Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Туркова Александра Геннадиевна

К условиям детского сада необходима подготовка. Что нужно учесть и как помочь родителям в новой для них ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_adaptatsiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный комплекс «Лицей № 3»

отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Адаптация детей к условиям детского сада»

Педагог-психолог:

Туркова А.Г.

Старый Оскол

2017 год

Адаптация – это приспособление организма к условиям среды.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения среды – приспособление себя к среде и среды к себе.

        Физиологическая основа социальной адаптации является переделка ранее сформированного динамического стереотипа (последовательность в чередовании сна, кормления и бодрствования).

        Чувство привязанности к близким имеет прямое отношение к формированию адаптационных механизмов.

        В период адаптации происходит переделка ранее сформированных стереотипов, помимо иммунной, физиологической ломки происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс.

        Стресс в данном случае выступает как приспособление к новым условиям. В этот период изменяются поведенческие реакции, организм «включает» защитные реакции: отказ от еды, плохой сон, плаксивость, могут растерять навыки речи, отказ от посещения туалета и многие другие.

        Течение адаптации может протекать в легкой (от 1 до 16 дней, средней (от 2 недель до месяца) и тяжелой форме (в отдельных случаях от 3 до 6 месяцев.

Возможные ошибки родителей при посещении дошкольного учреждения:

1) Внезапный уход – ребенок, оставшись наедине с незнакомыми людьми, может почувствовать массу негативных эмоций от замешательства до ужаса и чувства покинутости, брошенности. Обязательно прощайтесь с маленьким дошкольником, даже если вы предупреждали его заранее о расставании. Разработайте особый ритуал прощания, который успокоит все страхи и тревоги. Не забывайте сообщать ему, когда вы его заберете (после завтрака, после сна и т.д.).

2) Полное пребывание (оставляют на целый день) – это очень большое потрясение и нагрузка для нервной системы, от преизбытка впечатлений ребенок может не успевать перерыбатывать и проживать свои эмоции. В итоге можно получить истерики и нежелание идти в детский сад. Рекомендую ориентироваться на индивидуальные особенности только своего ребенка (а не на советы знакомых и родственников как это было у них).

3) Разные требования дома и в детском саду. Часто приходится сталкиваться с мамами, которые считают, что воспитание детей – это задача только образовательных учреждений. Мало того, что родители не подготавливают кроху к новым условиям, они еще не следуют рекомендациям педагогов по объединению усилий. Заранее поинтересуйтесь у педагогов, в какое время проходят режимные моменты: завтрак, прогулка, обед и дневной сон. Это поможет подготовиться к садику и упорядочить детскую жизнь. И, конечно, воспринимайте воспитателя, как своего союзника в вопросе развития детей.

4) Настрой на посещение детского сада. Создание неверного настроя способствует негативные высказывания о дошкольном учреждении, недовольство его работниками в присутствии малыша. Рассказывать о детском саде нужно, поскольку незнакомое и новое всегда пугает детей. Постараться избегать обсуждения воспитателей при ребенке.

5) Неготовность взрослых к детским слезам и истерикам. Слезы в этот период – естественная защитная реакция детей. Намного хуже, если ребенок замыкается в себе, вообще не реагируя на столь серьезные перемены в жизни. Поэтому будьте терпеливы, скоро слезы прекратятся, и малыш будет заходить в группу без опаски и капризов.

6) Несистематическое посещение. Проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы. Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям.

7) Неверно подобранный режим дня. В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Первые дни в дошкольном учреждении накладывают отпечаток на дальнейшее отношение к этому месту. Чтобы начальный опыт малыша был только позитивным, позаботьтесь о заблаговременном его переводе на правильный распорядок дня. В этом случае он станет легко просыпаться и будет ходить в садик в замечательном настроении.

8) Утренние сборы. Эта родительская недоработка плавно вытекает из предыдущей. Маме жалко будить сладко спящего ребенка, она сама хочет подольше полежать в кровати. В результате сборы проходят в спешке, родители подгоняют дошкольника. Малыш же не понимает, почему мама раздражена, он выходит из дома в плохом настроении. Просыпаться следует заранее, чтобы вы сумели уделить немного времени крохе: погладить ножки и ручки, сделать веселую зарядку, потанцевать. Выходить в детский сад тоже необходимо заблаговременно, обеспечив запас времени. В этом случае вы не будете нервничать по дороге и не передадите свою тревогу детям.

Фразы при расставании, которые ухудшают ситуацию:

        Вот несколько фраз, которые произносят мамы, отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам:

- «Не пускаешь меня на работу – не будет денег тебе на новую машинку!»

- «Думаешь, мне хочется идти с утра на работу?»

- «Ты же большой мальчик (девочка)! Как тебе не стыдно плакать!» (при таком настрое у ребенка может сформироваться желание быть всегда маленьким ребенком, ведь получается, что плакать могут только маленькие, еще и стыд при проживании своих эмоций)

- « Если будешь так реветь – уйду от тебя (оставлю) и вообще не приду!» (может сформироваться ужас одиночества).

        Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть упрек. 

        

Возможная помощь родителям при адаптации к условиям дошкольного учреждения:

1) Не обвиняйте и не наказывайте ребенка за слезы, это реакция на новые условия;

2) приучайте малыша к самостоятельности: сформировавшиеся навыки самообслуживания облегчат ребенку задачу;

3) поддерживайте дома на выходных приближенный режим дошкольного учреждения;

4) придумайте ритуалы прощания, которые будут облегчать понимание ребенка, что необходимо расстаться с мамой на некоторое время;

5) помните, что в первое время при посещении детского сада потребуется усиленный телесный контакт и потребность в ласках с домочадцами;

6) учите детей игровой деятельности, это поможет ему быстрее наладить социальные контакты с другими детьми;

7) создавайте дома спокойный бесконфликтный климат для ребенка;

8) щадите его ослабленную нервную систему, не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку;

9) наберитесь терпения;

10) помните, что вы, воспитатель и другие специалисты работают только при тесном взаимодействии;

11) не спешите забирать ребенка из детского сада и сажать его с бабушками в то время, когда вы столкнетесь с первыми проблемами адаптации, как минимум надо выждать три месяца, а потом принимать рещение. Иначе вы закрепите негативное отношение к последующей социализации ребенка.

        

Ребенок адаптировался когда: уменьшилось число заболеваний, у него нормализовался сон, аппетит, в его поведении поменялось настроение, заметен рост познавательной деятельности.