Выступление "Организация работы и содержание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ""

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление на окружном семинаре для педагогов-психологов и социальных педагогов школ ЗАО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pmpk_vystuplenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Сафонова Татьяна Владимировна

педагог-психолог ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Организация

работы и содержание деятельности

психолого – медико - педагогического консилиума  в образовательном учреждении в соответствии

с Федеральным законом «Об образовании» в РФ

слайд 1

Нормативно-правовая база психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

слайд 2 и последний

инструктивное письмо МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.

Нормативно-правовая база ПМПк изложена в инструктивном письме  МОРФ

№ 27/901-6 от 27.03.2000 г.

 Содержание деятельности ПМПк образовательного учреждения        слайд 3

Основным содержанием запроса школы, как правило, является диагностика детей, испытывающих трудности в области обучения. С нашей точки зрения, эта проблема, по сути своей не является самостоятельной. Рассматривать ее необходимо шире, как проблему адаптации ребенка к школе. Известно, что ребенок, имеющий нормальные показатели интеллектуального развития, может плохо учиться и иметь проблемы поведения и контактов. Таким образом, проблемные дети — это дети, плохо адаптирующие к школе, куда попадают и слабо успевающие ученики, и ученики с трудностями поведения, а также одаренные дети, конфликтующие с педагогами, сверстниками, и болезненные школьники.

Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях образовательного процесса. Обсуждая данный вопрос, необходимо сказать о сложности школьной среды, многообразии задач, решаемых ребенком в процессе школьного обучения. Сама идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку связана с модернизацией системы образования, где на первый план выступает качество образовательного процесса. Это значит, что необходимо создавать условия для развития и самореализации любого школьника, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом общественного развития и благополучия. Реализация сопровождения возможна при тесном сотрудничестве специалистов различного профиля: педагогов, психологов, социальных работников, врачей.

Подготовительное обследование  

Медицинское обследование

Психологическое обследование

Педагогическое обследование

Логопедическое обследование

Социально-педагогическое обследование

Проведение заседания консилиума

Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума

Инструктивное письмо МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.  содержит в себе

слайд 4 Приложения

№ 1. Карта развития учащегося

№ 2. Анкета по изучению развития ребенка

№ 3. Медицинское представление

№ 4. Психологическое представление

№ 5. Анкета учителя

№ 6. Особенности адаптации ребенка к школе

№ 7. Заключение педагога  

№ 8. Логопедическое заключение  

№ 9. Анкета социального педагога

№ 10. Заключение социального педагога  

№ 11. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума  

№ 12. Примерный перечень документов при направлении ребенка

на районный психолого-медико-педагогический консилиум  

№ 13 Статистический отчет деятельности школьного ПМПк

№ 14 Специализированная помощь детям и подросткам

Организации работы ПМПк образовательного учреждения  слайд 4 

  1.       Целью организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
  2. ПМПконсилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы. В его состав входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), завуч, учителя с большим опытом работы, (классные руководители), учитель-логопед (или учитель-дефектолог), детский психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невролог или детский психиатр). При отсутствии специалистов они привлекаются к работе Консилиума на договорной основе.

Задачи ПМПк образовательного учреждения   слайд 5

  1. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
  • профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
  1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
  2. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

6.        На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, вытекающей из рекомендаций специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

  1. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
  2. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
  3. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

10.Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

  1. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель или классный руководитель, или другой специалист, проводящий
    коррекционно-развивающее обучение, внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий
    специалист отслеживает динамику развития ребенка, эффективность оказываемой ему помощи, заполняет карту развития ребенка и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
  2. После обсуждения на консилиуме копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте. В другие учреждения и организации коллегиальное заключение ПМПк или заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу.

Инструктивное письмо МОРФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г.  содержит в себе также:

формы учета деятельности специалистов ПМПк  слайд 6

  1. Журнал записи детей на ПМПк.
  2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов,
    коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

  1. Договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями)  

         учащегося.

  1. Карта развития ребенка.
  2. Статистический учет деятельности ПМПк.

образцы требуемой документации   слайд 7

  1. Журнал записи детей на ПМПк

2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

  1. Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении

  1. Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

  1. Статистический отчет деятельности ПМПк

Проведение заседания ПМП консилиума      слайд 8

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • неграмотное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.

Дальнейшая работа на основании рекомендаций консилиума   слайд 9

По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими), даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.

Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Психологической основой этой работы является развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей, веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении. Происходить это может в форме специальных занятий, индивидуальных консультаций, включением в активную учебную и внеучебную деятельность. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников). Также социальный педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы и т.д. Медицинский работник ведет наблюдение за общим психофизическим состоянием ребенка, своевременно консультируя о методах щадящего режима. Оказывается необходимая логопедическая, дефектологическая, педагогическая помощь в соответствии с разработанной индивидуальной программой. Классный руководитель поддерживает тесную связь с родителями.

На каждом последующем заседании консилиума часть времени необходимо посвятить обсуждению динамики развития учеников, прежде рассматриваемых на консилиуме.

Слайд 10 (взять табличку у Сафоновой)

     Центром психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино» в ходе экспериментальной работы в ГЭП «Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении» разработана «Программа сопровождения для детей школьного возраста с трудностями школьной адаптации». В программе содержатся материалы для педагогов и родителей по выявлению, сопровождению и обучению детей со следующими нарушениями: гиперактивность, агрессивность, тревожность, аутичные проявления, нарушения памяти, внимания. мышления, нарушения устной и письменной речи, детско-родительские проблемы и многое другое. Материалы по работе с неуспешными и неуспевающими детьми по причинам психологических, логопедических, дефектологических трудностей представлены в удобном и доступном для использования табличном виде. На основании этих материалов педагогам и специалистам школ можно разработать программу сопровождения конкретного ребенка. Вы можете обращаться за рекомендациями и методической помощью в наш Центр.

В том случае, если специалисты школьного консилиума приходят к выводу, что школа не в состоянии решить сложные комплексные проблемы ребенка, ему требуется более специализированная помощь, то родителям рекомендуют обратиться в районный консилиум на базе детского психологического центра или в окружную медико-психолого-педагогичекую комиссию.

Окружная медико-психолого-педагогическая комиссия в отличие от консилиума имеет официальное юридическое полномочие и устанавливает психологопедагогический и медицинский статус ребенка.