Программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Филонова Евгения Вениаминовна

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_alkogolizma.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Новочебоксарска ЧР

Рассмотрено                                                                                  Утверждаю

на заседании методического                                                       директор МБОУ «СОШ №13»

совета МБОУ «СОШ №13»                                                        ____________Мясникова Н.К.

г.Новочебоксарска                                                                       «____»____________2015г.

протокол   №____от______г

                                         

                                                                                     

Программа

 по профилактике алкоголизма и

наркомании среди подростков

                                                       Разработчик

                                                                                           Филонова Евгения Вениаминовна

                                                                педагог-психолог

                                                                    МБОУ «СОШ №13»

Новочебоксарск 2015 г.

 

Название:

 Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Автор-составитель:

Филонова Евгения Вениаминовна - педагог-психолог

Сроки реализации программы:

2015–2016 учебный год.

Цель программы:

профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи программы:

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

 -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни. 

Пояснительная записка

  Наказывать – по-русски значит поучать.

                                         Поучать нужно только примером.

                                             Воздаяние же злом за зло, не поучает,

                                                                                                    а развращает.

Л.Н.Толстой

      В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

       Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

       Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является  передозировка.

      Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

      Образование в школе,  включает  в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает  осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе  есть возможность привлечения специалистов по профилактике  наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной  работы  с семьёй учащегося.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование  здорового образа жизни  через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи:

-формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

-формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

-обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

-вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

 -формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

-просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

       В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

- открытости и информированности;

- добровольности и  сотрудничества;

- системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы  являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просветительская деятельность.

        Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

        Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение тематического видео «Трезвая Россия» Урок трезвости, презентации, выполненной в программе Power Paint  по данной теме, конкурс плакатов, рисунков. Викторина «Полезные привычки» и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Профилактическая деятельность.

      Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические  беседы.  

       Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

       Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

       В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

       Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

       Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции  девиантного поведения.

       Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков  является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Структура проекта.

Проект состоит из следующих разделов.

1.        Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2.        Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма; просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания; тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 8–11-х классов.

3.        Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4.        Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

    5.        Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

    6.        Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

    7.        Семинары и лекции приглашенных специалистов.

    8.        Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление  переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог - психолог;
  • родители;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • социальный педагог;

План мероприятий

№ п\п

наименование

цель

форма

сроки

I. Просветительская деятельность

1.

Информационный стенд для  учащихся и родителей

Пропаганда здорового образа жизни

Информационные документы

В течение года

2.

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

сентябрь- октябрь

3.

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

  ноябрь

4.

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Просвещение подростков  и их родителей по профилактике «маний»

Буклеты

октябрь-  апрель

5.

«Безопасное детство»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

апрель

6.

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Тренинги

сентябрь, октябрь,  и по запросу учителей

II. Профилактическая деятельность

1.

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Консультация

психолога

в течение года

2.

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра

в течение года

3.

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

 Консультация психолога

в течение года

III. Диагностико-аналитическая деятельность

1.

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкеты-опросники

октябрь

2.

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Анкета-опросник

Апрель

май

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

      Реализация   программы   осуществляется   через   систему   запланированных мероприятий в учреждении.   В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами  считаем:

- лекции:   лекция   является   наиболее   экономичным   способом   передачи
информации.    На   лекции   материал   излагается   концентрированно,    в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент   импровизации,   который   оживит   ее,   акцентировав   внимание обучающихся;

- практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие  обучающимся раскрыть свой внутренний потенциал;

- деловые  игры способствуют  снятию  психологического  напряжения  и
социальной адаптации в условиях современного общества.

- беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

1. Методы проблемного обучения:

- создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;

- самостоятельная    постановка,    формулировка    и    решение    проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

2. Психолого-социологические:

 - ролевая игра;

 - создание и решение различных ситуаций.

3. Методы  практико-ориентированной  деятельности:  

Упражнения и тренинги.

4.  Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Ожидаемые результаты.

     Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через  повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия  по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.

       Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы  повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение  - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Девиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.  Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
  5. Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
  6. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
  7. Программа  педагога  дополнительного   образования.   От  разработки  до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
  9. Словарь практического психолога / сост.  С.Ю. Головин. Минск:  ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
  10. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
  11. Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
  12.  «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
  13.  «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
  14.  «Лучшие уроки  по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. -  видеоматериал.