Статья: "Гештальт-подход в консультировании по проблемам детского развития"

Илларионова Оксана Витальевна

Цель гештальт-терапии: восполнить пробелы в восприятии кризисной ситуации, восстановить целостность опыта переживаний. достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. 


Все техники можно разделить на две группы:

техники диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта.

           проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п.
        

Большинство методик в работе с детьми, основаны на использовании проекции: рисование, лепка, рассказывание историй, разыгрывание сцен, работа с метафорами. Это в символической форме позволяет ребенку выразить свои чувства и завершить незавершенные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geshtalt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  по теме

«Гештальтподход в консультировании по проблемам детского развития»

   

                                                

                педагог-психолог

МБОУ «Бутовская СОШ №1

О.В. Илларионова

                        

Москва 2015

Гештальтпсихология - направление психологической мысли, которое возникло в начале XX в. и исходило из того, что анализ частей не может обеспечить понимание целого. Главной целью экспериментальной работы гештальт-психологов было показать, что люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством перцептивных процессов в значимые целостности (например, ряд точек может быть воспринят как прямая линия). Гештальт-подход широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании и рассматривается как набор техник, приемов, упражнений и экспериментов, направленных на саморазвитие и самопознание.

Гештальт-консультирование базируется на анализе целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-ориентированное консультирование выступает против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них – по законам ассоциации или творческого синтеза – сложных психических феноменов.

По мнению Ф. Пёрлза, проблемы у человека наступают чаще всего тогда, «когда человек не может обособить себя от требований своего окружения. Он либо позволяет окружающим вмешиваться в своё существование, изменять себя, навязывать свои нормы и правила, то есть, вторгаться в свои границы, и сам страдает, либо человек сам игнорирует интересы других, вторгается на чужую территорию и причиняет страдание». В любом случае цель гештальт-консультирования – помочь обрести человеку новое, удовлетворяющее его равновесие с окружающей средой.

Клиенты обращаются к гештальт-консультантам тогда, когда они оказываются в состоянии экзистенциального кризиса. Главная цель гештальт-консультанта — помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Клиенты, обратившиеся к гештальт-консультанту впервые, заинтересованы, главным образом, в решении своих проблем.

Обычно, на начальном этапе консультирования клиенты главным образом озабочены разрешением своих насущных проблем. Поэтому задачей консультанта становится прояснение, каким образом они поддерживают себя, справляясь с этими ситуациями. По мере продолжения консультирования оба ее участника начинают больше внимания уделять общим проблемам личности. На завершающем этапе успешного курса консультирования львиная доля работы уже направляется самим клиентом. Он оказывается способным интегрировать решение проблемных ситуаций, личностные проблемы, отношения с консультантом и способы, используемые им для осознавания.

Таким образом, консультирование в рамках гештальт-подхода оказывается наиболее полезным для пациентов, открытых для работы над самоосознаванием и стремящихся к естественному доминированию этого процесса в их жизни. Консультирование в рамках гештальт-подхода особенно подходит тем людям, кто интеллектуально неплохо осведомлен о себе, однако не растет как личность. Основную задачу гештальт-консультирования Перлз видел не в том, чтобы объяснить,
почему возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияние оказывает и т. п.

Подводя итог, можно сказать, что целью гештальт-консультирования не является оказание помощи клиенту в решении определенной проблемы, с которой он приходит к терапевту. Имеющаяся жалоба является просто симптомом того стиля жизни, который и представляет собой настоящую проблему. Гештальт-терапия сконцентрирована на том, чтобы повысить способность человека поддерживать полный контакт и осознание происходящего и таким образом помочь ему обрести способность сделать эффективный выбор. В результате гештальт-консультирования клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций.

По своей сути гештальт-консультирование скорее является исследованием, чем непосредственной модификацией поведения. Вместо того, чтобы сохранять дистанцию и интерпретировать, консультант идет навстречу клиенту и направляет активную работу его осознавания. Это достигается с помощью его активного присутствия, которое является живительным и возбуждающим (следовательно, теплым), честным и непосредственным. Личностный рост вытекает только из непосредственного контакта между реальными людьми. О том, как его воспринимают, и насколько ограниченным является процесс осознавания, пациент, в основном, узнает не из обсуждения проблемы, а из того, чем оба участника являются привлекательными друг для друга.

Гештальт-подход обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов консультирования и психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания. Все техники можно разделить на две группы:

  • техники диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта.
  • проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п.


Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны. Гештальт-подход является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем. В рамках гештальт-подхода проводятся семейные и индивидуальные консультирования в том числе и по проблемам детского развития, тренинги для подростков, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации, тренинги для учителей школы.

В практики работы в школе возможно использование различных проективных техник, как в индивидуальном, так и групповом режиме. В индивидуальной работе возможна работа по развитию эмоциональной сферы детей с использованием пластилина или песка, работа с образами. В групповой работе с подростками и учителями возможно проигрывать актуальные для них ситуации, прорабатывая образы, воображаемые диалоги.