«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников"

Осипова Татьяна Николаевна

Программа нацелена на осуществление психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в ПОО, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала  успешной самореализации личности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 70»

Рассмотрено на

Методическом совете

Протокол №__

«____»_______20____г.    

Утверждаю:

                                                          директор КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70»

______________ Г.А.Чикильдик

«____»______20____г.

                                             

.

 

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА»

.

Составитель программы:

                                                                    Осипова Т.Н., педагог-психолог

Ребриха, 2013

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к системе начального профессионального образования в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70»

Цель программы

Осуществление психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в училище, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала  успешной самореализации личности обучающихся.

Задачи программы

- формирование позитивных учебных мотивов;

- обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей обучающихся-первокурсников;

- создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата в группах, установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе;

- взаимодействие с обучающимися и родителями, с целью предупреждений отклоняющегося поведения, преодоление трудностей в учебе, решение личностных проблем в адаптационный период;

- раннее выявление и предупреждение возможных нарушений в период социализации личности обучающегося  посредством психодиагностики и консультирования;

-повышение психолого-педагогическую компетентность педагогов, обучающихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

- выявление дезадаптированных обучающихся  группы риска;

- оказание консультативной или иной другой помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде обучающихся.

Сроки реализации программы

2013-2016 г.

Этапы реализации

I –сентябрь-октябрь

II –ноябрь-декабрь

III –январь-апрель

IV-май

Ожидаемые результаты

  1. Снятие у обучающихся психологического напряжения.
  2. Повышение у обучающихся уверенности в себе.
  3. Сплочение групп и проживающих в общежитии.
  4. Формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию.

ФИО разработчика программы

Осипова Т.Н., педагог-психолог

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Формирование конкурентоспособного молодого специалиста, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая стоит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования. С момента зачисления обучающихся в училище начинается работа по их адаптации к новой жизни.

  Целью педагогического процесса в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70»  является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Первый год обучения в училище особенно труден для обучающегося.  Переходный период от обучения в школе к обучению в системе НПО характеризуется значительными изменениями места юноши или девушки в системе доступных им отношений, да и всего образа жизни в целом. Поэтому организации работы с первокурсниками по их адаптации к обучению в училище  должно быть уделено очень большое внимание.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию  и организации учебного процесса. Адаптация обучающихся  к обучению в училище имеет свои особенности. Вхождение подростков в систему  обучения училища, приобретение ими нового социального статуса требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение  как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у обучающегося снижается активность и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять привычные для него виды деятельности.

Известно, что процесс адаптации к обучению в училище – явление весьма сложное. Выделяют две стороны адаптации обучающихся:

-профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

-социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Различают следующие формы адаптации первокурсников к условиям училища: адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления обучающихся к новому окружению, к структуре училища, к содержанию обучения в нем, требованиям к своим обязанностям;

-адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп первокурсников и интеграция этих же групп с окружением обучающихся в целом;

-адаптация дидактическая, касающаяся подготовки обучающихся к новым формам и методам учебной работы в училища. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".

      Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в училище определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Училищная жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в училище является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, будущего специалиста.   Для одних процесс адаптации протекает легко, безболезненно, другие обучающиеся еще долгое время после поступления не могут влиться в новый коллектив, усвоить новые требования и правила. Опыт работы показывает, что ряд факторов мешает успешной адаптации первокурсников к обучению в училище:

- недостаточная способность обучающихся к успешной самостоятельной работе с большим объемом учебной информации;

- большая учебную загруженность;

-   низкий социальный статус в группе;

- несформированность социальной компетентности   (неумение разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения, вступать в конструктивный диалог и т.д.).

Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

   

  1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в училище, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала  успешной самореализации личности обучающихся.

Целью данной программы является организация помощи первокурсникам в более быстрой и успешной адаптации к училищным  требованиям и нормам, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала  успешной самореализации личности обучающихся.    

Задачи программы:

- формирование позитивных учебных мотивов;

- обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей первокурсников;

- создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата в группах, установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе;

- взаимодействие с обучающимися и родителями, с целью предупреждений отклоняющегося поведения, преодоление трудностей в учебе, решение личностных проблем в адаптационный период;

- раннее выявление и предупреждение возможных нарушений в период социализации личности обучающегося  посредством психодиагностики и консультирования;

-повышение психолого-педагогическую компетентность педагогов, обучающихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

- выявление дезадаптированных обучающихся  группы риска;

- оказание консультативной или иной другой помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде обучающихся.

      Итогом процесса адаптации обучающихся к училищу является состояние социально-психологической адаптированности, предполагающее самостоятельное и продуктивное выполнение учебных заданий, соответствие ролевым ожиданиям, предъявляемым группой. Прежде всего, это выражается в таких личностных образованиях, как самостоятельность, продуктивность учебной деятельности, осознание своих способностей и потребностей в учении.

     

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ВОЗРАСТА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой обучающихся младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.

Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим. Причем в этом возрасте усиливается внимание к личностным, внутренним качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам снижается.

Эмоциональная сфера в этом возрасте характеризуется периодическим переживанием неудовлетворенности жизнью, собой, другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этих эмоциональных состояний на решение сложных и значимых для студента задач неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.

В новых условиях жизни у молодого человека может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы.

