Выступление на педагогическом совете "Тайм-менеджмент педагога"

Шахматова Полина Викторовна

выступление направлено на знакомство педагогов с технологиями тайм-менеджмента, формирование и развитие навыков эффективного распределения рабочего и личного времени, углубления процесса самопознания и саморазвития в рамках психологического сопровождения учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.  Выступление на педагогическом совете

«Тайм-менеджмент в работе  педагога»

Цель: знакомство с технологиями тайм-менеджмента, формирования и развития навыков эффективного распределения рабочего и личного времени, углубления процесса самопознания и саморазвития в рамках психологического сопровождения учителей.

Место проведения: актовый зал.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 2. «Время – самый ограниченный капитал,

и если не можешь им распоряжаться,

 не сможешь распоряжаться ничем другим».

Питер Друкер

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о бережливом производстве, как о главном показателе эффективности труда педагога.

Работа современного педагога требует максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Считаем, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы  правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

И сегодня я хочу презентовать вам  ключевые моменты программ тайм-менеджмента.

Понятие «тайм-менеджмент» обозначает умение управлять временем, т. е. грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.

Слайд 3. Что это даст?

Слайд 4. Первое направление, в котором работает технология «тайм-менеджмента» схожее с бережливым производством «сортировка» - упорядочивание. На что я трачу свое врем?

1. Упражнение «Часы» Определение сколько времени в день, вы затрачиваете на предложенные сферы жизни:

  • семейная жизнь;
  • профессиональная деятельность;
  • личное развитие;
  • общение с друзьями;
  • финансовое благополучие;
  • образование;
  • быт;
  • духовная жизнь;
  • здоровье;
  • отдых;
  • хобби.

Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине – самая важная и значимая, далее – две менее значимых, ниже – три следующих по значению сферы, оставшиеся – помещаются на нижний уровень.

Слайд 5. Вопросы для обсуждения: 1) Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах? 2) В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?

Слайд 6 – 7. 2. Упражнение «Поглотители времени»

Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.

Инструкция. Из предложенного списка участникам предлагается выбрать «поглотители времени», которые являются помехой для современного педагога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.

«Поглотители времени»:

  • нечеткая постановка целей;
  • отсутствие приоритетов;
  • попытка слишком много сделать за один раз;
  • плохое планирование дня;
  • личная неорганизованность, незнание с чего начать;
  • недостаток мотивации;
  • хаос в бумагах;
  • «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности;
  • неумение довести дело до конца;
  • синдром откладывания;
  • отрывающие от дел телефонные звонки;
  • отсутствие самодисциплины;
  • спешка, нетерпение;
  • медлительность;
  • недостаточный контроль за перепорученными делами.

Слайд 8. 3. Упражнение «Контролеры времени»

  • Позитивное начало дня
  • Начинать рабочий день в одно и то же время
  • Перепроверять план дня
  • Составить список приоритетных дел
  • Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи
  • Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний
  • Выполнение работы начинать с ключевых задач
  • Уделить время подготовительной работе
  • Разбивать работу на несколько этапов
  • Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип
  • Находить время для отдыха и здоровья
  • При необходимости делегировать полномочия
  • Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов
  • Избегать незапланированных импульсивных действий
  • Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом
  • Контроль за результатами и самоконтроль
  • Составлять план на следующий день
  • Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
  • Домой - с хорошим настроением

Слайд 9. . «Эффективные приемы по организации времени»

Слово ведущего: Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

1) Принцип Парето (соотношение 80:20). Этот принцип сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848–1923) и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности. В общем виде принцип Парето утверждает, что в пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем ее относительный вес в этой группе. Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала – те немногие жизненно важные проблемы, а потом – остальные многочисленные второстепенные задачи.

2) Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ». Главный принцип – значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении.

Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.

Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость – 20%.

Менее важные, или категория В, – 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Алгоритм составления приоритетного списка дел:

Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.

Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.

Пронумеровать дела.

Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы: — А – первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов – это первая и вторая задачи). — Б – 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10). — В – на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5–10 задачи).

Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.

Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.

Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

3) Прием «Якорь для начала работы». Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:

любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;

«метод швейцарского сыра» – т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);

«промежуточная радость» – разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.

Слайд 10. 4) Метод «пяти пальцев». Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

М – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?

Б – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

Слайд 11. «Время это жизнь.

Растратить свое время – значит растратить свою жизнь.

Взять свое время под контроль –

значит овладеть своей жизнью

и использовать ее наилучшим образом».

Алан Лакейн

Использованная литература

  1. Руденко О.М. Мои 24 часа.//Психолог в школе.-2003.-№12
  2. Бабаянц, Н.А. Тайм-менеджмент современного педагога //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2015.- №5.
  3. Клюева, О.В. Как повысить стрессоустойчивость //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2013. - № 12.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайм – менеджмент современного педагога

Слайд 2

«Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». Питер Друкер Тайм- менджмент – технология организации человеком своего времени и увеличения эффективности его использования.

Слайд 3

Что это даст: профессиональную и личностную успешность , само слово «успех» связано с глаголом «успевать» успех – мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться педагог только успешный педагог сможет обеспечить успех ребёнку и всей системе образования в целом

Слайд 4

«Часы» (мои сферы жизни) семейная жизнь профессиональная деятельность личное развитие общение с друзьями финансовое благополучие образование быт духовная жизнь здоровье отдых хобби

Слайд 5

работа семья здоровье общение быт, хозяйство самообразование хобби

Слайд 6

« Поглотители времени» нечёткая постановка целей; отсутствие приоритетов; попытка слишком много сделать за один раз; плохое планирование дня; личная неорганизованность, незнание с чего начать; недостаток мотивации; хаос в бумагах; «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности; неумение довести дело до конца; синдром откладывания; отрывающие от дел телефонные звонки; отсутствие самодисциплины; спешка, нетерпение; медлительность; недостаточный контроль за перепорученными делами.

Слайд 7

« Контролеры времени» Позитивное начала дня Начинать рабочий день в одно и то же время Перепроверять план дня Составить список приоритетных дел Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний Выполнение работы начинать с ключевых задач Уделить время подготовительной работе Разбивать работу на несколько этапов Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип

Слайд 8

« Контролеры времени» Находить время для отдыха и здоровья Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов Избегать незапланированных импульсивных действий Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом Контроль за результатами и самоконтроль Составлять план на следующий день Поощрять себя за выполнение большой и важной работы Домой – с хорошим настроением

Слайд 9

Эффективные приёмы по организации времени: 1) Принцип Парето (соотношение 80:20). 2) Приём «Выделяем приоритеты, или АБВ – анализ». Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%. Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость – 20%. Менее важные, или категория В, - 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Слайд 10

3 ) Метод «Пяти пальцев». М – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил? Б – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? С – состояние духа: каким было сегодня моё преобладающее настроение, расположение духа? У – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим? Б – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Слайд 11

«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом». Алан Лакейн