Программа технического кружка "Оригами"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami.docx | 416.17 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
№11 им. Г.С. Титова
________И.А. Меховская
«___»_____________2016
Программа технического кружка «ОРИГАМИ»
для учащихся 5 – 6 классов
Педагог-психолог МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова
Л.А. Курочкина
Пояснительная записка
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Занятие оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков;
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цель и задачи курса
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи :
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности
развивать мелкую моторику рук;
формировать коммуникативные навыки: умение работать в группе, в парах, слушать других, считаться с чужим мнением и аргументированно отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения; уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
В 1 год обучения в кружок «Оригами» принимаются все желающие учащиеся 5-6 классов. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Оценка результатов:
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
1 год обучения
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Дата |
1. | Из истории оригами. Материалы и инструменты. Модули оригами. | |
2. | Изготовление деталей для «Радужного лебедя» | |
3. | Сборка модулей для «Радужного лебедя» | |
4. | Сборка «Радужного лебедя» | |
5. | Подготовка деталей для «Мини лебедя» | |
б. | Подготовка модулей для «Мини лебедя» | |
7. | Изготовление «Мини лебедя» | |
8. | Подготовка деталей для «Белого лебедя» | |
9. | Подготовка модулей для «Белого лебедя» | |
10. | Изготовление фигурки « Белого лебедя» | |
11. | Подготовка деталей для «Птенчика» | |
12. | Подготовка модулей для «Птенчика» | |
13. | Изготовление фигурки «Птенчик» | |
14. | Подготовка деталей для «Жар-птицы» | |
15. | Подготовка модулей для «Жар-птицы» | |
16. | Подготовка модулей для «Жар-птицы» | |
17. | Изготовление фигурки «Жар-птица» | |
18. | Подготовка деталей для «Жар-птицы с большим хвостом» | |
19. | Подготовка модулей для «Жар-птицы с большим хвостом» | |
20. | Изготовление фигурки «Жар-птица с большим хвостом» | |
21. | Подготовка деталей для «Зайчика» | |
22. | Подготовка модулей для «Зайчика» | |
23. | Подготовка модулей для «Зайчика» | |
24. | Изготовление фигурки «Зайчик» | |
25. | Подготовка деталей для «Зайки-модницы» | |
26. | Подготовка модулей для «Зайки-модницы» | |
27. | Изготовление фигурки «Зайка-модница» | |
28. | Подготовка деталей для «Совёнка» | |
29. | Подготовка модулей для «Совёнка» | |
30. | Изготовление фигурки «Совёнок» | |
32. | Подготовка деталей для «Пингвина» | |
33. | Подготовка модулей для «Пингвина» | |
34. | Изготовление фигурки «Пингвин» | |
35. | Выставка работ кружка. |
2 год обучения
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | |
2 | Подготовка деталей для фигурки «Бычок» | |
3 | Подготовка деталей для фигурки «Бычок» | |
4. | Подготовка модулей для фигурки «Бычок» | |
5. | Подготовка модулей для фигурки «Бычок» | |
6. | Изготовление фигурки «Бычок» | |
7. | Подготовка деталей для фигурки «Коровка» | |
8. | Подготовка деталей для фигурки «Коровка» | |
9. | Подготовка модулей для фигурки «Коровка» | |
10. | Подготовка модулей для фигурки «Коровка» | |
11. | Изготовление фигурки «Коровка» | |
12. | Подготовка деталей для изделия ваза «Ананас» | |
13 | Подготовка деталей для изделия ваза «Ананас» | |
14 | Подготовка модулей для изделия ваза «Ананас» | |
15 | Подготовка модулей для изделия ваз «Ананас» | |
16 | Изготовление вазы «Ананас» | |
17 | Подготовка деталей для фигурки «Павлин» | |
18 | Подготовка деталей для фигурки «Павлин» | |
19 | Подготовка модулей для фигурки «Павлин» | |
20 | Подготовка модулей для фигурки «Павлин» | |
21 | Изготовление фигурки «Павлин» | |
