Особенности самоотношения у выпускников детского дома.

Дудина Оксана Владимировна

Дети сироты, выпускники детского дома – это сегодня большая социальная проблема.В последние два десятилетия проблема личностных особенностей самоотношения, механизмов защиты и копинг-стратегий    сирот особенно в раннем юношеском возрасте становится одной из центральных в психологии. Сложность эмпирического изучения выделенного феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы  у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Кроме того, наблюдения за результатами функционирования самоотношения,  психологических защит и копинг-поведения осложняются тем, что реальные стимулы и реакции чаще всего  могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. До настоящего времени в научной литературе отсутствует конкретный источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме особенностей самоотношения с механизмами защиты и копинг-поведением непосредственно у сирот в юношеском возрасте. Специфика самоотношения, психологических защит и копинг-поведения  обычно рассматривается в ряду многих психологических факторов, интересующих ученых (причем, чаще всего, в ситуациях с акцентом на аномальное развитие). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности самоотношения у выпускников детского дома.

Компоненты самоотношения

Средние значения

Накопленные частоты

Выпускники д/дома

Сверстники из семей

Выпускники д/дома

Сверстники из семей

Глобальное самоотнош. S

15,2

14,1

69,33

62,67

Самоуважение  I

7,7

7,5

54,8

51,4

Аутосимпатия   II

9,2

6,4

71,67

41,5

Ожид. отнош. от др.   III

7

6,2

17,67

10,1

Cамоинтерес   IV

5,7

5,2

61,3

55,1

самоуверенность

4,5

3,2

54,5

31,3

отношение других

4,5

3,7

22,9

14,5

самопринятие

4,7

3,6

67,9

42,3

саморуководство,

3,5

3,3

49,33

44,7

самообвинение

4,5

3,9

52,9

40,5

самоинтерес

4,1

3,6

36,33

28,2

самопонимание

2,8

2,7

64,57

61,0

При значении показателя меньше 50 - признак не выражен;

50-74 - признак выражен;

Больше 74 - признак ярко выражен.

Из таблицы видно, что в данной выборке испытуемых нет ярко выраженных компонентов  самоотношения.

Компонент глобальное отношение личности к самой себе у сирот выражен выше, чем у детей из семей, хотя в целом мы не обнаружили значимых различий в этом компоненте самоотношения.

У  сирот выражено самопринятие. Это свидетельствует о позитивном настрое сирот на себя, доверии к себе и позитивной самооценке. Сирота  дает себе установку «Я −хороший», которая закрепляется в процессе его взросления в черту личности.  В то же время самообвинение у сирот также выражено, что указывает на двойственность их отношения к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается у них с выражением гнева и  досады в адрес окружающих. 

Выраженность у  сирот  самоинтереса проявляется в том, что они  дружески  относятся  к себе, одобряют свои планы и желания, принимают себя такими, каковы есть, пусть даже с некоторыми недостатками.  

У сирот есть самоуважение и его составляющие: самоуверенность, саморуководство и самопонимание. Самоуверенность проявляется в том,  что они прощают себе слабости, принимают в себе недостатки, не видят негативных сторон своего характера, у них нет желания скорректировать свои негативные черты. Самопонимание у них проявляется в склонности к изучению своего внутреннего мира, они открыты  новому опыту познания себя, желают развиваться и совершенствоваться. Их представления о себе изменчивы, поэтому у них часто возникает неудовлетворенность собой.  

Совсем не выражено у сирот «ожидаемое отношение от других» и «отношение других». Они не уверены в своей значимости для других, избегают общения с посторонними людьми и не  умеют правильно выстраивать взаимоотношения. Сироты не склонны  обвинять себя, считают, что окружающие люди относятся к ним хуже, чем они заслуживают. Часто в обществе принято предвзято относиться к сиротам, у окружающих людей сохраняется стереотип, что воспитанники детского дома склонны к девиациям. Подростки, в свою очередь, чувствуют это и переносят в сферу своего самосознания. Они, пережившие предательство со стороны биологических родителей, не могут привязываться к людям, устанавливать с ними близкие эмоциональные связи.

