Выступление: «Проведение корреционно-развивающих занятий с использованием игровых средства «Дусима»»

Илларионова Оксана Витальевна

Детская игра это:

nвоссоздание ребенком человеческой деятельности;
nпринятие определенной социальной позиции;
nразвитие способности подчиняться правилам;
nшкола произвольности, воли и морали;
nспособ развития воображения;
nспособ установления отношений.

Игровое средство (ИС)-  это вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой развивающей деятельности ребенка.

Игровые средства:

nдля ребенка – предметная основа для игровой, развивающей деятельности;
nдля взрослого – «инструмент», который он должен уметь правильно применять для помощи ребенку в игре, обучении и развитии.

Признаки развивающей игры:

Признаки развивающей игры – обязательные (необходимые) условия

ЦЕЛЬ – переход ребенка на более высокий уровень развития своих способностей.
ОБЪЕКТ – ребенок с диагностированным уровнем развития способностей (знаний, умений) (входит ли это в зону ближайшего развития ребенка, может быть это для него это очень просто или наоборот слишком сложно).
СРЕДСТВА И СПОСОБЫ – специально подобранные ИС (игровые средства) с известными способами их применения.
ПРОГРАММА – последовательность усложняющихся задач для плавного перехода на более высокий уровень развития. Основной закон обучения – «от простого к сложному» (Каменский 16 век). Надо чтобы ребенок (человек) напрягался, только тогда будет развитие (например, как в спортзале по три подхода).
 
Скачать можно с гугл-диска: https://drive.google.com/file/d/0B9XZx-rYGxbjaUszb...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provedenie_korretsionno.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проведение корреционно-развивающих занятий с использованием игровых средства «Дусима»»

Игровые средства «Дусима»

  • Компания основана в 1925 году. Основатель компании «Дусима» Курт Шеффлер (1896-1986) 
  • www.dusyma.de – сайт компании
  • www.rene-edu.ru – компания, которая представляет и продает «Дусиму» на Российском рынке.
  • Поставки в разные заведения были разными (комплектация). Каталог распечатать можно из раздела «Развивающая среда», в преамбуле есть ссылка, оттуда можно скопировать информацию

Детская игра это:

  • воссоздание ребенком человеческой деятельности;
  • принятие определенной социальной позиции;
  • развитие способности подчиняться правилам;
  • школа произвольности, воли и морали;
  • способ развития воображения;
  • способ установления отношений. 

Игровое средство (ИС)-  это вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой развивающей деятельности ребенка. 

Игровые средства:

  • для ребенка – предметная основа для игровой, развивающей деятельности; 
  • для взрослого – «инструмент», который он должен уметь правильно применять для помощи ребенку в игре, обучении и развитии.

Развитие – это закономерное, качественное и количественное изменение объектов, которое характеризуется:

  • необратимостью (т.е. если что-либо достигли с ребенком, надо чтобы он через какое-то время мог это повторить);
  • направленностью;
  • переходом от низших уровней к высшим.

Признаки развивающей игры

Признаки развивающей игры – обязательные (необходимые) условия

  • ЦЕЛЬ – переход ребенка на более высокий уровень развития своих способностей.
  • ОБЪЕКТ – ребенок с диагностированным уровнем развития способностей (знаний, умений) (входит ли это в зону ближайшего развития ребенка, может быть это для него это очень просто или наоборот слишком сложно).
  • СРЕДСТВА И СПОСОБЫ – специально подобранные ИС (игровые средства) с известными способами их применения.
  • ПРОГРАММА – последовательность усложняющихся задач для плавного перехода на более высокий уровень развития. Основной закон обучения – «от простого к сложному» (Каменский 16 век). Надо чтобы ребенок (человек) напрягался, только тогда будет развитие (например, как в спортзале по три подхода).

Понятие о развивающих игровых средствах

Развивающий потенциал ИС – степень пригодности ИС для проведения развивающей игры оценивается с помощью развивающего потенциала (РП). Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие способности ИС (игровых средств).

