Конспект занятия по теме "Детская ложь"
Занятие предназначено для просветительской работы с родителями детей, в рамках программы "Успешный родитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
САФОНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГБОУ ГППЦ ДОГМ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ»
- СБОР ОЖИДАНИЙ И ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЛЖИ «ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ЛЖИ ИЗ СВОЕЙ ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ»
- ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ
Начало лжи
Впервые ребенок начинает лгать в 3-4 года. Однако родителям не стоит пугаться, в таком возрасте дети не лгут, а фантазируют, выдавая воображаемое за действительность. Это свидетельствует о нормальном развитии мыслительных процессов и интеллекта детей.
Возраст: 4 года
Истоки лжи. Ребенок хочет добиваться своего, получить поощрение и избежать наказания.
Основная стратегия воспитания: Не ждите многого от ребенка, пока он не может понять, что ложь — это не самый лучший способ достижения цели. Если ребенок настаивают на ложном изложении событий, спокойно напомните ему, как все происходило.
Возраст: 5–6 лет
Истоки лжи. Ребенок хочет делать то, что говорят взрослые, чтобы не нажить себе проблем.
Основная стратегия воспитания: Создавайте в семье культ правды. Положительный результат лживой информации и лживых поступков должен быть подвергнут сомнению.
Возраст: 6–8 лет
Истоки лжи. Ребенок хочет быть хорошим: Осмысляется вопрос: «Что я буду с этого иметь?» Менталитет: «Ты мне — я тебе».
Основная стратегия воспитания: Начинайте делать акцент на соучастии, задавая вопрос: «Каково оказаться на месте человека, которому солгали?» Объясните, что было бы, если б все лгали.
Возраст: 8–12 лет
Истоки лжи. Ребенок хочет оправдывать ожидания других, доставлять им удовольствие.
Если другие хорошего мнения обо мне, следовательно, и я хорошего мнения о себе. Некоторые дети лгут, чтобы избежать недовольства других.
Основная стратегия воспитания: Так как модели дружбы в этом возрасте могут меняться, объясните ребенку, что честность для настоящей дружбы необходима. Если имеют место конфликты с друзьями, удерживайте ребенка от оговора и распространения сплетен.
Возраст: 12–14 лет
Представления о «правильном» и «неправильном» в целом сформированы. Лгать будут ради приобретения популярности и введения в заблуждение. Могут лгать по ошибке.
Ложь - повод быть хорошим. Не хочется терять друзей. Хочется поддержать имидж хорошего человека.
Основная стратегия воспитания: Критическое время для развития честности. Выражайте свое доверие, но будьте бдительны. Например, если ребенок хочет остаться на ночь у Вани, вы можете сказать: «Хорошо, но есть какие-то вещи, которые я должна знать, прежде чем позвоню его родителям?»
Возраст: 15–16 лет
Четкое понимание хорошего и плохого («правильного» и «неправильного»), но возможные последствия лжи видят не все.Отношение к честности: одни люди заслуживают ее, а другие нет.
Основная стратегия воспитания: Помогайте предвидеть последствия лжи с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что произойдет, если...?»
Возраст: От 17 лет
Осознанное выполнение обязательств перед друзьями, семьей и обществом.
Правда - повод быть хорошим: Честность — неотъемлемое качество хороших людей.
Основная стратегия воспитания: Возможности выполнения социальных ролей в обществе (хотя еще не все готовы к этому в данном возрасте)
Итак, дети от 5 до 7 лет осознают, что поступают нечестно, но не испытывают особого чувства вины.К возрасту 7-8 лет ребенок хорошо понимает, что врать плохо.
- ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ЛЖИ
- Откровенная игра, фантазирование на тему (я водил папину машину) Ролевая игра «понарошку» с предметами-заменителями как образец первой «лжи»
- Путаница между действительностью и мечтой, стремление решать реальные проблемы фантастическим способом (учительница мне заклеила рот, когда ребенку самому хотелось ей его заклеить; я никогда не трогал ни краску, ни шоколадку)
- Частые запреты взрослых (нельзя трогать папин компьютер – я не трогал, он сам оказался включенным).
- Желание самоутвердиться (я бегал лучше всех), обман как компенсация поражения, когда ребенок начинает придумывать свои успехи
- Фантазии обиженного ребенка (меня ругали за аппликацию, я показал учителю язык и все над ней смеялись)
- Сказочная ложь: инопланетные корабли, секреты бессмертия, передвижение предметов взглядом
- Ложь из-за страха наказания (желание повеселиться с друзьями без взрослых)
- Ложь ради того, чтобы быть первым, лучшим (допинговый скандал)
- Ложь во спасение другого, нежелание быть доносчиком, ябедой
- Страх разочаровать взрослых, не оправдать их ожиданий (двойки в дневнике)
- Стремление привлечь к себе внимание (я учился в специальной школе без экзаменов, из которой сразу берут в институт на врача.На самом деле это была школа при психиатрической больнице)
- Защита от стресса (заболел, переезжаем, был в больнице у мамы)
- Защита от родительского эгоизма, бестактности
- Ложь как дурной пример других детей или взрослых (социальное копирование)
- Ложь в целях манипуляции другими (а бабушка мне разрешила и сказала, что купит, а ты жестокая)
- Социальная ложь из вежливости (скажем ей, что нам понравилось, чтобы она не расстроилась) Чувство такта, хорошего тона. (Не говорим, когда подарок не понравился, когда кто-то плохо выглядит)
- Эгоистическая ложь (из личных интересов) Пример : оболгать маминого приятеля, потому, что он нравится мне самой
- Корыстная ложь (соберем деньги с ребят, скажем, что отняли, а сами попользуемся)
- Патологическая ложь (болезненная привычка обманывать себя и других)
- ПОСЛОВИЦЫ ПРО ЛОЖЬ
Будет в полях рожь, будет и в людях ложь | Сколько веревочки не вейся, а конец будет |
Что полжешь, то и поживешь | Плюнь в рот тому кто врет |
Врет, что плетень плетет | Врет как сивый мерин |
Ко всякой лжи свою приложи! | Гони вруна взашей иль рот ему зашей |
Неправда светом началась, светом и кончится | Врет, что помелом метет |
Врет и глазом не моргнет | Врет и не поперхнется, и не кашлянет |
Всяк человек ложь и мы тож. | Добрая ложь лучше глупой правды |
Не соврешь, не проживешь | Ложь, направленная к доброй цели лучше правды, вызывающей вражду |
- ВЫВОДЫ О РАЗВИТИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЛЖИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.