Выступление перед педагогами комплекса "Гимназия 1542" по профилактике суицидального поведения у детей и подростков
Выступление было подготовлено для знакомства педагогов с особенностями детей группы суицидального риска в целях предотвращения суицидальной угрозы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_suitsidam.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафонова Татьяна Владимировна,
педагог-психолог ГБОУ ГППЦ ДОГМ
Выступление перед педагогами комплекса «Гимназия 1542» по профилактике суицидального поведения у детей и подростков
1 слайд
Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков
2 слайд
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу»
(Ж. Санд).
«Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия»
(неизвестный автор)
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал»
(Р. Алев)
3 слайд
Определения
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается
Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения
4 слайд
- Суицид может произойти в любом школьном возрасте (от 7 до 17 лет)
- Суицидальное поведение может развиться как у подростков с психическими нарушениями так и без них
- Для каждого возраста характерна своя причина, мотив
- Состояния предшествующие суициду тоже значительно различаются
- С подростком о суициде можно и нужно говорить
5 слайд
Причины суицидального поведения
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности, непонимания
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
- Боязнь позора, насмешек или унижения
- Страх наказания, нежелание извиниться
- Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации
6 слайд
Мотивы суицидального поведения
Протест, месть (возникает в ситуации конфликта. Смысл суицида – отрицательное воздействие на объект)
Призыв (смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации)
Избежание (смысл – избежание непереносимой ситуации путем самоустранения)
Самонаказание (протест во внутреннем плане личности: «Я – судья» и «Я - подсудимый». Цель - уничтожение в себе врага)
7 слайд
На первое место среди оснований для совершения подростками самоубийства ставятся внутрисемейные конфликты и:
- Психические заболевания в семейной истории, особенно, аффективные расстройства (депрессия)
- Злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды асоциального поведения у членов семьи
- Самоубийства или суицидальные попытки в семье
- Жестокое обращение и насилие в семье (включая физическое и сексуальное)
- Завышенные требования взрослых к ребенку или полное игнорирование ребенка как личности
- Конфликты в семье и распад семьи (разводы, уходы)
8 слайд
Не менее значимым побудителем детских самоубийств являются
конфликты в школе
Испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к:
- понижению самооценки
- проявлению ощущения незначительности и незащищенности
- Отсутствию стрессоустойчивости
9 слайд
Факторы риска суицидального поведения
- Предыдущая попытка суицида
- Семейная история суицида
- Психиатрические расстройства
- Конфликты в семье и распад семьи
- Жестокое обращение со стороны сверстников
- Неуспешность в учебе
- Конфликты с педагогами
10 слайд
Факторы риска суицидального поведения
- Индивидуально-психологические особенности
- Отсутствие цели в жизни и умения ее реализовывать
- Трудности адаптации к социуму, коллективу
- Отсутствие интересов и увлечений
- Попадание под чужое влияние
11 слайд
Личностные особенности суицидента
- Самовлюбленные, чувствительно-ранимые, закрытые по отношению к другим долго помнящие обиды
- Эмоционально-неустойчивые, вспыльчивые, с агрессивным и аутоагрессивным поведением
- Тревожно-зависимые, педантичные ригидные
12 слайд
Особенности психических процессов при суицидальной угрозе, не позволяющие ребенку адекватно реагировать на ж. проблемы
- Напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения
- Отказ от поиска выхода из сложных ситуаций
- Низкий уровень самоконтроля
- Неумение ослабить нервно-психическое напряжение
- Эмоциональная нестабильность
- Высокая степень импульсивности
- Повышенная внушаемость
- Бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта
- Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»
13 слайд
Типичные симптомы депрессивного состояния
в детском и подростковом возрасте
- В эмоционально-волевой сфере: снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась
- Постоянное грустное настроение, немотивированная тревога, страхи, паника
- В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, чувство вины, низкая самооценка и чувство вины
- В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления
- В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуски школы, снижение успеваемости
- В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита
14 слайд
Суицидальные проявления у ребенка 7-11 лет
- Мотив – обида, часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий
- В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность
- В переживаниях – чувство обиды, брошенности
- В высказываниях – устойчивые фантазии о смерти
- В поведении – частый плач, замкнутость, истерики
- В жалобах – на боли в теле
15 слайд
Наиболее частые мотивы: избежание наказания;
протест, месть
- В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность
- В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти
- В высказываниях – прямых или косвенных о самоповреждении или самоубийстве
- В поведении – импульсивность в поведении, пропуски школы, плохая успеваемость
В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя
16 слайд
Суицидальные проявления у ребенка 15-17 лет,
связанные с семьей и окружением
Основные мотивы: призыв, протест, месть, самонаказание
- В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога, тоска, гнев), суженное сознание
- В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество
- В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве
- В поведении – как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости
- В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов, связанных с удовольствием, радостью
17 слайд
Кризисное состояние (психоэмоциональные реакции) развивается под влиянием внутренних процессов.
Внешние события могут являться запускающим механизмом
18 слайд
Профилактика суицидов
Информационно-обучающие мероприятия: распространение знаний (в школе среди педагогов, родителей и учеников, в СМИ) об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб
Психологические мероприятия: повышение уровня психологической защищенности, стрессоустойчивости; психологическая диагностика с целью выявления факторов риска суицидального поведения; коррекционные действия при изменении личностных установок и ценностей в отношении суицида
Социальные мероприятия: вовлечение детей и подростков в социально-значимые виды деятельности, формирование установок на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке); Создавать ситуации успеха
19 слайд
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
- Оптимизация межличностных отношений в школе и в семье.
- Формирование факторов, препятствующих возникновению суицидального поведения
20 слайд
Формирование факторов, препятствующих возникновению суицидального поведения
Антисуицидальные факторы личности – сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений
21 слайд
Антисуицидальные факторы личности
- Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким
- Выраженное чувство долга, обязательность
- Проявление интереса к жизни;
- Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, чувство опасения причинения себе физического ущерба;
- Учет общественного мнения, которое выражается в негативном отношении к суицидальным проявлениям и в неприятии (осуждение) суицидальных моделей поведения;
22 слайд
Антисуицидальные факторы личности (продолжение)
- Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
- Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
- Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении (формировать нравственные ценности);
- Психологическая гибкость и социализация;
- Умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
- Наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
- Уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни и др.
23 слайд
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок и подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер
24 слайд
Методы работы (работа с родителями)
- Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения детей и подростков
- Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений
- Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми
25 слайд
Мероприятия с учащимися
- Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса
- Тренинги уверенного поведения, выработки мотивации достижения успеха
- Тренинги личностного роста
- Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля
- Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам
- Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе
26 слайд
Цель работы с детьми: Формирование жизнестойкости личности
Задачи:
- Развитие волевых качеств.
- Формирование функциональной грамотности, социальной компетентности.
- Создание условий для постоянного стремления к саморазвитию.
- Развитие навыков целеполагания и целедостижения.
- Формирование адекватного уровня самооценки
- Снижение качеств личностной тревожности, агрессивности.
- Развитие самоконтроля, способности к саморефлексии.
- Развитие коммуникативных способностей, снятие барьеров общения.
27 слайд
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Им не исчезнуть начисто, дотла.
Спешите ж делать добрые дела!!!