Величина РП игрового средства зависит от наличия у него «развивающих» свойств, чем ярче выражены эти свойства у ИС, тем выше его РП.

Развивающие свойства ИС:

  • делимость – это свойство, которое позволяет сформулировать на основе ИС достаточно большое количество игровых заданий; 
  • ступенчатость – свойство, которое дает возможность создавать на основе этих заданий «лесенку развития», выстроив задания в порядке возрастания их сложности. При этом высота «ступенек лесенки» должна быть одинаковой; 
  • интерактивность – это свойство, которое препятствует неправильным действиям ребенка, показывает ему, сделанные при выполнении заданий ошибки; 
  • открытость – это свойство, стимулирующее творческую активность ребенка, оно побуждает его придумывать все новые и новые способы применения ИС.

Критерии и показатели качества игровых средств

1. отсутствие негативных свойств морального характера:

                 -  провоцирующих ребенка на агрессивные, жестокие и безнравственные действия по   отношению к партнерам по игре и самим игровым средствам;

                 - возбуждающих интерес ребенка к сексуальным проблемам за пределами его возрастной компетенции (сегодня в продаже много антиигрушек);

          2. соблюдение возрастной адресации, указанной на ИС;

          3. возможность полифункционального использования ИС  для детей: - с разными уровнями развития способностей и функций;                                  

                   - с различными психическими и физическими особенностями;

                   - с ограниченными возможностями здоровья.

          4.  наличие функциональной привлекательности, способствующей:

                     - активной игровой деятельности ребенка;

                - самостоятельному использованию ИС;

                - ощущение ребенком собственной компетентности (т.е. подходит ли ребенку по всем параметрам. Что интересно и красиво для взрослых, может быть совсем не интересно для ребенка).

         5.  возможность организации совместной деятельности, в том числе и с участием взрослого, способность инициировать коллективные действия детей;

         6.  дидактическая ценность;

         7.  наличие структурных развивающих свойств;

8.  эстетическая ценность, т.е. возможность использования ИС для художественно-эстетического развития, приобщения ребенка к миру искусства, культурным традициям своего народа;

        9.  этическая направленность, т.е. возможность использования ИС для формирования гуманных общепринятых этических норм;

        10.  функциональная безопасность, т.е. безопасное использование ИС в игровых   ситуациях, обеспечиваемое его конструкцией и инструкциями по использованию;

        11. правильность структуры и содержания ИС, т.е. отсутствие ошибок в конструкции и логике игровых действий (например, на рисунке нарисован самолет, а не хватает деталей и в результате не получается настоящий самолет и т.п.);

     12. долговечность, обеспечиваемая прочностью материала и соединения составных частей ИС, а также стойкостью его отделки;

        13. наличие, полнота и ясность сопроводительных документов, методических рекомендаций, инструкций, правил;

        14. функциональность упаковки: прочность для переноски (перевозки) ИС, возможность использования для хранения ИС, применения в играх и пр.

Алгоритм создания целевых комплектов ИС

  • Шаг 1. Определение назначения ИС (для  чего нужен этот целевой комплект)
  • Шаг 2. Описание особенностей ребенка (возраст, состояние здоровья детей)
  • Шаг 3. Формулирование задач развития (подготовка руки ребенка к письму и т.д.)
  • Шаг 4. Определение способов решения задач развития
  • Шаг 5. Подбор необходимых ИС
  • Шаг 6 Подбор соответствующих типов (образцов) ИС

ЦК будет обладать системными свойствами, если:

ЦК сформирован на основе задач развития, объединенных в систему;

- решение каждой из задач развития достигается способами объединенными в систему;

- виды ИС подобраны так, чтобы они наиболее полно могли реализовать каждый способ решения задач развития;

- Образцы ИС подобраны так, чтобы на практике наилучшем образом реализовать свойства каждого вида ИС.

