Акцентуации характера с проявлениями возбудимости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости. Рекомендации для педагогов и родителей.
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов ГБОУ ЦПМСС "Ново-Переделкино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psihologa_s_vozbudimymi_detmi.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Акцентуации характера с проявлениями возбудимости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
Рекомендации для педагогов и родителей
Выступление на методическом объединении
педагога-психолога Сафоновой Т.В.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных основных, стержневых черт характера и их сочетаний, которая представляет крайние варианты нормы.
Часто можно проследить схожий тип характера у одного из родителей или ближайших родственников. В подростковом возрасте акцентуация может приобрести патологический характер при воздействии неблагоприятных факторов (внешняя агрессия: физические наказания, словесная агрессия, непринятие личностных особенностей, провоцирование со стороны окружения) в школе и дома.
Черты акцентуации
Чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, зависимость от состояния и настроения. Недостаточная управляемость в период гнева, импульсивность, вспыльчивость в конфликтах.
Черты, привлекательные для окружающих
Чуткость, привязанность. Упорство в достижении цели, аккуратность, пунктуальность, обязательность, внимание к мелочам (вне приступов гнева).
Черты, способствующие конфликту
Раздражительность, вспыльчивость, недостаточная способность переносить стресс.
Общие рекомендациипо по сопровождению детей с возбудимой акцентуацией при обучении:
Обучать видеть и уважать границы дозволенного, права других людей. Обучать осознавать свои чувства, свое состояние, оценивать его степень, сообщать другим в диалоге о своем состоянии.
Шаг 1. Выявить предупредительные признаки гнева. Научить ребенка распознавать в себе эти признаки: «Ты кажешься напряженным. Твои руки сжаты в кулаки. Ты чувствуешь, что подступает гнев»
Шаг 2. Установить скрытые факторы гнева (причины) и попытаться их устранить или изменить к ним отношение.
(Недооцененность в семье или в классе, низкая самооценка…, трудности в общении и пр.)
Шаг 3. Составить словарь ощущений. Чтобы в состоянии гнева ребенок мог понимать эти слова и называть свое состояние с их помощью: я злой, расстроенный, взбешенный, возбужденный, разъяренный, встревоженный, напряженный, нервный, беспокойный, раздраженный, разгневанный.
Шаг 4. Научить ребенка управлять ребенка своим гневом.
Осознание и проговаривание своих чувств. «Я сейчас злюсь. Моя злость на 8 баллов (из 10). Мне нужно отойти от других.»
Внутренний диалог. Произносить про себя фразу в любой стрессовой ситуации: «Я остановлюсь и успокоюсь», «Я могу с этим справиться». «Я возьму паузу и отойду в сторону»
Освобождение от гнева. Нарисовать или написать то, что выводит из себя и разорвать лист на мелкие куски и «выбросить гнев».
Контроль глубокого дыхания. Сесть рядом с ребенком, спина прямая. Считая про себя до 5, сделать вдох, задержать дыхание на 2 счета, медленно выдохнуть, сосчитав до 5. Повторить упражнение.
Формула «1+3+10». При потере самообладания сделать 3 вещи: остановиться и сказать себе: «Успокойся», сделать 3 глубоких, медленных вдоха; сосчитать про себя до 10.
Шаг 5. Применять метод временной изоляции, если вспышки гнева продолжаются.
Рекомендации для педагогов в урочной деятельности.
- Примените штрафные санкции, не ущемляющие личность ребенка.
- Доброжелательный контроль и спокойное руководство учебной деятельностью.
- Помощь в организации познавательной деятельности.
- Доброжелательно аргументировать выставление определенной оценки.
- В случае недостаточной развитости устной речи практиковать письменные ответы.
Рекомендации для педагогов во внеурочной деятельности
- Позиция учителя-друга. Эмоциональная поддержка.
- Чаще говорить ребенку, что отношение окружающих к нему положительно, что его ценят за его позитивные качества (найти их и выделить в глазах самого ребенка и сверстников)
- Договариваться о правилах поведения, заключать соглашения.
Провоцирующие ситуации, которых следует избегать при работе с этой категорией детей
- Эмоциональное отвержение со стороны детей и взрослых
- Жестокость со стороны окружающих
- Провоцирование эмоциональных вспышек
- Ущемление прав и интересов
- Нахождение в новой тревожащей ситуации при незнании способов действий