Программа "Успешный родитель"

Сафонова Татьяна Владимировна

Программа предназначена для работыы с детско-родительской группой по профилактике нарушений детско-родительских отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБУ Городской психолого-педагогический Центр

Территориальное отделение «Ново-Переделкино»

«Рекомендовано»                                                                   «Утверждаю»

Методическим советом                                                         Директор ГБУ ГППЦ ДОгМ

ГБУ ГППЦ ДОгМ                                                                  _______________________                                                    __________________________                                             _________________________

«____»_______________2015г.                                              «_____»_____________2015г.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

«УСПЕШНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Срок реализации программы: учебный год

Форма занятий: групповыезанятия для детей и родителей

Количество часов: 36 академических часов

Периодичность: 1 раз в неделю по 2 часа.

(В основе лежит программа Марковской И.М.

«Тренинг взаимодействия родителей с детьми»)

Разработчик программы:

Педагог-психолог

ГБУ ГППЦ ДОгМ»:

Сафонова Татьяна Владимировна

 Москва

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

      Гармоничные, открытые, искренние, принимающие отношения детей с их с родителями  являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются люди. Фундамент личной успешности, счастья и благополучия в семье, гармонии во взаимоотношениях с собственными детьми закладывается в родительской семье.

Обращающиеся к психологу родители, как правило, чувствуют неуверенность во взаимоотношениях с детьми, и, будучи неуверенными сами, внушают страхи и неуверенность своим детям, или, напротив, желая не повторить своего горького опыта, окружают детей излишней опекой и помощью, которая приводит детей и подростков к беспомощности и слабоволию. У таких родителей часто отсутствует опыт позитивных отношений со своими родителями, и, в результате, они из благих побуждений, или от незнания, повторяют негативный опыт своих родителей, сами того не желая.Родители часто используют неэффективные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в отношения с ребенком.

   По опыту работы психологов Центра основными причинами детско-родительских трудностей являются:

  • недостаток педагогических и психологических знаний;
  • полученные в родительской семье негативные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя;
  • влияние проблемных семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

 Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как физического, психического и социального благополучия.В последние десятилетия в психологии сделано ряд замечательных открытий. Одно из которых – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

Актуальность проблемы и детско-родительских отношений заключается в том, что новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями и детьми. До настоящего времени психологическая помощь семье оказывается в рамках групповой работы отдельно родителей и детей.  Мы предлагаем объединение и проведение совместных групповых занятий родителей с детьми. Такая совместная форма занятий наряду с традиционной тренинговой формой служит созданию общности в семье, единению, сплочению семьи, установлению доверительных взаимоотношений родителей и детей.

Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье и гармонизации детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Повышение психологической грамотности родителей (в теоретических и практических занятиях)
  2. Эмоциональная поддержка родителей, эмоциональная поддержка детей.
  3. Расширение возможностей понимания своего ребенка в ходе совместных игровых взаимодействий.
  4. Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
  5. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
  6. Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
  7. Снижение эмоционального напряжения в детско-родительской паре.
  8. Расширение границ мышления родителей, обогащение эмоционального опыта детей.
  9. Активизация коммуникаций в семье.

Направленность программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

    Занятия для родителей и детско-родительские занятия направлены на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы детей, формирование позитивного общения и устойчивых межличностных отношений в семье на основе совместной игровой деятельности. На совместных детско-родительских занятиях  детям и взрослым можно развить свои способности и двигательные качества, научиться устанавливать контакт с окружающими, снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, понять свои личностные особенности, свойства характера.

      Занятия по программе «Успешный родитель» востребованы не только родителями, но и в первую очередь детьми. Детям нравятся игровые состязания со своими родителями, проявление своей силы и активности, опыт совместной победы и опыт глубокого контакта.

     Занятия по программе пропагандируют психологическое здоровье семьи, воспитывают чувство  семейной общности, являются действенной профилактикой детской и подростковой преступности, профилактикой алкогольной, наркотической и компьютерной зависимости. Занятия служат возрождению традиций семейного воспитания, формированию навыков общения и взаимодействия в семье.

