Конспекты тренингового занятия с педагогами по развитию компетентности в общении.

Камалева Илия  Исхаковна

 Тема:

1 «Восприятие человека человеком» 

2.«Общаться с другим человеком. Как?»  

3« Конфликт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_treningov.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 128 «Гвоздичка»

 г.о. Тольятти

Конспект тренингового занятия

с педагогами по развитию компетентности в общении

Тема: «Восприятие человека человеком»

Составил:

педагог-психолог

Камалева И.И.

Участники: педагоги

Ведущий: педагог-психолог

Цель: осознать себя как  ты воспринимаешь человека.

Задачи:

1. Осознание «барьеров» в общении (стереотипизация, эффекты, атрибуция)

2. Развитие наблюдательности к внешности, состоянию другого человека.

3. Апробировать техники установления контакта.

Использование технологий:

 здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления психологического здоровья - игры и упражнения на саморегуляцию, разрядку негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения;сохранения физиологического здоровья и профилактики утомляемости ).

Оборудование : ноутбук и интерактивная доска; слайдылисты формата А-4 и цветные карандаши на каждого участника ; ноутбук с музыкальным сопровождением

       Все участники тренинга сидят в кругу. Педагог-психолог рассказывает притчу о человеке, который всю жизнь хотел изменить мир к лучшему и только к концу жизни пришёл к выводу, что надо всегда начинать с себя. Что и предлагает педагог-психолог сделать на трёх встречах. Она объясняет правила взаимодействия в группе. Все участники принимают.

      Для снятия некоторого напряжения в начале педагог-психолог предлагает несколько (игровые технологии)  интерактивных игр: «Постройтесь в шеренгу с закрытыми глазами по росту», «Постройтесь в шеренгу по цвету глаз», «Угадай, сколько ладоней на твоей спине».

1. Упражнение «стереотипы в общении»

Форма проведения: в малых подгруппах.

Описание: каждой подгруппе предлагается фотография одного и того же человека, но с разной установкой: одной – это учёный, другой – преступник. Задача участников найти во внешности этого человека соответствующие черты его рода деятельности.

По окончанию выполнения задания педагог-психолог  в процессе обсуждения помогает осознать влияние установки на восприятие другого человека, и следовательно отношения к нему, что и является «барьером» на пути установления контактов.

       Педагог-психолог просит участников поделиться аналогичными примерами из свого опыта. Несколько человек рассказывают. После этого педагог-психолог кратко рассказывает об эффектах восприятия, атрибуции, стереотипизации.

2. Упражнение «Общение в парах».

Форма проведения: в парах.

Описание: участники садятся спинами и по очереди описывают внешность партнёра. Затем поворачиваются друг к другу и анализируют ошибки при описании.

После выполнения обсуждение по кругу. Отмечается, что чаще всего было неправильно описано?

3. Упражнение «Вступи в контакт»

Форма проведения: всей группой.

Описание: Один из участников выходит за дверь. Когда он вернётся, ему надо будет определить, кто из участников будет готов вступить с ним в контакт. Один из группы будет демонстрировать желание общаться, а остальные – нежелание. При  участники будут использовать только жесты, мимику. Задача ведущего: определить, кто готов с ним общаться.

После выполнения обсуждение по кругу.

- Как ты определила, что она хочет с тобой общаться? По каким признакам?

- По каким признакам ты поняла, что с тобой не хотят общаться?

- Что ты чувствовала при нежелании?

4. Упражнение «Почувствуй состояние соседа».

Форма проведения: индивидуально.

Описание: Педагог-психолог предлагает в тишине на несколько минут прочувствовать состояние своего соседа слева. После сказать ему, что вы почувствовали. Сосед даёт обратную связь.

- На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?

5. Знакомство с техникой установления контакта – присоединение и поупражняться в ней.

Рефлексия  парами:

- Удалось ли установить контакт?

- Что чувствовал каждый из вас в паре?

Итоговая рефлексия после первого дня тренинга:

- С чем уходите: с какими чувствами, с какими мыслями?

- Какие открытия сделали о себе?

Рефлексия по тренингу

Конспект тренингового занятия

с педагогами по развитию компетентности в общении

 Тема: «Общаться с другим человеком. Как?»

Цель: Освоить техники общения, почувствовать где барьер и в чем.

