Открытое занятие: «Тренинг детско-родительских отношений»

Илларионова Оксана Витальевна

Мастер-класс в тренннинговой форме на областном родительском собрании «Ты, да я, да мы с тобой», 30.10.2015

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                

«Тренинг детско-родительских отношений»

на областном родительском собрании «Ты, да я, да мы с тобой»

   

                                                выполнил

                педагог-психолог

МБОУ «Бутовска СОШ №1»

О.В. Илларионова

                        

Москва 2015

Введение участников в тематическое пространство тренинга. Язык принятия-непринятия. Коммуникативные техники.

Цели занятия: знакомство участников друг с другом и групповой формой работы, прояснение ожиданий от занятий; знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя, овладеть техниками эффективной коммуникации (техники «Я-высказывание», «Ты-высказывание»).  

1. Введение.

- Вступительное слово. Знакомство.

- Правила группы:

• Правило «Я-высказывания»: говорить только о себе и только от своего лица.

• Правило «Здесь и сейчас»: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют, для каждого члена группы необходимо активное участие. Чем активнее на занятии каждый участник группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.

• Правило «конфиденциальности»: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.

• Правило «стоп» - тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос и участвовать в конкретном упражнении, может сказать «стоп» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в работе.  

- Обсуждение вопроса о распределении ответственности между участниками и ведущими.

2. Разминка.

-Упражнение «Знакомство» – по кругу назвать свое имя, любимое время года, любимое блюдо, животное. Написать имя на бейдже.

- Упражнение «Поменяться местами по какому-либо признаку» (к примеру, мамы сыновей, двоих детей, являются домохозяйками и т.п.).

- Обсуждение ожиданий участников от занятий.

3.Основная часть.

3.1. Задание 1.  «Рисунок своего ребенка» (можно в виде какого-либо образа, животного, предмета и т.д.). Время выполнения 10 минут.

- Обсуждение в парах (по 5 минут на каждого партнера).

Вопросы по  рисунку:

Как зовут, сколько лет, что нравится – не нравится делать и.д.?

Что радует в общении родителя со своим ребенком?

Что вызывает затруднения у родителя в общении и воспитании ребенка?

- Партнеры представляют друг друга. Один становится за спину другого и держит руки на его плечах. Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера. Обсуждение.

- Обсуждение в кругу вопросов: Насколько Вас волнуют вопросы дисциплины? Насколько Вы удовлетворены послушанием Вашего ребенка?

 Общее понятие: Дисциплина (в контексте данного тренинга)- это выполнение детьми правил и требований, предъявляемых взрослыми.

Введение основополагающего принципа - дисциплина возможна только после установления добрых отношений, безоценочного и безусловного принятия ребенка.

3.2.  Язык принятия - непринятия.

Тема для дискуссии: от чего зависит, что родители могут не принимать ребенка таким, какой он есть, в каких ситуациях это может проявляться, это непринятие постоянное или ситуативное, от чего оно зависит: от свойств родителя, характера ребенка и т.д. Испытывали Вы, когда-нибудь эмоциональное непринятие ребенка. Как может проявляться это непринятие (в словах, позе тела и т.д.).

Непринятие, впрочем, как и принятие ребенка может проявляться как на невербальном уровне (телесном уровне: в жестах, мимике выражении глаз и т.д.), так и на вербальном (словесном уровне). Как правильно реагировать, чтобы ребенок не чувствовал себя отвергнутым, а соответственно не демонстрировал те или иные поведенческие реакции (крик, ругань, непослушание и т.д.).

Родители во взаимодействии с ребенком могут использовать:

1. Оценочный язык (когда оценивается сам поступок, а не «переходят на личность»).

+ Оценка поступка: «Мне жаль, что ты не поделился сестрой игрушкой» (на языке принятия)

- Оценка личности: «Ты очень жадный мальчик» (высказывание на языке непринятия)

2. Временной язык.

+ К примеру: «Сегодня у тебя это задание не получилось» (язык принятия)

- Постоянный язык: «У тебя никогда ничего не получается как следует» (язык непринятия)

3. Невербальные проявления языка принятия и непринятия (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы и т.д.).

Таким образом, высказывания на языке принятия включают в себя оценку поступка, а не личности в целом, использование временного языка и соответствующие невербальные проявления (улыбка, ласковые взгляды, открытые позы и т.д.).

Высказывание на языке непринятия (эмоционального отвержения) включают в себя оценку личности, использование «постоянного» языка и соответствующие невербальные проявления.

