Трудные подростки

Якимова О.А.

Если подросток проявляет инициативу, значит, у него есть интерес, который в свою очередь порождает активность. Родители уже с детства должны много разговаривать с ребенком, наладить дружеские отношения, чтобы, будучи подростком, он не у сверстников на улице узнавал все новое и интересующее его, а дома, у родителей, которые являются его «тылом», его защитой, только они его поймут и дадут верные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_podrostki.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудные подростки».

Современный мир дает возможность  и доступ к огромному потоку разнообразной информации, которая не всегда положительна для растущих детей. Напряженная, неустойчивая социальная и экономическая обстановка в обществе способствует росту различных отклонений в личностном развитии и поведении учащихся. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних  изменяются ценностные ориентации.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, также может быть  причиной плохого поведения  ребенка и отставание в учебе. Безусловно, на благополучие семьи влияют и такие факторы, как алкоголизм родителей и  безработица.  Влияет на поведение и качество оценок детей  разрыв семейных связей между детьми и родителями, а также   сверхзанятость родителей,  конфликтная ситуация в семье, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы и   типичные ошибки родителей в воспитании детей.  В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Склонность к отрицательному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их расхождение.

В  семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, как правило,  воспитанием детей никто не занимается.  Дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

В подростковом возрасте всегда идет формирование  таких важных психических процессов, как мышление, ощущение, восприятие. У подростков  меняется мир эмоций и чувств, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера. Складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

В подростковом возрасте ярко проявляется формирование своеобразного чувства зрелости, отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но  социальный статус его в школе и в семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

Так же увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения - это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями,  бесцельное хождение по улицам, длительное сидение у телевизора. Все это можно считать манерой поведения, формой общения на самом примитивном уровне.

Любые  увлечения, которые несут асоциальный характер, могут стать основой нарушений поведения подростков. Это происходит в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасывается учеба, забываются все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие.

Необходимо понимать, что сами по себе увлечения  подростков  не несут опасности до тех пор, пока они не приобретут асоциального содержания.

Также можно отметить, что отсутствие, каких либо интересов у подростков, хобби,  обязанностей приводит к  нежеланию трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых. Трудовая и учебная деятельность необходимы для психического и физического развития человека. Недаром труд используется даже как средство лечения. Лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни. Отсутствие у ребенка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости жизни и нередко приводит к деградации личности. 

С самого раннего детства у ребенка должны быть обязанности, которые он должен неукоснительно выполнять, и никакие выходные или праздничные дни не должны нарушать этих обязанностей и правил. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели, действовать и достигать их. Чтобы действовать - нужно планировать. Планировать свои действия, время. Следует донести до подростка, что время – это главный и невозобновляемый ресурс.  С возрастом в привычные правила и обязанности ребенка постепенно добавляются более ответственные обязанности. Таким образом, подросток уже будет расти, и воспитываться сознательным человеком, а не отстающим в учебе подростком с девиантным поведением.

Выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин предположил, что  подростковый период сензитивен к переходу учебной деятельности на уровень выше. А это значит, что учебный процесс для подростка может приобрести новый смысл, и он будет ценить его как возможность самосовершенствования и самообразования. Авторитетные для подростка взрослые могут найти способы  мотивации подобного рода, возможно,  личный пример родителей и  педагогов, но излишнее давление в данной ситуации может дать обратный эффект – например, подростковый бунт, апатия и т.п.

Способы борьбы с ленью – развитие силы воли и качества, присущие  волевому человеку, это – решительность, целеустремлённость, активность, инициативность и ответственность.  Всегда необходимо поощрять у  подростка стремление проявлять инициативу.  Практически все решения подросток должен принимать самостоятельно, навязывать свое мнение не нужно. Дайте ему возможность  почувствовать себя взрослым. Пусть он научиться высказывать свою точку зрения. Если подросток проявляет инициативу, значит, у него есть интерес, который в свою очередь порождает активность. Родители уже с детства должны много разговаривать с ребенком, наладить дружеские отношения, чтобы, будучи подростком, он не у сверстников на улице узнавал все новое и интересующее его, а дома, у родителей, которые являются его «тылом», его защитой, только они его поймут и дадут верные рекомендации.

       Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека.

Я. А.  Коменский

Уважаемые родители, предлагаю  пройти тест «Я и мой ребенок».

   Данный тест  дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания  Ваших детей.

Вам необходимо выбрать один из ответов на  каждый вопрос. Затем  подсчитать  общее количество  очков, где:

    Ответ «А» оценивается в 3 очка.

    Ответ «Б» оценивается в 2 очка.

    Ответ «в» оценивается в 1 очко.

                              Вопросы

                    Ответы

                   

                       Можете ли вы

Могу и всегда так поступаю.

Могу, не всегда так поступаю.

Не могу.

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

       А

      Б

      В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

       А

      Б

      В

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

       А

      Б

      В

4. Извиниться  перед  ребенком  в  случае неправоты?

       А

      Б

      В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок  ребенка  вывел  Вас  из  себя?

       А

      Б

      В

6. Поставить себя на место ребенка?

       А

      Б

      В

7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

       А

      Б

      В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

       А

      Б

      В

9. Всегда  удерживаться  от употребления слов и  выражений, которые могут ранить ребенка?

       А

      Б

      В

10.Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

       А

      Б

      В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться?

       А

      Б

      В

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно  обидел  другого  ребенка?

       А

      Б

      В

13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

       А

      Б

      В

ИТОГО:

       

       

       

Результаты теста «Я и мой ребенок».

Если Вы набрали:

          От 30 до 39 очков.  Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его,  относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

          От 16 до 30 очков.   Забота о ребенке  для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того,  Вы  склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.

          Менее 16 очков.  У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам  недостает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Педагог-психолог МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Чебоксары

Якимова О.А.