Выступление "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении"
Предварительный просмотр:
«Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении»
Выступление Татьяны Владимировны Сафоновой
педагога-психолога, заместителя директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»
Проблема трудностей школьной адаптации остается одной из наиболее острых в современном общем образовании. Начальное школьное обучение, в сравнении с предшествующими этапами социализации (в семье, в дошкольном учреждении), приводит к возрастанию умственных, эмоциональных и физических нагрузок у детей, предъявляет новые, усложненные требования к их психофизиологической конституции, интеллектуальным возможностям и в целом к их личности.
В современном образовательном пространстве налицо противоречие между обучением в образовательных учреждениях большого количества детей с нарушениями развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, нарушениями адаптации и поведения и школьными требованиями, педагогическими приемами и методами обучения, рассчитанными на здорового гармонично развитого ребенка.
В настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 20 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.
Последствия проблемы – школьная дезадаптация, болезненное отношение ребенка-школьника к окружающим, рост заболеваемости, нарушения дисциплины, возникновение внутреннего психологического конфликта, снижение учебной мотивации и познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.
Цель
Оказание помощи ОУ в адаптации образовательной среды к возможностям и собенностям детей с нарушениями развития, эмоционально-волевой сферы и поведения
Задачи
- Экспертная оценка особенностей развития школьников на базе Центра и образовательного учреждения с целью выявления детей группы риска по школьной дезадаптации
2. Разработка и внедрение в образовательные учреждения «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»
3. Оказание комплексной консультативной помощи педагогам по предотвращению педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации учащихся
Трансдисциплинарный подход - участие в диагностическом, консультативном, коррекционном процессе полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции здоровья и развития ребенка, понимающих воспитательный, коррекционно-реабилитационный процесс, процесс сопровождения как совместную деятельность.
Адаптивная образовательная среда – образовательное пространство, содействующее развитию и совершенствованию личности учащегося на основе учёта его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей, особенностей развития, пространство, содействующее сохранению и укреплению психологического здоровья школьника.
Структура «Программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»
- Введение
- Актуальность
- Пояснительная записка
- Таблицы по сопровождению детей
с различными нарушениями
с рекомендациями психологов, логопедов,
дефектологов
- Описание проблемы или нарушения
- Возрастная периодизация проблемы
- Признаки нарушений у учащихся
- Причины нарушений
- Практические рекомендации для
учителя, схемы сопровождения учащихся
6.Рекомендации для родителей
Тематика программы сопровождения детей начального и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в условиях образовательного учреждения»
- ОНР
- Нарушения звукопроизношения
- Дисграфия и дислексия
- ЗПР
- Педагогическая запущенность
- Умственная отсталость
- Нарушения мышления и памяти
- Нарушения восприятия и внимания
- Нарушения физического развития
- Агрессивность
- Гиперактивность
- Тревожность, страхи
- Аутичные проявления
- Нарушения школьной мотивации
- Акцентуации характера
- Медлительность, левши
- Нарушения ДРО
- Одаренность
- Поведение на уроке