Консультации для родителей

Киселева Юлия Эдуардовна

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ

С самого рождения начинает действовать наша память и действует безостановочно всю жизнь. Информацию разных типов хранят разные виды памяти. Моторная память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она помогает нам выполнять привычные действия автоматически. Усвоив сложный навык (вязание, езда на велосипеде и т. д.), человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва.

Эмоциональная память бережет переживания. Эмоциональные впечатления фиксируются мгновенно. Причем чаще фиксируются и дольше удерживаются отрицательные эмоции. Данный вид памяти наиболее прочный. Это стоит использовать при обучении. Любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать интересным для себя.

Образная память связана с работой чувств. Она обеспечивает длительное хранение впечатлений. Словесно-логическая память фиксирует информацию, представленную в словесной форме. Сравнивая, анализируя, сопоставляя, пересказывая суть своими словами, она развивается только через общение с другими людьми. Формируясь в полной мере лишь в подростковом возрасте, фотографическая память сохраняет тот или иной образ в мельчайших деталях. Однако людям приходится вспоминать увиденное.

Мы легко и непринужденно запоминаем то, что нам очень нужно. Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания – пустое занятие, глупая растрата времени и сил. Это доказано и в опытах психологов. Испытуемых просили выучить наизусть ряд бессмысленных слогов и записывали. Сколько повторений для этого потребовалось! Потом старались как-то заинтересовать их в работе: устраивали соревнование, обещали награду. И людям с той же памятью нужно было чуть ли не вдвое меньше повторений для заучивания таких же бессмысленных слогов. Многие школьники на своем опыте открыли этот закон и научились пользоваться им. Они старались мысленно поставить себя в такое положение, в котором сегодняшний урок крайне необходим, – и сразу обострялась память, и сразу становилось легче и интереснее учить даже самый ненавистный урок!

Запоминание зависит от установки. В одном эксперименте учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверку первого назначили на следующий день. А второй просили запомнить на всю жизнь. В действительности экзамен на воспроизведение обоих рассказов провели лишь через месяц. Оказалось, что вторая история запомнилась значительно лучше, чем первая. Значит, если создать установку «этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только для ответа завтра на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастет вероятность сохранить информацию в памяти на длительный срок. Вообще всегда важно понимать, почему нужно что-то запомнить, где, как и когда будут использованы полученные знания. Английский философ Д. Стюард высказался на этот счет весьма категорично: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не предполагаешь применять».

Чтобы начать учить материал, надо любым способом убедить себя в том, что он остро необходим. А позже, когда придет увлеченность предметом, станет понятна его логика, порядок тем, разделов, глав и параграфов, и память наша будет работать безотказно.

С любым материалом надо активно действовать. Лучше всего запоминаются наши собственные действия. Мы непроизвольно запоминаем то, чем мы действуем, оперируем. Чем больше работы с материалом, тем больше мы запоминаем непроизвольно. Когда учишь урок, то самое невыгодное – повторять слова, написанные в учебнике. И самое выгодное – мысленно действовать с параграфом или страничкой, заданной на дом. Каждое понятие есть мысленное действие, создание модели в голове, конструирование такой модели. Чтобы составить понятие о маятнике, надо создать в голове мысленную модель маятника; чтобы запомнить ход Полтавской битвы, надо не просто разобрать это сражение в уме, но понять его значение для России, вспомнить все, что предшествовало битве, и продумать ее последствия – словом, надо хорошенько «повозиться» с материалом и тогда он сам собой запомнится, потому что наши действия запоминаются непроизвольно, без усилий. Очень эффективно использование зрительного образа.

У большинства людей лучше развита зрительная память. Хорошо включить то, что нужно запомнить, в рисунок или написать яркими цветами. Или составить из цифр узор – для воспроизведения информации достаточно будет только взглянуть на «внутренний экран» своей зрительной памяти. Над всяким текстом желательно работать с карандашом в руках: ставить вопросы на полях, записывать возникающие в процессе чтения мысли, спорить с автором, делать конспекты, схематизировать прочитанное.

Информацию важно эмоционально насытить, сделать интересной. Если материал скучный, но запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, теорему неплохо облечь в стихотворную форму или нарисовать комичные иллюстрации к описанию химических реакций.

