Организация и проведение психологических акций (мастер-класс)

Осипова Татьяна Николаевна

Опыт работы по организации психологических акций по пропаганде ЗОЖ, профилактике авитального поведения, формирвоанию толерантности и жизнесмтойкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологические акции22.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «Организация и проведение психологических акций»

Осипова Т.Н., педагог-психолог

КГБПОУ «Ребрихинский лицей ПО»

с. Ребриха

Известно, что понятие "здоровье" характеризуется многозначностью и неоднородностью и обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. От состояния здоровья сегодняшнего обучающегося зависит собственно успешность его обучения. И речь здесь идет обо всех компонентах здоровья, которые должны укрепляться и сохраняться в образовательном учреждении.
         Для здоровья учащегося важно не только то, что в училище удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.        

Наиболее эффективной и интересной формой работы, способствующей укреплению психического здоровья является, на мой взгляд, является психологическая акция. По своей сути это среда, часто игровая, которая на определенное время создается в пространстве училища. 

Важные особенности «акции» – ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создают в училище определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; участники образовательного процесса начинают жить общей жизнью. Акции объединяют, помогают почувствовать себя членом большого коллектива, включенным в этот коллектив. И все это легко и ненавязчиво.

Проведение разнообразных акций включается в план работы уже третий год. За этот период в практику работы вошли акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни, позитивного отношения к жизни, жизнеутверждающих ценностей, принятие индивидуальности, формирование толерантного отношения и многое другое.  Несмотря на кажущуюся «легкость» мероприятия, акция требует тщательной подготовки, в которой принимают участие сами обучающиеся.  Например, при проведении акции «Я выбираю жизнь!» инициативной группой в течение месяца снимался видеоролик «Я люблю жизнь!». Своеобразное «голосование» - отпечаток руки, выкрашенной в выбранный цвет, на ватмане; проведение игр с залом на переменах; раздача листовок с пожеланиями, проведение социологических опросов также проводится с привлечением «волонтеров».

В зависимости от тематики ход мероприятия может меняться, но в целом я придерживаюсь следующего. Во-первых, объединение участников в единое целое. Этому способствует раздача различных эмблем акции, например в виде оранжевых ленточек, символизирующих любовь к жизни. Ленточки прикрепляем на грудь участников акции, в течение дня просим их не снимать (если акция-однодневка).  Во-вторых, привлечение обучающихся к выбранной проблеме. Так, антинаркотическая акция «Твой выбор!» включала в себя: выступление агитбригады; просмотр презентаций о вреде наркотиков, подготовленный обучающимися; конкурс – смотр агитплакатов  , песенный десант; раздачу листовок, ток-шоу «Здоровью–да, наркотикам-нет!».  В-третьих, улучшение эмоционального состояния участников.  Для поднятия настроения, «проголосовавшим»  мы раздавали конфеты (акция «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе!»), мандарины (акция «Оранжевое настроение»), сердечки с пожеланиями (акция «Я выбираю жизнь!»).  В – четвертых, привлечение большого числа обучающихся к участию в акции. Это может быть конкурс плакатов на заданную тему, фотоконкурс «Мисс и мистер УЛЫБКА», видеоролик с участием обучающихся (на сегодняшний день снято четыре ролика), конкурс презентаций. Все перечисленное готовиться за две-три недели до самой акции. В день акции проходит голосование, например, за лучший плакат, презентацию, просмотр видеоролика, выбор самой обаятельной улыбки и т.д.

Особый вид психологической акции – Неделя психологии, т.е. совокупность психологических акций, подчиненных одной теме.

При организации недели психологии выбирается общая тема, которая разбивается на блоки и каждый день посвящается отдельному блоку. Например, одной из тем недели была заявлена  «На волне позитива». План проведения включал следующие мероприятия: понедельник -  проводился «голосование» «Скажем негативу – нет!», оформлялся забор психологической разминки для обучающихся и педагогов, работало «Дерево желаний», оформлены стенды «Счастье есть, его не может не быть!», «Быть счастливым просто!»;  вторник – фотоконкурс «Подари улыбку миру!», работал «улучшатель настроения» (компьютерная программа), конкурс психологических листовок «Будь счастлив!»; среда  - единый классный час «Позитивное мышление», песенный десант «Все будет хорошо!», четверг – ток – шоу «Жизнь как зебра?», проводился социологический опрос «Что нужно для счастья?», раздача  листовок «Будь счастлив!», пятница – проведение психологического КВН, подведение итогов недели.

Первоначально обучающиеся с трудом втягивались в непривычные для них формы работы, предпочитая наблюдать со стороны. В настоящий момент ребята с нетерпением ждут очередного мероприятия и даже сами предлагают идеи для акций и сюжеты видеоработ. Желающих проводить мероприятия недели психологии, отдельные акции становится все больше. Благодаря такому опыту обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные навыки, расширяют круг общения, учатся работать в команде, становятся более открытыми, доброжелательными, проявляют инициативу и творческий подход.

Исходя из опыта проводимой работы, можно сказать, что проведение подобных акций способствует улучшению эмоционального состояния участников, созданию общности, снижению тревожности, преодолению собственных страхов, неуверенности в себе, комплексов (что так свойственно подросткам), развитию креативности и формированию адекватной самооценки.  Такая необычная форма работы помогает подросткам раскрыться, открыто обсуждать наболевшие вопросы и не бояться быть осмеянным. Немаловажным является тот факт, что в результате повышается интерес к деятельности психолога и степень доверия к нему, а это в свою очередь способствует продолжение работы по психологическому сопровождению развития личности через организацию других форм работы.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что одними из важных качеств современного выпускника училища являются креативность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, что и определят психологическое здоровье личности и является основой успешной самореализации в дальнейшем. Способствовать развитию, сохранению и укреплению здоровья, в том числе и психологического –   приоритетная задача образовательного учреждения. Использование  психологической акции, как  универсальной формы работы педагога-психолога во многом способствует реализации поставленной задачи.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2001.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
  3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://psylist.net/pedagogika/psytrz.htm
  2. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

  3. Полякова Н.П., Старостина Г.П.  Программа, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников в условиях общеобразовательной школы "Эмоциональная устойчивость старшего школьника". http://festival.1september.ru