центр со стороны родителей детей школьного возраста с проблемой суицидального риска.  Родители, посещающие родительские группы, стали задавать вопросы по предотвращению этой угрозы. Органы управления образованием поставили перед образовательными учреждениями задачу организации системной профилактической работы в этом направлении. Так возникла идея наполнить программу родительской группы новым содержанием. Разработчики программы добавили в базовую программу работы «Родительского клуба» информационные материалы и упражнения по профилактике суицидального риска. Программа стала тематической, актуальной, востребованной. За счет сокращения часов (с 80 до 40) и иного информационного наполнения программы были достигнуты следующие результаты: больший охват родителей, целевая профилактика суицидальной опасности, возможность внедрения в широкую практику (в работу каждого образовательного учреждения или организации).

Программу осуществляют опытные педагоги-психологи, имеющие большой опыт диагностической, психо-коррекционной, психо-профилактической работы.

ФИО

Квалификация по должности педагог-психолог

Пед. стаж

Стаж работы по специальности

Стаж работы в ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

1

Свешникова Галина Борисовна

Высшая

29 лет

13 лет

9 лет

2

Сафонова Татьяна Владимировна

Высшая

14 лет

14 лет

12 лет

3

Жигунова Эльвира Петровна

Первая

16 лет

16 лет

5 лет

Разработчики программы активно повышают свою квалификацию, занимаются самообразованием в области семейной психотерапии, разрешения конфликтов, оказания экстренной психологической помощи.

Свешникова Галина Борисовна: 2010 г., МИОО, «Примирительные технологии в образовательной среде»; ИГИСП, 2011 г. «Системная семейная психотерапия»;

Сафонова Татьяна Владимировна: 2012 г., МИОО, «Особые методы психотерапии в работе педагога-психолога образовательного учреждения»; ИГИСП, 2011 г. «Системная семейная психотерапия»;

Жигунова Эльвира Петровна: 2013г., МГПУ, «Психология семейных отношений. Особенности семейного консультирования»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

   Во-первых, это Адлеровская модель воспитания (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

   Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:

  1. Активного слушания;
  2. Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
  3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

   Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

   Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания. 

   Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: повышение психологической компетентности родителей детей школьного возраста в области профилактики суицидального поведения детей и подростков

Задачи программы:

- дать информацию родителям о мотивах и причинах возникновения суицидов у детей и подростков, приемами помощи при суицидальной угрозе;

- помочь осознать причины  проблем во взаимоотношениях родитель-ребенок;

- создать условия для развития благоприятного психологического климата в семье, способствовать принятию родителем своего ребенка;

- познакомить родителей с приемами эффективной коммуникации с детьми, способами решения проблем ребенка;

- отработать с родителями способы позитивной дисциплины, разрешения конфликтных ситуаций с детьми;

-  дать знания, способствующие повышению детской самооценки, привитию ребенку самостоятельности и ответственности;

- содействовать формированию у ребенка адаптивного поведения в социуме;

- познакомить родителей со способами предотвращения зависимого поведения, агрессивных проявлений;

- способствовать формированию положительных жизненных установок, жизненных позиций у детей и подростков.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Первичный диагностический этап: выявление детей и семей группы риска по суицидальной угрозе.
  • Комплексная диагностика на психолого-педагогическом консилиуме Центра (психологическая, логопедическая, дефектологическая), с целью выявления нарушений в развитии, обучении, поведении, воспитании, социальной адаптации.
  • Диагностика индивидуальная психолого-педагогическая (первичная, повторная) с целью выявления нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы, исследования детско-родительских отношений
  • Диагностика медицинская: консультирование у педиатра, невролога, психоневролога, (по договору Центра с мед. учреждением) с целью своевременного выявления нарушений психического здоровья детей и подростков, членов их семей.
  • Диагностика текущая (психологическая, социально-педагогическая, дефектологическая) в процессе оказания коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи с целью выявления глубоких кризисных состояний, сложных жизненных ситуаций.
  1. Углубленная диагностика детей, подростков и детско-родительских отношений в семьях группы риска по суицидальной угрозе.
  • Углубленная индивидуальная психолого-педагогическая диагностика с целью выявления характера нарушений эмоционально-личностной сферы, исследования степени нарушения детско-родительских отношений, определения степени суицидального риска
  • Направление в медицинские учреждения для углубленной  медицинской диагностики: консультирование у психоневролога, в консультативно-диагностических клиниках и центрах психоневрологического профиля или в ПНД по месту жительства  с целью своевременного выявления нарушений психического здоровья детей и подростков, определения степени суицидального риска.
  1. Набор группы родителей по результатам диагностических этапов для проведения программы «Родительского клуба»,
  • мотивировка на посещение занятий,
  • знакомство с режимом занятий, программой работы клуба,
  • сбор актуальных пожеланий и предложений по тематике работы группы (путем анкетирования)
  1. Работа «Родительского клуба» по программе.
  2. Параллельные психолого-педагогические коррекционно-развивающие, занятия с детьми и подростками, родители которых посещают занятия в родительской группе.
  3. Взаимодействие с образовательными учреждениями и организациями по вопросам:
  • сопровождения обучения и воспитания детей группы суицидального риска
  • оказания психолого-социальной помощи детям и подросткам по месту обучения
  • помощи в социальной адаптации в классе и в группе сверстников по месту обучения
  • предоставления характеристик-рекомендаций по итогам обследования детей в образовательные учреждения и организации
  1. Взаимодействие с государственными, социальными и медицинскими службами, органами внутренних дел и иными учреждениями системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних по вопросам:
  • своевременного информирования о нарушениях психического здоровья, угрозе жизни и здоровью, социально-опасном положении, сложной жизненной ситуации, употреблении, участия в употреблении, участия в распространении наркотических средств;
  •  организации совместной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями.
  1.  Рекомендации родителям по итогам работы «Родительского клуба»
  • раздаточный материал профилактического характера
  • индивидуальные рекомендации по воспитанию и обучению
  1. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей и родителей по мере обращения:
  • в сложных и экстренных случаях
  • для работы по профориентации
  • в профилактических целях

