Психологическое сопровождение как условие формирования общих компетенций обучающихся в условиях среднего профессионального образования

Осипова Татьяна Николаевна

Представлен опыт работы по организации психологического сопровождения в условиях реализации ФГОС СПО нового поколения, направленного на формирование общих компетенцйи квалифицированных рабочих кадров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение как условие формирования общих компетенций обучающихся в условиях среднего профессионального образования

Осипова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог КГБПОУ

«Ребрихинский лицей ПО»

В ситуации модернизации профессионального образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения значительно повышаются требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.

Сегодня главенствующую роль в процессе подготовки специалистов среднего звена приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодёжи к профессиональной среде, повысить уровень профессиональной мотивации и конкурентоспособность.

 Главными чертами выпускника согласно требованиям ФГОС СПО являются его компетентность и мобильность, способность к самостоятельной деятельности, к поиску информации, работе в команде, отстаивание собственной позиции и умение выслушать других, нести ответственность за принятые решения и т.д., т. е. сформированность общих компетенций.

Учитывая, что формирование общих компетенций – это задача хорошо продуманная в рамках учебно-производственной деятельности, встает  вопрос модернизации психологического сопровождения в условиях профессиональной образовательной организации СПО.

Цель  психологического сопровождения студентов профессионального лицея - формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, создание благоприятных условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации. 

В соответствии с целью можно выделить следующие  общие задачи:

  • мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
  • содействие профессиональному самоопределению и становлению, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в личностном развитии обучающихся.

     Опыт работы в КГБПОУ «Ребрихиснкий лицей ПО» показывает, что эффективно решать задачи формирования ОК наряду с образовательным процессом позволяет и психологическое сопровождение студентов.

Т.о. основной задачей психологического сопровождения будет организация  условий, инициирующих освоение обучающимися общих компетенций, вы их видите на слайде.

Каким же образом формируются данные компетенции в рамках организации психологического сопровождения?

Важную роль в формировании общих компетенций  у студентов играют тренинговые занятия.

Во-первых, через проведение тренингов.

Тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих компетенций студентов. В зависимости от поставленной цели тренинг может быть средством интенсивной социализации, профессиональной адаптации и личностного самосовершенствования студентов.

Тренинг – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения». Также в процессе тренинга студент может сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в будущих ситуациях профессиональной деятельности.

Разнообразные программы тренинга призваны научить студентов справляться с трудностями в ситуациях общения и профессионального взаимодействия, помочь им эффективно общаться, жить, учиться и работать, минимизировать конфликты, преодолевать личностные и профессиональные риски.

Система тренингов в лицее включена в программы адаптации первокурсников, программу формирования навыков ЗОЖ, формирования жизнестойкости, профессиональной идентичности. Это тренинги общения, сплочения, командообразования, личностного роста, решения нестандартных ситуаций, креативности,  стрессоустойчивости, решения конфликтов. Участие в тренингах студенты начинают принимать уже  с первого курса обучения.

Опыт работы показывает, что тренинг способствует личностному развитию, формированию позитивного самоотношения, приобретению ценных социальных навыков. В тренинге  успешно формируется целостность личности, разрешаются внутриличностные и межличностные конфликты, кризисные состояния, снижаются психологические тревоги, развивается креативное мышление. Студенты учатся принимать критику, отстаивать собственное мнение, признавать чужое мнение, выбирать стиль общения в соответствии с ситуацией,  устанавливать позитивный стиль общения, организовывать работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями, организовывать деятельность по выявлению ресурсов команды, т.е. тренинг способствует формированию общих компетенций квалифицированных рабочих. А именно:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

        ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Во –вторых, реализация программы «Формирование навыков ЗОЖ» через проведение ряда мероприятий, таких как антинаркотическая акция «Твой выбор», «Здоровым быть здорово», «Молодежь за ЗОЖ», круглого стола по проблемам курения, наркомании и алкоголизма, «Суд над вредными привычками», станционной игры  и т.п. способствует формированию  у студентов  общей компетенции -  Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Третье, это реализация программы по формированию жизнестойкости в нашем лицее. По итогам работы у студентов должна быть:

  1. высокая адаптивность,
  2. уверенность в себе,
  3. независимость самостоятельных суждений,
  4. стремление к достижениям,

5) ограниченность конфликтов, самодостаточность.

Другими словами, сформированность ряда ОК:  

ОК.1 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.                

ОК 4.Организовывать собственную деятельность.

ОК5. Работать в коллективе и в команде.

Я являюсь руководителем  психологического клуба «Бумеранг» и пресс-центра «Старт». Ресурсы внеаудиторной работы позволяют студентам активно участвовать  в  творческих мероприятиях, в волонтёрских акциях, в ряде психологических акций («Поделись улыбкою своей!», «Я люблю жизнь!», «На волне позитива!») что в свою очередь способствует формированию новых установок и  принятию собственных решений;  формированию адекватной самооценки  и адаптации в реальных жизненных условиях.

Это находит свое отражение в ряде ОК.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация проектной деятельности с одаренными студентами и участие их в научных конференциях  помогает сформировать такие компетенции как:

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Реализация программы сопровождения профессионального самоопределения через цикл занятий «Основы успешного трудоустройства», «Я - специалист», «Моя будущая профессия» направлена на формирование понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса, самостоятельного определения  задач профессионального и личностного развития, занятий самообразованием, осознанного планирования повышения квалификации.

Таким образом, психологическое сопровождение студентов создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает студентам саморазвиваться, что, в конечном счете, способствует формированию общих компетенций выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность их на рынке труда.