Выступление на городской конференции "Ресурсы Центра психолого-медико-социального сопровождения ""Ново-Переделкино" в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников"

Сафонова Татьяна Владимировна

Конференция посвещена презентации опыта работы сетевой ГЭП "Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_safonovoy.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Ресурсы Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино» в сохранении и укреплении  психологического здоровья школьников

(Из опыта экспериментальной работы)

Сафонова Татьяна Владимировна

Педагог-психолог, заместитель директора ЦПМСС «Ново-Переделкино»

2 слайд

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития ребенка в процессе его воспитания и обучения.  На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут и усложняются. Особому ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям. Отмечается значительный рост нарушений развития у детей,  социологи отмечают изменения средней нормы развития, когда нормальные, т.е. средние показатели развития ребенка уже включают в себя различные нарушения.

3 слайд

Процесс обучения в школе сегодня является еще одним фактором риска для здоровья детей. В школьном возрасте стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. По данным Института Возрастной физиологии РАО, половина детей школьного возраста 7-9 лет имеют хронические болезни, около 20% детей приходящих в школу детей, имеют нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Все это приводит в свою очередь к аномалиям психологического здоровья, а именно, к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь ребенку со стороны родителей и педагогов, специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников).

Высокий уровень нарушений развития и обучения у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях. 

4 слайд

         С целью объединения усилий Центра и образовательных учреждений в решении задач сохранения и укрепления психологического здоровья детей, в ЦПМСС «Ново-Переделкино» с сентября 2009 года по август 2012 года реализуется городская экспериментальная площадка «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении». 

5 слайд

Задачи эксперимента решаются с помощью трансдисциплинарного подхода, когда усилия специалистов разного профиля (администрации, педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей) объединяются вместе для разработки диагностического, коррекционного материала, рекомендаций для педагогов и родителей детей с эмоционально-волевыми и личностными нарушениями. Внедрение трансдисциплинарного подхода в образовательный процесс способствует повышению ресурсов и возможностей особого ребенка в его адаптации к школьным требованиям,  улучшению взаимодействия со сверстниками и взрослыми, созданию комфортной психологической среды для реализации способностей,  повышению учебной мотивации и познавательной активности.

6 слайд

На первом этапе эксперимента в целях исследования проблемы школьной специалисты Центра провели скрининговую диагностику психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста на базе Центра,  и на базе ГОУ СОШ 1376. В результате анализа скрининг-диагностики специалистами была выявлена прямая зависимость между школьной неуспешностью детей и рядом проблем, таких как психологические проблемы (нарушения эмоционально-волевой сферы и детско-родительских отношений), логопедические трудности (нарушения чтения и письма, последствия общего недоразвития речи), нарушения соматического и психического здоровья, нарушения в развитии познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания).

7 слайд

Всестороннее изучение психологического здоровья детей «группы риска», анализ трудностей, возникающих в обучении, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов. Пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их удовлетворить. Специалисты Центра подтвердили свою гипотезу, что разрешение этого противоречия возможно за счет внедрения в образовательные учреждения программы сопровождения детей с различными нарушениями, созданной с учетом возможностей и потребностей проблемного ребенка.

8 слайд

    На втором этапе экспериментальной работы специалистами Центра были разработаны критерии психологического здоровья школьника, в соответствии с которыми можно отслеживать состояние детей и влиять на его улучшение. За основу было взято определение психологического здоровья как динамического состояния внутреннего благополучия, гармонии, позволяющего актуализировать индивидуальные и возрастно-психологические возможности, позволяющего ребенку успешно адаптироваться и противостоять стрессовым факторам.  

9 слайд

Педагогами-экспериментаторами выделены следующие критерии  психологического здоровья школьников:

1. Сформированность соответствующих возрасту новообразований, успешное прохождение возрастных кризисов. Соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер возрасту ребенка.

2. Эмоциональное благополучие, наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

3. Эмоциональная саморегуляция и адекватность поведения в соответствии с целями ребенка и условиями социума.

4. Наличие рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

5. Наличие мотивации достижения, т.е. стремление улучшать качество основных видов деятельности — общения, учебы, спортивных занятий и пр.

6. Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения (отсутствие нарушений во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями, выполнение школьных норм и правил, отсутствие нарушений поведения).

7.Стрессоустойчивость.