Родители активно участвуют на всех этапах реализации программы: они участвуют как законные представители интересов ребенка на первичных и углубленных диагностиках ребенка (подростка). Они выбирают значимые для обсуждения на группе темы (проводится анкетирование). На этапе организации занятий они привлекают к участию нуждающихся родителей из числа знакомых по образовательному учреждению, которое посещает их ребенок. На этапе осуществления программы они непосредственно задействованы в группе как участники. Вместе со своими детьми они посещают коррекционные занятия со специалистами Центра. При необходимости они направляются в медицинские социальные учреждения, органы власти для получения помощи. При завершении работы группы они привлекаются для  анализа итогов работы группы по профилактике суицидального риска.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

Первичный диагностический этап:

  • Диагностическое интервью со сбором  анамнеза
  • Социальное диагностическое интервью
  • Проективный тест «Рисунок семьи»

  • Проективный тест «Рисунок несуществующего животного»
  • Тест «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

  • Методика PARI «Опросник родительских установок»

  • Тест исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Углубленная диагностика детей группы суицидального риска:

  • Психо-диагностический опросник Личко “ПДО”. Определение личностных нарушений и дисфункций личности :
  • акцентуации характера и крайние варианты нормы
  • непсихотические расстройства личности
  • психотические расстройства личности
  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
  • Тест «определение направленности личности Басса»
  • Тест детской тревожности Тэммл-Дорки-Амен

Текущая и итоговая диагностика:

  • Наблюдение
  • Проективный рисунок «Человек под дождем»
  • Проективная методика «Кактус»
  • ЦТО - тест Люшера
  • Обратная связь от детей и родителей

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ГРУППЫ

     В работе родительского клуба используются  разнообразные психологические методы и технологии:

  • дискуссия, мозговой штурм, обмен мнениями;
  • ролевая игра, элементы психодрамы;
  • анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ходе решения проблем;
  • разрешение конфликтных ситуаций через выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации;
  • специальные упражнения на развитие навыков: слушания, выражения чувств, оказания поддержки, похвалы, обратной связи, управления поведением и др.;
  • арт-терапевтические методы;
  • когнитивно-поведенческие ролевые игры.  

ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Продолжительность программы: 1 семестр учебного года, 20 встреч;

Форма занятий: групповые обучающие, тренинговые занятия для родителей;

Родители сидят в кругу, видят лица друг друга и ведущего

Количество часов: 40 академических часов;

Периодичность: 1 раз в неделю по 2 академических часа.

Число участников: родители детей школьного возраста от 6 до12 человек.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

  1. Обозначение темы
  2. Определение цели занятия
  3. Приветствие, разминка
  4. Упражнение на определение эмоционального состояния группы
  5. Информационный блок по теме занятия
  6. Основные упражнения (на выявление проблемы, отработку материала, формирование навыка)
  7. Обратная связь от членов группы («Круг чувств»)
  8. Групповое прощание

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Прежде всего, на протяжении всего цикла занятий родители знакомятся с информационными материалами, которые могут помочь им в  создании у детей антисуицидальных установок. На занятиях подробно рассматриваются разновидности суицидального поведения, признаки суицидальной опасности, причины суицидов, связь суицидального поведения с внутриличностными конфликтами, влияние на суицидальное поведение внешних провоцирующих факторов, помощь со стороны взрослых в ситуации суицидального поведения.