Таким образом, можно констатировать  проблемы развития компонентов самоотношения у сирот, преобладание  внутренней дезадаптации  и эмоциональной психологической  незрелости.

У детей из семей компоненты самоотношения менее выражены. Мы связываем это с тем, что окружающая их среда меньше побуждает их к самопознанию.

Особенности механизмов психологической защиты у выпускников детского дома

 

отрицание

вытеснение

регрессия

ком пен-сация

проекция

замещение

Интеллектуализация

Реактивное образование

выпускники детского дома

0,53

0,41

0,43

0,4

0,71

0,37

0,53

0,47

дети из семей

0,57

0,49

0,34

0,41

0,7

0,52

0,47

0,34

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Типичным механизмом психологической защиты у выпускников детского дома, является проекция, это объясняется тем, что  проецируя, сироты в своих неудачах обвиняют других и, как правило, именно в том, чего они боятся в самом себе. Отрицание проявляется мстительностью, агрессивностью, нетерпимостью к возражениям, сироты не терпят критики и замечаний, самолюбивы. Они отрицают сложности в своей жизни, для них типична неадекватно завышенная самооценка. Сироты отрицают те виды деятельности, в которых они могут быть неуспешными, нормы и правила, контроль со стороны взрослых.  Поэтому сироты часто нарушают дисциплину, самовольно оставляют образовательную организацию, бродяжничают, совершают правонарушения.

 Интеллектуализация у сирот оставляет впечатление эмоциональной холодности и отчужденния в межличностных отношениях. Они не подвержены эмоциям, редко испытывают чувство привязанности и предпочитают говорить о своих мыслях, чем о чувствах. У сирот реактивное образование проявляется в преувеличенно слащавом и вежливом поведении, за которым скрывается враждебность или в подчеркнутой строгости, вплоть до ханжества. Это можно связать с закрытостью проживания, нахождением в одном и том же коллективе, отсутствием личного пространства, и подчинение своего поведения в большей степени общественным требованиям.

Регрессия развивается в раннем возрасте для сдерживания чувства неуверенности в себе и для сирот свойственно замкнутое поведение, неспособность устанавливать контакты с другими людьми, неспособность отстоять свое мнение в споре, покорность либо, наоборот, чрезвычайная неосознаваемая агрессия, стремление «уйти в себя», подозрительность и раздражительность.

Компенсация  и замещение как механизмы защиты у сирот носят деструктивный характер. Неудовлетворенная потребность в близком и уважительном общении со сверстниками (агрессивность, наркомания, алкоголизм, высокомерие, дерзость, таким образом,  сироты пытаются получить определенный статус в своей социальной группе)  приводит к различным отклонениям поведения.

Проекция, отрицание и замещение присутствует  в большей степени у детей из семей,  объясняется это тем, что семья, как социальный институт, претерпел свои изменения. Нарушились связи между поколениями, в семьях процветает грубость, моральное, а иногда и физическое насилие, жестокость, дети не испытывают удовлетворенности от общения с близкими людьми. Дети  в семье постоянно утверждают свое «Я», доказывают, защищаются даже тогда, когда нет ни нападения, ни осуждения, а неприятности вымещать  чаще на тех, кто не может дать сдачу.

 Компенсация у детей из семей  проявляется в социально приемлемой форме, с установкой на работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, серьезные занятия спортом, литературное творчество. Она может быть и социально неприемлемой: компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью.

Все механизмы психологической защиты в этом возрасте реализуются стремительно, поскольку отсутствует терпение. Поэтому для упреждения их переключающегося эффекта необходимо быстро и отчетливо поощрять успехи как сирот, так и их сверстников из семей. С этой целью неприятности надо обязательно связывать с хорошим концом, ради которого можно потерпеть. При этом важно, что в юности значимость будущего еще не велика и возрастает медленно, поэтому если поощрение отложить, то следующая неудача может полностью разрушить, предыдущий, положительный результат.