Роль ИС Дусима в игровой поддержке в программах развития

- развитие двигательной активности

- развитие движений рук

- сенсорное развитие

- формирование представлений об окружающем мире

- эстетическое развитие

Виды ИС для РДА

Существует 5 классов ИС для РДА

  • Развития основных видов движений
  • Развитие основных физических качеств
  • выполнение общеразвивающих упражнений
  • проведение подвижных и спортивных игр
  • овладение различными способами передвижения

Виды ИС для развития основных видов движения

  • - полосы препятствий
  • - маркеры и указатели направления движений
  • - кубы для запрыгивания и спрыгивания
  • - батуты разной конфигурации
  • - скакалки
  • - предметы и устройства для метания: мячи, тарелки, кольцесбросы и т.д.
  • - тиры – мишени с предметами для метения
  • - шведские стенки, стенки с зацепками
  • - сетки и подвесные лестницы
  • - канаты и маты

полосы препятствий

Модули для лабиринтов 

  • Пластмассовые модули для построения дорожек в лабиринтах. 
  • Назначение: развитие двигательной активности. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Извилистый маршрут»
  • - «Движение по карте»
  • - «Обгони соперника» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

предметы и устройства для метания: мячи, тарелки, кольцесбросы и т.д.

Мячи в ассортименте 

  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Поймай» 
  • Место возможного расположения: шкаф        полка

Виды ИС для развития основных физических качеств

  • - гимнастические скамейки и бревна
  • - балансиры (ходули, качалки, большие мячи)
  • - сухие бассейны
  • - туннели
  • - перекладины, трапеции, кольца
  • - утяжелители
  • - набивные мячи
  • - детские эспандеры
  • - груши
  • - тренажеры движения
  • - силовые тренажеры
  • - спортивные комплексы

Балансир 

  • Пластмассовый синий поддон с желтыми вкладками. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Повтори движение»
  • - «Проведи шарик» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

большие мячи

Мяч большой желтый

  • Большой желтый мяч. 
  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Удержи равновесие»
  • - «Прыгаем» 
  • Место возможного расположения: шкаф        полка

Мяч - заяц

  • Оранжевый мяч в форме зайца с ушами. 
  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Удержи равновесие»
  • - «Прыгаем» 
  • Место возможного расположения: шкаф        полка

Виды ИС для выполнения общеразвивающих упражнений

  • - гимнастические палки
  • - обручи
  • - булавы
  • - ленты
  • - флажки
  • - релаксационные приспособления

Гимнастические палки

  • Пластмассовые палки для физических упражнений. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Повтори движение» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

Флажки

  • Разноцветные платки из полупрозрачной ткани. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Следи за сигналом» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

Виды ИС для проведения подвижных и спортивных игр

  • - игровые мячи
  • - набор для игры в городки
  • -  набор для игры в кегли
  • - набор для игры с клюшкой
  • - набор для игры с ракеткой
  • - баскетбольные кольца и стойки
  • - ворота для футбола и хоккея
  • - предметы для игр в воде
  • - спортивно-игровые коврики и дорожки
  • - парашют

Виды ИС для овладения различными способами передвижения

  • - санки, снегокаты, ледянки
  • - лыжи
  • - коньки
  • - ролики
  • - велосипеды
  • - роликовые доски
  • - самокаты

Роль и место ИС Дусима в игровой поддержке РДА

Кукла  марионетка

  • Деревянная фигурка человечка из отдельных секций, управляемая с помощью веревочных тяг. Фигурка может принимать различные позы. 
  • Назначение: развитие координации и движений и ориентировка в пространстве. 
  • Способствует: развитию движений рук и коммуникативным способностям 
  • Особенности: аналогов нет 
  • Возраст: 5+ 
  • Примеры игрового использования:
  • - «Пошевели (правой, левой) рукой, (правой, левой ногой)»
  • - «Делай как кукла»
  • - « Делай как я» 
  • Места возможного расположения: группы, спец. класс.