      Кроме того, большое внимание на занятиях уделяется факторам родительского влияния на антисуицидальные установки детей, а именно: установление контакта с ребенком, развитие отношений сотрудничества и принятия, развитие позитивной дисциплины, профилактика страхов, формирование адекватной самооценки,  социально-успешного поведения.

     Важной частью работы группы является помощь родителям в предотвращении внешних и внутренних факторов риска суицидального поведения: агрессии и аутоагрессии, зависимого поведения, защиты от влияния внешних провоцирующих факторов, переживаний горя и утраты, трудностей общения со сверстниками, социальной изоляции.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Обратная связь от родителей в процессе проведения занятий
  2.  Обратная связь от родителей в конце каждого занятия.
  3. Обратная связь от родителей в конце цикла занятий:
  • Обсуждение изменений в детско-родительских отношениях на последних занятиях
  • Анкетирование для родителей по итогам работы группы
  1. Итоговая психолого-педагогическая и социальная диагностика детей и подростков группы суицидального риска, родители которых посещали занятия.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Взаимодействие с социальными педагогами Центра по вопросам социального сопровождения семей, социально-психологического обследования детей
  • Взаимодействие с логопедами и дефектологами Центра, выявление детей группы суицидального риска, детей, находящихся в острой и стрессовой ситуации в процессе коррекционно-развивающих занятий
  • Взаимодействие с врачами по вопросам обследования состояния здоровья детей
  • Взаимодействие с администрацией и педагогами образовательных учреждений и организаций, где обучаются дети, родители которых посещают занятия в клубе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

       Специфическими эффектами работ «Родительского клуба» являются:

  • Профилактика суицидального риска за счет проработки всех его факторов в ходе работы группы
  • Понимание ребенка, повышение чувствительности к нему, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях
  • Ликвидация психолого-педагогической неграмотности
  • Обогащение средств общения с ребенком, установление контакта с ребенком
  • Улучшение состояния детско-родительских отношений

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

При реализации программы используется следующее материально-техническое оснащение из имеющегося на базе Центра:

  1. Помещение 40 кв. метров (конференц-зал)
  2. Стулья для участников группы и ведущих 15 шт.
  3. Доска передвижная белая, маркеры.
  4. Компьютер стационарный.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Многофункциональное устройство "принтер-ксерокс-сканер"
  7. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

«РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»

Тема занятия

Кол-во занятий

Кол-во часов

Форма проведения

Форма подведения итогов

1

Знакомство. Введение в тему «Суицидальное поведение детей и подростков»

1

2

Упражнение на выявление состояния участников группы, разминочное упражнение, основное упражнение, информационное сообщение, упражнение на обратную связь

Получение обратной связи от участников группы в виде упражнения «Круг  чувств», краткое анкетирование по итогам занятия

2

Принятие и непринятие со стороны родителей. Основа гармоничных отношений.

1

2

3

Способы установления контакта с ребенком: "Активное слушание", "Я-Сообщение".

1

2

4

Причины суицидального поведения

1

2

5

Конфликты и их разрешение

1

2

6

Нарушения поведения у детей их предотвращение

1

2

7

Агрессия, аутоагрессия как источник суицидальной опасности

1

2

8

Формы родительского воздействия на детей и их последствия: критика, наказание, обратная связь, похвала и пр.

1

2

9

Формирование позитивной самооценки, уровня притязаний, социально успешного поведения

1

2

10

Детские страхи и их профилактика

1

2

11

Связь суицидального поведения с внутриличностными конфликтами

1

2

12

Суицидальные риски при трудных характерах

1

2

13

Трудности общения со сверстниками, изоляция; любовные проблемы как причины суицидальной опасности

1

2

14

Профилактика зависимостей как средство предотвращения суицидов

1

2

15

Горе и утрата в семье. Помощь в преодолении.

1

2

16

СМИ, влияние на суицидальное поведение внешних провоцирующих факторов

1

2

17

Преодоление нарушений детско-родительских отношений как средство профилактики суицидов

1

2

18

Признаки суицидального поведения

1

2

19

Помощь в ситуации суицидального поведения

1

2

20

Подведение итогов группы, обратная связь, ресурсные упражнения

1

2

Итого

20

40

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»

Занятие 1

"Знакомство. Введение в тему «Суицидальное поведение детей и подростков»

Цель: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Рассказ о целях и задачах тренинга.

1.Приветствие. Упражнение «Снежный ком». По кругу участники называют свои имена.

2.Разминка. Упражнение «Интервью в парах». Цель: сплочение участников группы, формирование взаимного доверия.

