ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Макарова Юлия Анатольевна

Тренинг эффективного общения и взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov_dou.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2. Содействовать повышению уверенности в себе;

3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

План проведения:

Практическая часть:

1. Упражнение. Возьми салфетки

Цель: Знакомство; создание в группе веселой позитивной атмосферы.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

2. Притча «Страшный сон» (5 мин)

Инструкция: Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? » - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

  • Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?
  • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
  • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка - как первый или как второй толкователь?
  • Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Теоретическое вступление

3. «Правила построения эффективного общения».

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

• Улыбка,

• имя собеседника

• комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те! », а «Здравствуйте, Анна Ивановна! ».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

4. Игра «Тренировка интонации».

Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка .

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

5.  Психотехническое упражнение «Давление».

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас) .

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

6. Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным родителем».

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются) .

«Трудные» родители:

•Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком! »; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей! ».

•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам! ».

Педагогу  трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю.

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю… », «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть.

7. Игра «Волшебная шляпа».

(Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится! ».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т. е. хвалить «родителю» ребенка.

8. Упражнение «Резервуар».

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, оставаетесь холодным и нейтральным.

Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту) .

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

•Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

9. Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Уважаемые коллеги!

Ваше мнение о прошедшем тренинге очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

1. Мое настроение до тренинга

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

2. Мое настроение после тренинга

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

4. Насколько мне было интересно

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10

8. Как много я получил от группы

0

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

10