 

Анализируя результаты исследования способов совладания, мы видим, что сироты используют такие копинг-стратегии как  поиск социальной поддержки, «бегство-избегание», принятие ответственности и конфронтативный.           В сложных жизненных ситуациях  сироты прибегают к поиску социальной поддержки.  Они предпочитают постоянно и навязчиво обращаться за помощью к узкому кругу людей, чем находить самим выход из трудных ситуаций, извлекать максимальную выгоду из статуса сироты, занимая  инфантильную позицию «обо мне должны заботиться другие». Стратегия «бегство-избегание» у сирот направлена на фантазирование, неоправданные ожидания, отвлечение, чем  решения, сиротам  проще избежать проблемной ситуации, чем принять ответственность за ее решение.

 Копинг принятие ответственности предполагает признание сиротами своей роли в возникновении проблемы и принятие ответственности за ее решение. Сироты стремятся анализировать свое поведение, искать причины трудностей в личных недостатках и ошибках (практически всегда неконструктивными путями). Решение проблем приводит к самокритике, самообвинению, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.

 Конфронтативный копинг у сирот проявляется в агрессивных усилиях и  предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску для изменения ситуации.

  Такие стратегии как положительная переоценка, самоконтроль, дистанцирование, планирование решения проблем, сироты используют  реже, пределы ответственности в детском доме четко определены извне (инструкциями, другими людьми). Сироты убеждены, что от их усилий  мало что зависит, и делают ровно столько, сколько будет требоваться окружающими.

У детей из семей по сравнению с выпускниками детского дома более выражены копинг-стратегии  кроме самоконтроля, планирования решения проблем и принятия ответственности. Данная тенденция указывает, что дети из семей предпочитают во всем полагаться на родителей, а если родители принимают решение, то они и несут ответственность за это решение.

Сравнительная  характеристика самоотношения, механизмов защиты и копинг-стратегий у выпускников детского дома и детей из семей

самоуверенность

отношениедругих

самопринятие

саморуководство

самообвинение

самоинтерес

самопонимание

глобальноесамоотношение

самоуважение

аутосимпатия

ожидаемо отношение от других

саминтерес

,001

,250

,008

,749

,558

,095

,748

,363

,429

,001

,037

,033

 

отрицание

вытеснение

регрессия

компенсация

проекция

замещение

интеллектуализация

реактивноеобразование

,195

,139

,020

,640

,708

,005

,454

,005

Конфронтационный

копинг

дистанцирование

самоконтроль

Поиск соцподдержки

принятиеответственности

бегствоизбегание

Планирование решения проблем

Положительная переоценка

)

,309

,076

,951

,550

,309

,098

,161

,884

Сравнительный анализ данных детей сирот и детей из семей и проверка статистически значимых различий с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни позволяет говорить о том, что сироты имеют более высокие показатели таких компонентов самоотношения, как аутосимпатия (р < 0,001),  самоуверенность (р < 0,001),  механизмов психологической защиты –реактивное  образование (р < 0,005), регрессия (р < 0,02), а дети из семей - замещение(р < 0,005).  Результаты математической обработки с  использованием программы SРSS   не показали  наличие статистически значимых различий  в копинг-стратегиях  у сирот и детей из семей.  В юношеском возрасте стили совладания еще не устоялись (в частности не сформировались продуктивные стратегии), а так же несформированность копингов  связано с социальным пространством в котором сироты и дети из семей живут (микросоциум).

Таким образом, можно утверждать, что существуют значимые различия в самоотношении детей из семей и сирот, для последних характерен высокий уровень  аутосимпатии, самоуверенности и они чаще, чем дети из семей применяют механизм психологической защиты – реактивное образование и регрессия. Это связано с тем, что   в период юности данные механизмы защиты и самоотношения сироты используют в качестве способа адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям. Это: рост социальной ответственности, необходимость следовать социальным нормам, увеличение потребностей на фоне недостатка возможностей их удовлетворения, смена приоритетов в мотивационной сфере и т.д.

Разработаны рекомендации по формированию позитивного самоотношения и эффективного копинга  у выпускников детского дома.