Статья: «Технология проведения игровой коррекции в процессе консультирования»

Илларионова Оксана Витальевна

Игровое средство «Пишем и рисуем на песке» компании «Дусима» используется в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе  по теме

«Технология проведения игровой коррекции в процессе консультирования»

   

                                                

                педагог-психолог

МБОУ «Бутовская СОШ №1

О.В. Илларионова

                        

Москва 2015

Основные виды деятельности педагога-психолога:

- оказание помощи детям и подросткам в возрасте 5-18 лет, имеющим трудности в обучении, общении, поведении, социальной дезадаптации, эмоциональные проблемы;

- консультирование родителей по проблемам их детей.

Игровое средство «Пишем и рисуем на песке» компании «Дусима» используется в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Лоток с песком позволяет изображать любые фигуры самыми разными способами и использовать различные материалы. Такие возможности для выбора упражнений, действий и занятий расширяют внутренние резервы детей и повышают уровень их развития. Дети учатся соблюдать правила. Увлекаясь игрой, дети обретают уверенность в себе, и это мотивирует их действовать нестандартно.

Выполнение заданий по рисованию фигур требует высокой дисциплинированности, необходимой для того, чтобы сконцентрироваться, принять правильную позу и совершить нужные действия. Подробные инструкции и поддержка взрослых помогаю детям лучше понимать задания и выполнять их.

Каждый ребенок обладает внутренним побуждением исследовать окружающий мир и совершать открытия. Дети со сравнительно низким порогом восприимчивости нуждаются в нашей повсеместной помощи. Недостаточную концентрацию, импульсивное поведение, нетерпеливость – все это можно скорректировать при помощи песочной терапии. Дети, используя свои творческие способности, учатся воплощать фигуры и символы в изображения на песке. Повторение упражнений помогает им без особых усилий закреплять приобретенные навыки. Структурированное рисование кончиками пальцев способствует воплощению мысленных образов и делает процесс обучения боле эффективным. Отдельные фигуры и изображения, которые особенно нравятся детям, они могут совершенствовать, выполняя последующие упражнения. Рисуя различные фигуры, дети осваивают новые движения и учатся взаимодействовать между собой. Многие игровые упражнения пробуждают у детей интерес к работе и мобилизуют их внутренние резервы. Дети достигают своих целей постепенно, шаг за шагом, прилагая к этому много усилий и проявляя терпение. Различные страхи и недостаток уверенности в себе могут быть преодолены с помощью игры в песке, что подкрепляется придумыванием детьми своих историй и символов, реализацией разных желаний и фантазий. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции и находить решения, которые ведут к возникновению новых направлений развития ребенка.

Лоток с песком имеет ограниченность поверхности, размер 50х70 см. – это дает многим детям ощущение безопасности, создает благоприятную атмосферу для их творчества.

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение.

Привычная обстановка обеспечивает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи.

Регулярные занятия с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло и холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе имеются соответствующие рецепторы.

Игровые упражнения в небольших группах способствуют эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они могут использовать игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить какие-то совершенно необычные материалы. Воображаемый мир одного ребенка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Весь пассивно накопленный ребенком опыт теперь активно реализуется в играх с песком. Наблюдения показывают, что дети часто сами знают, как эффективно разрешить свои проблемы без вмешательства взрослых.

Агрессивность и гиперактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе.

Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать свои усилия. Они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию).

Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку.

Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.

Используя лоток с песком, дети могут играть в различные игры. Для того чтобы заставить шарик катиться по заданной траектории, приподнимая и опуская края лотка, им потребуется чувство равновесия, концентрация внимания и навыки работы в команде.

Вращающийся волчок оставляет на песке удивительные, постоянно изменяющиеся следы. Если же толкать по песку резинового ежика или ребристый мячик, то на нем образуются соответствующие узоры. А если катать ежика или мячик по кругу, то можно получить изображения, напоминающие паутину.

В лотке можно проводить и «тараканьи бега», используя магнитных жуков. Для этого необходимо слегка приподнять одну сторону лотка, чтобы было легче передвигать жуков при помощи магнита, который подносят снизу. Будет казаться, что жуки сами медленно ползут по песку.

Магнитом можно также очень медленно двигать и раковину улитки, наблюдая за траекторией ее движения.

Детям очень нравится рисовать специальным песочным карандашом (это прозрачная трубка, которая входит в комплект каждого набора «Лоток с песком»). Такой прозрачный карандаш наполняется мелким песком при помощи воронки и пластмассовой ложечки (предупреждаю: не следует использовать металлические предмет, так как они могут поцарапать прозрачное дно лотка!)

А это полезное упражнение служит для тренировки координации («глаз - рука»), а также для концентрации внимания. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже ребенок опускает карандаш, тем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать чудесные картинки. Всем детям очень нравятся такие занятия.

В лотке с песком можно воздвигать горы и создавать озера (подкладывая вниз синюю бумагу), можно украшать «торты», а можно писать чьи-нибудь имена.

Чтобы «отключить» карандаш, нужно прервать струйку песка, закрыв отверстие другой рукой.

При помощи формочек можно получать красивые орнаменты. Дети готовы заниматься этим снова и снова. Они внимательно смотрят, как мелкий песок вытекает из формочки. Песчинки падают сквозь отверстия, и под ними в лотке появляются горки (как в песочных часах), из которых складывается орнамент. А в самой формочке при этом образуются маленькие кратеры.

Еще больше форм на песке можно создать при помощи специальных валиков в форме прозрачных цилиндров. Перед тем как использовать валики, необходимо тщательно разровнять песок. Если прокатить такой валик по песку, то отверстия, проделанные в его стенках, оставляют интересные следы, напоминающие гирлянды песчаных бус.

Лоток с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей. Работа с ним активизирует все чувства и открывает обширные возможности для творчества во время игры.