Выступление на городском мастер-классе ГБУ ГПЦЦ ДОгМ

Сафонова Татьяна Владимировна

Мастер-класс был посвящен презентации опыта работы группы "Успешный родитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_safonova_roditelskaya_kompetentnost.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сафонова Татьяна Владимировна

Педагог-психолог ГППЦ ДОгМ

территориальное отделение «Переделкино»

Повышение уровня родительской компетентности

как средство помощи проблемному ребенку

(Из опыта работы по программе «Успешный родитель»)

         В последнее время неуклонно растет число детей с нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, нарушениями познавательных процессов, речевой функции, эмоционально-волевой сферы. Родительская неуверенность, а зачастую, и некомпетентность всегда являлась причиной обращения к психологу за консультацией. Особенно актуальной задачей является оказание психологической помощи для родителей всех категорий проблемных детей.

        В современных семьях по статистике обычно 1-2 ребенка. Многодетных семей, где есть третий и следующий по счету ребенок не так много.  Многопоколенная семья, где опыт родительства передавался из поколения в поколение и был закреплен в традициях и устоях общества уже уходит в прошлое. Общество сильно изменилось: процессы информатизации и цифровая цивилизация ставят новые задачи перед человеком будущего и перед его родителями.  

        Родитель ребенка с нарушениями испытывает двойную фрустрацию – во-первых, как еще недостаточно умелый родитель из небольшой отдельно живущей семьи, и, во-вторых, как несведущий в коррекционной педагогике человек, неспециалист в патопсихологии, логопедии, дефектологии или психиатрии. Родители проблемных детей ищут выход из этой ситуации разными средствами. Одни доверяют специалистам, готовы выполнять их рекомендации и могут это сделать в силу достаточного уровня собственного развития. Они читают специальную литературу, занимаются с ребенком и лечат его. Другие избегают осознания проблемы и закрывают глаза на имеющиеся нарушения. Третьи готовы создавать ребенку специальные условия для развития и обучения, но имеют негативный опыт в собственной родительской семье, который не позволяет им быть хорошими родителями. Их самих либо не любили и не принимали, либо сильно контролировали и пугали, либо оставляли без достаточной помощи и поддержки в период взросления. Варианты семейной дисгармонии разные, но общей оказывается неспособность таких родителей быть гармоничными поддерживающими и направляющими взрослыми.

      Именно третья категория родителей, которые выросли в негармоничных семьях и особенно те из них, у кого дети имеют выраженные особенности или нарушения развития или акцентуированные черты личности, - являются теми, кому поможет психологическая работа по повышению уровня родительской компетентности. Такая работа активно ведется уже на протяжении многих лет в Городском психолого-педагогическом центре департамента образования города Москвы в территориальном подразделении «Переделкино». Особенно эффективной является пролонгированная форма оказания психологической помощи родителям в рамках программы «Успешный родитель».

     Это годовая программа с еженедельными двухчасовыми занятиями для группы из 6-8 родителей. Родители записываются на программу самостоятельно или могут быть направлены образовательной организацией. Условием является их собственная мотивация, желание изменить свои отношения с детьми. Возраст детей и их количество не ограничены, то есть в группе присутствуют мамы и папы детей всех возрастов и категорий, с нормальным развитием и трудностями поведения или с задержанным, нарушенным или дисгармоничным  развитием. Проходя эту программу,  родители могут не только задать все имеющиеся у них вопросы, но и познакомиться с новыми формами взаимодействия с детьми, осознать особенности детско-родительских отношений в своей собственной семье, изучить методы управления поведением и способы помощи ребенку, снизить уровень тревоги за будущее детей, изменить негативные семейные установки.

       Важнейшим условием изменения детско-родительских отношений является установление контакта с родителями, создание атмосферы доверия, безопасности и принятия. Для реализации этого условия используются специальные приемы и методы, органично встроенные в консультативную и групповую коррекционную работу. Это активное и эмпатическое слушание, отражение чувств, эмоциональное присоединение, поддержка в ситуации неуспеха, помощь в прояснении проблемной ситуации, резюмирование, обобщение, выделение главного, фокусировка проблемы. Особое внимание уделяется атмосфере безопасности. Ведущим не поддерживаются такие проявления со стороны членов группы как резкость, критика, сравнение, обесценивание, навешивание ярлыков, негативное прогнозирование, недоверие, высмеивание, сарказм, поучения, морализирование, обвинение. Ведущим задается принимающая модель отношений, которых зачастую не было в родительских семьях участников. Также роль ведущего  - это доступный для общения человек, более опытный родитель, специалист, собеседник, проводник, психотерапевт,  учитель, союзник, такой же родитель, как и он.  Только при выполнении всех этих условий родитель успокаивается и открывается для изменений.

