Этап | Содержание | Примечание |
Вводная часть.
1.Визитка. Установление правил
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Превращения» | Психолог : «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой) На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать: Правила тренинга: -Смотреть на того, к кому ты обращаешься; -Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»; -Говорить по одному; -Уважать чужое мнение; -Внимательно слушать, когда говорят другие; -Говорите искренне. -Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.
-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.
Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения. Если бы я был книгой, то я был бы … Если бы я был едой, то я был бы … Если бы я был животным, то я был бы. Если бы я был растением, то я был бы … | 1 слайд
Оборудование: мяч Форма работы: коллективная, в кругу
Форма работы: коллективная, в кругу |
II.Основная часть. Упражнение «Памятка на «черный день»» | Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества Мои лучшие качества | Мои способности и таланты | Мои достижения
| |
| |
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности. Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом. «Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области. Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества. Индивидуальная самостоятельная работа Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию) | 2 слайд Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы Форма работы: индивидуальная, в кругу. Музыкальное сопровождение «Музыка для души»
Рефлексия |
Упражнение «Черты терпимой личности»
Упражнение «Волшебное озеро»
| Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности». Черты терпимой личности (раздаточный материал) Колонка А _ Колонка В 1. Дружелюбие 2. Умение прощать обидчика 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Способность помочь товарищу в трудную минуту 8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя 9. Умение контролировать свои слова и поступки 10. Доброжелательность 11. Любовь к животным 12. Любовь к людям 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность сочувствовать другому человеку Толерантной личности свойственны 15 характеристик. Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. Индивидуальная работа Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом. Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. -Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете .Улыбнитесь ему. - Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
| 3 слайд Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности». Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.
видеоролик : «Притча о добре»
4 слайд «Обсуждение»
|
Понятие «толерантность,»
Упражнение «Я люблю тебя…» | - Мы выяснили, что каждый человек –это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно , с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
- А что , по-вашему , означает слово «толерантность»?
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого», в китайском – быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском - «прощение, снисхождение», в персидском – «терпение, выносливость ,готовность к примирению».
Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача. Вы должны сказать «Я люблю тебя...»,назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите. ( Например, Я люблю тебя, Лариса, за то ,что ты много внимания уделяешь своим детям) .Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили. Помните ,что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим. -Легко ли вам было признаться в любви к самому себе? - Что вы при этом чувствовали?
| 5 слайд Музыка «Одинокий пастух»
видеоролик : «Я- толерантная личность», |
3 Заключительная часть
Упражнение «Похвали себя и других»
Упражнение «Я заслуживаю..»
Упражнение «Я желаю себе и другим…»
| Участники делятся на пары. - Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру ,что вам в нём нравится. Партнёр ,выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например, «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая» Затем Вера должна похвалить меня. - Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? - Легко ли было хвалить себя?
Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру — “Я заслуживаю...”. -Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п.. Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим. Мяч передаётся по кругу . Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
|
6 слайд Лучшая музыка для поднятия настроения
7 слайд «Счастье»
8 слайд «Ритуал прощания» |