Технология работы Суббач Я.И.

Суббач Яна Игоревна

Основные характеристики  и описание приоритетной технологии работы психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога

МАОУ СОШ №70 имени Великой Победы города Тюмени

Суббач Яны Игоревны

В системе школьного образования я работаю педагогом – психологом с 2011 года. Основной целью моей работы является психологическое сопровождение образовательного процесса: создание благоприятных условий для гармоничного развития личности учащихсяв соответствии с их индивидуальными особенностями, сохранение и укрепление их психического, соматического и социального благополучия, а также формирование и развитие психолого-педагогической компетентности учителей, административных работников, родительской общественности.

В процессе осуществления психологического сопровождения и достижения данной цели передо мной ставится ряд  задач:

-  осуществлять психологический анализ социальной ситуации развития ребенка;

- отслеживать социально-психологический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

- определять факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимать меры по оказанию им  различного рода психологической помощи;

-по результатам диагностических и исследовательских работ составлять психолого – педагогические заключения с целью ориентирования на проблему и ее решение всех участников образовательного процесса (соблюдая психологическую этику).

- разрабатывать и реализовывать психологические программы, направленные на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей,  профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, содействовать индивидуализации образовательного маршрута;

- оказывать содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий, способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;

- оказывать содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;

-оказывать помощь, в том числе и консультативную, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности, профессиональной ориентации;

- принимать участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы по отдельным темам; 

Решение данных задач отражается в направлениях психолого-педагогической деятельности: психологическом просвещении, профилактике, диагностике, психологической коррекции, консультативной и экспертной работе. В каждом из направлений мною используются разные психолого-педагогические технологии, однако, предпочтительными являются арт-терапевтические, тренинговые занятия и проективные методы и методики.

Арт-терапия – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Арт-терапия предоставляет человеку возможность проигрывать, переживать, осознавать проблемную ситуацию  наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт - терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование арт-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Продукт арт-терапии хороший материал для дальнейшего исследования и работы. В материалах отражаются все переживания, настроения и проблемы. И также с помощью арт-терапии можно их скорректировать. Для выявления личностных особенностей человека применение рисуночных тестов основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно передает свое отношение к нему. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Моя задача как психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит обследуемый.

Считаю, что достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу и настроить человека на дальнейшее общение. Однако, несмотря на любовь к рисуночным тестам, я понимаю их несовершенство,  поэтому стараюсь при диагностике использовать и более формализованные методы.

В психологической коррекции, целью которой является устранение недостатков в развитии личности,  использую технологии, направленные на расширения диапазона реагирования человека на те, или иные раздражители, формирование навыков, делающих его поведение более гибким и повышающих адаптивные возможности его личности.

Достичь хороших результатов в этом помогают тренинговые упражнения и проективные методики и технологии. В тренинговой группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.

С помощью тренинга мы развиваем способности детей к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением. Использую тренинговые формы работы при адаптации учащихся, при переходе из одной ступени школы в другую, при работе с проблемными группами. Также использую в работе коммуникативные тренинги, которые прививают умения и навыки эффективного общения. 

Непосредственно в работе с детьми использую:

- вербальные игры, представляющие собой придумывание детьми окончания той или иной необычной ситуации, коллективное сочинение сказок, подбор различных ассоциаций к какому-либо слову;

- невербальные игры, предполагающие изображение детьми по-разному, «как можно интереснее», того или иного живого существа или неживого предмета. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тревожными детьми использую прием - «мысленные картинки», когда дети закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (дружба или страх) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель.

В работе со старшеклассниками и взрослыми часто использую метафоры. Метафоры могут быть применимы при коррекции многих трудностей. Они обращают к своим внутренним ресурсам, позволяют осознать собственную ответственность за свое развитие и мироощущение. Метафоры я использую в ситуации повышенной тревожности за свое будущее, наличия страхов, непохожести на других, поиска ресурсов самопомощи.

Для младших детей в качестве метафор выступают сказки. При сопровождении первоклассников в адаптационный период мною реализуется программа с элементами сказкотерапии.

Также в своей работе использую ролевые и дискуссионные игры. Они позволяют реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Помимо работы с детьми, я работаю и с педагогами, и с родителями. Цель психологической работы с педагогом заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности педагога к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Комплексное решение проблемы сохранения и восстановления профессионального здоровья возможно путем создания в образовательном учреждении оптимальных условий для личностного и профессионального развития педагога. Для этого мною разрабатывается программа профилактики эмоционального выгорания педагогов. При работе с родителями также используются активные формы взаимодействия.

Помимо основных форм работы мною совместно с детьми осуществляется пропаганда  психологической культуры и интереса к профессии психолога в рамках проектной исследовательской деятельности, которая формирует умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения.

Достижениями и результатами учащихся в данном виде деятельности считаю:

-ежегодное участие старшеклассников в городской олимпиаде по психологии, организуемой Институтом педагогики и психологии:

в 2013 году Гуляева Александра, учащаяся 10б класса, заняла 3-е место в городской олимпиаде по психологии по теме «Эмоции. Стресс»;

в 2014 году обучающаяся 11б класса Гуляева Александра также заняла 3-е место в  городской олимпиаде по «Этнопсихологии»

-ежегодное участие детей в школьном и городском этапах научно-практической конференции «Шаг в будущее»:

в 2013 году в городском этапе приняла участие Михайлова А.К., учащаяся 9а класса с работой по теме «Конформность как регулятор поведения индивида в группе», занявшая на школьном уровне 1-е место;

в 2014 году Екимова Н.В., ученица 8д класса стала победителем городской научно-практической конференции молодых исследователей  «Шаг в будущее» с работой «Страх как одна из фундаментальных эмоций», была участницей заочного тура областного этапа научно-практической конференции молодых исследователей  «Шаг в будущее»;

Для успешной реализации собственной профессиональной деятельности регулярно повышаю профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство на различных курсах,  семинарах, где получаю новые знания и делюсь практическими результатами своей работы.

На сайте образовательного учреждения создана ссылка на Интернет-ресурс, где мною собираются и презентуются полезные и интересные материалы для детей, их родителей, педагогов.

 Все описанные мной технологии и методы работы считаю эффективными, и отвечающими требованиям безопасности как в работе со взрослыми, так и с детьми.

Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет мне достигать и решать поставленные цели и задачи.

        

Суббач Яна Игоревна, педагог-психолог МАОУ СОШ №70 имени Великой Победы