Конспект открытого занятия с педагогами : тренинг «Толерантность- как принцип взаимодействия между людьми» (с использованием новых образовательных технологий)

Камалева Илия  Исхаковна

«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она те¬чёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_trening_tolerantnosti_s_pedagogami.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 128 «Гвоздичка» городского округа Тольятти

Конспект открытого  занятия с педагогами

тренинг   «Толерантность- как принцип взаимодействия между людьми»

(с  использованием новых образовательных технологий)

Дата: 03.02.2016г. 

Участники: педагоги

Ведущий: педагог-психолог Камалева И.И.

Цель: формирование толерантности личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и  расширение и приобретение специальных знаний о толерантности.

Задачи:

  • осознание педагогами своей индивидуальности
  • познакомить с понятием «толерантность»
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
  • помочь педагогам внимательно  относиться к себе, уважать и принимать себя

Использованные технологии: ИКТ (с целью повышения интереса к тренингу,  для расширения и актуализации знаний по теме, создания творческой атмосферы через использование музыкального сопровождения);

Оборудование:  проектор,  презентация с  музыкальным сопровождением «Картинки толерантности»;  аудиоматериал «Музыка для души»; видеоматериал: видеоролик : «Я- толерантная личность», «Притча о добре»; мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало.

Ход :

Этап

Содержание

Примечание

Вводная часть.

1.Визитка.

Установление правил

Упражнение «Комплименты»

Упражнение «Превращения»

Психолог : «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой)

На нашем занятии будут установлены правила, которые вы должны соблюдать:

Правила тренинга:

-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;

-Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;

-Говорить по одному;

-Уважать чужое мнение;

-Внимательно слушать, когда говорят другие;

-Говорите искренне.

-Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.

-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.

Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент.

Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное– комплимент.

Задание. Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения.

  Если бы я был книгой, то я был бы …

 Если бы я был едой, то я был бы …

Если бы я был животным, то я был бы.

 Если бы я был растением, то я был бы …

1 слайд

Оборудование: мяч

Форма работы: коллективная, в кругу

 Форма работы: коллективная, в кругу

II.Основная часть.

Упражнение «Памятка на «черный день»»

Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества

Мои лучшие качества

 

Мои способности и таланты

 

Мои достижения

 

 

           У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом. 

  «Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои  достижения  в любой области.

Можно предложить детям обозначить только свои лучшие качества.

Индивидуальная самостоятельная работа

Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

2 слайд

Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Музыкальное сопровождение «Музыка для души»

Рефлексия

Упражнение «Черты терпимой личности»

Упражнение «Волшебное озеро»

Подготовка. Фиксация на доске бланка опросника «Черты терпимой личности».

Черты терпимой личности (раздаточный материал)

 Колонка А        _        Колонка В

1. Дружелюбие

2. Умение прощать обидчика

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность помочь товарищу в трудную минуту

8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя

9. Умение контролировать свои слова и поступки

10. Доброжелательность

11. Любовь к животным

12. Любовь к людям

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность сочувствовать другому человеку

Толерантной личности свойственны 15 характеристик.

Задание. Постройте данную таблицу у себя на листе бумаги. Далее в колонке «А»  поставьте: «+ » напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.

Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

Индивидуальная работа

Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом. 

  Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества). Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

-Сейчас вы будете  передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального  и неповторимого человека на свете .Улыбнитесь ему.

  • Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
  • Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
  • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
  • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой  личности?

3 слайд

Оборудование: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».

Форма работы: индивидуальная, коллективная, в кругу.

видеоролик :

«Притча о добре»

4 слайд «Обсуждение»

Понятие «толерантность,»

Упражнение «Я люблю тебя…»

  • Мы выяснили, что каждый человек –это уникальная и неповторимая личность, одна –единственная  в своём роде. Поэтому мы должны бережно , с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
  • А что , по-вашему  , означает слово «толерантность»?

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Понимание  толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого», в китайском – быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других», в арабском -  «прощение, снисхождение», в персидском – «терпение, выносливость ,готовность к примирению».

Толерантность  к другим  возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый  из вас попробует признаться в любви… самому  себе. Это нелёгкая задача. Вы должны сказать «Я люблю тебя...»,назвать  своё имя и объяснить, почему вы себя любите. ( Например, Я люблю тебя, Лариса, за то ,что ты много внимания уделяешь своим детям) .Эти  слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви  к самому  себе все поверили.   Помните ,что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

-Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

  • Что вы при этом чувствовали?

5 слайд

Музыка «Одинокий пастух»

видеоролик : «Я- толерантная личность»,

3 Заключительная часть

Упражнение

«Похвали себя  и других»

Упражнение

«Я заслуживаю..»

Упражнение

«Я желаю себе и другим…»

Участники  делятся на пары.

  • Если мы не научимся находить в себе положительные качества  характера, говорить о них окружающим  нас людям, мы ничего положительного  не увидим  и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать  своему партнёру ,что вам в нём нравится. Партнёр ,выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я…»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь  другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая» Затем Вера должна похвалить меня.

- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?

  • Легко ли было хвалить себя?

Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру — “Я заслуживаю...”.

-Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас  подумайте и продолжите  фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п..

Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Мяч передаётся по кругу . Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.

6 слайд

Лучшая музыка для поднятия настроения

7 слайд «Счастье»

8 слайд «Ритуал прощания»

  

 Заведующий МБУ детский сад №128 «Гвоздичка»_______________Ткаченко О.В.

 Зам. Зав по ВМР МБУ детский сад №128 «Гвоздичка»___________Аникина В.В.