3.Рассказ о целях и задачах тренинга.

4.Принятие правил группы.

5. Информационная часть «Понятие суицида. Родительское программирование. Сценарий "Не существуй"». См. в приложении. Обсуждение родителями воспоминаний из детства.

6. Упражнение «Круг чувств»: каждый участник описывает чувства, которые он переживает на момент окончания занятия, говорит о том, что он понял в ходе работы группы, что может поменять в отношениях с ребенком с учетом полученных знаний. Упражнение направлено на формирование навыка рефлексии:  умение анализировать свое эмоциональное состояние, проработать негативные переживания, ставить цели на будущее.

7. Анкетирование.

8. Групповое прощание. Участники берутся за руки и говорят хором «Все будет хорошо!»

Занятие 2

"Принятие и непринятие со стороны родителей. Основа гармоничных отношений"

Цель: знакомство с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя, определение «языка принятия» и «языка непринятия».

1.Приветствие. Упражнение «Черта характера на первую букву имени»

2.Разминка  «Передай чувство по кругу». Невербальными способами участники «передают» любую эмоцию соседу, который должен ее отгадать.  

3. Упражнение. Продолжить фразу «Мой ребенок …» (10 личных качеств ребенка).

4. Упражнение на актуализацию принятия или непринятия ребенка.

    Заполнить таблицу:

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

 Обсуждение: «Какие качества легче вспомнить и описать». Осознание родителем своего отношения к качествам детей.

5. Информационная часть. "Условное и безусловное принятие" См. в приложении.

Субъективные и объективные условия принятия и непринятия. Язык постоянный и язык временный. Язык принятия: поддержка, комплименты, оценка поступка, а не личности. Язык непринятия: угрозы, оценивание личности ребенка, критика, отвержение.

5. Упражнение на отработку языка принятия.

6. Психогимнастическое упражнение «Дождь в джунглях». Участники становятся в круг в затылок друг другу. Дается инструкция: «В джунглях начинается дождь. Сначала падают первые крупные капли. Потом дождь усиливается, превращаясь в ливень. Обратное постепенное возвращение к хорошей погоде». При этом они касаются кончиками пальцев спины стоящего впереди человека. Рекомендуется использовать расслабляющую музыку.

7. Домашнее задание: «Что меня объединяет с моим ребенком». Составить таблицу ответов ребенка и родителя на следующие вопросы:

- мое любимое животное и почему; мое нелюбимое животное и почему;

- мой любимый цвет и почему; мой нелюбимый цвет и почему;

- моя любимая сказка; сказка, которая мне не нравится;

- доброго волшебника я попросил бы о…; злого волшебника я попросил бы о… Почему?

- в каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи? Почему?

8. Анкетирование.

9. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 3

Активное слушание. Я-Сообщение.

Цель: формирование навыка общения с ребенком с помощью приемов активного слушания и Я-Сообщения.  

1. Приветствие: все участники отвечают на вопрос «Кто здесь собрался?».

2. Разминка «Угадай эмоцию». Члены группы в кругу изображают чувство или эмоцию, остальные угадывают.

3. Обсуждение домашнего задания. Родители делают вывод о том, что между ними и детьми есть сходство и различие. Ребенок часто имеет свою уникальную позицию, которую родителю следует принять и уважать.

4. Информационная часть. Рассказ о приемах активного слушания и использовании Я-Сообщения. См. в приложении.

5. Отработка навыка активного слушания.

6. Упражнение «Дети и родители». Родители по очереди находятся в роли ребенка и родителя. «Ребенок» рассказывает о событии в школе, «мама» слушает. Применяется методика равнодушного и активного слушания. Обсуждение впечатлений и чувств от пребывания в каждой роли.

7. Упражнение «Принятие чувств». Отработка навыка активного слушания. Примеры ситуаций:

1)Ребенок приходит из школы, бросает на пол портфель и на вопрос родителей о том, что случилось, отвечает: "Я больше в школу не пойду»

2)Дочь собирается гулять; мать ей напоминает, что надо одеться теплее, но девочка начинает протестовать и говорит: "Не надену эту уродскую шапку!".

Родители предлагают ситуации из своей жизни с ребенком, группа разыгрывает их в парах с применением новых навыков.

  1. Анкетирование.
  2. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 4

Причины суицидального поведения.

Цель: повышение уровня знаний по проблеме детского суицида.

1. Приветствие: показать мимикой и жестами пять самых важных для себя вещей. Группа пытается угадать.

2. Разминка. Упражнение «Я хочу. Я должен». Участники пишут два списка под названием «Я хочу» и «Я должен». Затем необходимо поменять их местами (я должен делать то, что я хочу; я хочу делать то, что я должен) и прочесть вслух. Прислушаться к своим ощущениям. Обсуждение в кругу.