22 | Подготовка деталей для фигурки «Розовая ваза» | |
23 | Подготовка деталей для фигурки «Розовая ваза» | |
24 | Подготовка модулей для фигурки «Розовая ваза» | |
25 | Подготовка модулей для фигурки «Розовая ваза» | |
26 | Изготовление фигурки «Розовая ваза» | |
27 | Подготовка деталей для фигурки «Дед Мороз» | |
28 | Подготовка деталей для фигурки «Дед Мороз» | |
29 | Подготовка модулей для фигурки «Дед Мороз» | |
30 | Подготовка модулей для фигурки «Дед Мороз» | |
31 | Изготовление фигурки «Дед Мороз» | |
32 | Подготовка деталей для «Снежинки» | |
33 | Подготовка модулей для «Снежинки» | |
34 | Изготовление фигурки «Снежинка» | |
35 | Подготовка деталей для «Корзинки» | |
36 | Подготовка деталей для «Корзинки» | |
37 | Подготовка модулей для «Корзинки» | |
38 | Подготовка модулей для «Корзинки» | |
39 | Изготовление «Корзинки» | |
40 | Подготовка деталей для фигурки «Барышня» | |
41 | Подготовка деталей для фигурки «Барышня» | |
42 | Подготовка модулей для фигурки «Барышня» | |
43 | Подготовка модулей для фигурки «Барышня» | |
44 | Изготовление фигурки «Барышня» | |
45 | Подготовка деталей для изделия «Спортивный кубок» | |
46 | Подготовка деталей для изделия « Спортивный кубок» | |
47 | Подготовка модулей для изделия «Спортивный кубок» | |
48 | Подготовка модулей для изделия «Спортивный кубок» | |
49 | Изготовление изделия «Спортивный кубок» | |
50 | Подготовка деталей для фигурки «Рыжий Вася» | |
51 | Подготовка деталей для фигурки «Рыжий Вася» | |
52 | Подготовка модулей для фигурки «Рыжий Вася» | |
53 | Подготовка модулей для фигурки «Рыжий Вася» | |
54 | Изготовление фигурки «Рыжий Вася» | |
55 | Подготовка деталей для фигурки «Подружка Рыжего Васи» | |
56 | Подготовка деталей для фигурки «Подружка Рыжего Васи» | |
57 | Подготовка модулей для фигурки «Подружка Рыжего Васи» | |
58 | Подготовка модулей для фигурки «Подружка Рыжего Васи» | |
59 | Изготовление фигурки «Подружка Рыжего Васи» | |
60 | Подготовка деталей для изделия «Настольная лампа» | |
61 | Подготовка деталей для изделия «Настольная лампа» | |
62 | Подготовка модулей для изделия «Настольная лампа» | |
63 | Подготовка модулей для изделия «Настольная лампа» | |
64 | Изготовление изделия «Настольная лампа» | |
65 | Подготовка деталей для изделия «Яблоко» | |
66 | Подготовка модулей для изделия «Яблоко» | |
67 | Изготовление изделия «Яблоко» | |
68 | Выставка работ в школе |
Краткое описание тем программы
1тема: Вводное занятие. Оригами – это самобытное японское искусство создание различных модулей путём сгибания бумаги. Развитие оригами от глубокой древности до наших дней. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами и клеем. Показ готовых работ. Работа с интернет источниками.
2 тема: Подготовка деталей. Выбор бумаги (офисная, блоки для записи, бумага для оригами, цветная бумага для детского творчества, журнальная бумага). Размеры бумаги для деталей. Инструменты и дополнительные материалы (клей, линейка, краски, нитки, бисер, пайетки, бусины, шарики для пинпонга) Правильная разметка, чертёж и вырезание деталей.
3 тема: Подготовка модулей. Модули оригами. Разновидность модулей(треугольный модуль, модуль «кусудамы «супершар», модуль «трилистник»). Сборка модулей.
4 тема: Изготовление фигурки. Изготовление фигурок. Способы выполнения из бумаги различных животных и других фигурок. Все они делаются на основе заготовки округлой формы. Оформление фигурок с использованием дополнительных материалов.
Формы подведения итогов:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в СДК.
• Участие в ежегодной районной выставке
детского прикладного и технического творчества.
• Участие в районных и городских выставках.
Техническое оснащение: видеофильмы, Интернет
Список литературы для педагога
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Литература для учащихся:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
- Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.