Выступление перед родителями комплекса "Гимназия 1542"

Сафонова Татьяна Владимировна

Выступление на общем родительском собрании посвящено роли родителей в профилактике суицидальной угрозы у детей и подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1542_roditelskoe_sobranie.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сафонова Татьяна Владимировн,

педагог-психолог ГБОУ ГППЦ ДОГМ

Выступление перед родителями комплекса «Гиминазия 1542»

по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

1 слайд

Что делать,

если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях

- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

2 слайд

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Признаки депрессивных реакций у подростков

1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5. Вялость, хроническая усталость.

6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной никчемности.

7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

- Успокоиться самому.

- Уделить всё внимание ребёнку.

- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

- Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

- Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

3 слайд

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

https://drive.google.com/file/d/0BwfvfR7IqLe

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

4 слайд

  • Негативная оценка личности – я плохой
  • Сравнение не в лучшую сторону – я хуже  других
  • Утверждения на все времена (ты всегда, ты никогда) – безнадежность: я всегда буду  плохим, я никогда не буду хорошим
  • Указание на несоответствие родительским ожиданиям - я не такой, каких любят; чтобы меня любили, я должен быть хорошим, а я плохой

5 слайд

  • Команды, приказы – страх или злость, подчинение или бунт
  • Угрозы – неповиновение,нарушенияповедения, гнев, страх
  • Оскорбления – обида, возмущение, ответная злость: сами такие
  • Наказания – злость, месть

6 слайд

  • «Жесткие» позы и мимика, негативные интонации - обида, страх, злость, меня не любят, мне не рады
  • Критика –  злость, ненависть, я плохой, меня не любят
  • Насмешки – обида, раздражение, злость
  • Нотации – психологическая глухота

7 слайд

  • Игнорирование: да что с ними говорить –  недоумение, злость, грусть, я никто, я не нужен
  • Отказ от объяснений – недоумение, непонимание
  • Интерпретации, анализ, диагноз – меня вычислили, смущение или раздражение
  • Наставления и взрослые советы – все очень сложно, я сам не справлюсь

8  слайд

  • Позитивный телесный контакт – удовольствие, меня любят
  • Контакт глаз – меня слушают
  • Ласковые слова – счастье, меня любят
  • Доброжелательные интонации – удовлетворение, меня принимают
  • Эмоциональное присоединение – чувство «мы»
  • Одобрение – они со мной, я делаю то, что нужно
  • Согласие – чувство единения
  • Улыбка – мне рады

9 слайд

  • Оценка поступка, а не личности – адекватность, что мне сделать лучше
  • Сравнение с самим собой – я буду скоро еще лучше
  • Временный язык – надежда на лучшее, завтра все может быть все по-другому
  • Похвала – радость, я хороший, я сделаю так еще
  • Поддержка – облегчение, я не один, я справлюсь
  • Комплимент – радость, меня заметили

10 слайд

  • Выражение заинтересованности – я нужен, интересен
  • Выражение родительских чувств – мне доверяют
  • Отражение чувств ребенка – меня понимают
  • Разговор, беседа, обсуждение, переговоры – мы партнеры

11 слайд

Куда обращаться в экстренных случаях

Департамент здравоохранения города Москвы

∙ Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБОУ здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»

г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А

тел.: 8 (495) 954-20-74 (пон.-пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00)

сайт: http://www.npc-pzdp.ru/

Оказывает специализированную квалифицированную консультативно-диагностическую и лечебную помощь детям с нервно-психическими расстройствами в возрасте от 1 года до 18 лет.

12 слайд

Куда обращаться в экстренных случаях

Кризисное психиатрическое отделение ГКБ №20 им. А.К. Ерамишанцева

г. Москва, ул. Ленская, д. 15

тел.: 8 (495) 471-11-38

Лечебное отделение для оказания помощи людям, «уставшим от жизни», находящимся в состоянии психологического кризиса, пытавшимся совершить самоубийство или думающим о нём (приём пациентов от 15 лет).

13 слайд

Куда обращаться в экстренных случаях

∙ Отделение психической патологии детского и подросткового возраста Московского НИИ психиатрии

г. Москва, ул. Потешная, д.3

Телефон: (495) 963-4561

Диагностика, лечение и коррекция нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. На базе консультативно-диагностического отделения также проводится амбулаторное консультирование детей и подростков с нервно-психическими расстройствами.

14 слайд

Куда обращаться в экстренных случаях

Телефон доверия для подростков

8-800-2000-122

15 слайд

Защита личной информации ребенка

Объясните ребенку, что нельзя:

  • Указывать на своей странице в социальной сети свой номер телефона, адрес проживания, возраст
  • Номер школы, место посещаемых секций, расписание занятий
  • Точное местонахождение и планы на ближайшее время
  • Информацию о нахождении взрослых
  • Обсуждать родителей, родственников, друзей и информацию о них
  • Место работы родителей, родственников и их контакты  
  • Обсуждать  семейные материальные ценности, гаджеты и их количество
  • Состояние банковских счетов, сбережений, наличности дома
  • Обсуждать другую важную информацию

Существуют люди, которые могут воспользоваться

этой информацией в личных целях

16 слайд

Компьютерная безопасность ребенка: что нужно делать родителям

  • Обоюдное рецензирование с ребенком перечня компьютерных игр на предмет наличия в них жестокости.
  • Проверить контент в сети Интернет, посещаемой ребенком (встречаются ли сайты пагубной, деструктивной направленности).
  • Обратите внимание на предметы, вещи, принадлежащие ребенку, подростку (есть ли среди них предметы, вызывающие у вас удивление, вопросы).
  • Узнать, в каких сетях зарегистрирован ребенок. Обсудить с ним круг виртуальных друзей и группы.
  • Договориться с ребенком о границах пребывания в сети Интернет (переписка, игра).