ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Костюченко Наталья Григорьевна

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА  КАК  УСЛОВИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.Г.Костюченко 

студент магистратуры 2 курса,  кафедры психологии образования и развития

Место работы: МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент Т.В.Снегирева

Место работы:  г. Нижневартовск, ФГБОУ ВО НВГУ

 

 

Аннотация: статья посвящена анализу проблемы профессионального  самоопределения старшеклассников,  которая  требует  компетентного подхода, глубокого  осмысления  в  условиях изменения системы образования и общества. Основной целью статьи является анализ изучения профориентационной  компетентности обучающихся.  Для реализации поставленной цели применялись  следующие методы:  анализ научной литературы;  определение сущности понятий «компетентность профессионального самоопределения», «ключевые компоненты профориентационной компетентности», «индивидуально-образовательный маршрут»;  анализ  условий  профессионального самоопределения старшеклассников. В рамках данного исследования были проанализированы работы советских и российских ученых.

         На основании изученных материалов,  автор приходит к выводу, что  для развития профессионального  самоопределения обучающихся старших классов возникает необходимость в поиске новых подходов педагогического сопровождения.  В связи с этим выявлена и обоснована необходимость создания образовательного пространства, в  котором  определены  специальные  условия для  профессионального самоопределения выпускника школы.  В качестве примера автор приводит схему психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников разработанную педагогическим коллективом МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов».  Главное достоинство схемы – углубленная работа в рамках построения индивидуально-образовательного маршрута выпускника. Эффективность формирования профориентационной компетентности обучающегося подтверждается  грамотно выстроенным индивидуально-образовательным маршрутом.  Материал по исследуемой теме будет интересен  работающим специалистам в системе общего и специального образования.

Ключевые слова: компетентностью профессионального самоопределения; ключевые компоненты профориентационной компетентности; индивидуально образовательный маршрут.

 

DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

N. G.Kostyuchenko

student, 2nd year, Department of education psychology and development

Affiliation: MBOU "school№30 in-depth study of specific subjects"

Scientific head: Cand. the course of studies. Sciences, associate Professor

T. V. Snegireva

Place of work: Nizhnevartovsk, FSBEI, NUGU

 

Abstract: the article analyzes the problems of professional self-determination of senior pupils, which requires a competent approach, a deep understanding in terms of changes in the education system and society. Main goal of this article is the analysis of career guidance competence. To achieve this goal were used the following research methods: scientific literature analysis; definition of essence of concepts "competence professional self-determination", "the key components of professional competence", "individual educational route"; the analysis of conditions of professional self-determination of senior pupils. In this study, were analyzed the works of Soviet and Russian scientists.

 On the basis of the studied materials, the author comes to the conclusion that the development of professional identity of students of the senior classes there is a need to search for new approaches of pedagogical support. In this regard, and identified the necessity of creating educational space that defines special conditions for professional self-actualization of the graduate school. As an example, the author gives a scheme of psychological and pedagogical support of professional self-determination of high school students developed by the teachers MBOU "school№30 in-depth study of specific subjects". The main advantage of the schema – in-depth work within the framework of building an individual educational route of a graduate. The efficiency of formation of professional competence of the student is confirmed by the well-built individual educational route. Material on the subject will be of interest to working professionals in General and special education.

Key words: competence, professional self-determination; the key components of professional competence; an individual educational route.

 

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. на старшей ступени образовательной школы ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения). Данная задача требует переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием  единой  системы профессионального самоопределения выпускника через  раскрытие и использование способностей, личностной  инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации  обучающихся старшего школьного возраста.    В  Федеральном  государственном образовательном  стандарте  (ФГОС)  нового поколения анализируется  установка на  успешного в  профессиональном самоопределении  выпускника, выделяется ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии.

