Выступление "Профилактика антивитальных настроений среди обучающихся. Опыт работы ЦПМСС "Ново-Переделкино""

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление было проведено на городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_suitsid.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике негативных проявлений среди обучающихся по "Профилактика антивитальных настроений среди обучающихся, образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы.

Выступление Сафоновой Татьяны Владимировны

«ПРОФИЛАКТИКА АНТИВИТАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОПЫТ РАБОТЫ ЦПМСС "НОВО-ПЕРЕДЕЛКИНО""

1 слайд.

Участники конкурса

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино», Свешникова Г.Б., Жигунова Э.П., Сафонова Т.В.

2 слайд

     Самоубийство – социальное явление, которое  существует столько же, сколько существует на земле человек.  Особенно пугающим оно является, когда ему подвержены дети и подростки, которые по своему возрасту и статусу должны находиться под защитой и опекой взрослых – родителей, педагогов, государства.

        В последнее время значительно участились случаи суицидов не только у подростков, но и у детей младшего школьного возраста. Ситуация особенно  обостряется в связи с активностью средств массовой информации, кино и телевидения, развитием компьютерных средств коммуникации, которые в разных формах привлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме смерти.      

        Помимо суицидального поведения, у  современных детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно - демонстративные суицидальные поступки. Такие действия подростков по сути направлены не на самоуничтожение, а прежде всего на восстановление нарушенных социальных и семейных отношений. В такой ситуации особенно актуальной становится системная профилактическая работа по предотвращению суицидальной угрозы.

      Антисуицидальные  факторы  личности - это сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей  человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.  

     Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

3 слайд

Профилактическая работа Центра

Программа «Родительский клуб»

Подростковые группы «Жизненные навыки»

 Профилактическая работа в школах

Тренинговая программа «Подросток»

Первичная профилактика

Первичная профилактика - система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер, направленных на предотвращение суицидальной угрозы путем устранения причин и условий ее возникновения и развития, а также путем повышения устойчивости ребенка  к воздействию неблагоприятных семейных и социальных факторов.

4 слайд

Профилактическая работа Центра

Обучающие семинары для педагогов

Профилактика экстремизма и ксенофобии

Программа «Ролевое фехтование»

Программа «Восточные танцы

5 слайд

Профилактическая работа Центра

Диагностика на Консилиуме и ОПМПК

Компенсирующие дошкольные группы

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекция школьной неуспешности в Центре

6 слайд

Коррекционно-развивающая помощь детям- 547 детей в течение учебного года

Психолог индивидуальные занятия  -  124  детей

Психологические группы 143 детей

Логопед  индивидуальные занятия  147 детей

Логопедические группы  68 детей

Дефектолог индивидуальные  занятия - 113 детей

Дефектологические группы - 89 детей

ОПМПК определение образовательного маршрута детей с ОВЗ 3000 детей

7 слайд

Актуальность программы профилактики антивитальных настроений у детей и подростков в ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Социальная ситуация развития:
- компьютерная социализация, информационная революция
- агрессивная социальная среда
- кризис семьи, разрыв поколений
- неврологические проблемы, нарушения развития у детей
- ценностный вакуум в обществе

8 слайд

Цель программы «Родительский клуб»:  повышение психологической компетентности родителей

     Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная

Цель программы — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи программы:

  •  просвещение родителей по вопросам причин суицидальной угрозы
  • создание условий для развития благоприятного психологического климата в семье
  •  знакомство родителей с приемами эффективной коммуникации с детьми, способами разрешения конфликтных ситуаций
  •  отработка способов позитивной дисциплины
  •  обучение, способствующие повышению детской самооценки, привитию ребенку самостоятельности и ответственности;
  • содействие формированию у ребенка адаптивного поведения в социуме;
  • знакомство родителей со способами предотвращения зависимого поведения, агрессивных проявлений;
  • формирование положительных жизненных установок

9 слайд

Методологические основы программы «Родительский клуб»

В основе лежит программа Марковской И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