3. Информационная часть по теме «Причины суицидального поведения» См. в приложении. Обсуждение группой полученной информации.

4. Упражнение «Ценности». Участники пишут на шести полосках бумаги свои главные жизненные ценности, затем раскладывают их в порядке убывания значимости. Дается инструкция убирать по очереди нижнюю ценность, пожертвовав ею ради других. Составление новой иерархии ценностей.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 5

Конфликты и их разрешение

Цель: совершенствование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приветствие. Упражнение «Какого цвета я сейчас». Участники описывают свое эмоциональное состояние в данный момент в форме ощущения цвета.

2. Разминка. Упражнение «Война и мир». Участники группы вспоминают человека, с которым имеют напряженные конфликтные отношения. На листе бумаги они стараются выразить графическими или любыми другими средствами те негативные эмоции, которые испытывают по отношению к этому человеку. После того, как листок зачеркнут (порван, испорчен и т.п.) участникам предлагается подумать над тем, возможно ли восстановить его в том виде, в котором он был прежде? Проводится аналогия с городом, разрушенным войной, и необходимостью возвращаться к мирной жизни. Родители могут подумать над тем, что их «противником» в этой войне часто оказывается их ребенок, с которым необходимо поддерживать дальнейшие партнерские отношения.

3. Опросник Томаса на стратегию поведения в конфликте. Обработка, обсуждение.

4. Информационная часть. "Конфликты и их разрешение."  Из Интернет-ресурсов.

1) Мы и наши родители. Воспроизводство отношений и конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Техники эффективного общения.

2) Приемы бесконфликтного поведения.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств», групповое прощание.

Занятие 6

Нарушения поведения у детей и их предотвращение.

Цель: знакомство со способами установления позитивной дисциплины у детей и способами установления границ при нарушениях поведения.

1. Приветствие: похвалить другого участника группы так, как это делаете дома.

2. Разминка: упражнение «Разожми кулак». Родители работают в парах. Один зажимает кулак с «секретом», второй пытается убедить показать ему «секрет». Обсуждение: какие методы работают эффективней, кому удалось (не удалось) увидеть «секрет» и почему?

3. Информационная часть. Способы позитивной дисциплины. Границы и их установление. Технологии из книги Сью Бивер "Тренинг НЛП для родителей"

4. Информационная часть. Восприимчивость к суициду. См. в приложении.

5. Упражнение «Установление границ дозволенного поведения»  по методу Х.Джайнотта  (Ступенчатая система установления запрета):

  1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется…»).
  2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как…»).
  3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
  4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится…»).

6. Анкетирование.

7. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 7

Агрессия, аутоагрессия как источник суицидальной опасности

Цель: определение понятия агрессивного поведения, его источников, способов совладания с собственными агрессивными импульсами.

1. Приветствие. Упражнение «Поклоны: русский, восточный, японский, куртуазный», интерпретация.

2. Разминка. Упражнение «Семейные правила». Задание: «Перечислить на бумаге все правила, которые действуют в Вашей семье». Обсуждение по следующим пунктам:

в семье должны быть правила; нельзя перегружать запретами; правила должны быть согласованы обоими родителями; чтобы наказать ребенка, должно быть сформулировано правило. Наказание должно быть соразмерным поступку. Нельзя лишать Нового Года, Дня рождения.

3. Информационная часть. Гнев, агрессия, аутоагрессия. См. в приложении.

4.Упражнение на снятие агрессии «Письмо обидчику» (автор Сьюзан Форвард; из журнала Психология № 24 за 2008г). Упражнение действенно для тех, кто склонен подавлять свои негативные эмоции и избегать конфликтов. Участник должен написать письмо, которое начинается словами: «Я вам скажу сейчас такое, чего раньше никогда не говорил», затем в текст письма необходимо включить четыре пункта: 1) вот, что ты мне сделал; 2) вот, что мне пришлось пережить; 3) вот, как это повлияло на мою жизнь; 4) вот, чего я жду от тебя сейчас. Эти четыре пункта являются хорошей основой для разбора любого столкновения и помогают выйти из реального конфликта, либо трансформировать его в нечто конструктивное.

5. Анкетирование.

6. Упражнение «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 8

Формы родительского воздействия на детей и их последствия: критика, наказание, обратная связь, похвала и пр.

Цель: повышение педагогической компетентности родителей, освоение новых приемов и методов воспитания в вопросе наказаний.

1.Приветствие: бросить мягкую игрушку и сказать комплимент другому участнику группы.

2. Разминка. Упражнение «Наказание». Необходимо вспомнить ситуации, когда участники были наказаны своими родителями. Обсуждение чувств, пережитых в детстве.

