Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ с ЗПР первого класса общеобразовательной школы в сенсорной комнате.

Якимова О.А.

Развитие  и  гармонизация  эмоционально-волевой  сферы,  коммуникативной  сферы  учащихся 1 класса для детей с ОВЗ с ЗПР.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся

 с ОВЗ с ЗПР  первого класса общеобразовательной школы

 в сенсорной комнате.

Подготовила педагог-психолог

МБОУ   «СОШ № 19» г. Чебоксары

Якимова О.А.

Тема: «Волшебное путешествие в космос».

Тип: коррекционно-развивающее.

Форма: подгрупповая (3-4 ребенка).

Цель: Развитие  и  гармонизация  эмоционально-волевой  сферы,  коммуникативной  сферы  детей.

Задачи:

  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
  • Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие  уверенности в себе;
  • Снижение тревожности;
  • Развитие толерантности.

Структура занятия:

•        Ритуал начала занятия.

•        Игровое задание на развитие психических процессов.

•        Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

•        Рефлексия.

Ход занятия.

Приветствие (создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой детей на сотрудничество).  

Здравствуйте ребята,  это Инопланетяшка,  поздоровайтесь с ней и помогите ей с вами познакомиться. Передавайте её  друг другу,  почувствуйте, какая она мягкая, приятная, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть, и назовите ласково своего соседа».

Разминка.

Упражнение  « Бесконечность»

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазо-двигательной координации. (Выполняется с использованием панели «Полет в Бесконечность»)

Ребята давайте посмотрим, как далеко от нас  космос.  Далеко, далеко в бесконечность уходят звезды. Где-то там живёт наша Инопланетяшка. И она приглашает нас в гости.

Отправимся  в волшебное путешествие – в космос?

Прежде, чем отправиться в наше путешествие нам нужно подготовиться и размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете отвечать на мой вопрос - «да» и повторять движения за мной».

Упражнение « Вы готовы».

- Вы готовы глазки? – да! (поглаживание век)

- Вы готовы ушки? – да!  ( поглаживание ушей)

- Вы готовы ручки? – да! (поглаживание кистей)

- Вы готовы ножки? – да (поглаживание ног)

- Вы готовы? (развести руки в стороны) – да! (обнять себя руками)

Упражнение  «На космическом корабле»  (использование сенсорной тропы)

Цель: Развитие тактильного восприятия, координации. Профилактика плоскостопия. Стимуляция умственной активности. Развитие речи, мышления, воображения.

Сейчас мы поднимемся по трапу в наш космический корабль.

Мы молча поднимаемся по трапу,

Куда-то вверх, а может быть и вниз.        

Наверх конечно лучше, там ведь космос!

И мы его увидеть все хотим. (Звучит песенка про космос).

Вот мы и поднялись по трапу в наш космический корабль, (с использованием  кресел – капелек), на котором отправимся  в путешествие.  Садитесь по удобнее.  Чтобы нам весело провести время в полете, мы с вами отгадаем несколько загадок о космосе:

Астроном — он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (Луна)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(космонавт)

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на …(Ракете)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется …(Земля)

Упражнение «Поймай взглядом»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

Психолог:  (обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар): 

«Смотрите, как много разных сказочных звёзд! Вот красная звезда,   она полетела. Давайте поймаем ее глазками, - она хочет с вами поиграть».  А вот, зелёная звезда.  А эта звезда  на что похожа? Правильно на кленовый лист. Какого она цвета? Молодцы.  Дети по очереди,  ловят взглядом  все названные планеты.

Упражнение «Где звезда?»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета,  плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве.

И.П.: Дети сидят  на мягком модуле, любуясь настенной  панелью «Жар птица».

Психолог: Наша новая подружка предлагает  вам присесть и поискать звёзды.  Оля, найди  звезду  в центре.  Ваня,  найди  звезду в верхнем правом углу. Вика, найди звезду в нижнем левом углу.  Нелли, найди звезду в верхнем левом углу.  Молодцы.

Упражнение «Мы звезды»

Цель: развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира детей.