       Следующим условием успешной работы по изменению детско-родительских отношений является понимание ведущим формы нарушения контакта с ребенком, которую демонстрирует мама при описании случая, при предъявлении запроса, при работе в группе.  Первичная гипотеза проверяется при обсуждении, при ролевом проигрывании, при анализе чувств и конкретизации проблемной ситуации, заявленной родителем. Важно достичь общего понимания проблемы, чтобы помочь родителю сформулировать собственные цели изменения. Это достигается через работу с проблемными ситуациями по запросу родителей прямо по ходу работы группы, через получение обратной связи от ведущего и других членов группы. Видя свою проблему со стороны, обсуждая и проигрывая ее, родитель может самостоятельно или с помощью группы осознать ее, отказаться от неэффективных моделей или расширить способы совладания с проблемой.

         В осознании родителем важности собственных изменений большую роль играет не только групповая работа как таковая, но и метод погружения родителей в позицию ребенка. Для этого маме предлагается на некоторое время вжиться в роль ребенка, но не собственного, а в себя саму, вспомнить себя маленькой, погрузиться в чувства, сопутствующие этому образу. В специальных упражнениях ведущий или другие родители дают «указания» и «поучения» этой девочке,  похожие на те, которые мама отдает сама своему ребенку. Новая, живая и непосредственная реакция «девочки» позволяет ей по-новому отнестись к собственным родительским установкам и лучше понять собственного ребенка. На этом этапе происходит передача ответственности родителю за решение проблемы  и разделение ответственности со специалистами, которые помогают ребенку.

         Особое внимание в ходе работы группы уделяется управлению поведением ребенка. По времени подачи эти темы идут одними из первых. Самый актуальный родительский запрос – это поведенческий. Дети не выполняют правила, дерзят, игнорируют, истерят, уклоняются и используют самые изощренные методы сопротивления. Неумелый, невооруженный знаниями методов управления родитель  испытывает беспомощность и хватается за проверенные на собственном детском опыте шлепки и крики, уговоры и наказания.  Не желая повторить свой негативный опыт детства, родители, тем не менее, за неимением лучшего, пользуются старым. Именно поэтому обучение способам управления поведением – спасательный круг при изменении детско-родительских отношений. Родители знакомятся с методами предоставления выбора, установления правил, введения ограничений, описательной похвалы, мозгового штурма, обратной связи, установления границ, введения санкций, делегирования ответственности. В разделе управления поведением родители изучают мотивы плохого поведения, методы мотивации и стимуляции, методы разрешения конфликтов.

        Одной из задач группы является просвещение родителей, знакомство с о стилями родительского воспитания и их последствиями для ребенка.  Находя себя в тех или иных стилях воспитания, родители самостоятельно или вместе с ведущим ставят задачи по их изменению. Играя разные родительские роли, участники группы моделируют и изменяют формы контакта, пробуют новые приемы общения, берут на вооружение чужой опыт. Иногда для изменений нужна углубленная работа с детской травмой, иногда нужно создать, отрепетировать и проиграть те формы взаимодействия, которых нет в детско-родительский паре и не было у мамы в детстве.

        Важным методом работы по изменению детско-родительских отношений является «проецирование в будущее» и «принятие решений из будущего». Вместе с ведущим участники группы проводят связь между развитием и формированием личностных качеств в детстве и их влиянием на жизнь взрослого человека.  Сначала для примеров берутся другие люди и простые очевидные примеры, а затем с помощью группы по аналогии родители переносят выявленные психологические закономерности на собственный опыт.  Далее ставится цель, которую мамы хотят достичь,  и разрабатывается план ее достижения с этапами и промежуточными целями, коррекцией ошибок и стимуляцией по ходу достижения цели.

       Еще одним методом работы по изменению детско-родительских отношений является «перекодирование». Это обучение родителей опережающему пониманию  того, какую информацию о жизни и какое послание получает их ребенок, слыша те или иные родительские установки. Усвоив  перевод  поучений и сообщений на детский язык, участники группы учатся формулировать позитивные послания, которые программируют ребенка на успех, спокойствие, развитие, усердие, терпение. На протяжении всех занятий идет активная работа с убеждениями и ценностями, замена неадекватных, негативных убеждений на жизнеспособные, гармоничные, позитивные установки.

       Таким образом, работа по программе «Успешный родитель» идет через установление контакта и создание безопасных условий для изменений к осознанию собственных моделей поведения, обучению формам и методам эффективного взаимодействия с детьми. Постепенное взросление родителя и повышение его родительской компетентности сочетается с передачей ему ответственности за изменения и  «доращиванием» родительских качеств. Все это позволяет участникам группы преодолеть дефицит знаний и навыков и успешно справляться с воспитанием и обучением как обычных, так и проблемных детей.  Каждый член группы сможет стать успешным родителем!