Деревянная панель-лабиринт «Рисуем ногами»

  • Деревянная панель 60х50 см. с прорезью в виде извилистой линии и подвижного ботинка, который крепится на поле. Имеется вариант доски с прорезью более сложной конфигурации. 
  • Назначение: развитие зрительно-моторной конфигурации, связи «нога-глаз» 
  • Способствует: развитию силы ног и подвижности суставов, мышц брюшного пресса. 
  • Особенности: аналогов нет 
  • Возраст: 6+ 
  • Примеры игрового использования:
  • - «Правой и левой рукой попеременно»
  • - «Правой и левой ногой попеременно»
  • - «Кто быстрее» 
  • Места возможного расположения: спортивный зал.

Доска на 4-х колесах

  • Доска из прочной фанеры 60х40 см. с поворачивающимися вокруг своей оси колесами. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Особенности: аналогов нет 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Извилистый маршрут»
  • - «Автомобильные площадки»
  • - «Движение по карте» 
  • Места возможного расположения: спортзал, холл, площадка

Кочки на болоте

  • 12 полушарий (кочек) диаметром 15 см. сделанных из прочной древесины. Округлая сторона кочек гладкая, а на плоской наклеено покрытие против скольжения. 
  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Строим дорогу», минимально 4 человека, 2 пары по 4 кочки.
  • - «Лев проснулся»
  • - «Два барашка», 12 шт., 2 линии, 2 ребенка с противоположного конца навстречу друг другу, встречаются, меняются местами. 
  • Места возможного расположения: спортзал.

Кочки цветные

  • Разноцветные пластмассовые кочки с проризиненой верхней поверхностью. Трех цветов и размеров. 
  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Идем по дорожке»
  • - «Лев проснулся» 

Место возможного расположения: шкаф        полка

Гоу-гоу

  • Оранжевые ступеньки с колесами. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Особенности: аналогов нет 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Извилистый маршрут»
  • - «Автомобильные площадки»
  • - «Движение по карте» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

Черепахи

  • Желтые пластмассовые черепахи с подвижными зелеными ножками. 
  • Назначение: развитие общей координации движений. 
  • Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации. 
  • Особенности: аналогов нет 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Извилистый маршрут»
  • - «Автомобильные площадки»
  • - «Движение по карте»
  • - «Обгони соперника» 
  • Места возможного расположения: шкаф           полка

Горки

  • Дорожки из голубой пластмассы в виде горок. 
  • Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения. 
  • Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия. 
  • Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Идем по дорожке»
  • - «Догони» 
  • Место возможного расположения: шкаф        полка

Развитие движений рук с помощью ИС Дусима

РДР включает:

  • - развитие мелкой моторики – развитие движений пальцев рук, обеспечив возможность тонких и точных манипуляций руками.
  • - развитие ручной умелости: развитие способности к использованию разнообразных «инструментов», необходимых для продуктивной деятельности.
  • - развитие зрительно-моторной координации (ЗМК) – формирование связи «глаз – рука», обеспечив размеренные пластичные и экономичные движения рук.

Для развития мелкой моторики

  • - поля со вкладышами
  • - объемнее вкладыши
  • - пирамида и бусы
  • - шнурки
  • - застежки
  • - вращалки
  • - мозаики
  • - активные центры

Для развития ручной умелости

  • - народы для игр с песком и водой
  • - рамки и вкладыши
  • - наборы для рукоделия
  • - графические тренажеры
  • - инструментальные наборы

Набор винтиков и гаечек

  • 24 винтика и 24 гаечки из твердой пластмассы. 
  • Назначение: развитие мелкой моторики на основе вращательных движений и ЗМК. 
  • Способствует: развитию стереогностического чувства, зрительного восприятия, основных и интеллектуальных умений и концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность формулирования большого числа заданий, обеспечиваемых разнообразием форм и цветовых игровых элементов. 
  • Возраст: 2 + 
  • Примеры игрового использования:
  • - «Найди такой же»
  • - «Кто быстрее»
  • - «Выбери свой винтик, гаечку»

Места возможного расположения: группы, классы.