Если читать книгу только глазами, не работая умом, если воспринимать только слова, то их не запомнить. Когда читается учебник, надо мысленно видеть и слышать то, о чем говорится в нем, т. е. представлять. Осмысливать текст, сравнивать, сопоставлять, доискиваться до причин, изучать следствия, не думая о том, чтобы запомнить, – и непроизвольная память сработает сама. Лишь после этого можно приступать к заучиванию. В опыте пятнадцать бессмысленных слов пришлось повторять двадцать раз. А пятнадцать слов, связанных по смыслу, – только три раза. Например, чтобы запомнить несколько словарных слов, можно составить с ними рассказ.

Помогают запоминанию эффект Зейгарник (российский психолог) и эффект края. Первый состоит в том, что лучше других запоминаются ситуации, дела, задачи, которые не удалось довести до конца. Этим с успехом пользуются создатели сериалов: если оборвать очередную часть на самом интересном месте, зрители не забудут содержания и станут с нетерпением ждать продолжения. Согласно эффекту края, в памяти оседают обычно начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно на концертах в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Понятно также, почему в споре все участники стремятся оставить за собой последнее слово.

Среди факторов, ухудшающих запоминание, – наложение сходного по форме и содержанию материала. Вот почему при подготовке домашних заданий следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учить литературу, после химии браться за историю.

В процессе работы важно держать память в состоянии «боевой готовности». Приступая к изучению темы, не следует сразу читать учебник, лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками и пропусками. В итоге материал усвоится гораздо легче: во-первых, память «взбодрилась», активизировалась; во-вторых, всегда интересно выяснить, что ты напутал или пропустил, – появляется азарт. Это очень полезный прием: прежде чем просто получить информацию, попробовать извлечь ее из памяти или подумать, что в принципе может быть сказано по данной теме. Следование такому правилу и память улучшает: ведь наш мозг довольно послушный слуга, если хозяин постоянно дает понять, что запасы сведений ему нужны и полезны, они будут храниться в порядке.

На тех же принципах основан оптимальный способ учить стихи. Нет смысла ругать себя за плохую память. Лучше прочесть один раз, чтобы ознакомиться, потом второй, стараясь ярко представить, почувствовать все, о чем говорит поэт, отметить самые выразительные строки. А затем закрыть книгу и рассказать стихотворение, не смущаясь заминок, пропусков. Снова прочесть, обращая внимание на то, что не вспомнилось в первый раз, и еще раз рассказать. При необходимости повторить. Этим способом человек с обычной памятью может выучить средней длины стихотворение за 20 минут. А если он еще расскажет его вслух спустя несколько часов и на следующий день, то, без сомнения, запомнит надолго.

Лучше учить с перерывами, чем подряд. Чем больше часть времени тратится на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение, тем выгоднее. Результаты самой первой попытки воспроизвести материал по памяти очень устойчивы, даже если воспроизводится текст неправильно. Если во время отдыха между заучиванием и повторением уснуть, то материал почти не забывается. При бодрствовании, занятии другими делами за тот же промежуток времени он забудется.

У кого хватит прилежания каждую неделю учить наизусть по одному незаданному стихотворению, тот и память свою разовьет прекрасно, и обогатит ее хорошими стихами – они будут поддерживать человека всю жизнь и всю жизнь доставлять радость. Иногда дети пересказывают заданное близко к тексту, стараются выучить его наизусть. Попробуем ограничить их во времени. Три минуты – вполне достаточный срок, чтобы сжато, четко и вразумительно пересказать смысл любого учебного текста! Несколько недель таких упражнений – и можно навсегда отучиться зубрить уроки. Надо использовать каждую возможность для применения нового знания. Начиная читать параграф, стоит повторить предыдущий, встретив полузабытый термин – вернуться и восстановить в памяти точное его значение. Материал запомнится хорошо, если есть цель, действие и применение.



