Главные вкладки
Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.
Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеем возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению
детей коррекционно-логопедической группы
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых нами мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.
С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы.
Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеем возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.
В работе специалистов выделяются следующие задачи:
• повышать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;
•своевременно предупреждать и преодолевать трудности речевого развития дошкольников;
• создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных
ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.
Поэтому в этом направлении нами проводятся:
- просветительская работа,
- консультации,
- оформление информационных стендов.
Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.
Эффективность всей коррекционной работы только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.
Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.
Содержание работы совместного плана учителя-логопеда и педагога-психолога распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для речевых групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.
Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника.
Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Дата проведения | Взаимодействие с педагогами Цель: Создание единого коррекционно-развивающего пространства | Взаимодействие с детьми Цель: Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом и психическом развитии, коррекция. | Взаимодействие с родителями Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к психологическому развитию детей) |
1 период (сентябрь – ноябрь) | Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по итогам диагностики. Составление календарно-тематического плана коррекционной работы (индивидуальной и групповой). | Проведение индивидуального и группового психологического исследования личности дошкольника: диагностика уровня познавательного и личностного развития ребёнка; уровня речевого развития. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуальные и групповые). Интегрированные занятия (учитель – логопед + педагог-психолог). | Родительское собрание "Давайте познакомимся". Индивидуальные консультации по итогам логопедического и психологического обследования детей. Консультация "Создание речевой среды в семье". |
2 период (декабрь – март) | Проведение ПМПк. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация Развитие эмоциональной сферы дошкольника. | Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного и эмоционального развития (педагог-психолог). Индивидуальные и групповые занятия по развитию эмоциональной и познавательной сфер дошкольников. Интегрированные занятия (учитель-логопед + педагог-психолог). | Родительское собрание "Развиваем речь ребенка". Консультация "Психологическая подготовка детей к школе". |
З период (март-май) | Проведение ПМПк. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год. | Коррекционно- развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед). | Индивидуальные консультации с родителями по обучению и воспитанию детей. Родительское собрание "Рекомендации на летний период" |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №6
структурное подразделение «Детский сад №8» г.о. Отрадный
Взаимодействия логопеда–учителя и педагога–психолога по сопровождению детей коррекционно-логопедической группы
на 2014 – 2015 учебный год