Набор «Семейка Джибиду»

  • 4 стойки для нанизывания по принципу пирамидки, разнообразные по форме, цвету, размеру различные элементы для нанизывания, деревянная коробка с прозрачной крышкой. 
  • Назначение: развитие мелкой моторики и ЗМК,  на основе операции нанизывания на твердый стержень. 
  • Способствует: развитию зрительного восприятия, речи, концентрации внимания и творческих способностей. 
  • Особенности: возможность проведения    ???   и театрализованных игр с использованием собранных фигурок. 
  • Возраст: 2 + 
  • Примеры игрового использования:
  • - «Собери фигурки правильно»
  • - «Собираем вместе»
  • - «Собираем по образцу, по схеме, по заданию» 

Места возможного расположения: группы, спец. классы.

Пирамиды приключений №1 и №2

  • Основа в виде усеченной пирамиды высотой 45 см., выполненная из фанеры толщиной 1,2 см. На каждой грани пирамиды закреплены различные интерактивные элементы.
  •  Назначение: комплексное развитие движения рук, мелкой моторики, орудийных действий и ЗМК. 
  • Способствует: развитию тактильного, слухового и зрительного восприятия
  • Особенности: комплексное развитие физических познавательных и социальных сфер ребенка. 
  • Возраст: 1,5 + 
  • Примеры игрового использования:
  • - «Выполни задание»
  • - «Что звучит?»
  • -«Определи на ощупь» 

Места возможного расположения: группы, спец. классы, холл.

Общее представление об СР

Понятие сенсорное развитие

  • Под сенсорным развитием (СР) понимается формирование двух тесно связанных между собой психических процессов: ощущения и восприятия.
  • Ощущение – отражение свойств предметов, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств.

     Принято говорить об ощущениях: зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных.

  • Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
  • Ощущение – это элементарный познавательный процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.
  • Восприятие – это синтез ощущений, его результат, целостный образ предмета или явления. Восприятие тесно связано с другими познавательными процессами, направляется мотивацией и имеет эмоциональную окраску.

В основе создания ИС для СР должен лежать принцип формирования параметрических рядов (ПР).

  • Визуальный ПР включает предметы, отличающихся только по величине или только по форме или по цвету.
  • Звуковой ПР включает источники звука, отличающиеся только по силе или по высоте или по тембру.
  • Тактильный ПР – включает материалы отличающиеся только шероховатостью.
  • Барический ПР включает отличающиеся только по весу или жесткости.
  • ПР запахов включает предметы, отличающиеся только запахом.

Сенсорное развитие на основе ИС Дусима

Что это?

  • Деревянное поле с крышкой из мягкого материала, набор деревянных элементов, включающий геометрические фигуры со скругленными углами, а также фигурки людей, животных, деревья. 
  • Назначение: развитие стереогностического чувства 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: опознавание предметов осложнено тем, что их ощупывание производится через ткань, натянутую на рамку, что позволяет определить только контуры фигур, а не всю их поверхность. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Назови фигурку»
  • - Где расположена фигурка» 

Места возможного расположения: спец. класс, холл.

Настенный модуль с мешочками

  • Настенная деревянная полка с набором разноцветных мешочков из полиэстера. Предметы для использования подбираются педагогом. 
  • Назначение: развитие стереогностического чувства и тактильного восприятия 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, способностей к обобщению и классификации предметов. 
  • Особенности: опознавание предметов осложнено тем, что их ощупывание производится через ткань мешочка. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Угадай что в мешочке»,
  • - «Найди пару»,
  • - «Определи по названию» 
  • Места возможного расположения: спец. класс, холл.

Пощупай и угадай

  • Ящик из прочной фанеры в боковой стене которого имеются отверстия для рук, снабженные тканевыми манжетами.
  • Назначение: развитие стереогностического чувства и тактильного восприятия 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания 
  • Особенности: опознавание предметов производится с помощью непосредственного их ощупывания одной или двумя руками. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Назови предмет»
  • - «Найди похожий»
  • - «Найди пару» 
  • Места возможного расположения: спец. класс, холл.

