Детские капризы и истерики: рекомендации для родителей.

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление на методическом объединении ГБОУ ЦПМСС "Ново-Переделкино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_detskie_provokatsii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детские капризы и истерики: рекомендации для родителей

Выступление на методическом объединении

педагога-психолога Сафоновой Татьяны Владимировны

        Одной из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в его повседневной практике, является обращение родителей двух-трехлетних малышей по поводу бесконечных детских истерик и капризов.

         Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия "капризы" и "истерики".

        Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.

        Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети, особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает.

        Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы продолжаются довольно долгий период - месяц-два.
       Пример мамы:
"Зову дочку купаться. - Не буду! Не хочу! - Ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала! - Не хочу с пеной, хочу с солью! - Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена! (ну не спускать же только что налитую воду!). Папа заглядывает в ванну: - Я сейчас сам буду купаться. Дочь: - Уууууу! Хочу купаться! Папа, уйди!" 
       Для
истерик у детей характерны невероятная яркость, гротескность, своего рода "игра на публику", зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый "истерический мост", при котором ребенок выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
     Пример мамы:
 "Дочка требует "Купи мне шоколадку". Купила. Причем ту, которую показала она. Ольга ее развернула, сказала, что эту не хочет, хочет другую. Я сказала: ешь, что купили. Обычно на этом все и заканчивалось. А тут... Закричала-завизжала, ногами затопала, на пол упала, сопли-слюни. Я ее и унести-то не могу, потому как в обеих руках сумки. Чего я только не наслушалась... Никто вокруг меня не поддержал. Самое мягкое высказывание было от продавцов: "выведите ребенка, он мешает работать!.. ", Кое-как вытащила дочь на улицу, там она упала в лужу, еле-еле поймала машину, там она еще минут 15 орала. Только заехали во двор - истерика прекратилась... Я в шоке от всего этого, никогда с этим не сталкивалась, публичных истерик раньше не было. Надеюсь, что это больше не повторится, а то я с ума сойду". 
        Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, не комфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.

         Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка.

         Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу. В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция.
           Регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина - нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

          Детские истерики и капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

            Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Ну, ладно, давай уступим". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму. Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает "запрещенную" газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше.

          Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы. Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера. 

       Удивительно, но практически все дети являются превосходными психологами. Особенно, что касается слабостей или комплексов взрослых. Это не означает, что наши драгоценные чада сплошь коварные манипуляторы, просто каждый из них пытается занять свое место в столь непростом мире. Понять, что именно означают детские слезы или обиды, можно только внимательно взглянув на ситуацию.

Рекомендации для родителей в различных ситуациях

Проявление: слезы, капризы и всевозможное непослушание.
Значение: необходимо внимание.
Решение: обнять и поцеловать. Уверьте ребенка, что любите его. Скажите, что, несмотря на занятость, чуть позже выделите время, чтобы поговорить с ним. При этом, чем ребенок меньше, тем быстрее должен состояться разговор.

Проявление: заведомая эмоциональная провокация.
Значение: необходимо внимание срочно!
Решение: объяснять скандалисту его неправоту бессмысленно, так как он и сам это знает. Ругать также бесполезно, поскольку это подтвердит эффективность его провокации. Предложите скандалисту сначала умыться, и, может быть, выпить воды. Скажите, что все объясните и ответите на любые его вопросы, сразу же как он успокоится. Причем начать следует не с объяснений, а именно с вопросов: «Ты расстроен? Тебе что-то не нравится?» и т.п.

Проявление: жалобы на ненужность, плохое самочувствие или настроение.
Значение: попытка достичь своего.
Решение: если заболел, обязательно вводим больничный (постельный) режим. Конечно, ходить в школу или убирать комнату не надо. Вместо этого следует лежать в постели и пить чай с лимоном. Ну а мультики, сладости или игры придется оставить до выздоровления, ведь больным непременно нужен покой.

Проявление: обвинение в нелюбви или недостаточном внимании.
Значение: необходимо доказательство любви.
Решение: никогда не оправдывайтесь в ответ на обвинения: «Работа тебе дороже, чем я! Мы проводим мало времени вместе, значит, ты не любишь меня!» и пр. Это лишь укрепит ребенка в собственной правоте. Лучше спокойно скажите, что очень любите его и никогда не сделаете чего-либо, что ему навредит, но все-таки некоторые решения будете принимать сами, поскольку старше и опытнее.

Проявление: шантаж
Значение: попытка манипулировать.
Решение: вступать в переговоры в данном случае бессмысленно. «Если хочешь испортить собственную жизнь или здоровье, ты это сделаешь, и я не в силах тебя остановить. Но подумай еще раз, а нужно это тебе? Может лучше успокоиться и поговорить?» Зачастую грозя суицидом, ребенок просто пытается управлять вами, но на всякий случай все же стоит обратиться к психологу, а также подальше спрятать аптечку.