Задание 2. Родителям предлагается, разбившись на пары (родитель-ребенок), использовать язык принятия и непринятия в предложенных ситуациях: «Ребенок при выполнении домашнего задания в тетрадке допускает много помарок, в тетрадке грязь»,  «Ребенок разбросал, придя с прогулки, одежду в комнате». Отследить чувства, которые возникают у родителя, когда он был в роли родителя и ребенка. Что вызывало раздражение, обиду, агрессию у «ребенка» (какие реплики, мимика и т д. со стороны «родителя»). Время выполнения 15 минут.  

Обсуждение в кругу.

Перерыв 5 минут

3. 3. Использование коммуникативной техники «Ты-высказывания» и «Я – высказывания».

Нередко поведение ребенка вызывает у родителя негативные эмоциональные реакции, ощущение психологического дискомфорта и неприязни, затрудняет принятие ребенка. Техника «Я-высказываний» используется активно в ситуации конфликта и конфронтации, столкновении интересов ребенка и родителя, позволяет родителю выразить свои негативные чувства  в необидной для ребенка форме, а также сообщить свое мнение, свою позицию, озвучить свои потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее. «Ты – высказывания» часто нарушают коммуникацию, вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что всегда прав родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не приходишь домой вовремя» и т д.).  

Но  техника «Ты – высказывания» все же может быть использована, но лишь в ситуации активного слушания (о приемах активного слушания пойдет речь на 2-ом занятии). «Ты-высказывание» в ситуации активного слушания ребенка представляет собой точное и глубокое, развернутое описание чувств ребенка («Когда тебя ударил мальчик, ты почувствовал злость и т. д.). «Ты-высказывание» облегчает ребенку осознать и принять свои чувства, родитель проговаривает их ребенку и тот  как будто  «видит» их со стороны. Это помогает соответственно адекватно соорентироваться в проблемной ситуации, принять решение. Ребенок в дальнейшем научается таким образом проговаривать свое состояние, тем самым улучшаются коммуникативные качества ребенка.

 Некоторые родители стараются подавить свои чувства, но ребенок, как правило, всегда знает, сердита мама или нет.  Поэтому если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом, используя технику «Я – высказывания».

 Структура «Я-высказывания» выключает 4 компонента:

1. Описание чувств и эмоций, которые испытывает сейчас родитель. Используются личные местоимения: я, мне, меня (я огорчен, мне не нравится, я не люблю и т.д.).

2. Описание поведения, поступка ребенка. Лучше если описание поведения ребенка дается в безличной форме, поскольку использование местоимения «ты» может вызвать чувство раздражения, обиды у ребенка. Используется местоимение когда. («Я не люблю, когда дети ходят растрепанными и мне стыдно от взглядов соседей». Вместо: «Я не люблю, когда ты ходишь растрепанной и т.д.  «Меня раздражает, когда дети ноют (слышу нытье)». Вместо: « Меня раздражает это твое нытье»).

3. Описание причин возникновения негативной реакции родителя. Используется оборот «потому что…». Основная опасность формулирования третьего компонента кроется в соскальзывании родителя на осуждение поведения и личности ребенка.

4. Описание возможных последствий поведения ребенка в случае, если оно будет продолжено. Здесь нельзя переходить к прямым угрозам в адрес ребенка, предупреждениям о вмешательстве взрослого в его поведение.

Поскольку третий и четвертый компонент «Я-высказываний», как уже указывалось, таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуникации, в ряде случаев целесообразно ограничиваться лишь первыми двумя. Это предостережение бывает уместно и когда партнерами по коммуникации оказываются дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые еще не могут разобраться в причинно-следственной связи всего высказывания.

Проблема в использовании «Я-высказываний» в детско-родительских отношениях состоит в том, что дети часто их игнорируют. Тогда приходится их повторять. Нередко дети возвращают «Я – высказывание» взрослому, сообщая о своих желаниях и интересах («А я хочу….) и настаивают на них. В этих случаях родителю уместно перейти к развернутому формулированию запретов и ограничений (4 компонент), если они  еще не нарушены, либо использовать специальные приемы, которые используются при разрешении конфликтных ситуаций (эти приемы - приемы активного слушания - будут обговариваться на 2-ой встрече).

  Задание 3. Родителям предлагается заполнить таблицу, в которой необходимо записать возможные ответы родителя, используя технику «Я-высказывания». Каждому участнику раздается бланк таблицы (см. Приложение 1). Время выполнения 15 минут.

Обсуждение в кругу.

Домашнее задание (заполнить опросники, диагностирующие те или иные нарушения в воспитательном процессе родителей). Методика Анализ семейного воспитания (АСВ) (автор Эйдемиллер Э.Г.) и опросник ОДРЭВ (опросник детско-родительского взаимодействия, разработанный Захаровой Е.И.). см. Приложении 2.

  1. Заключительная часть

Рефлексия занятия (эмоциональная и когнитивная оценка тренинга).