          Проблема профессионального самоопределения старшеклассников подробно изучалась в отечественной психологии и педагогике.  Понятия «компетентность профессионального самоопределения», «ключевые компоненты профориентационной компетентности», «индивидуально образовательный маршрут», являются базовыми  в области исследования  профориентации школьника.  Под  «компетентностью профессионального самоопределения»  понимается  возможность обучающегося проектировать свое дальнейшее профессиональное  развитие на основе осознания своих интересов и способностей, мотивации выбора своей будущей профессии, способности нести ответственность за результаты самостоятельного выбора своей будущей профессии, определении в связи с этим своих образовательных целей и задач. [8.С.16].  В  основу нашего исследования легли разработанные  С.Н. Частиковой параметры  профориентационной компетентности школьника,  которые включают в себя:  потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;  коррекции соответствующих им ближних и дальних целей, использовании внешних и внутренних ресурсов, приобретении  опыта создания личностно значимых образовательных продуктов,  способности противостоять внешним манипулятивным действиям,  умении владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда, о необходимости запрашивать помощь специалиста. [9.С.110].  Следует отметить, что  вышеуказанные  параметры   находят свое отражение  в  современных требованиях образовательного стандарта.  Критериями профориентационной компетентности обучающихся занимались многие ученые,  в частности: Г. Резапкина, А. В. Хуторской, Н. С. Пряжников, П.С. Лернер и др.  Так, например, П.С. Лернер важными считал следующие показатели профессионально значимой компетентности:  умение обучающихся вербализовать трудовые действия,  обсуждать их и оценивать результаты;  знание алгоритмов действий  определяющих процесс самоопределения; готовность старших школьников к проектированию индивидуально-образовательного маршрута. Основной акцент ставится на проектирование и разработку индивидуально-образовательного маршрута обучающегося.  Индивидуально-образовательный маршрут определяется учеными  как персональный путь  обучающегося в освоении содержания образования (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и жизненных планов (С.В.Воробьевой, Н.А.Лабунской, А.П. Тряпицыной). [10].   Иными словами, ключевая компетентность выпускника должна  заключаться в  проектировании своего  индивидуально-образовательного маршрута. При проектировании индивидуально-образовательного маршрута  обучающийся  при помощи психолога актуализирует комплекс знаний,  умений и навыков: умении  работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания обучающегося и страны в целом; устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми;  совместно с педагогами составлять индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии. Учитывая степень важности проводимого исследования,  нами была разработана схема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. ( Рис. 1.)

           В данной схеме указаны  необходимые условия, методологические основы, направления работы  в рамках  профориентации.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема  психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

 

Центральное место в структурной схеме   отводится  индивидуально-образовательному маршруту выпускника.  Структура  индивидуально-образовательного  маршрута  обучающегося включает  следующие  компоненты: психодиагностика  интересов, склонностей и способностей выпускника; профессиограмма выстроенная на основе углубленного психоконсультирования;  профиль обучения; конкретизированная  специальность;  учебное  заведение;   экзамены (дисциплины) по выбору в форме ЕГЭ;  портфолио достижений.  Углубленная работа в рамках построения индивидуально-образовательного маршрута обучающегося позволяет детально скорректировать намеченную программу. В качестве примера,  приведем выстроенные индивидуально-образовательные маршруты  выпускников  МБОУ «СШ№30 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижневартовска.

           По результатам психодиагностики  и  индивидуального  консультирования определился индивидуально-образовательный маршрут выпускника 2016 года К.Савелия:  область   выраженного профориентационного интереса лежит в сфере иностранные языки и переводоведения;  профессиональный тип личности – социальный; мотив профессионально-жизненного самоопределения соответствует высокому уровню; профиль - социально-гумманитарный;  специальность - «Международные отношения». В выбранном профессиональном направлении были обозначены профильные дисциплины для поступления в  ВУЗ: английский язык, русский язык, история.  В индивидуальное портфолио выпускника вошли следующие достижения: является победителем межрегионального фестиваля ученических проектов «Открытие мира», «Воспоминания и мемуаристка как источник социальной памяти», «Юность. Наука. Культура»,  «Первые шаги в науке», 2016 г.  Имеет курсовую подготовку в лингвистическом центре при «Тюменском государственном университете», 2015г, сертификат уровень B2, (Upper-Intermediate). Является  медалистом по окончании образовательного учреждения. Суммарный балл по ЕГЭ составил 254 балла.  Окончательный выбор учебного заведения: Санкт-Петербургский государственный университет, специальность - «Международные отношения». На сегодняшний день является студентом  первого курса  СПбГУ.