Методическое обеспечение программы

В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок, и родитель в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Основной подход, используемый в программе – когнитивно-поведенческий. Программа «Успешный родитель» опирается на представления о развитии личности в отечественной психологии развития и в когнитивно-бихевиоральном подходе, где содержанием детства являются социализация и обучение. Главная задача коррекции детско-родительских отношений в рамках этого подхода - помочь ребенку вместе с родителем усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Через отрицательное и положительное подкрепление адаптивных вариантов поведения, с помощью способности к научению через подражание, следование инструкциям педагога и помощи родителя происходит усвоение норм, правил, понятий, в том числе моральных, - все это есть не что иное, как механизмы формирования супер-эго, совести, самоконтроля как регулятора морального поведения.

Следующий методологический подход, используемый в программе - это Адлеровская модель воспитания(А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на осознании и изменении поведения родителей на основе принципа взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются идеи «равенства», «сотрудничества» и обучения детей на основе «естественных результатов, последствий» их действий. С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

Еще одна методологическая основа программы - это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на  теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители с детьми усваивают три основных умения:

  1. Активного слушания;
  2. Доступного для ребенка и родителя выражения собственных чувств;
  3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

   Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

   Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.

      Специалист, реализующий данную программу должен владеть рядом педагогических компетенций:

- Организаторская компетентность - умение создавать мотивацию, интерес, благоприятный психологический климат в детско-родительской группе; способность ориентироваться во времени (планирование и соблюдение протяженности основных этапов), гибкое поведение в нестандартной ситуации.

- Аналитическая компетентность - способность критически осмыслить результаты своей деятельности (видеть достоинства и недостатки, определять их причины и намечать возможные пути дальнейшей работы) умение грамотно, свободно и доступно формулировать свои мысли, делать выводы и обобщения.

- Интеллектуально-педагогическая компетентность – педагогические знания и умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к инновациям;

- Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

- Коммуникативная компетентность - речевые навыки, умение слушать, проявлять эмпатию (сопереживание, понимание другого), навыки установления контакта, заинтересованность в получении обратной связи и адекватное реагирование на нее.

- Умение правильно общаться с родителями детей и подростков – находить общий язык, передавать информацию о ребенке, направлять действия родителя в позитивном направлении.

Содержание программы

      Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Объем теории составляет около четверти времени, отведенного на занятия. Объем практической части – три четверти времени. В теоретической части родители знакомятся с теорией детско-родительской коммуникации, возрастными особенностями детей, приемами и методами управления поведением, получают информацию по возрастной и педагогической психологии, рекомендации по учету особенностей детей в различных проблемных ситуациях. Теоретическая часть занятий проходит без присутствия детей, которые в это время посещают другие занятия.

       Практическая часть занятий проводится совместно с детьми и включает в себя: разминочные упражнения и упражнения для разогрева, коммуникативные игры на детско-родительское взаимодействие, обсуждение и рефлексия игр и упражнений, упражнения на снятие напряжения и релаксацию. Особое внимание в ходе практических занятий уделяется контакту в детско-родительской паре, эмоциональному фону отношений.

       Все виды упражнений, которые используются в программе, вначале представляются педагогам на собственном примере, демонстрируется алгоритм их выполнения.

      Особенностью данной программы является ее комплексность, она предполагает  эмоциональное, психологическое, творческое и социальное развитие личности как ребенка, так и родителя.

      Комплексный подход – это также включение в программу различных видов деятельности:   ролевые игры, беседы и диспуты, психологические упражнения, арт-терапевтические методы.

Адресность программы

     Программа рассчитана на работу с родителями детей от 5 до 15 лет и на работу с детьми от 5 до 15 лет. С каждым возрастом предполагается своя специфика работы.

        С родителями проводятся следующие виды деятельности: информирование, лекционная часть, обсуждение случаев, мозговой штурм, ролевые игры и упражнения.

        С дошкольниками (5-7 лет) используются следующие виды деятельности: игровая деятельность, театрализованная деятельность, конструктивная деятельность (с использованием мягких игровых модулей).

Дошкольники играют по правилам, используют сказочные сюжеты и образы, превращаются в различных героев и сказочных персонажей.

    Младшие школьники (7-10 лет) создают собственную игровую среду, играют с родителями в игры по правилам, выбирают роли разного типа, превращаются в героев и антигероев.Большое внимание уделяется развитию навыков общения и коммуникации, разрешению конфликтов, разбору сложных ситуаций.

