Статья "Ресурсы Центра психолого-медико-социального сопровождения в обеспечении преемственности развития психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста"

Сафонова Татьяна Владимировна

Статья опубликована в сборнике материалов ЗОУО ДО г. Москвы "Преемственность дошкольного и школьного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы Центра психолого-медико-социального сопровождения в обеспечении преемственности развития  психологического здоровья детей  дошкольного и школьного возраста

Почетный работник общего образования РФ

Почетный работник образования г.Москвы

Директор ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Сафонова Ольга Яковлевна

Заместитель директора по экспериментальной работе

ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Сафонова Татьяна Владимировна

Заместитель директора по научно-методической работе

ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Долгова Анна Геннадьевна

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития ребенка в процессе его воспитания и обучения.   В концепции «психологического здоровья» подчеркивается неразделимость телесного и психического в человеке. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Это не только гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.,  это также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, обществом в целом.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей,  социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка включают в себя различные нарушения. Для психологического здоровья ребенка норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к образовательной среде, но и, развиваясь самому, содействовать ее развитию. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей возрастной задачи.

И без того хрупкое здоровье детей еще более ухудшается при переходе из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Все это приводит в свою очередь к аномалиям психологического здоровья, а именно, к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь ребенку со стороны родителей и педагогов, специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников).

Высокий уровень патологии детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. Современные преобразования в системе образования направлены на улучшение развития детей в дошкольных учреждениях и обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. В частности, преобразования касаются изменений в содержании и методах работы, сложившихся формах взаимосвязи детского сада и школы. Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней, дошкольной и школьной,  является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада, школы и ПМС-Центров.

Преемственность дошкольного и школьного этапов образования опирается на непрерывность в развитии ребенка. На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую траекторию, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

С психологической точки зрения преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их  ведущего типа деятельности, сенситивных периодов, и в то же время внимания к психологическим трудностям адаптационных "переходных" периодов. Особенно это касается наиболее сложного и уязвимого периода перехода от дошкольного к школьному детству.

Крайне важно своевременное ознакомление педагогов ДОУ и школ с индивидуальными психофизическими особенностями детей,  помощь специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) в выявлении и коррекции нарушений в психофизическом развитии ребенка, в получении рекомендаций, для построения эффективных программ обучения и воспитания ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Получить информацию о ребенке силами только педагогов образовательных учреждений достаточно сложно, т.к. диагностика и коррекция различных нарушений требует профессиональных знаний, умений и навыков. Психологи, дефектологи, логопеды, врачи и социальные педагоги -  важные партнеры учителей и воспитателей, промежуточное звено в реализации преемственности между образовательными учреждениями дошкольной и школьной ступени.

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино» имеет многочисленные ресурсы для решения задач, направленных на обеспечение  преемственности развития  психологического здоровья детей  дошкольного и школьного возраста. Эти ресурсы представлены наглядно в следующей схеме №1 (см. приложение).

Перечислим основные проблемы, возникающие при переходе от дошкольного к школьному обучению, в которых огромную помощь может оказать Психологический Центр.

1.  Одной из проблем родителей является выбор дошкольного учреждения, а в дальнейшем и школы для обучения ребёнка, выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений и программ обучения определиться очень непросто, особенно если у ребенка имеются трудности в развитии. Необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

На базе ЦПМСС «Ново-Переделкино» успешно функционирует  психолого-медико-педагогическая комиссия (по комплектованию коррекционных дошкольных учреждений и групп компенсирующего вида) целью которых является:

  • своевременное выявление и  предупреждение нарушений развития, динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии.
  • комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка, выявление потенциальных возможностей и путей коррекции.
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениям в развитии.
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении.

2. Не всегда в образовательных учреждениях есть специалисты (дефектологи, логопеды, психоневролог), которые могли бы своевременно заметить нарушения, появившиеся у ребенка в период дошкольного детства, либо оказать им коррекционную помощь. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы: затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, - ведут к неуспешности в последующем обучении.

Центр имеет возможность сопровождать ребенка (как по запросу родителей, так и по запросу педагогов) с нарушениями в развитии или поведении уже на ранних этапах их проявления.

  • Индивидуальная и комплексная диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей с целью выявления нарушений, построения реабилитационной коррекционной работы, а также выявление факторов, мешающих нормальному развитию, определение возможных профилактических мер.
  • Организация коррекционно-развивающего и психопрофилактического сопровождения ребенка и его семьи.