3. Информационная часть. Правила наказания и поощрения. См. в приложении.

1) Дискуссия « Как мы наказываем детей. Эффективные и неэффективные наказания. Роль    ярлыков. Когда наказывать детей».

2) Общие правила наказания и поощрения детей. Замена наказаний.

3) Альтернативы наказанию (по А.Фабер, Э.Мазлиш):

4. Упражнение для группы: выбрать несколько ситуаций, требующих родительского реагирования и составить план «альтернативного» наказания методом мозгового штурма.

 5. Информационная часть. Как правильно хвалить ребенка: вместо позитивного описания характера ребенка (ты хороший мальчик) даем позитивное описание действий ребенка. Описание избавляет родителя от необходимости давать оценку ребенку.

6. Анкетирование.

7. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 9

Формирование позитивной самооценки, уровня притязаний, социально успешного поведения.

Цель: психологическое просвещение родителей, помощь в понимании основ позитивного самоотношения у ребенка.

1. Приветствие: пожелание на сегодняшнее занятие по кругу одним словом.

2. Разминка. Упражнение «Рисуем Свинского родителя».

Упражнение выполняется в парах или индивидуально. Родители получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свинского родителя», не переговариваясь друг с другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

3. Информационная часть.  Понятие самооценки, уровня притязаний, оптимума мотивации. См. в приложении.

1)Понятие самооценки и уровня притязаний. 2) Понятие оптимума мотивации

3) Обсуждение связи неадекватной мотивации с возникновением угрозы самоубийства.

4. Тест Дембо-Рубинштейн  «Шкалы самооценки» для родителей, интерпретация и обсуждение в группе.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 10

Детские страхи и их профилактика

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросе преодоления нормативных и ненормативных страхов у детей.

1. Приветствие. Упражнение «Футболка с надписью». Каждый родитель пишет надпись, которая отражает его личный девиз, жизненную позицию.

2. Разминка «Родительские запреты». Ответ на вопрос: «Что мама Вам запрещала?». Обсуждение на тему: что Вы можете теперь себе разрешить? Что Вы можете разрешить своим детям? Важно дать детям разрешение быть самим собой.

3. Информационная часть. См. в приложении. Обсуждение следующих тем:

1) Роль родительских установок в формировании страхов. Что они могут спровоцировать у детей.

2) Как наши страхи становятся страхами детей. Страх смерти – это страх жизни.

3) Периодизация детских страхов.

4. Упражнения на отреагирование страхов у детей:

- рассказ о страхе, «вербализация»;

- рисование страха в различных техниках (карандашами, красками, лепка из пластилина);

- проработка страха с помощью сказки, например, «Появился волшебный герой, который забрал силу у страха», «Прилетела волшебница и …(продолжение истории придумывает ребенок)»;

5. Упражнение на отреагирование снов:

- ребенок рассказывает страшный сон;

- мама должна продолжить историю до счастливого конца;

- мама предлагает повернуться к угрозе лицом, позвать защитника, который использует силу волшебства;

- мама предлагает не только победить врага, но и получить от него символ победы, например, меч или амулет;

- если сон обезличен, то нужно его продолжить: «Ну и ты полетел и приземлился на остров».

6. Анкетирование.

7. «Круг чувств», групповое прощание.

Занятие 11

Связь суицидального поведения с внутриличностными конфликтами.

Цель: изучение понятия «Внутриличностный конфликт» в контексте профилактики суицидального поведения детей.

1. Приветствие: упражнение «Подарок из волшебной глины по кругу»

2. Разминка. Упражнение «Зеркало». Участники, глядя в зеркало, отвечают на вопрос «За что можно любить этого человека?»

3. Информационная часть.  Связь суицидального поведения с внутриличностными конфликтами. См. в приложении.

4. Анкетирование.

5. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 12

Суицидальные риски при трудных характерах.

Цель: знакомство с темой «Акцентуации личности, трудные характеры».

1. Приветствие. Упражнение «Ассоциация настроения с песней» по кругу.

2. Разминка. "Рисунок семьи в виде семьи животных."  Обсуждение.

3. Информационная часть. "Психологические особенности детей, увеличивающие риск суицидов.  Акцентуации характера". См. в приложении.

4. Упражнение "Чем я отличаюсь от других и когда мне с собою трудно" Родители  рисуют свой портрет, добавляя в виде символов особенности своего характера. Также в виде символов они добавляют в рисунок сложные ситуации вокруг своего портрета и свои сильные стороны – защиты от сложностей.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 13

Трудности общения со сверстниками, изоляция; любовные проблемы как причины суицидальной опасности.