    Подростки (11-18 лет) используют игры-коммуникации, обсуждение случаев, сюжеты их игр сложнее и взрослее, они соревнуются друг с другом, бросают вызов своему характеру, изучают вместе с родителями разные стили поведения в обществе.

Формы и методы, используемые в работе детско-родительской группы

     В работе детско-родительского клуба используются  разнообразные психологические методы и технологии:

  • сюжетно-ролевая игровая деятельность (по правилам и в творческой форме);
  • дискуссия, мозговой штурм, обмен мнениями;
  • ролевая игра, элементы психодрамы;
  • анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ходе решения проблем;
  • разрешение конфликтных ситуаций через выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации;
  • специальные тренинговыеупражнения на развитие навыков:слушания, выражения чувств, оказания поддержки, похвалы, обратной связи, управления поведением и др.;
  • арт-терапевтические методы;
  • когнитивно-поведенческие ролевые игры.  

Структура занятий

       Занятие состоит из 2-х частей – 1-ый час с родителями и 2-ой  час – родителей с детьми проходят по заданной структуре:

Структура занятия с родителями

  1. Обозначение темы
  2. Определение цели занятия
  3. Приветствие, разминка
  4. Упражнение на определение эмоционального состояния группы
  5. Информационный блок по теме занятия
  6. Основные упражнения (на выявление проблемы, отработку материала, формирование навыка)
  7. Обратная связь от членов группы («Круг чувств»)
  8. Групповое прощание

Структура занятия родителей с  детьми

  1. Подготовительная часть:
  • приветствие, эмоциональный обмен
  • положительный эмоциональный настрой
  • сбор пожеланий и предложений
  1. Основная часть:
  • информирование
  • игровое взаимодействие, ролевое проигрывание
  • закрепление приобретенных знаний и умений
  1. Заключительная часть:
  • элементы релаксации
  • обратная связь, рефлексия.

Форма и режим занятий

     Занятия проводятся в групповой форме, число участников группы – 6-10 человек (от 3 до 5 детско-родительских пар).

       Периодичность занятий – групповые занятия проводятся – 1 раз в неделю по 2 академических часа. Первый час – родительский, в это время изучается теория эффективной детско-родительской коммуникации, второй час – совместные занятия родителей с детьми, направленные на взаимодействие и сотрудничество.

      Общее количество занятий – 36.

      Число часов – 72 часа.

      Программа реализуется в течение 1 учебного года.

Ожидаемые результаты

       Специфическими эффектами работы группы «Успешный родитель» являются:

  • Понимание ребенка, повышение чувствительности к нему, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях
  • Ликвидация психолого-педагогической неграмотности родителей
  • Обогащение средств общения с ребенком, установление контакта с ребенком
  • Улучшение состояния детско-родительских отношений, улучшение коммуникаций в семье.

Материалы и оборудование

При реализации программы используется следующее материально-техническое оснащение из имеющегося на базе Центра:

  1. Помещение 50 кв. метров (конференц-зал)
  2. Стулья для участников группы 15 шт.
  3. Доска передвижная белая, маркеры.
  4. Компьютер стационарный.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Многофункциональное устройство "принтер-ксерокс-сканер"
  7. Бумага, цветные карандаши, фломастеры.
  8. Мягкие игровые модули.
  9. Наборы для детского творчества.
  10. Лего-материал (крупные модули).
  11. Ватман.
  12. Цветная бумага, газеты и журналы.

Учебный план

групповых занятий по программе «Успешный родитель»

 (1 раз в неделю по 2 ч)

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

Знакомство

4

2

2

наблюдение анкетирование

2

Основная часть

64

32

32

рефлексия, обратная связь

3

Подведение итогов

4

2

2

рефлексия, диагностическое обследование

Итого

72

36

36

Учебно-тематический плангрупповых

Детско-родительских занятий (1 раз в неделю по 2 ч)

