Выступление перед родителями комплекса "Гимназия 1542"
Выступление на общем родительском собрании посвящено роли родителей в профилактике суицидальной угрозы у детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1542_roditelskoe_sobranie.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафонова Татьяна Владимировн,
педагог-психолог ГБОУ ГППЦ ДОГМ
Выступление перед родителями комплекса «Гиминазия 1542»
по профилактике суицидального поведения у детей и подростков
1 слайд
Что делать,
если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях
- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.
2 слайд
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
Признаки депрессивных реакций у подростков
1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
5. Вялость, хроническая усталость.
6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной никчемности.
7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии
- Успокоиться самому.
- Уделить всё внимание ребёнку.
- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
3 слайд
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
https://drive.google.com/file/d/0BwfvfR7IqLe
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки
1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
4 слайд
- Негативная оценка личности – я плохой
- Сравнение не в лучшую сторону – я хуже других
- Утверждения на все времена (ты всегда, ты никогда) – безнадежность: я всегда буду плохим, я никогда не буду хорошим
- Указание на несоответствие родительским ожиданиям - я не такой, каких любят; чтобы меня любили, я должен быть хорошим, а я плохой
5 слайд
- Команды, приказы – страх или злость, подчинение или бунт
- Угрозы – неповиновение,нарушенияповедения, гнев, страх
- Оскорбления – обида, возмущение, ответная злость: сами такие
- Наказания – злость, месть
6 слайд
- «Жесткие» позы и мимика, негативные интонации - обида, страх, злость, меня не любят, мне не рады
- Критика – злость, ненависть, я плохой, меня не любят
- Насмешки – обида, раздражение, злость
- Нотации – психологическая глухота
7 слайд
- Игнорирование: да что с ними говорить – недоумение, злость, грусть, я никто, я не нужен
- Отказ от объяснений – недоумение, непонимание
- Интерпретации, анализ, диагноз – меня вычислили, смущение или раздражение
- Наставления и взрослые советы – все очень сложно, я сам не справлюсь
8 слайд
- Позитивный телесный контакт – удовольствие, меня любят
- Контакт глаз – меня слушают
- Ласковые слова – счастье, меня любят
- Доброжелательные интонации – удовлетворение, меня принимают
- Эмоциональное присоединение – чувство «мы»
- Одобрение – они со мной, я делаю то, что нужно
- Согласие – чувство единения
- Улыбка – мне рады
9 слайд
- Оценка поступка, а не личности – адекватность, что мне сделать лучше
- Сравнение с самим собой – я буду скоро еще лучше
- Временный язык – надежда на лучшее, завтра все может быть все по-другому
- Похвала – радость, я хороший, я сделаю так еще
- Поддержка – облегчение, я не один, я справлюсь
- Комплимент – радость, меня заметили
10 слайд
- Выражение заинтересованности – я нужен, интересен
- Выражение родительских чувств – мне доверяют
- Отражение чувств ребенка – меня понимают
- Разговор, беседа, обсуждение, переговоры – мы партнеры
11 слайд
Куда обращаться в экстренных случаях
Департамент здравоохранения города Москвы
∙ Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБОУ здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»
г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А
тел.: 8 (495) 954-20-74 (пон.-пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00)
сайт: http://www.npc-pzdp.ru/
Оказывает специализированную квалифицированную консультативно-диагностическую и лечебную помощь детям с нервно-психическими расстройствами в возрасте от 1 года до 18 лет.
12 слайд
Куда обращаться в экстренных случаях
∙Кризисное психиатрическое отделение ГКБ №20 им. А.К. Ерамишанцева
г. Москва, ул. Ленская, д. 15
тел.: 8 (495) 471-11-38
Лечебное отделение для оказания помощи людям, «уставшим от жизни», находящимся в состоянии психологического кризиса, пытавшимся совершить самоубийство или думающим о нём (приём пациентов от 15 лет).
13 слайд
Куда обращаться в экстренных случаях
∙ Отделение психической патологии детского и подросткового возраста Московского НИИ психиатрии
г. Москва, ул. Потешная, д.3
Телефон: (495) 963-4561
Диагностика, лечение и коррекция нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. На базе консультативно-диагностического отделения также проводится амбулаторное консультирование детей и подростков с нервно-психическими расстройствами.
14 слайд
Куда обращаться в экстренных случаях
Телефон доверия для подростков
8-800-2000-122
15 слайд
Защита личной информации ребенка
Объясните ребенку, что нельзя:
- Указывать на своей странице в социальной сети свой номер телефона, адрес проживания, возраст
- Номер школы, место посещаемых секций, расписание занятий
- Точное местонахождение и планы на ближайшее время
- Информацию о нахождении взрослых
- Обсуждать родителей, родственников, друзей и информацию о них
- Место работы родителей, родственников и их контакты
- Обсуждать семейные материальные ценности, гаджеты и их количество
- Состояние банковских счетов, сбережений, наличности дома
- Обсуждать другую важную информацию
Существуют люди, которые могут воспользоваться
этой информацией в личных целях
16 слайд
Компьютерная безопасность ребенка: что нужно делать родителям
- Обоюдное рецензирование с ребенком перечня компьютерных игр на предмет наличия в них жестокости.
- Проверить контент в сети Интернет, посещаемой ребенком (встречаются ли сайты пагубной, деструктивной направленности).
- Обратите внимание на предметы, вещи, принадлежащие ребенку, подростку (есть ли среди них предметы, вызывающие у вас удивление, вопросы).
- Узнать, в каких сетях зарегистрирован ребенок. Обсудить с ним круг виртуальных друзей и группы.
- Договориться с ребенком о границах пребывания в сети Интернет (переписка, игра).