Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся путем организации психологического сопровождения
Представлен опыт по организации психологического здоровья в среде профессионального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся путем организации психологического сопровождения
Осипова Т.Н.,
педагог-психолог КГБПОУ
«Ребрихинский лицей ПО»
Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.
Психологическое сопровождение организуется по основным направлениям с учетом курса обучения.
Психологическое сопровождение первокурсников направлено на решение проблем адаптации обучающихся к учебно-воспитательному процессу и включает в себя три этапа:
На первом этапе происходит сбор общих сведений об обучающихся через тестирование, анкетирование и организацию наблюдения за обучающимися во время и вне уроков, беседы с педагогами, классными руководителями и мастерами производственного обучения. (по слайду). После подробного анализа полученных сведений вырабатываются рекомендации, составляются индивидуальные планы коррекционной работы с обучающимися. Вся полученная в процессе данной работы информация используется для выступления на педагогическом совете «Адаптация обучающихся нового набора».
На третьем этапе организовывается непосредственно развивающая деятельность, которая включает как индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным относятся беседы и консультации с обучающимися и родителями по результатам психодиагностики, индивидуальные развивающие занятия. Групповые - проведение тренинговых занятий, психологических акций, лекториев, деловых игр, больших психологических игр и т.п. для обучающихся первого курса наиболее актуальными являются тренинговые занятия, направленные на сплочение групп и сплочение проживающих в общежитии, развитие коммуникативных навыков; уверенного поведения; бесконфликтного общения; релаксационные занятия; коммуникативные игры.
В первый месяц адаптации обучающимся очень важно как можно ближе познакомиться с другими обучающимися в группе. С этой целью по группам проводятся часы знакомства с элементами тренинга. В конце первого курса обучения проводятся повторные исследования уровня тревожности, агрессивности, самооценки, социометрические исследования. Это позволяет оценить результативность проводимой работы и сделать проделать необходимую коррекцию.
Для обучающихся второго курса основными задачами становятся индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей.
Наиболее актуальными направлениями работы является психологическое консультирование, в ходе консультирования оказывается помощь в самопознании; в анализе и решении психологических проблем, связанных с, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; по проблемам проживания в общежитии; в принятии собственных решений; в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.
Профилактическая работа включает профилактику курения, наркомании, алкоголизма; профилактику конфликтов; депрессий и суицидов; экзаменационного стресса; проведение мероприятий по развитию коллектива групп, психологической толерантности. Данное направление работы реализуется через проведение психологических акций съемки видеороликов с привлечением обучающихся, театрализованных представлений; лекториев обучение навыкам саморегуляции; проведение флешмобов, ток-шоу, дискуссий по вышеперечисленным проблемам.
Психокоррекционная работа проводится с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска» (обучающихся– сирот, обучающихся из числа «трудных», входящих в «группу риска», состоящих на разных видах учета; обучающихся с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, обучающихся, склонных к суициду). Она осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, индивидуальных коррекционных беседы, индивидуальных коррекционных занятий, профилактических бесед, направленных на коррекцию агрессивности, зависимого и суицидального поведения. Проведение тренингов личностного роста, креативности, общения, стрессоустойчивости и саморегуляции.
Для обучающихся третьего курса на первое место выходит содействие профессиональному становлению, формирование профессионально-значимых качеств личности. Основная задача - способствовать развитию личностных компетенций учащихся ведущих к профессиональной и жизненной успешности.
Для обучающихся проводится цикл занятий «Основы успешного трудоустройства», в рамках которого рассматриваются такие вопросы как, составление резюме, самопрезентация и профессия, самооценка и профессия, коммуникация и профессия, стресс и профессия, проводится деловая игра «Собеседование». Проводятся тренинговые занятия по формированию навыков регуляции эмоционального состояния, общения, стресссоустойчивости.
Для обучающихся выпускных групп организуются психоконсультирование по профессиональному самоопределению, возможностями продолжения обучения в соответствии со своими интересами и способностями.
Независимо от курса на протяжении всего периода обучения осуществляется психологическое сопровождение «групп риска» и всего контингента обучающихся по профилактике и коррекции зависимого поведения, суицидального поведения, профилактике депрессий и стрессов через психологическое просвещение. Оно включает проведение недель психологии («Наше здоровье в наших руках», «Познай себя»), проведение психологических курсов «Основы психологии», «Мой мир и я», «Планирование карьеры»; «Какой Я», «Стресс и как его избежать»,», «Как сохранить свою личность»; станционных игр «ЗОЖ»; психологических КВН; круглых столов «Вредные привычки и будущее», «Алкоголь – друг или враг», «Наркомания - добровольная пытка», «Позитивное мышление – что это?» с привлечением специалистов; оформление «Уголка психолога»и тематических стендов; месячников по профилактике суицида.
Таким образом, психологическое сопровождение это особая культура поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения здоровья и планирования своего профессионального будущего.
Литература:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – Москва: Генезис, 2000. – 298 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии “Юрайт-М”, -2001. – 448 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – Санкт-Петербург: Речь, 2006.– 192 с.