Выступление на семинаре по сопровождению детей с агрессивными и гиперактивными проявлениями при обучении в школе
Выступление посвещено особенностям работы педагога-психолога с детьми с проявлениями гиперактивности и агрессивными реакциями в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_okr._seminare_po_giperaktivn.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Особенности педагогического сопровождения ребенка с СДВГ
в условиях обучения в массовой школе
(доклад на окружном семинаре педагога-психолога Сафоновой Т.В.)
СЛАЙД 2
Характеристики детей с СДВГ, которые используются в быту, в школе, обычно подчеркивают одну из сторон проявления этого комплексного синдрома. В описании некоторых детей используются термины «моторный», «непоседа», «суперподвижный». Так выделяется первое из проявлений СДВГ – гиперактивность. Часть детей характеризуют как «нетерпеливых», «реактивных», «совершающих поступки без обдумывания». Так проявляется второе проявление СДВГ – импульсивность. Однако чаще всего в основу характеристики поведения ложится третье проявление – нарушение внимания, и в этих случаях говорят о «рассеянных», «невнимательных», «легко отвлекающихся» детях.
Гиперактивность (невнимательность, импульсивность детей с СДВГ) и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьёзных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения.
Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, - «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как требуют этого взрослые? Именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребенку, к его «выходкам» и проблемам.
СЛАЙД 3
(факторы риска - биологические)
Существуют различные мнения о причинах возникновения СДВГ.
Это и генетическая предрасположенность, и патология беременности и родов, и особенности строения и функционирования головного мозга.
Социальные сферы рисков в развитии детей с СДВГ –
семья, детский сад, школа
Беспокойное поведение, несдержанность, перепады настроения, трудности организации любой деятельности создают гиперактивному ребенку много проблем дома, в детском саду или в школе, фактически в любой ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Большая часть родителей и педагогов, выделяя самые сложные для них характеристики поведения гиперактивного ребенка, обращают внимание на трудности общения и взаимодействия, нарушение контактов, причем, многие родители и педагоги считают, что эти трудности непреодолимы, а нарушение взаимодействия связано не с неумением и с незнанием взрослых, а только с особенностями ребенка.
Низкая информированность взрослых о СДВГ, незнание тактики и форм взаимодействия создают вокруг такого ребенка ауру социального непонимания, давления, недовольства.
Можно выделить три социальные сферы рисков в развитии гиперактивного ребенка:
- семья;
- дошкольные образовательные учреждения;
- школа.
Можно выделить несколько причин, которые позволяют считать неблагоприятные условия социальной адаптации в семье, в детском дошкольном учреждении и в школе социальными факторами риска в развитии. Неблагоприятные условия развития:
- обостряют все проявления СДВГ – невнимательность, гиперактивность и импульсивность;
- ведут к ухудшению психического здоровья;
- являются причиной развития психосоматических нарушений здоровья;
- ведут к нарушению (срыву) социально-психологической адаптации, к нарушению взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
СЛАЙД 4
Социальные факторы риска
Родители Непонимание Педагоги
Неадекватные претензии Воспитатели
Неадекватные советы
и требования
Неадекватные
реакции
Неадекватные
методы
Неадекватные
Требования
СЛАЙД 5
Дети с СДВГ
Низкая самооценка
Повышенная утомляемость
Низкая работоспособность
Низкая учебная мотивация
Трудности в обучении письму и чтению
Нарушение взаимопонимания
Повышенная тревожность
Обиды, страхи
Неадекватные условия социального развития не только обостряют все проявления синдрома и ухудшают взаимоотношения ребенка с окружающими, но и формируют озлобленного, агрессивного, неуверенного в себе и неспособного на ответственные решения подростка, который легко подвержен негативному влиянию асоциальной среды сверстников и взрослых, вовлечению в асоциальные группы.
Важно отметить, что СДВГ может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто – с психиатрической патологией (депрессии, панические атаки, навязчивые мысли и т.д.) Кроме того, существует группа детей, чьи индивидуальные особенности темперамента схожи с СДВГ, но не сопровождаются нарушениями внимания.
В настоящее время диагностика СДВГ проводится врачами – педиатрами, психиатрами, психоневрологами. Основная задача специалистов-медиков – дифференциация СДВГ от других неврологических и психиатрических синдромов.
На что же опираться учителю, работая с такими детьми, спросите вы.
СЛАЙД 6
Ребенок с СДВГ:
- Заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности
- Эмоциональная составляющая процесса для него более важна, чем содержательная
- Они хотят быть социально желательными
- У них легко фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотрудничества остаются
Педагог может направлять и организовывать деятельность такого ребенка во время урока. В нашей программе сопровождения есть не только симптомы проявления гиперактивности, но и даны рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с такими детьми.
СЛАЙД 7-11
Рекомендации педагогам:
- по организации пространства в классе;
- по выполнению заданий;
- если ребенок отвлекается;
- как реагировать на поведение гиперактивного ребенка;
- как справиться неусидчивостью такого ребенка;
СЛАЙД 12-14
Ориентируясь на нашу таблицу сопровождения ребенка с СДВГ, педагоги могут дать рекомендации родителям:
- как изменить поведение взрослых близких ребенку, чтобы условия его развития были более благоприятны, а проявления СДВГ не обострялись;
- как организовать режим дня и место для занятий;
- рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком
СЛАЙД 15
Общие рекомендации по взаимодействию с ребенком с СДВГ в нашей таблице сопровождения выглядят так:
- Демонстрируйте положительное отношение к ребенку
- Помогайте в организации деятельности и улучшении произвольности и самоконтроля
- Помогайте в усвоении школьных норм и правил
- Используйте систему наглядного вознаграждения в учебной деятельности и поведении
- Активно взаимодействуйте с родителями
В заключении можно сделать следующий вывод, встречаясь с ребёнком, которому врачами поставлен диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться. А наша таблица с рекомендациями по взаимодействию с ребенком с СДВГ в программе сопровождения, поможет вам справиться со сложными ситуациями.