Цель: изучение причин суицида у подростков.

1. Приветствие. Передать по кругу предмет своим особым жестом.

2. Разминка. Упражнение «Если бы я был …транспортом, страной, фруктом, цветком, запахом и т.д.». Формирует представление о себе, ценности личности.

3. Информационная часть: "Межличностные проблемы как источники суицидальной опасности" См. в приложении.

4. Родители знакомятся с принципами успешной коммуникации в семье:

а) Открытость: умение сообщить партнеру о тех чувствах, которые ты испытываешь и ожиданиях от партнера. Партнер сам не может догадаться

б) Активность коммуникации: обсуждение значимых проблем. Надо планировать обсуждение, создавать ритуалы, например, разговор с детьми перед сном.

в) Достаточная степень самораскрытия, конгруэнтность общения (соответствие вербального и невербального послания). Умение снять маски, не бояться быть собой. Наша неконгруэнтность видна, например «Да я вовсе не злюсь!». Если ты злишься, то скажи об этом, не скрывая.

5. Релаксационное упражнение: ресурсный рисунок. Каждый участник рисует свой портрет, где вместо глаз изображает то, на что он любит смотреть; вместо носа – то, что он любит обонять; вместо рта – то, что он любит есть; и вместо волос он рисует свои мечты. Демонстрация и обсуждение рисунков в кругу.

6. Анкетирование.

7. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 14

Профилактика зависимостей как средство предотвращения суицидов.

Цель: повышение информированности о проблеме детской и подростковой наркомании, формирование конструктивных установок в отношении проблемы зависимости от психоактивных веществ.

1. Приветствие. Участник называет свое имя и прилагательное на первую букву имени.

2.Разминка. Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они общались с  человеком, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками. В течение  5 минут они делятся друг с другом этим опытом в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.

  Чувства говорящего:                                  Чувства слушающего:

    раздражение                                                  сочувствие

    возмущение                                                   интерес

    жалость                                                          возмущение

    обида                                                              отвращение

    презрение                                                       понимание

    недоверие                                                       сожаление

    вина                                                                 уважение

    ответственность                                               и т.д.

Анализ чувств помогает осознать то, как мы лично относимся к проблеме зависимости другого человека.

3.Информационная часть. "Стадии наркотической зависимости" См. в приложении.

4.Упражнение «Мозговой штурм» на тему: причины и последствия употребления психоактивных веществ детьми и подростками.            

     Причины:                                                 Последствия:

    - скука                                                       - скандалы дома

    - поиск новых приключений                   - денежные трудности

    - за компанию                                           - плохое самочувствие

   - чтобы расслабиться                                - столкновение с законом

    - для вдохновения             и т.д.               -  истощение                            и т.д.

Обсуждение роли родителей в формировании зависимостей у детей.  

5. Анкетирование.

6.«Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 15

Горе, утрата в семье. Помощь в преодолении.

Цель: обучить родителей навыкам оказания помощи ребенку, переживающему потерю.

1. Приветствие. Поздороваться с каждым участником разными способами.

2. Разминка. Упражнение «Каляки - маляки». Участники рисуют каракули двумя руками одновременно на одном листе бумаги.  Интерпретация: если рисунки правой и левой руки не пересекаются, то конфликт существует в окружении человека; если каракули пересекаются, то возможен внутриличностный конфликт. Обсуждение в кругу.

3. Информационная часть. "Горе и утрата" См. в приложении.

4. Ресурсное упражнение «Подарок предков».  Инструкция:

«Вы идете по красивому лугу к дому, стоящему на холме. Войдя в дом, Вы видите старинный сундук. Вы открываете сундук и видите подарок, оставленный для Вас Вашими предками. Нарисуйте этот подарок». Затем каждый участник описывает свой подарок и показывает рисунок. Во время этого упражнения возможны сильные эмоции, которые группа должна прожить вместе с участником. Утешать нельзя, надо просто побыть рядом и принять эти эмоции как должные. Каждый старается сформулировать то послание или пожелание, которое уму оставили предки.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 16

СМИ, влияние на суицидальное поведение внешних провоцирующих факторов.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах минимизации роли внешних провоцирующих факторов при суицидальном риске.

1. Приветствие. Участник приветствует группу своим уникальным жестом.

2. Разминка. «Поменяться местами тем, кто…» (носит длинные волосы, любит сладкое, имеет сестру и т.п.)

3. Информационная часть. "Имитационное суицидальное поведение" См. в приложении.

4. Психологический климат в семье и его значение.  См. в приложении. Обсуждение темы.

5. Анкетирование.

6. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 17

Преодоление нарушений детско-родительских отношений как средство профилактики суицидов.