Предварительный просмотр:

ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КОМПЬЮТЕР И НАСИЛИЕ

Ученые утверждают, что за последние годы умение детей общаться значительно ухудшилось. Телевидение стало помехой общению между членами семьи. Разве можно спокойно разговаривать друг с другом, когда на экране мелькает красочный, интригующий сюжет, на съемку которого ушел миллион долларов? К тому времени, когда ребенок вырастет от дошкольного возраста и до 14 лет, он увидит по телевидению 18 тысяч убийств и бесчисленное множество жестокостей, бессмыслиц. Может быть, совсем запретить смотреть детям телевизор? Нет, это крайность, но можно оградить себя от опасности стать его рабом. Как приучить детей быть разборчивыми и осмотрительными при выборе телевизионных передач? Возможности телевидения в образовании и формировании личности не имеют равных по сравнению с другими средствами массовой информации. Было бы полезно, чтобы родители смотрели передачи по телевидению вместе с детьми не только для того, чтобы разъяснять увиденное, но и для участия в приятном общесемейном занятии. В этом случае телевидение становится прекрасным методическим подспорьем в обучении, а также поводом для дискуссий по самым разным вопросам, однако при условии правильного использования всего материала передачи.

Необходимо отслеживать качество передач, регулировать время, в течение которого дети смотрят передачи по телевидению.

Работы известного психолога Bandura показывают, что постоянный просмотр сцен насилия по телевидению может приводить к увеличению агрессивности поведения, притуплению чувствительности к агрессии. Такие дети в дальнейшем могут нарушать закон, проявлять жестокость к своим женам и детям. Другая опасность – чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом. Практически все компьютерные игры построены на борьбе, погонях, убийствах, насилии, поэтому и называются в просторечии «стрелялками». Психическая активность не находит разрядки в необходимой физической нагрузке. Волны гормональных всплесков и мышечного напряжения не сопровождаются, как это должно быть по законам природы, сгоранием энергии при работе мышц, а это приводит к перевозбуждению, утомлению и закладывает фундамент будущих сердечно-сосудистых заболеваний.

Просмотр порносайтов нарушает нормальное формирование сексуальности у подростков, стирает грань между любовными отношениями и грубой продажной услугой. Формирование шаблонов поведения и взаимоотношений, насаждаемое своими фильмами и компьютерными играми, корежит психику ребенка. Об Интернет-зависимости можно говорить тогда, когда человек пользуется Интернетом не меньше года и если есть опасные симптомы:

1. Тяга к Интернету возникает при плохом настроении (аналогично тяге к алкоголю).

2. Появляется чувство подавленности при ограничении времени, проводимом в Интернете.

3. Увлечение Интернетом мешает учебе и отношениям.

4. Появляется желание скрывать от родных количество времени, проведенное в Интернете.

5. Поиск информации через Интернет вытесняет обращение с этой целью к людям.



Предварительный просмотр:

Тема: ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ.
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Цели:

 раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения;

 дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;

познакомить с методами коррекции агрессивного поведения.

Участники: классный руководитель, родители учащихся второго класса, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.

2. Разработка и составление совместно с психологом рекомендаций родителям по воспитанию гиперактивного ребенка.

3. Подбор педагогических методик для коррекции агрессивного поведения учащихся.

4. Подготовка теста для родителей совместно с председателем родительского комитета.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) тест для родителей;

2) запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту.

Мэри Ш. Курчинка

Ход собрания

I. Организационная часть.

Классный руководитель открывает собрание, объявляет его тему и цели.

II. Выступление школьного психолога по теме «Гиперактивный ребенок в школе».

Что такое гиперактивность?

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, такой ребенок корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

– У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или у девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до
11 лет в среднем составляет 16,5 %;

среди мальчиков – 22 %, среди девочек – около 10 %.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает развивающийся мозг.

Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или иных высших психических функций. Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Так, еще несколько лет назад гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Проблемы обучения гиперактивных детей:

1. Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно.

2. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

3. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.

4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

5. И еще одна особенность школьной среды не позволяет гипер-активным детям чувствовать себя в школе комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема, и она  требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так переплетаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

КОРРЕКЦИЯ В СЕМЬЕ

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны,  проявления  чрезмерной  жалости  и вседо-зволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

1. Поведение близких ребенку взрослых людей.

• Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

• Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

• Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

2. Организация благоприятной обстановки в семье.

• Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

• Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.

• Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

3. Активное взаимодействие ребенка с близкими взрослыми.

• Эмоциональное сближение.

• Игровая деятельность.

•Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

•Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему: все в ваших руках.

III. Выступление классного руководителя по теме «Коррекция агрессивности в поведении детей».

Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом.

Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской агрессивности:

1) сказкотерапия;

2) психотехнические освобождающие игры;

3) режиссерские игры.

