Выступление перед педагогами комплекса "Гимназия 1542" по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление было подготовлено для знакомства педагогов с особенностями детей группы суицидального риска в целях предотвращения суицидальной угрозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_suitsidam.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сафонова Татьяна Владимировна,

педагог-психолог ГБОУ ГППЦ ДОГМ

Выступление перед педагогами комплекса «Гимназия 1542» по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

1 слайд

Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков

2 слайд

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу»

(Ж. Санд).

   «Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия»

(неизвестный автор)

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал»

(Р. Алев)

3 слайд

Определения

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения

4 слайд

  • Суицид может произойти в любом школьном возрасте (от 7 до 17 лет)
  • Суицидальное поведение  может развиться как у подростков с психическими нарушениями так и без них
  • Для каждого возраста характерна своя причина, мотив
  • Состояния предшествующие суициду тоже значительно различаются
  • С подростком о суициде можно и нужно говорить

5 слайд

Причины суицидального поведения

  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности, непонимания
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность
  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
  • Боязнь позора, насмешек или унижения
  • Страх наказания, нежелание извиниться
  • Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации

6 слайд

Мотивы суицидального поведения

Протест, месть (возникает в ситуации конфликта. Смысл суицида – отрицательное воздействие на объект)

Призыв (смысл состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации)

Избежание (смысл – избежание непереносимой ситуации путем самоустранения)

Самонаказание (протест во внутреннем плане личности: «Я – судья» и «Я - подсудимый». Цель - уничтожение в себе врага)

7 слайд

На первое место среди оснований для совершения подростками самоубийства ставятся внутрисемейные конфликты и:

  • Психические заболевания в семейной истории, особенно, аффективные расстройства (депрессия)
  • Злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды асоциального поведения у членов семьи
  • Самоубийства или суицидальные попытки в семье
  • Жестокое обращение и насилие в семье (включая физическое и сексуальное)
  • Завышенные требования взрослых к ребенку или полное игнорирование ребенка как личности
  • Конфликты в семье и распад семьи (разводы, уходы)

8 слайд

Не менее значимым побудителем детских самоубийств являются
конфликты в школе

Испытываемые подростком в учебном заведении психологические трудности приводят к:

  • понижению самооценки
  • проявлению ощущения незначительности и незащищенности
  • Отсутствию стрессоустойчивости

9 слайд

Факторы риска суицидального поведения

  • Предыдущая попытка суицида
  • Семейная история суицида
  • Психиатрические расстройства
  • Конфликты в семье и распад семьи
  • Жестокое обращение со стороны сверстников
  • Неуспешность в учебе
  • Конфликты с педагогами

10 слайд

Факторы риска суицидального поведения

  • Индивидуально-психологические особенности
  • Отсутствие цели в жизни и умения ее реализовывать
  • Трудности адаптации к социуму, коллективу
  • Отсутствие интересов и увлечений
  • Попадание под чужое влияние

11 слайд

Личностные особенности суицидента

  • Самовлюбленные, чувствительно-ранимые, закрытые по отношению к другим долго помнящие обиды
  • Эмоционально-неустойчивые, вспыльчивые, с агрессивным и аутоагрессивным поведением
  • Тревожно-зависимые, педантичные ригидные

12 слайд

Особенности психических процессов при суицидальной угрозе, не позволяющие ребенку  адекватно реагировать на ж. проблемы

  • Напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения
  • Отказ от поиска выхода из сложных ситуаций
  • Низкий уровень самоконтроля
  • Неумение ослабить нервно-психическое напряжение
  • Эмоциональная нестабильность
  • Высокая степень импульсивности
  • Повышенная внушаемость
  • Бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта
  • Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»

13 слайд

Типичные симптомы депрессивного состояния
в детском и подростковом возрасте

  • В эмоционально-волевой сфере: снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась
  • Постоянное грустное настроение, немотивированная тревога, страхи, паника
  • В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность,  одиночество, беспомощность, бессилие, чувство вины, низкая самооценка и чувство вины
  • В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления
  • В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуски школы, снижение успеваемости
  • В соматической сфере: значительные изменения сна и аппетита