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

Знакомство

4

2

2

наблюдение анкетирование

1

Знакомство, введение в курс занятий

2

1

1

наблюдение анкетирование

2

Мир детский и мир взрослый

2

1

1

Наблюдение, анкетирование, обратная связь

Основная часть

62

30

32

рефлексия, обратная связь

3

Принятие и непринятие

2

1

1

рефлексия, обратная связь

4

Что такое хороший контакт

2

1

1

рефлексия, обратная связь

5

Умение слушать, активное слушание

2

1

1

рефлексия, обратная связь

6

Умение выражать свои чувства, я-сообщение

2

1

1

рефлексия, обратная связь

7

Сигналы чувств

2

1

1

рефлексия, обратная связь

8

Радость и грусть

2

1

1

рефлексия, обратная связь

9

Тревога и страх, забота о безопасности

2

1

1

рефлексия, обратная связь

10

Гнев и агрессия, их защитные свойства

2

1

1

рефлексия, обратная связь

11

Вина и прощение

2

1

1

рефлексия, обратная связь

12

Стыд и поддержка

2

1

1

рефлексия, обратная связь

13

Хитрость и обман, правда и ложь

2

1

1

рефлексия, обратная связь

14

Интерес и мотивация к деятельности

2

1

1

рефлексия, обратная связь

15

Моя и чужая территория

2

1

1

рефлексия, обратная связь

16

Капризы и истерики как средства влияния на других

2

1

1

рефлексия, обратная связь

17

Негативный язык общения: критика, сравнения, оценка личности

2

1

1

рефлексия, обратная связь

18

Позитивный язык общения: принятие, внимание, уважение

2

1

1

рефлексия, обратная связь

19

Правила эффективной похвалы

2

1

1

рефлексия, обратная связь

20

Обратная связь вместо критики

2

1

1

рефлексия, обратная связь

21

Негативные знаки внимания(насмешки, сравнения)

2

1

1

рефлексия, обратная связь

22

Позитивные знаки внимания (комплимент, одобрение, поддержка)

2

1

1

рефлексия, обратная связь

23

Самооценка и ее формирование

2

1

1

рефлексия, обратная связь

24

Правила помощи в зоне ближайшего развития

2

1

1

рефлексия, обратная связь

25

Ошибочные стили воспитания

2

1

1

рефлексия, обратная связь

26

Авторитетный стиль воспитания

2

1

1

рефлексия, обратная связь

27

Методы управления поведением: предоставление выбора, репетиция хорошего поведения

2

1

1

рефлексия, обратная связь

28

Методы управления поведением: установление границ

2

1

1

рефлексия, обратная связь

29

Методы управления поведением: шесть шагов

2

1

1

рефлексия, обратная связь

30

Братья и сестры

2

1

1

рефлексия, обратная связь

31

Профилактика зависимостей

2

1

1

рефлексия, обратная связь

32

Навыки уверенного отказа

2

1

1

рефлексия, обратная связь

33

Разрешение конфликтных ситуаций

2

1

1

рефлексия, обратная связь

34

Воля и самоконтроль

2

1

1

рефлексия, обратная связь

Подведение итогов

4

2

2

рефлексия, диагностическое обследование

35

Чему мы научились: навыки уверенного поведения

2

1

1

рефлексия, обратная связь

36

Пожелания в дорогу

2

1

1

рефлексия, обратная связь

Литература:

 

1.     Алябьева А.Е., Психогимнастика в начальной школе /М.: Сфера, 2005 г – 84 с.

2.     Вассерман, Л.И. Горьковая И.А., Ромащина Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение/ М.: Фолимум, 1995. – 56 с.

3.     Гарбузов В.И. Воспитание ребенка/ М.: Изд-во АСТ, 1997. – 432 с.

4.     Грецов А.Г., Практическая психология с детьми/ М.: Питер, 2007 – 211 с.

5.     Джинотт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми / Особенности групповой работы с детьми. / М.: Апрель-Пресс, 2005 – 272 с.

6.     Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога./ Ростов –н-Д: Феникс, 2006 – 288 с.

7.     Игумнов Е.К. психотерапия детей и подростков/ Ростов-н-Д: Феникс, 2005 – 2008 г.

8.     Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ СПб.: Речь, 2001 – 190 с.

9.     Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми./ СПб: Речь, 2006 -  149 с.

10.   Осипова Е.Г., Чуменко Е.Н. Конфликты и методы преодоления/ М.: Чистые пруды, 2007, - 32 с.

11.   Сакович Н.А. Практика сказкотерапиии – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

12.   Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 95 с.

13.  Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград.: Учитель. – 90 с.

14.  Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: речь, 2007. -352 с.

15.   Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые и игры. – Ростов-н-Д.: Феникс, 2007.-339 с.