Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы

Филиппова Елена Алексеевна

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеем возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_psiholog.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению

 детей коррекционно-логопедической группы

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеем возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

В работе специалистов выделяются следующие задачи:

• повышать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;

•своевременно предупреждать и преодолевать трудности речевого развития дошкольников;

• создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных

 ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

Поэтому в этом направлении нами проводятся:

  • просветительская работа,
  • консультации,
  • оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Содержание работы совместного плана учителя-логопеда и педагога-психолога распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:

  • проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
  • коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
  • интегрированные занятия с детьми;
  • родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника.

Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога 

Дата проведения

Взаимодействие с педагогами 

Цель: Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие с детьми 

Цель: Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом и психическом развитии, коррекция.

Взаимодействие с родителями 

Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к психологическому развитию детей)

1 период (сентябрь – ноябрь)

Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума

(ПМПк) по итогам диагностики. Составление календарно-тематического плана коррекционной работы (индивидуальной и групповой).

Проведение индивидуального и группового психологического исследования личности дошкольника:

диагностика уровня познавательного и личностного развития

ребёнка; уровня

речевого развития. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуальные и групповые).

Интегрированные занятия (учитель – логопед + педагог-психолог).

Родительское собрание "Давайте познакомимся". Индивидуальные консультации по итогам логопедического и психологического обследования детей. Консультация "Создание речевой среды в семье".

2 период (декабрь – март)

Проведение ПМПк. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация Развитие эмоциональной

сферы дошкольника.

Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного и эмоционального развития (педагог-психолог). Индивидуальные и групповые занятия по развитию эмоциональной и познавательной сфер дошкольников.

Интегрированные занятия (учитель-логопед + педагог-психолог).

Родительское собрание "Развиваем речь ребенка". Консультация "Психологическая подготовка детей к школе".

З период (март-май)

Проведение ПМПк. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.

Коррекционно-

развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед).

Индивидуальные консультации с родителями по обучению и воспитанию детей.

Родительское собрание "Рекомендации на летний период"

Дата проведения

Содержание работы педагога-психолога

Содержание работы учителя-логопеда

Сентябрь

Изучение личных дел детей, направленных решением ПМПк в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (медицинской документации, семейных условий воспитания, заключений ПМПк).

Обследование детей. Обсуждение результатов. Составление индивидуальных планов работы с учетом личностных, психофизических, интеллектуальных и речевых особенностей детей. Оформление документации.

Октябрь

Совместная подготовка (подбор музыкального сопровождения, наглядного, раздаточного и речевого материала) и проведение интегрированного занятия «Осень».

Включение в совместную деятельность учителя-логопеда с детьми игр по предупреждению гиперактивного и агрессивного поведения детей.

Комплекс релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики «Волшебный ветерок»

Обогащение и активизация словаря по теме «Осень. Овощи и фрукты».

Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже.

Ноябрь

Включение в совместную деятельность педагога-психолога с детьми игр на развитие фонематического слуха «Самый внимательный». Совместная подготовка (подбор игр и упражнений на развитие психомоторики, внимания, памяти, наглядного, раздаточного и речевого материала) и проведение интегрированного занятия «Дикие животные».

Приемы релаксации, минуток тишины для снятия психоэмоционального напряжения

Обогащение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя и вязанной речи.

Образование притяжательных прилагательных.

Декабрь

Включение в совместную деятельность учителя-логопеда с детьми игр и упражнений на развитие активности, эмоциональной выразительности, желания выступать на утреннике, посвященном Новому году.

Игры на формирование адекватной самооценки, самоуважения, чувства собственного достоинства, способности проявлять доброту, отзывчивость

Обогащение и активизация словаря по данной теме. Пальчиковая гимнастика «На елке». Дыхательная гимнастика «Запах Нового года».  Фонематическая зарядка «Прогулка Деда Мороза».

Разучивание стихотворений к утреннику        

Январь

Подгрупповая и индивидуальная деятельность по развитию познавательных процессов, мелкой моторики, общения.

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения, графические диктанты, симметричные рисунки.

Дыхательно-координационные упражнения. Психогимнастика. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Фонематическая зарядка

Февраль

Совместная подготовка (репетиции, подбор музыкального сопровождения, подвижных и речевых игр, игр на формирование психических процессов) и развлечений для детей «Наши защитники!»

Индивидуальная деятельность с использованием мышечной релаксации

в сочетании с артикуляционной гимнастикой. Упражнения у моря. Диагностическое обследование: динамика развития

Обогащение и активизация словаря: беседа о защитниках Родины с рассматриванием картинок.

Разучивание стихотворений

Март

Включение в совместную деятельность педагога-психолога с детьми игр на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук (слог, слово)».

Совместная подготовка (репетиции, подбор музыкального сопровождения и речевого материала, игр на формирование психических процессов) и проведение утренника для детей и родителей «Поздравляем наших мам!»

Групповая и индивидуальная деятельность по развитию познавательных процессов, мелкой моторики. Диагностическое обследование познавательных процессов

Обогащение и активизация словаря: беседы о профессиях мам детей группы.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Разучивание стихотворений к утреннику

Апрель

Включение в совместную деятельность педагога-психолога с детьми упражнений на координацию речи с движением.

Совместная подготовка (подбор подвижных игр, наглядного, раздаточного и речевого материала игр на формирование психических процессов) и проведение интегрированного занятия «Уж тает снег, бегут ручьи»

Индивидуальная деятельность по развитию речи, мелкой моторики. «Волшебный воздух во мне» - дыхательные упражнения. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Упражнения «Тепло-холодно», «Солнышко-тучка»

Обогащение и активизация словаря: беседы о признаках весны, обсуждение пословиц, поговорок о весне.

Координация речи с движением «Весна, Весна Красная!»

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Май

Совместная подготовка (подбор музыкального сопровождения, наглядного, раздаточного и речевого материала, игр на формирование психических процессов) и проведение развлекательного мероприятия для детей «Вот и лето подоспело!»

Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей. Этюд «Скажи хорошее о друге»

Обогащение и активизация словаря: загадки, стихи, рассказы.

Координация речи с движением «Солнышко», «Угадайте, где мы были?»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №6

структурное подразделение «Детский сад №8» г.о. Отрадный

Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы

на 2014 – 2015 учебный год