10 слайд

          На основе выделенных критериев специалистами-экспериментаторами была разработана анкета для педагогов, по результатам которой школьный учитель может составить целостную картину состояния психологического здоровья не только отдельных учеников, но и класса в целом.

11 слайд

 Психологическое здоровье школьников не может быть поддержано без определенного состояния образовательной среды, при котором создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. В ходе эксперимента были выделены параметры образовательной среды, обеспечивающей сохранение и укрепление психологического здоровья.

- «Психологическая безопасность» образовательной среды, состояние среды, свободной от психологического насилия, комфортность образовательной среды

- Соответствие образовательной среды возможностям и способностям детей, психолого-медико-педагогическая диагностика, психолого-социальное сопровождение детей с нарушениями развития, психологического здоровья и школьной адаптации, коррекционная работа (индивидуальная и групповая) с детьми группы риска по школьной дезадаптации, индивидуальный подход в обучении и воспитании.

- Позитивность среды, направленность на ребенка, возможность среды обеспечивать ребенку чувство любви и принятия окружающими с тем, чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такое же чувство к другим;

- Адаптивно-воспитательная, социализирующая способность среды - среда, способная побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения;

- Развивающая роль среды - среда, способная побуждать ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности — учебе, общении со сверстниками и взрослыми, спорте и т.п.;

- Среда, создающая условия для развития возрастных новообразований, успешного прохождения возрастных кризисов

-  Среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям учащихся с тем, чтобы они имели возможность успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.

12 слайд

       На основе выделенных параметров была разработана анкета для детей и анкета для родителей, по которой можно глазами учеников и глазами семьи можно оценить удовлетворенность образовательной средой школы, определить ее адаптивность. Специалисты Центра пришли к выводу, что формирование адаптивной среды в первую очередь должно быть нацелено на изменение ценностно-смысловых ориентации и установок взрослых, включенных в процесс обучения и воспитания детей, а также на формирование новых конструктивных форм взаимодействия внутри системы «ребенок-родитель-педагог».

13 слайд

          На третьем этапе эксперимента в качестве инновационного продукта специалистами Центра разработана «Программа сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения». Программа является важным дополнением к имеющимся базовым образовательным программам, поскольку не во всех образовательных учреждениях разработана система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с нарушениями в развитии и обучении.

14 слайд

         Данная программа решает задачи обучения, воспитания и развития детей со следующими проблемами: задержанное развитие, педагогическая запущенность, нарушения отдельных высших психических функций, нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, тревожность, страхи, неврозы, агрессивность, гиперактивность, нарушения поведения, аутичность, застенчивость, нарушение контакта, акцентуации характера, личностные особенности, нарушения детско-родительских отношений, стрессы, негативные психические состояния, нарушения мотивации, нарушение работоспособности и темпа деятельности.

15 слайд

       Программа состоит из следующих компонентов: пояснительной записки, описания отдельных нарушений и их проявлений в учебной деятельности, перечня возможных причин каждого из нарушений, подробных рекомендаций для родителей и педагогов по их устранению при осуществлении учебной деятельности. Для некоторых нарушений в качестве дополнительного справочного материала приведены примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы педагогом на уроках. Программа представлена в табличном виде, удобном для использования и  для тиражирования отдельных ее частей.

16 слайд

             Обобщение опыта экспериментальной работы Центра  в «Программе сопровождения детей школьного возраста с трудностями школьной адаптации» позволит  не только оказать всестороннюю помощь педагогам школ и родителям, но и позволит педагогам образовательных учреждений, обучающим детей с нарушениями выйти на качественно новый уровень оказания образовательных услуг. 

17 слайд

       Использование «Программы сопровождения» в массовой школе может затребовать использования дополнительных кадровых ресурсов, наличия в учреждении педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача. При отсутствии данных специалистов в штате, возможно заключение договора с учреждениями, которые могут предоставить услуги данных специалистов. Для использования «Программы сопровождения» очень важна работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на котором возможна разработка на основе «Программы сопровождения» индивидуальных маршрутов сопровождения для детей с трудностями школьной адаптации.

18 слайд

Таким образом, в ходе эксперимента педагоги Центра предложили один из вариантов решения актуальной задачи современного образования - создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для особого ребенка через внедрение разработанных в трансдисциплинарном подходе технологий сопровождения обучения.