          Индивидуально-образовательный маршрут  М.Александра, выпускник 2011 года:  область выраженного профориентационного интереса лежит в сфере военные специальности;  профессиональный тип личности – социальный; мотив профессионально-жизненного самоопределения соответствует высокому уровню;  профиль - оборонно-спортивный;  специальность - «Информационная безопасность»; учебное заведение - Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. В выбранном профессиональном направлении были обозначены профильные дисциплины для поступления в  ВУЗ: русский язык, история, обществознание. Конкретизированы профессионально важные качества военного:  хорошая физическая подготовка, эмоциональная устойчивость. Замер показателей физической  подготовки составил:  бег на 100 метров -14 секунд, подтягивание -18 раз, сборка оружия  на время – 17 секунд, стрельба по мишени 34 балла (2 место).  Является активным участником общественного движения «Казачий дозор-Югра», военно-спортивной игры «Казачий сполох». Участник городского Слета научных обществ обучающихся. Прошел стажировку в Санкт-петербургском военном училище, 2010 год (летний период). Окончательный выбор учебного заведения - Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. На сегодняшний день сотрудник правоохранительной деятельности,  специальность - «Информационная безопасность».  

         Важно отметить, что  в  силу социально-экономических причин, незапланированных обстоятельств  не у всех школьников получается с первого раза выстроить свой индивидуально-образовательный маршрут. В данной ситуации требуется полная включенность всех субъектов образовательного учреждения.

        Результаты работы по построению индивидуально-образовательных маршрутов подтверждаются мониторинговыми замерами. Согласно школьному мониторингу, мотив профессионально-жизненного самоопределения старшеклассников составил в  2015-2016 – 78%. (Рис. 2.)

 

 

               

                    Рис.2. Мотив профессионально-жизненного самоопределения старшеклассников

 

Уровень  коммуникативной  компетентности  обучающихся  старшего школьного возраста составил в 2015-2016 учебном году – 94%. (Рис. 3.)

 

 

 

Рис.3.  Уровень коммуникативной компетентности старшеклассников

Расширилась география поступления выпускников в престижные Вузы различных городов России: Нижневартовск, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Уфа, Челябинск,  Сургут, Томск, Оренбург и другие. Спектр выбираемых специальностей  увеличился и стал включать огромное количество профессий:  психология, международные отношения, приборостроение, медицина,  финансы и кредит, землеустройство и кадастры, журналистика, архитектура и другие.

          Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника: соблюдение  основных подходов и принципов профориентационной поддержки, учет индивидуальных и возрастных особенностей, оказание  своевременной помощи и поддержки, применение активных форм и методов профориентирования на практике, учет вариативности направлений.  Вышеуказанные условия  дают основание утверждать о формирование профориентационной компетентности  обучающихся, которая  выражается в грамотно выстроенном  индивидуально-образовательном  маршруте.

          В ходе исследования был выявлен диапазон  вопросов, которые требуют  широкого обсуждения  и детальной  проработки индивидуально-образовательного маршрута выпускника:  создание сайта для обучающихся и родителей «Профконсультант»;  организация  из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.

 

Список литературы

 

1.     Афанасьева Н. В. Твой выбор / СПб.,: Речь, 2009. - 365 с.

2. Белянина О.А. Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения /Пенза.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /М.: Академия, 2008. - 302 с.

4.  Курнешова Л.Е. Романова Е.С. Профориентационная работа в образовательном учреждении/ М.:Генезис, 2010. - 99 с.

5. Пряжников Н.С.,.Теория и практика профессионального самоопределения. Методическое пособие/ Москва, 2010. – 13 с.

6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/М.: Генезис, 2009 - 114 с.

7. Распоряжение Правительства РФ «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 07. 09. 2010 №1507-р (ред. от 05.12.2011) (вместе с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг).

8. Хуторской А.В.Педагогическая инноватика../М: Издательский центр «Академия», 2010 г – 16 с.

9.  Чистякова С.Н. Выбор профиля обучения и профессии. /М.: Генезис , 2010 г - 110 с.

10. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория [Электронный ресурс]. URL: http://www.niro.nnov.ru.