Цель: сформировать у родителей осознанное отношение к своему стилю воспитания.

1.Приветствие. Ассоциация своего настроения с цветом.

2.Разминка. Упражнение «Воспоминание о детстве». (Я – человек, который…Девизы из детства).

3.Тест на стили воспитания ("АСВ" Варга, Столин) Совместная обработка результатов.

4.Информационная часть. "Стили воспитания" См. в приложении.

Авторитарный (контролирующий) стиль; демократический стиль воспитания; смешанные варианты

  1. Анкетирование.
  2. «Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 18

Признаки суицидального поведения

Цель: Знакомство родителей с признаками суицидальной угрозы у детей и подростков.

1. Приветствие. Ассоциация своего настроения с музыкой.

2. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

3. Информационная часть. "Признаки, которые указывают на мысли детей о суициде" См. в приложении.

4. Памятка для родителей по профилактике суицида у подростков. Обсуждение.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному самоубийце жизнь.

Самое главное: надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть

5. Ресурсное упражнение «Ошибочка» по Н. Козлову. См. в приложении.

6. Анкетирование.

7.«Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 19

Помощь в ситуации суицидального поведения

Цель: обучение родителей доступным способам поддержки детей и подростков в состоянии острого кризиса.

1. Приветствие. Пожелания участникам группы по кругу на сегодняшнее занятие.

2. Разминка. Упражнение «Коровы, собаки, кошки». Участникам раздаются листочки с названиями животных. В парах необходимо договориться между собой о чем-нибудь, используя только свой «язык», мимику и жесты.

3. Информационная часть. "Помощь в ситуации суицидального поведения" См. в приложении.

4. Рекомендации родителям. См. в приложении.

5.Ресурсное упражнение «Терапия материнской любовью» по Б.З.Драпкину. Инструкция: Перед засыпанием ребенка мама говорит ему следующий текст: «Я тебя очень люблю. Ты – самое дорогое, что у меня есть». При этом надо положить руку на голову ребенка и повторить текст трижды вслух, трижды про себя и опять трижды вслух. Возможны следующие установки: 1) Я тебя очень сильно люблю; 2) Ты – самое дорогое и родное, что у меня есть; 3) Ты – моя родная частичка;.4) Мы все тебя очень сильно любим

6. Анкетирование.

7.«Круг чувств»,  групповое прощание.

Занятие 20

Подведение итогов группы, обратная связь, ресурсные упражнения.

Цель: осмысление проделанной работы, подведение итогов и получение обратной связи от членов группы.

1. Приветствие. Комплимент по кругу.

2. Разминка. Упражнение в кругу: «Почему нужно создавать семью?», «Почему не нужно создавать семью?». Обсуждение.

3. Информационная часть.  "Пирамида потребностей А. Маслоу" См. в приложении.

4. Подведение итогов по всему рассмотренному материалу. Обратная связь от членов группы.

Установлено, что основными причинами детского и подросткового суицида являются:

  • «микросоциальные конфликты»: обиды в семье, в школе, на учителей;
  • ощущение несправедливости и желание «наказать» таким образом;
  • гораздо реже - несчастная любовь; 
  • еще реже - душевные расстройства и психические заболевания.

4. Самоотчет родителей. Участники группы пишут в свободной форме ответ на вопрос: «Что дали мне занятия в группе?»

5.Ресурсное упражнение. Рисунок «Герб моей семьи», девиз семьи. Обсуждение. Прощание членов группы.

6.«Круг чувств»,  групповое прощание.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литературные источники:

  1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.
  2. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств // Социологические исследования. 1987. N 6.
  3.  Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: сборник статей. под ред. Красновой О. В. – М., 2002.
  4. Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). – Пермь, Изд-во ПРИПИТ, 2001.
  6. Вагин Ю. Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. Пермь, 1999.
  7. Василюк Ф.Е.   Пережить горе. -  М., 1991 г.
  8. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
  9. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным    поведением. – М., 1989.
  10. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2003.
  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
  12. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.
  13. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.
  14. Левис Шелдон,  Левис Шейла.  Ребенок и стресс.  – СПб.,  1996 г.
  15. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М., 2002.
  16.  Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. И др. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. – М., 1998.
  17. «Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.
  18.  Психотерапия детей и подростков. Под ред. Ф. Кендалла. – С-Пб., 2002.
  19.  «Ранняя диагностика и терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.
  20. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.
  21. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. 2003. N 2. С. 104–114.
  22.  «Суицид. Общие теории и предотвращение» Alan L . (перевод Брежнева).
  23. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. 1992. N 6.
  24. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.
  25. Черепанова Е. С. Психологический стресс: помоги себе и своему ребенку. – М., 1996.
  26. Интернет-ресурсы.