3. Родителей как заказчиков образовательных услуг также тревожит и проблема завышенных требований образовательных учреждений к готовности ребёнка к школьному обучению. При поступлении в современную школу зачастую требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и озабоченность родителей соответствию высокого уровня требованиям в развитии ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Специалисты Центра помогают родителям получить информацию об индивидуальных возможностях ребенка через проведение диагностики школьной готовности,  предоставляют информацию об оптимальной для ребенка форме обучения, осуществляют подбор коррекционных форм обучения и воспитания для детей с особенностями развития. На базе Центра успешно функционируют группы кратковременного пребывания «Психологическая подготовка к школе». В них создаются условия для  психологического, личностного и эмоционального развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также ведется подготовка к успешному обучению в школе с ориентацией на  зону ближайшего развития каждого ребенка. В данных группах детей сопровождают педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования.

      С целью объединения усилий Центра и образовательных учреждений в решении задач преемственности в сохранении психологического здоровья детей в переходные возрастные периоды, в ЦПМСС «Ново-Переделкино» с сентября 2009 года по август 2012 года реализуется городская экспериментальная площадка «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении». В рамках экспериментальной работы специалистами Центра разрабатывается «Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения». Данная программа решает задачи обучения, воспитания и развития детей с задержками развития, с признаками гиперактивности, агрессивности, тревожности, нарушениями поведения, эмоциональными нарушениями.

Задачи эксперимента решаются с помощью трансдисциплинарного подхода, когда усилия специалистов разного профиля (администрации, педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей) объединяются вместе для разработки диагностического, коррекционного материала, рекомендаций для педагогов и родителей детей с эмоционально-волевыми и личностными нарушениями. Это будет важным дополнением к имеющимся базовым образовательным программам, поскольку не во всех образовательных учреждениях разработана система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с нарушениями в развитии и обучении. Внедрение трансдисциплинарного подхода в   создании адаптивной среды образовательного учреждения будет способствовать повышению адаптационных возможностей особого ребенка к  школьным требованиям,  улучшению взаимодействия со сверстниками и взрослыми, созданию комфортной психологической среды для реализации способностей ребенка,  повышению его учебной мотивации и познавательной активности.

Направления экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:

- экспертная оценка особенностей развития ребенка на базе Центра или образовательного учреждения с целью выявления детей группы риска и определения степени дезадаптации;

- исследование факторов, определяющих характер взаимодействия и структуру деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог»;

- внедрение профилактических мер по раннему выявлению детей, входящих в группу риска по психофизическим, эмоциональным, поведенческим параметрам;

- развитие адаптационных способностей и возможностей ребенка   с использованием индивидуально ориентированных и групповых коррекционно-развивающих методов работы;

-  оказания комплексной консультативной и профилактической  поддержки родителям, педагогам по предотвращению педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации учащихся;

- методическая работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности;

- психолого-педагогический мониторинг развития обследуемого контингента детей;

- подготовка рекомендаций, осуществление взаимодействия, координация совместных действий по методическому обеспечению индивидуально ориентированных программ сопровождения детей группы риска.

В целях создания «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения» специалисты Центра провели скрининговую диагностику психоэмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста как на базе Центра, так и на базе образовательных учреждений округа. Были определены параметры психологического здоровья и школьной адаптации, собрана статистика по состоянию развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей, разработаны критерии динамики коррекционного процесса, маршруты сопровождения и коррекции для каждого ребенка с нарушениями. Специалистами выявлена зависимость между школьной неуспешностью детей и рядом проблем, таких как психологические проблемы, логопедические трудности, нарушения соматического и психического здоровья, нарушения в развитии познавательной сферы.

            Всестороннее изучение психологического здоровья детей «группы риска» в динамике их развития и с учетом социальной ситуации этого развития, анализ проблем, возникающих в их школьной жизни, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. Формирование адаптивной среды в первую очередь должно быть нацелено на изменение ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, включенных в процесс обучения и воспитания детей, а также на формирование новых конструктивных форм взаимодействия внутри системы «ребенок-родитель-семья». Именно анализ взаимоотношений и деятельности в данной социальной системе, складывающихся в семьях и в образовательных учреждениях, позволит более детально проследить условия и причины формирования дезадаптивных механизмов в современных условиях воспитания и обучения детей и  создать более эффективные модели его сопровождения.

Таким образом, одной из актуальных практических задач взаимодействия Центров психологического сопровождения и образовательных учреждений в вопросах преемственности является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для воспитанников дошкольных учреждений и учащихся школ путем внедрения научно-эффективных технологий сопровождения и создания педагогических условий для развития интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков.

Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: МГПИ, 2008. – 222с.
  2. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256 с.
  3. Пахальян В.Э, Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2006,- с.294
  4. Психологические Центры. Организация, содержание деятельности, документация. Под редакцией С.Б.Малых. - М.: Генезис, 2007. – 243с.
  5. Сборник статей: Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Под редакцией Курнешовой Л.Е.  - М.: Школьная книга, 2006. – 175 с.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Аркти, 2005г. – 320с.
  7. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.