Задачи:

1. Осознание своей стратегии в процессе взаимодействия с другим человеком.

2. Апробирование эффективных техник общения.  

        В начале педагог-психолог предлагает несколько интерактивных игр: «Перемани мою пару», «Угадай эмоцию со спины», «Ситуация - эмоция».

1. Упражнение «Ассоциации».

Форма проведения: всей группой.

Описание: Посмотреть на участников, и сказать какие образы, ассоциации возникают в связи с этим человеком, можно пояснить.

2. Упражнение «Это ты, а это я».

Форма проведения: в парах.

Описание: участники садятся друг против друга, установив контакт глаз, обращаются друг к другу с жестами «Это ты, а это я». Затем смена партнёров.

- Расскажите о вашем опыте взаимодействия.

      Педагог-психолог рассказывает о 4 позициях в общении в связи с этим упражнением.

3. Упражнение «Комплименты за дверью»

Форма проведения: всей группой.

Описание: Желающий выходит за дверь, остальные говорят ему комплименты и записывают на один листок. Участник возвращается и ему вручается листок. Он может сразу прочитать и дать обратную связь об этом.

4. Знакомство с техниками пассивного и активного слушания, «Я»- высказываний, «Ты» - высказываний.

     Педагог-психолог предлагает проиграть ситуации из повседневного взаимодействия, используя техники.

Рефлексия:

- Изменилось ли твоё видение данной ситуации после того, как ты использовал техники?

- Что нового?

- Что ты чувствовала в процессе взаимодействия?

        Итоговая рефлексия после второго дня тренинга:

- С чем уходите: с какими чувствами, с какими мыслями?

- Что нового узнали о себе?

Отобразите своё состояние любыми невербальными средствами.

Рефлексия по тренингу

                       

Конспект тренингового занятия

с педагогами по развитию компетентности в общении

Тема: « Конфликт»

Цель: овладение техниками и способами выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Исследование собственных стратегий и сложностей в конфликтных ситуациях.

 2.Поиск путей оптимального разрешения конфликта.

       Педагог-психолог спрашивает участников об их состоянии после двух дней тренинга, просит поделиться в связи с этим своими чувствами, мыслями.

       В начале  предлагает несколько интерактивных игр:

«Спина к спине», «Угадай по ладоням» и другие.

1. Упражнение «Хлопок».

Форма проведения: в парах.

Описание: Участники стоят лицом друг к другу на расстоянии шага, руки вытянуты вперёд. Один участник резким движением рук пытается коснуться тыльной части кистей другого. Роли меняются.

    По окончанию выполнения задания педагог-психолог  просит участников поделиться опытом взаимодействия.

- Что вы чувствовали, когда выигрывали?

- Что вы чувствовали, когда проигрывали?

- А как в жизни?

- Насколько эти стратегии выигрыша и поражения вам соответствуют в жизненных ситуациях?

2. Упражнение «Пресс».

Форма проведения: в парах.

Описание: Один становится сзади другого, ладони на плечи, можно встать на стул и надавить. Важно второму участнику почувствовать: что ему хочется сделать: шаг в сторону? Назад? Присесть?

После выполнения обсуждение по кругу.

Вопросы к рефлексии:

- Что чувствовали под «грузом»?

- А в жизни как?

- Хочется что-то изменить в стратегиях своего поведения?

3. Упражнение «На ковре-самолёте»

Форма проведения: в парах.

Описание: Представьте, что вы летите на ковре-самолёте, за вами гонится стая хищников, впереди горы, вам их вдвоём не одолеть, один должен пожертвовать собой. Решайте, кто им будет».

После выполнения обсуждение по кругу.

- Кто взял инициативу при решении?

- Что чувствует жертва? победитель?

- А в жизни вы всегда жертвуете собой ради другого?

- Ничего не хочется изменить?

5.Пути оптимального разрешения конфликта?

Педагог-психолог предлагает конфликтные ситуации или участники тренинга предлагает свои, и проигрывая с использованием техник пассивного и активного слушания, «Я»-высказывания и «Ты»-высказывания решить их эффективно и конструктивно.

Итоговая рефлексия после всех дней тренинга:

- Что дал мне тренинг?

- С какими чувствами, с какими мыслями уходите?

Рефлексия по тренингу