Давайте рассмотрим содержание предложенных методических приемов.

Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.

После чтения необходимо провести беседу. В ходе ответов на поставленные вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.

Игра «Тир».

Описание. В этой игре ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячик) по движущимся мишеням – по другим детям, которые, изображая какую-либо зверушку или сказочный персонаж, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой.

Игра «Цыплята».

Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.

Игра «Молчанка».

Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.

Игра-упражнение «Где прячется злость?».

Дети закрывают глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, дети должны словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.

IV. Решение родительского собрания.

1. Оказывать помощь детям неконструктивного поведения.

2. Использовать предлагаемые игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения детей.

3. Создать благоприятные условия для воспитания и развития гиперактивных детей.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Обязательно поддерживайте своих детей и помогайте им, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Литература

1. Вайнер, М. Э. Дети. Эмоции. Школа. – Обнинск, 2001.

2. Вайнер, М. Э. Коррекция неконструктивного поведения школь-ников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. – № 1.

3. Ивочкина, Н. В. Коррекционные возможности народной иг-ры // Начальная школа. – 1998. – № 11, 12.

4. Ковальчук, М. А. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2002. – № 12.

5. Фигдор, Г. Детская агрессивность // Начальная школа.  – 1998. – № 11,



Предварительный просмотр:

Почему дети не хотят учиться?

Для родительского собрания

Вашему ребенку неинтересно ходить в школу, уроки он делает только из-под палки, да еще и норовит прогуливать занятия? К сожалению, большинству родителей такая ситуация знакома, и порой она кажется совершенно безвыходной. Проблема в том, что у таких детей отсутствует мотив к хорошей учебе.

В профессиональной психологии существует термин «мотивация», который используется для описания и объяснения причин поведения людей.

Мотивация бывает внутренней и внешней. О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия — например, если ребенок увлечен игрой.

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности — так, подросток может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители, или для общения с друзьями.

Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового.

Дети, которых отдают в школу, часто не понимают, зачем это нужно. Учиться трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные, а еще в школе, как правило, заставляют заниматься общественной работой. Ребенку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли лет до 14 он способен до конца понять смысл мудрой поговорки: «Корни учения горьки, зато плоды его сладки». Взрослая жизнь кажется такой далекой, а школа — сплошной принудиловкой.

Обычно родители стараются мотивировать ребенка к учебе, повторяя: «Вот будешь плохо учиться, не поступишь в институт!» Это неверный ход. Скорее всего, в вашем окружении есть люди, которые и без высшего образования добились если не карьерных успехов, то, по крайней мере, приличных доходов. Если ваш Петя видит, что сварщик дядя Вася зарабатывает больше его собственных родителей–инженеров, то он будет искренне недоумевать, зачем ему поступать в институт.

Итак, прежде всего, поймите, что именно интересно вашему ребенку. Если он, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать военным историком.

Предположим, он ответит утвердительно. Теперь ваша задача — заинтересовать его профессией. Выясните, в каких вузах обучают этой специальности, какие предметы надо сдавать для поступления. Если у ребенка будет цель, он станет получать необходимые знания самостоятельно, без какого-либо контроля с вашей стороны.

Если ребенку не даются технические предметы и он проявляет склонность к гуманитарным наукам, или наоборот, вам стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или в школу с соответствующим уклоном.

Если ребенок вообще не проявляет никакого интереса к школьной учебе, попробуйте отдать его на кружки. Не исключено, что внешкольные занятия, которые, как правило, проходят в непринужденной или игровой форме, пробудят в нем интерес к какому-либо предмету.

Чаще общайтесь с педагогами, обучающими ребенка. Они могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует развивать.

Не следует пугаться, если ребенок не слишком успевает по математике или русскому, зато обожает уроки труда. Не исключено, что его призвание – ручная работа. Поймите, что не всем дано заниматься высокоинтеллектуальным трудом. Стоит объяснить ребенку, что, даже чтобы «работать руками», нужно получить необходимый минимум знаний.

Если ребенок жалуется на школу, учителей, расспрашивайте его, что именно не нравится.

Помните: чем больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет и ему, и вам.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Учиться – это тоже работа. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок с радостью начинал свои трудовые будни. Обязательно провожайте его в школу. Даже, если по пути не надо переходить дорогу и школа находиться почти во дворе. Такие ежедневные утренние прогулки помогут первоклашке почувствовать всю важность своей новой роли школьника.

