Выступление "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении"

Сафонова Татьяна Владимировна

Семинар проходил в рамках ГЭП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_okruzhnoy_seminar_gep.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении»

Выступление Татьяны Владимировны Сафоновой

 педагога-психолога, заместителя директора  ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

    Проблема трудностей школьной адаптации остается одной из наиболее острых в современном общем образовании. Начальное школьное обучение, в сравнении с предшествующими этапами социализации (в семье, в дошкольном учреждении), приводит к возрастанию умственных, эмоциональных и физических нагрузок у детей, предъявляет новые, усложненные требования к их психофизиологической конституции, интеллектуальным возможностям и в целом к их личности.  

              В современном образовательном пространстве налицо противоречие между обучением в образовательных учреждениях большого количества детей с нарушениями развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, нарушениями адаптации и поведения и школьными требованиями, педагогическими приемами и методами обучения, рассчитанными на здорового гармонично развитого ребенка.

       В настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 20 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.

        Последствия проблемы – школьная дезадаптация, болезненное отношение ребенка-школьника  к окружающим,  рост заболеваемости, нарушения дисциплины, возникновение внутреннего психологического конфликта,  снижение учебной мотивации и познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.

Цель

Оказание помощи ОУ в адаптации образовательной среды к возможностям  и собенностям детей с нарушениями развития,  эмоционально-волевой сферы  и поведения

Задачи

  1. Экспертная оценка особенностей развития школьников на базе Центра и образовательного учреждения с целью выявления детей группы риска по школьной дезадаптации

2.  Разработка и внедрение в образовательные учреждения «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»

3.  Оказание комплексной консультативной помощи педагогам по предотвращению педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации учащихся

Трансдисциплинарный подход - участие в диагностическом, консультативном, коррекционном процессе  полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции здоровья и развития ребенка, понимающих воспитательный, коррекционно-реабилитационный процесс, процесс сопровождения как совместную деятельность.

Адаптивная образовательная среда – образовательное пространство, содействующее развитию и совершенствованию личности учащегося на основе учёта его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей, особенностей развития, пространство, содействующее сохранению и укреплению психологического здоровья школьника. 

Структура «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»

  • Введение
  • Актуальность
  • Пояснительная записка
  • Таблицы по сопровождению детей

 с различными нарушениями

с рекомендациями психологов, логопедов,

дефектологов

  1. Описание проблемы или нарушения
  2. Возрастная периодизация проблемы
  3. Признаки нарушений у учащихся
  4. Причины нарушений
  5. Практические рекомендации для

учителя, схемы сопровождения учащихся

6.Рекомендации для родителей

Тематика программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»

  • ОНР
  • Нарушения звукопроизношения
  • Дисграфия и дислексия
  • ЗПР
  • Педагогическая запущенность
  • Умственная отсталость
  • Нарушения мышления и памяти
  • Нарушения  восприятия и внимания
  • Нарушения физического развития
  • Агрессивность
  • Гиперактивность
  • Тревожность, страхи
  • Аутичные проявления
  • Нарушения школьной мотивации
  • Акцентуации характера
  • Медлительность, левши
  • Нарушения ДРО
  • Одаренность
  • Поведение на уроке