Существует также проблема установления межличностных контактов среди первокурсников. В новой среде по-новому происходит ролевое распределение, и в условиях другой системы отношений студенту приходится самостоятельно "отстаивать" свое положение.

4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Промежуточные результаты:

1.Своевременное выявление дезадаптивных обучающихся.

2. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи в соответствии с выявленной проблемой.

3. Профилактические мероприятия, способствующие успешной адаптации.

4. Повышение психологической культуры педагогов и родителей в процессе сопровождения адаптации.

   

    Итоговые результаты:

1.Снятие у обучающихся психологического напряжения.

2.Повышение у обучающихся уверенности в себе.

3.Сплочение групп и проживающих в общежитии.

4.Формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию.

5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Адаптационная работа начинается с изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся нового набора. Проводятся тренинговые занятия на сплочение группы и проживающих в общежитии. Для первокурсников проводится вечер знакомства «Добро пожаловать, первокурсник!», психологические тренинги на адаптацию.

 Проведение тестирований позволяет выявить психологические особенности личности обучающихся, лидеров в группе и студентов «группы риска», что способствует структурированию дальнейшей работы со всеми категориями обучающихся. В соответствии с результатами психологических исследований, наблюдения и бесед с обучающимися составляются психологические портреты обучающихся  с рекомендациями для руководителей групп. Психологическая адаптация лучше всего осуществляется в коллективе, поэтому разрабатываются рекомендации для сплочения коллектива. В училище проводятся массовые психологические акции, в которые включаются и первокурсники.

     Программа работы по психолого-педагогическому обеспечению адаптации рассчитана на весь первый год обучения. Осуществляется в соответствии с общим планом воспитательной  работы училища. Результаты работы программы отражаются в соответствующих анализах и отчетах.

   Работа по реализации программы осуществляется в 4 этапа.

Сроки реализации

Задачи

I этап (сентябрь, ноябрь)

· определить индивидуально-личностные особенности первокурсников ,

- определить социометрический статус обучающихся и сплоченность нового коллектива,

- изучить мотивацию учения,
- оказать психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап (октябрь- декабрь)

· выявить основные проблемы адаптации обучающихся  к новым образовательным условиям и указать пути их решения;
- определить «группы риска» и составить планы индивидуальнойи групповой психокоррекционной работы,

- проведение занятий с элементами тренинга, направленных на сплочение и командообразование.

III этап (январь, апрель)

· Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
· Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным обучающимся.
· Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся, не адаптировавшихся к работе в новой среде.

IV этап (Май, июнь)

- повторная диагностика уровня адаптированности и включения в группу;

- изучение результатов психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников.

6.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этап

Сроки проведения

Содержание мероприятий

Методы (названия тестов, анкет, занятий)

Ответственные

I этап

Сентябрь Октябрь

Ноябрь

Изучение инд.-личностных особенностей первокурсников

«Опросник Айзенка»

«Самооценка психических состояний  (Айзенка)»

«Мотивация учения»

Педагог-психолог

Изучение процессов адаптации и социального статуса первокурсников в группе

Опросник социализированности  (Рожкова)

Социометрия

Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский)

Педагог-психолог, кл.рук-ли

II этап

Октябрь -декабрь

Тренинговые занятия на сплочение и командообразование

«Давайте познакомимся!» (4 занятия, в группах первокурсников)

«Вместе мы команда» (10 занятий), для проживающих в общежитии

Педагог-психолог

Выступление на пед.совете

«Адаптация обучающихся нового набора»

Педагог-психолог

Консультирование руководителей групп по вопросам организации взаимодействия и способствования успешной адаптации первокурсников

МО руководителей групп,

Инд.консультирвоание

Педагог-психолог

Составление инд. и групповых планов психоразвивающей   работы

Планы

Педагог-психолог

III этап

Январь - апрель

Проведение инд. и групповой психоразвивающей  работы

Согласно выявленным проблемам и «группам риска»

Педагог-психолог

IV этап

Май, июнь

Повторная диагностика

 «Самооценка психических состояний  (Айзенка)»

«Мотивация учения»

Опросник социализированности  (Рожкова)

Социометрия

Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский)

Педагог-психолог

7.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 

   Показателями успешной адаптации являются низкий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, высокий уровень учебной мотивации, социометрический статус «предпочитаемого», «лидера» или «звезды» группы, выше среднего уровень социализированности и социальной адаптации.

Критерии оценки:

Метод оценивания:

- уровень тревожности

«Самооценка психических состояний» (Айзенка)

- уровень агрессивности

«Самооценка психических состояний» (Айзенка)

- уровень фрустрации

«Самооценка психических состояний» (Айзенка)

- уровень учебной мотивации

Мотивация учения

- социометрический статус

Социометрия

- уровень социализированности

Опросник социализированности  (Рожкова)

- уровень социальной адаптации

Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский)

Литература

1. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.- С. 92-100.

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностик/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. СПб., 2000.

3. Зотова,О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - С. 220.

4.Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ Грецов А., Бедарева Т. – СПб.: Питер, 2008.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Ильин Е.П. - СПб.,2000.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Овчарова Р.В. - М.,1996.

7. Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.-СПб.,2003.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога./ Рогов Е.И. – М.,2001.

9.Романова Е.А., Малюнкин А.Б. Рабочая книга социального педагога./ Романова Е.А., Малюнкин А.Б. – М.,2002.