Он будет ощущать вашу поддержку и станет увереннее. По дороге можно повторить выученные уроки, поинтересоваться какие сегодня занятия предстоят маленькому ученику, чего он ждет от нового школьного дня. При необходимости приободрите его, настройте на позитивный лад.

Встречая из школы вместо традиционного вопроса «Какие сегодня оценки?» лучше поинтересуйтесь «Что нового в школе? Чем сегодня занимался? Что интересного было на уроках?». Видя, что вы проявляете интерес к его школьным делам, ребенок с воодушевлением расскажет обо всем, чем ему запомнился прошедший день, поделится своими радостями и огорчениями.

Почаще хвалите новоиспеченного школьника. Сейчас ваше одобрение ему нужно как никогда. Любым его победам искренне радуйтесь. Пусть даже вам кажется, что они незначительны. Казалось бы, ну, выучил ребенок стишок, ну, решил сам пример, что в этом такого. Но то, что кажется нам взрослым легким, для ребенка труд. Поэтому даже небольшой на ваш взгляд его успех все равно заслуживает похвалы. В честь первой полученной пятерки устройте небольшое домашнее торжество. Пусть ваше чадо ощутит восторг от успеха. Покажите, что вы гордитесь его достижениями.

А вот ругать ребенка за неудачи не стоит. Тем более, если он чего-то не понимает или делает ошибки. Лучше сядьте и спокойно доброжелательно объясните все что непонятно. И помните, что ошибки – это нормально, в процессе обучения без них не обойтись. Никогда не называйте ребенка «дураком, тупицей, бестолочью». Подобные оскорбления не вызовут ничего, кроме неуверенности, обиды и неприязни к школе. Гораздо лучше, если вы будете внушать ему уверенность в том, что он со всем справится.

Составьте и соблюдайте режим дня. Правильное распределение времени занятий и отдыха поможет избежать повышенной утомляемости. Дети в возрасте 6-7 лет должны через каждые полчаса занятий делать перерыв на 15-20 минут. И обязательно включите в распорядок дня прогулку.

Организуйте ребенку его персональное рабочее место – письменный стол и пару полок для учебников, тетрадок и прочих школьных принадлежностей. Позаботьтесь о хорошем освещении, это поможет избежать проблем со зрением.

Представьте, что вы пошли учиться вместе с ребенком. Поначалу усаживайтесь вместе делать домашние задания. Наберитесь терпения и садитесь за уроки только в хорошем настроении. Это поможет вам не раздражаться и не сорваться лишний раз. Постепенно отстраняйтесь от совместного выполнения уроков, предоставляйте первоклашке все больше самостоятельности. Но обязательно контролируйте сделанное. Не ругайтесь, но и не проверяйте молча. Не критикуйте. Если нашли какие-то ошибки, неточности, небрежности, предложите ребенку их исправить. И никогда не выполняйте домашних заданий за юного ученика. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.

Для маленького школьника его учитель – это авторитет. Уважайте мнение ребенка о нем. И никогда не ругайте и не критикуйте педагога при ученике.

Конечно, первоклашке не легко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.

И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок. Ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует!

Педагог психолог : Киселева Юлия Эдуардовна



Предварительный просмотр:

КРИК о помощи. Профилактика детского суицида.

(консультация для родителей младших школьников)  2021.

                    Информация подготовлена  

педагогом-психологом

Киселевой Ю.Э.

    Вопрос профилактики детских суицидов становится особенно актуальным в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте, где лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, а в остальных 90% - это крик о помощи. В зависимости от личностного смысла суицида ученые выделяют несколько видов:

1. Протест или месть: человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит в агрессию на себя

2. Призыв: человек считает, что он никому не нужен, своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи, цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей

3. Избегание: человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах это вынести, смерть рассматривается как способ избегания страданий Самонаказание: человек совершил поступок, который он не может себе простить, происходит как бы раздвоение личности на «судью и подсудимого». Наказывая себя человек, искупает свою вину.

4. Отказ: человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было (Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.)

     Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них не сформировано представление, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. Суицидальные поступки до 10 лет совершаются нечасто… чем меньше возраст ребенка, тем более травматичными бывают попытки.