14 слайд

Суицидальные проявления у ребенка 7-11 лет

  • Мотив – обида, часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий
  • В эмоциях – тревожность, страхи, подавленность
  • В переживаниях – чувство обиды, брошенности
  • В высказываниях – устойчивые фантазии о смерти
  • В поведении – частый плач, замкнутость, истерики
  • В жалобах – на боли в теле

15 слайд

Наиболее частые мотивы: избежание наказания;

протест, месть

  • В эмоциях – напряженность, эмоциональная неустойчивость, подавленность, раздражительность
  • В переживаниях – проявление чувства вины, безнадежности, одиночества, отсутствие страха смерти
  • В высказываниях – прямых или косвенных о самоповреждении или самоубийстве
  • В поведении – импульсивность в поведении, пропуски школы, плохая успеваемость

В жалобах – на непонимание окружающими, непонимание себя

16 слайд

Суицидальные проявления у ребенка 15-17 лет,
связанные с семьей и окружением

Основные мотивы: призыв, протест, месть, самонаказание

  • В эмоциях – эмоциональная фиксация на травматической ситуации (тревога, тоска, гнев), суженное сознание
  • В переживаниях – отчаяние, бессмысленность, безнадежность, одиночество
  • В высказываниях – несостоятельность, разочарование в себе и близких людях, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве
  • В поведении – как замыкание в себе так и вызывающее поведение при высокой обидчивости и ранимости
  • В жалобах – на выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»). Ослабление или выпадение из речи слов, связанных с удовольствием, радостью

17 слайд

Кризисное состояние (психоэмоциональные реакции) развивается под влиянием внутренних процессов.
Внешние события могут являться запускающим механизмом

18 слайд

Профилактика суицидов

Информационно-обучающие мероприятия: распространение знаний (в школе среди педагогов, родителей и учеников, в СМИ) об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб

Психологические мероприятия: повышение уровня психологической защищенности, стрессоустойчивости; психологическая диагностика с целью выявления факторов риска суицидального поведения; коррекционные действия при изменении личностных установок и ценностей в отношении суицида

Социальные мероприятия:  вовлечение  детей и подростков в социально-значимые виды деятельности, формирование установок на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке); Создавать ситуации успеха

19 слайд

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

  • Оптимизация межличностных отношений в школе и в семье.
  • Формирование факторов, препятствующих возникновению суицидального поведения

20 слайд

Формирование факторов, препятствующих возникновению суицидального поведения

Антисуицидальные факторы личности – сформированные положительные жизненные установки, позитивная жизненная позиция, комплекс личностных психологических особенностей человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений

21 слайд

Антисуицидальные факторы личности

  • Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким
  • Выраженное чувство долга, обязательность
  • Проявление интереса к жизни;
  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, чувство опасения причинения себе физического ущерба;
  • Учет общественного мнения, которое выражается в негативном отношении к суицидальным проявлениям и в неприятии (осуждение) суицидальных моделей поведения;

22 слайд

Антисуицидальные факторы личности (продолжение)

  • Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
  • Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении (формировать нравственные ценности);
  • Психологическая гибкость и социализация;
  • Умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической  напряженности;
  • Наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • Уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни и др.

23 слайд

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает ребенок и подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер

24 слайд

Методы работы (работа с родителями)

  • Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения детей и подростков
  • Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений
  • Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми

25 слайд

Мероприятия с учащимися

  • Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса
  • Тренинги уверенного поведения, выработки мотивации достижения успеха
  • Тренинги личностного роста
  • Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля
  • Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам
  • Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе

26 слайд

Цель работы с детьми: Формирование жизнестойкости личности

Задачи:

  • Развитие волевых качеств.
  • Формирование функциональной грамотности, социальной компетентности.
  • Создание условий для постоянного стремления к саморазвитию.
  • Развитие навыков целеполагания и целедостижения.
  • Формирование адекватного уровня самооценки
  • Снижение качеств личностной тревожности, агрессивности.
  • Развитие самоконтроля, способности к саморефлексии.
  • Развитие коммуникативных способностей, снятие барьеров общения.

27 слайд

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Им не исчезнуть начисто, дотла.

Спешите ж делать добрые дела!!!