Выступление на семинаре по сопровождению детей с агрессивными и гиперактивными проявлениями при обучении в школе

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление посвещено особенностям работы педагога-психолога с детьми с проявлениями гиперактивности и агрессивными реакциями в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_okr._seminare_po_giperaktivn.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Особенности педагогического сопровождения ребенка с СДВГ

в условиях обучения в массовой школе

(доклад на окружном семинаре педагога-психолога Сафоновой Т.В.)

СЛАЙД 2

   Характеристики детей с СДВГ, которые используются в быту, в школе, обычно подчеркивают одну из сторон проявления этого комплексного синдрома. В описании некоторых детей используются термины «моторный», «непоседа», «суперподвижный». Так выделяется первое из проявлений СДВГ – гиперактивность. Часть детей характеризуют как «нетерпеливых», «реактивных», «совершающих поступки без обдумывания». Так проявляется второе проявление СДВГ – импульсивность. Однако чаще всего в основу характеристики поведения ложится третье проявление – нарушение внимания, и в этих случаях говорят о «рассеянных», «невнимательных», «легко отвлекающихся» детях.

   Гиперактивность (невнимательность, импульсивность детей с СДВГ) и связанные с ней нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьёзных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения.

   Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непоседливых», «невнимательных», «непослушных» детей, - «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как требуют этого взрослые? Именно от ответа на этот вопрос чаще всего зависит отношение к ребенку, к его «выходкам» и проблемам.

   

СЛАЙД 3

(факторы риска - биологические)

Существуют различные мнения о причинах возникновения СДВГ.  

Это и генетическая предрасположенность, и патология беременности и родов, и особенности строения и функционирования головного мозга.

Социальные сферы рисков в развитии детей с СДВГ –

семья, детский сад, школа

    Беспокойное поведение, несдержанность, перепады настроения, трудности организации любой деятельности создают гиперактивному ребенку много проблем дома, в детском саду или в школе, фактически в любой ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

   Большая часть родителей и педагогов, выделяя самые сложные для них характеристики поведения гиперактивного ребенка, обращают внимание на трудности общения и взаимодействия, нарушение контактов, причем, многие родители и педагоги считают, что эти трудности непреодолимы, а нарушение взаимодействия связано не с неумением и с незнанием взрослых, а только с особенностями ребенка.

    Низкая информированность взрослых о СДВГ, незнание тактики и форм взаимодействия создают вокруг такого ребенка ауру социального непонимания, давления, недовольства.

    Можно выделить три социальные сферы рисков в развитии гиперактивного ребенка:

  • семья;
  • дошкольные образовательные учреждения;
  • школа.

   Можно выделить несколько причин, которые позволяют считать неблагоприятные условия социальной адаптации в семье, в детском дошкольном учреждении и в школе социальными факторами риска в развитии. Неблагоприятные условия развития:

  • обостряют все проявления СДВГ – невнимательность, гиперактивность и импульсивность;
  • ведут к ухудшению психического здоровья;
  • являются причиной развития психосоматических нарушений здоровья;
  • ведут к нарушению (срыву) социально-психологической адаптации, к нарушению взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

СЛАЙД  4

Социальные факторы риска

Родители                  Непонимание                                            Педагоги

                                   Неадекватные претензии                       Воспитатели

                                   Неадекватные советы

                                   и требования

                                        Неадекватные

                                        реакции

                                        Неадекватные

                                        методы

                                        Неадекватные

                                       Требования

СЛАЙД 5

Дети с СДВГ

Низкая самооценка

Повышенная утомляемость

Низкая работоспособность

Низкая учебная мотивация

Трудности в обучении письму и чтению

Нарушение взаимопонимания

Повышенная тревожность

Обиды, страхи

   Неадекватные условия социального развития не только обостряют все проявления синдрома и ухудшают взаимоотношения ребенка с окружающими, но и формируют озлобленного, агрессивного, неуверенного в себе и неспособного на ответственные решения подростка, который легко подвержен негативному влиянию асоциальной среды сверстников и взрослых, вовлечению в асоциальные группы.

   

   Важно отметить, что СДВГ может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто – с психиатрической патологией (депрессии, панические атаки, навязчивые мысли и т.д.) Кроме того, существует группа детей, чьи индивидуальные особенности темперамента схожи с СДВГ, но не сопровождаются нарушениями внимания.

   В настоящее время диагностика СДВГ проводится врачами – педиатрами, психиатрами, психоневрологами. Основная задача специалистов-медиков – дифференциация СДВГ от других неврологических и психиатрических синдромов.  

   На что же опираться учителю, работая с такими детьми, спросите вы.

СЛАЙД 6

Ребенок с СДВГ:

  • Заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности
  • Эмоциональная составляющая процесса для него более важна, чем содержательная
  • Они хотят быть социально желательными
  • У них легко фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотрудничества остаются

   Педагог может направлять и организовывать деятельность такого ребенка во время урока. В нашей программе сопровождения есть не только симптомы проявления гиперактивности, но и даны рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с такими детьми.

СЛАЙД 7-11

Рекомендации педагогам:

- по организации пространства в классе;

- по выполнению заданий;

- если ребенок отвлекается;

- как реагировать на поведение гиперактивного ребенка;

- как справиться неусидчивостью такого ребенка;

СЛАЙД 12-14

Ориентируясь на нашу таблицу сопровождения ребенка с СДВГ, педагоги могут дать рекомендации родителям:

- как изменить поведение взрослых близких ребенку, чтобы условия его развития были более благоприятны, а проявления СДВГ не обострялись;

- как организовать режим дня и место для занятий;

- рекомендации по взаимодействию с гиперактивным ребенком

СЛАЙД 15

Общие рекомендации по взаимодействию с ребенком с СДВГ в нашей таблице сопровождения выглядят так:

  • Демонстрируйте положительное отношение к ребенку
  • Помогайте в организации деятельности и улучшении произвольности и самоконтроля
  • Помогайте в усвоении школьных норм и правил
  • Используйте систему наглядного вознаграждения в учебной деятельности и поведении
  • Активно взаимодействуйте с родителями

   В заключении можно сделать следующий вывод, встречаясь с ребёнком, которому врачами поставлен диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться. А наша таблица с рекомендациями по взаимодействию с ребенком с СДВГ в программе сопровождения, поможет вам справиться со сложными ситуациями.