     Самоубийство – это всегда аутоагрессивность, то есть агрессия, направленная на себя, на саморазрушение.

     Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте. Негативную роль играют перенесенные заболевания или черепно-мозговые травмы. Важно проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать, каковы реакции ребенка на конфликты, ссоры и споры, возникающие в семье или школе. Не проявляются ли при этом у ребенка высказывания примерно следующего содержания: «Мне все надоело», «мне надоело жить в таких условиях», «лучше не жить, чем жить с вами» (последняя фраза – это особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту, психиатру).  

      Особенности поведения – предмет для тщательного наблюдения взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, особенно те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе «ущерб» (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т.п.), То это, скорее всего, обозначает, что преобладают в стереотипе поведения аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.

     Анализируя особенности речи ребенка, следует замечать, насколько он склонен к самообвинению, как часто называет себя «идиотом», «дураком», «уродом» и т.п. – все это признаки сформированной заниженной самооценки, которая является первой ступенью аутоагрессии.

     Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже сааме любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то при возникновении внутриличностных проблем, воспринимаемых ребенком как непреодолимые, у него есть высокая вероятность направить на себя имеющуюся энергию разрушения.

     Необходимо знать, что смотрит ребенок по телевидению, что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.

     Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом, любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как действие, опасное для его жизни и здоровья.

     Определяющую роль при формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. Корнем нарушений отношений в семье является неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком.   Проблема жестокого обращения играет немаловажную роль в принятии решения ухода из жизни. Ребенок младшего школьного возраста в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление своим родителям, защититься от психологического и физического насилия с их стороны. Проведенное Н.Ю. Синягиной исследование учащихся и родителей младшей школы показало, что «основной причиной недовольства родителей своими детьми, и, как следствие, ругань, подзатыльники, избиение является неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%».

      Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Однако, у детей существует и особая «маскированная» депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность, проявляет грубость, агрессию, не делает домашнего задания, может прогуливать школу, уходить из дома и т.п. таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия может быть типичной «маской» депрессии у детей и подростков.

     Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:

1. Организовать своему ребенку щадящий режим дома и в школе переговорить с педагогами, чтобы они временно снизили учебные требования к ребенку (объяснив свою просьбу).

2. Посетить психолога, окружить ребенка дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку.

3. Побаловать своего ребенка его любимыми блюдами, стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

4. При затяжной депрессии обязательна консультация психотерапевта или невролога и медикаментозная терапия.

     В суицидальном поведении детей помимо нарушений детско-родительских отношений играют роль школьные трудности в отношениях с учителями и одноклассниками: 

1. Конфликтные отношения с учителями.

2.  Проблема признания сверстниками

3. Давление со стороны референтной группы (группы, по отношению к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников

4.  Частая смена учебного заведения (потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой)

    Уважаемые родители! Будьте терпеливы в отношении своих детей, будьте для них «тихой гаванью», куда может пристать корабль, особенно, если вокруг штормит. Будьте наблюдательны, отзывчивы. И просто любите своего ребенка, демонстрируйте ему свою любовь: своими словами, интонацией голоса, прикосновениями, и, конечно, своими поступками.

Литература:

  1. Дитя человеческое. Журнал. - 2012г. — №2. Тема номера «Страшная беда – детский суицид».
  2. Методические рекомендации по профилактике суицидов в образовательном учреждении (Социальная сеть работников образования. Адрес доступа: http://nsportal.ru)
  3. Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет (Ценность жизни. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, г. Ханты – Мансийск).
  4. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 44 с.



Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании   2021.

Рекомендации по нормализации детско-родительских отношений

             Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок выступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Создание и поддержание в семье здорового  психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

             При каких условиях это будет осуществляться наиболее успешно? Во многом результат зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

             Важно помнить о том, что социальная адаптация  детей с нарушениями развития напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения.

            В повседневной жизни матери всех «особых» детей испытывают огромные трудности воспитательного характера. Воспитание как социализирующий процесс, прежде всего, решает проблему адаптации ребенка к самостоятельной жизни, обучения правилам и нормам социально принятого поведения, доброму отношению, любви к матери  и к другим близким.