Психолог:  Какие интересные звезды окружают нас.  Как тут  загадочно и  красиво!   А давайте мы с вами   тоже станем звездочками: «Оля, ты будешь маленькой, пушистой, веселой звездочкой.  Вика, ты будешь большой, шершавой, злой звездой.   Ваня, ты будешь  маленькой  мягкой грустной   звездочкой.  Нелли, ты будешь  доброй  застенчивой  звездочкой». Сейчас будет звучать музыка, вы должны отгадать и  показать движениями и  мимикой, на что похожа музыка:  на пушистую, веселую звездочку, шершавую, злую звезду, на добрую  застенчивую  звездочку  или на мягкую  грустную   звездочку.  

Звучат определенные музыкальные отрывки, под которые каждая «звезда» изображает себя.

Упражнение «Воронки»        

Цели: массаж и развитие координации верхних конечностей.

И.П. – дети стоят на коленях вокруг сухого бассейна.

Психолог: Ребята, посмотрите, какая таинственная планета с волшебными пузырьками!  Посмотрите, сколько их! Давайте  мы с ними подружимся. Опустим  правую руку и повращаем ею в правую сторону, затем те же действия повторяются левой рукой.  А теперь опустим обе руки, и одновременно  будем  вращать руками к себе, от себя. Молодцы!  Пузырькам очень понравилось играть с вами,  и они приглашают вас зайти к ним в гости,  аккуратно  опускайтесь  в волшебные пузырьки, садитесь поудобнее. (Дети забираются в сухой бассейн). Давайте возьмем по одному пузырьку и расскажем, какие они (цвет, форма, свойства). Покатайте его между ладошек… .  Теперь положите обратно, потрогайте другие пузырьки вокруг себя.  Эти пузырьки забирают усталость и  плохое настроение. Поиграем с ними?

Упражнение «Кто больше»

Цель: развить цветовосприятие и ловкости рук, снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений.

Психолог:  1. Сейчас мы с вами посоревнуемся, кто больше наберет пузырьков в руки.

2. А сейчас,  кто  больше соберет  пузырьков  синего цвета,  красного цвета,  жёлтого цвета, молодцы.

Скажем пузырькам спасибо, и пойдем к следующей планете.

Упражнение  «Поднимаем пузырьки»

Посмотрите,  какие интересные прозрачные колонны, что вы видите внутри? Шарики и  рыбки.  Давайте и мы поможем  подниматься   шарикам и рыбкам  вверх.  (При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме   вверх и расслабление в момент опускания вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).

Упражнение «Звездный тоннель»

Ребята, на нашем  пути  звездный тоннель, сейчас вы по очереди  должны  пробраться через него следующим образом: опускаетесь на колени, заходите в тоннель, ложитесь на спинку и, продолжая двигаться,  каждый из вас должен найти по три  геометрические фигуры. (Затем обговаривается, кто какие геометрические фигуры нашёл).

Упражнение «Волшебные нити»

Цель: сплочение, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним.

Психолог: Посмотрите, какие волшебные нити мы обнаружили. Предлагаю  лучше узнать друг друга с помощью этих  волшебных нитей: Ваня, возьми одну нить  и назови  какое-нибудь хорошее качество,  например у Вики. «Держи нить и не отпускай, она поможет запомнить это качество». (Далее дети поочередно называют положительные качества друг друга, набирая в руки все больше нитей).

Психолог: «Посмотрите, сколько у вас хороших качеств! Каждая нить – это что-то хорошее, а нитей у вас очень много. Теперь вы знаете, какие хорошие ребята учатся вместе с вами в одном классе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!    

Упражнение на релаксацию  «Возвращение на землю».

Пришла пора нам возвращаться на землю. Попрощаемся с Инопланетяшкой и скажем её спасибо за увлекательное сказочное путешествие.  Садитесь  удобно, так, чтобы ваши ручки и ножки отдыхали,  закрывайте глазки и полетели. (Звучит релаксационная музыка).

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена

И расслабленна…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть газа и встать!

- Как вы себя чувствуете?  

Сейчас мы спустимся по трапу на землю.

Рефлексия. 

Ребята, вам понравилось  наше путешествие? Что понравилось больше всего? 

Что вы хотите пожелать друг другу?  Подарим друг другу улыбку, спасибо,   до следующей встречи.