Акцентуации характера с проявлениями возбудимости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости. Рекомендации для педагогов и родителей.

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов ГБОУ ЦПМСС "Ново-Переделкино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_psihologa_s_vozbudimymi_detmi.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Акцентуации характера с проявлениями возбудимости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

Рекомендации для педагогов и родителей

Выступление на методическом объединении

педагога-психолога Сафоновой Т.В.

         Акцентуация характера – чрезмерная выраженность  отдельных основных, стержневых  черт характера и их сочетаний, которая представляет крайние варианты нормы.

Часто можно проследить схожий тип характера у одного из родителей или ближайших родственников.  В подростковом возрасте акцентуация может приобрести патологический характер при воздействии неблагоприятных факторов (внешняя агрессия: физические наказания, словесная агрессия, непринятие личностных особенностей, провоцирование со стороны окружения)  в школе и дома.

Черты акцентуации

        Чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, зависимость от состояния и настроения. Недостаточная управляемость в период гнева, импульсивность, вспыльчивость в конфликтах.

Черты, привлекательные для окружающих

Чуткость, привязанность. Упорство в достижении цели, аккуратность, пунктуальность, обязательность, внимание к мелочам  (вне приступов гнева).

Черты, способствующие конфликту

Раздражительность, вспыльчивость, недостаточная способность переносить стресс.

Общие рекомендациипо по сопровождению детей с возбудимой акцентуацией при обучении:

Обучать видеть и уважать границы дозволенного, права других людей. Обучать осознавать свои чувства, свое состояние, оценивать его степень, сообщать другим в диалоге о своем состоянии.

Шаг 1. Выявить предупредительные признаки гнева. Научить ребенка распознавать в себе эти признаки: «Ты кажешься напряженным. Твои руки сжаты в кулаки. Ты чувствуешь, что подступает гнев»

Шаг 2. Установить скрытые факторы гнева (причины) и попытаться их устранить или изменить к ним отношение.

(Недооцененность в семье или в классе, низкая самооценка…, трудности в общении и пр.)

Шаг 3. Составить словарь ощущений. Чтобы в состоянии гнева ребенок мог понимать эти слова и называть свое состояние с их помощью: я злой, расстроенный, взбешенный, возбужденный, разъяренный, встревоженный, напряженный, нервный, беспокойный, раздраженный, разгневанный.

Шаг 4. Научить ребенка управлять ребенка своим гневом.

Осознание и проговаривание своих чувств. «Я сейчас злюсь. Моя злость на 8 баллов (из 10). Мне нужно отойти от других.»

Внутренний диалог. Произносить про себя фразу в любой стрессовой ситуации: «Я остановлюсь и успокоюсь», «Я могу с этим справиться». «Я возьму паузу и отойду в сторону»

Освобождение от гнева. Нарисовать или написать то, что выводит из себя и разорвать лист на мелкие куски и «выбросить гнев».

Контроль глубокого дыхания. Сесть рядом с ребенком,  спина прямая. Считая про себя до 5, сделать вдох, задержать дыхание на 2 счета, медленно выдохнуть, сосчитав до 5.  Повторить упражнение.

Формула «1+3+10». При потере самообладания сделать 3 вещи: остановиться и сказать себе: «Успокойся», сделать 3 глубоких, медленных вдоха; сосчитать про себя до 10.

Шаг 5. Применять метод временной изоляции, если вспышки гнева продолжаются.

Рекомендации для педагогов в урочной деятельности.

  • Примените штрафные санкции, не ущемляющие личность ребенка.
  • Доброжелательный контроль и спокойное руководство учебной деятельностью.
  • Помощь в организации познавательной деятельности.
  • Доброжелательно аргументировать выставление определенной оценки.
  • В случае недостаточной развитости устной речи практиковать письменные ответы.

Рекомендации для педагогов во внеурочной деятельности        

  • Позиция учителя-друга. Эмоциональная поддержка.
  • Чаще говорить ребенку, что отношение окружающих к нему положительно, что  его ценят за его позитивные качества (найти их и выделить в глазах самого ребенка и сверстников) 
  • Договариваться о правилах поведения, заключать соглашения.

Провоцирующие ситуации, которых следует избегать при работе с этой категорией детей

  • Эмоциональное отвержение со стороны детей и взрослых
  • Жестокость со стороны окружающих
  • Провоцирование эмоциональных вспышек
  • Ущемление прав и интересов
  • Нахождение в новой тревожащей ситуации при незнании способов действий