            Родители должны знать, что не адекватные воспитательные подходы с их стороны (гипоопека, физические наказания, гиперопека, воспитание в культе болезни и др.) формируют личностную неустойчивость ребенка, наносят колоссальный вред  его психическому здоровью. Ребенок должен быть включен в повседневную жизнь семьи. Правильное распределение обязанностей будут способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

             Предложенные рекомендации  ориентированы на формирование конструктивных отношений в системе «родитель – ребенок с нарушением развития».

                         

Развитие умения общения с детьми

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

–  стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

–  контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных   требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и      «нельзя»;

–  повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

–  выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

–   не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

 2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

 3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

 4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка.

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся «особому» ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Поведение в процессе общения с детьми

            Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

           Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

            Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

            Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

            Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

            Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

            Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом  деле не желали.

            Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

           Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

–    спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

–    не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

           Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

                                                           



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                       2021

РЕБЕНОК-КАТАСТРОФА, ИЛИ 5 ПРИЧИН ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ №1

Естественные возрастные кризисы
Кризис в дошкольном возрасте – это всегда сложно, но это неотъемлемый аспект в формировании личности. В жизни каждого ребенка до 7 лет выделяют 3 кризиса: в 1 год, 3 года и в 7 лет. Скажу больше, если в момент возрастных кризисов ваш ребенок демонстрирует нормальное поведение – это плохо. 

Что стоит помнить о возрастных кризисах:

  1. Это тяжелое время для ребенка
    2) Ребенок нуждается в поддержке родителей
    3) Основная задача – освоить новые модели поведения


    Помните, что воспитатель в детском саду не сможет в полной мере помочь ребенку прожить тот или иной возрастной кризис и сформировать необходимые навыки без участия родителей! Этот период в зоне ответственности родителей.

    ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ №2:

 Принуждение
Хочется сразу заметить, если многократно и длительно заставлять детей делать то, чего они категорически не хотят, вы воспитаете в них обратное. Когда ребенок занимается чем-либо под давлением, он мгновенно испытывает к этому искреннее отвращение. К тому же, если это вовремя не прекратить, он будет считать, что вы не понимаете его и вам плевать на то, что для него является важным. Поэтому, когда вновь подвернется случай заставить ребенка убрать за собой игрушки или заправить постель, попытайтесь выслушать мнение ребенка и прийти к компромиссу. Быть может, он себя плохо чувствует? Или малышу просто не хватает вашего внимания. Вспомните, как давно вы проводили время вместе?
Чтобы исправить ситуацию, как минимум, нужно изменить тон общения: просить, а не приказывать.

ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ №3:

 Эволюционная потребность сформировать необходимые качества для жизни
То, что мы считаем плохим поведением – это способ ребенка натренировать крайне важные навыки и качества. Негативное поведение жизненно необходимо ребенку для формирования только положительного. Например, если ребенок проявляет упрямство по отношению к просьбам родителей, тем самым он учится отстаивать свою точку зрения; если ребенок обесценивает ваши просьбы, таким образом он осмысливает происходящее; протестуя, ребенок развивает в себе волю и навык преодолевать препятствия, а деспотизм учит самоуважению. Помните, если дети дают реакцию, тем самым они учатся! У него не хватает словарного запаса, чтобы по-другому объяснить вам. родители, чего он хочет. Очень важно не отбить желание у ребенка оттаивать свою точку зрения, не наказывать его. 

ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ №4:

 Способ удовлетворить проигнорированные родителями базовые потребности 
Каждый педагог должен знать. Что у ребенка есть 5 базовых потребностей: физиологические, потребности в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении и признании и, наконец, в самореализации. 
Если эти потребности будут проигнорированы, ребенок будет всячески пытаться их удовлетворить методами, которые вы будете принимать за «плохое» поведение. 

ПРИЧИНА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ №5:
 

Уровень способностей родителей
Дети, как лакмусовая бумажка, показывают нам наши реальные способности в воспитании детей. Запомните, если вы хотите, чтобы у вас было полное понимание с ребенком, те здоровые отношения, о которых вы мечтаете – посвятите этому время, посвятите время самообразованию. Иначе, будущее ваших детей будет похоже на лотерею. Да, в неблагополучных семьях тоже вырастают замечательные люди. Но они вырастают таким не благодаря, а вопреки своим родителям. 

Ребенка нужно и можно наказывать в одной ситуации – за нарушение установленных правил.