  • Гуманистическая модель  развития личности Карла Роджерса (самореализация, личностный рост, потребность сбросить социальные маски и стать собой)
  • Элементы модели воспитания Альфреда Адлера (характер человека складывается под воздействием стремления к самоутверждению как компенсации комплекса неполноценности перед всемогущими взрослыми)
  • Модель коммуникации Томаса Гордона (активное слушание, я-сообщение, беспроигрышная технология разрешения конфликтов, воспитание ответственности, сотрудничества на языке уважения и принятия)
  • Концепция позитивной дисциплины (слушание, описательная похвала, выражение чувств естественные последствия, логические последствия, санкции, установление границ дозволенного, разрешение конфликтов по методу выиграл-выиграл)
  • Идеи Рудольфа Дрейкурса  (Отклоняющееся от нормы поведение детей может быть отнесено к одной из четырех различных категорий цели:  привлечение внимания, власть, месть и избегание неудачи).

Срок реализации:

1 семестр / 1 учебный год

Форма занятий:

групповые  тренинговые

Количество часов:

40-80 академических часов

Периодичность:

1 раз в неделю по 2 часа

10 слайд

Выявление детей группы суицидального риска

  • Запросы КДН и ЗП районов Солнцево, Ново-Переделкино
  • Психолого-педагогический консилиум - комплексное обследование
  • Экстренные запросы родителей
  • Индивидуальные диагностики и консультации
  • Выявление детей группы риска на ОПМПК
  • Запросы образовательных организаций Округа

11 слайд

Этапы реализации профилактической программы

  • Первичный диагностический этап
  • Углубленная диагностика в семьях группы риска по суицидальной угрозе
  • Взаимодействие с учреждениями системы профилактики
  • Набор группы родителей, групп детей
  • Работа «Родительского клуба», группы «Жизненные навыки»
  • Взаимодействие с образовательными организациями
  • Итоговые рекомендации родителям

12 слайд

Методы и технологии, используемые в групповой работе

  • дискуссия, мозговой штурм, обмен мнениями;
  • ролевая игра, элементы психодрамы;
  • анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ходе решения проблем;
  • разрешение конфликтных ситуаций через выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации;
  • специальные упражнения на развитие навыков: слушания, выражения чувств, оказания поддержки, похвалы, обратной связи, управления поведением и др.;
  • арт-терапевтические методы
  • когнитивно-поведенческие методы  

Диагностические методики

Первичный диагностический этап:

Диагностическое интервью со сбором  анамнеза

  • Проективный тест «Рисунок семьи»

  • Проективный тест «Рисунок несуществующего животного»
  • Тест «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

  • Методика PARI «Опросник родительских установок»

  • Тест исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Углубленная диагностика детей группы суицидального риска:

  • Определение акцентуаций характера Леонгард-Шмишек:
  • Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга
  • Тест «определение направленности личности Басса»
  • Тест детской тревожности Тэммл-Дорки-Амен

Текущая и итоговая диагностика:

  • Наблюдение
  • Проективный рисунок «Человек под дождем»
  • Проективная методика «Кактус»
  • ЦТО - тест Люшера
  • Обратная связь от детей и родителей

13 слайд

Структура групповых занятий

  • Приветствие, разминка
  • Упражнение на определение эмоционального состояния группы
  • Введение в тему  занятия
  • Информационный блок
  • Основные упражнения (выявление проблемы, отработка материала, формирование навыка)
  • Обратная связь от членов группы
  • Групповое прощание

14 слайд

Оценка динамики изменений родительского отношения к ребенку по шкалам принятие-отвержение «Методика диагностики родительских отношений»

Учебные года

Начало учебного года

Конец учебного года

% изменений

Отвержение личностных качеств и особенностей ребенка

Принятие личностных качеств и особенностей ребенка

Отвержение личностных качеств и особенностей ребенка

Принятие личностных качеств и особенностей ребенка

Отвержение

Принятие

2010-2011

51%

49%

26%

74%

25% уменьшение

25%

увеличение

2011-2012

43%

57 %

20%

80%

23% уменьшение

23 % увеличение

2012-2013

64%

36%

33%

67%

31 % уменьшение

31%

увеличение

В среднем

за 3 года

53%

47%

26%

74%

26%

улучшение

Авторы: А. Я. Варга и В. В. Столин