Набор тактильных шаров

  • Семь пар одинаковых по форме и размеру шаров, сделанных из различных материалов: дерева, войлока, камня, стекла, резины, металла. 
  • Назначение: развитие тактильного в том числе теплового восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, слухового восприятия, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении. 
  • Особенности: шары имеют одинаковый размер, но отличаются тактильными  и барическими (весом) свойствами. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Сравни по тепловым ощущениям»
  • - «Найди похожий»
  • - «Найди пару»
  • - «Сравни по весу» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Определи на ощупь

  • 4 комплекта сенсорных элементов с разной текстурой поверхности. Каждый комплект содержит 9 элементов. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, слухового восприятия, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении. 
  • Особенности: сенсорные элементы удобны для опознавания различными участками тела, их количество позволяет организовывать коллективные игры. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Строим в ряд»
  • - «Кто это был»
  • - «Собираем вместе одинаковые»
  • - «Ищем пару» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Подбери пару

  • 6 комплектов тактильных элементов. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, способности к различению геометрических фигур. 
  • Особенности: большое разнообразие сенсорных элементов, 36 типов поверхностей, что позволяет использовать элементы в различных видах игр. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди такой же»
  • - «Тактильные парочки»
  • - «Волшебный мешочек» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Мягче – жестче

  • 6 пар деревянных кубиков, каждая пара имеет одинаковую «жесткость» за счет пружин, находящихся внутри. 
  • Назначение: развитие мышечного «барического» чувства
  • Способствует: развитию тонуса пальцев рук, силы рук, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность определения жесткости материала с помощью нажатия пальцами рук. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Запомни и найди»
  • - «Найди такой же»
  • - «Построим в ряд» 

Места возможного расположения: шкаф               полка

Пощупай рукой, определи ногой

  • 10 ящиков с откидной шторкой. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди такой же»
  • - «Найди свой ящик»
  • - «Запомни и найди» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Набор мягких кирпичей «Компримо»

  • 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости по 1-й паре разного типа со сменными чехлами из прочной мягкой ткани, не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. 
  • Назначение: развитие мышечного чувства
  • Способствует: развитие чувства равновесия, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность определения жесткости материала с помощью нажатия различными частями тела. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Ищем пару»
  • - «Построим ряд»
  • - «Запомни и найди»
  • - «2 пирамидки»
  • - «С завязанными глазами» 

Места возможного расположения: шкаф               полка

«Тактилолото»

  • 25 деревянных фигурок. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, коммуникативного взаимодействия, наблюдательности. 
  • Особенности: используется хорошо известная детям игра - лото. 
  • Возраст: 4+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Лото»
  • - «Найди свою фигуру»
  • - «Я назову, а ты достанешь» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

«Звучащие куклы»

  • Назначение: развитие слухового восприятия. 
  • Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса. 
  • Особенности: возможность проведения режиссерских и театрализованных игр с использованием по разному звучащих кукол. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди кукле пару»
  • - «Звуковые парочки»
  • - «Запомни и найди» 

Места возможного расположения: шкаф               полка

«Запомни звук»

  • Звучащие кубики 
  • Назначение: развитие слухового восприятия. 
  • Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса. 
  • Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполненных кубиков, а также их смена.
  •  
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди пару»
  • - «Построй ряд»
  • - «Запомни и найди» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Набор визуальных панелей 

  • Назначение: развитие зрительного восприятия. 
  • Способствует: развитию слухового и тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Делаем и наблюдаем»
  • - «На что похоже»
  • - «Опиши и узнай» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Набор звучащих панелей 

  • Назначение: развитие слухового восприятия. 
  • Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Делаем и прислушиваемся»
  • - «На что похоже?»
  • - «Что звучало?» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Набор тактильных панелей

  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию визуального и слухового восприятия, движений рук. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «На что похоже»
  • - «Опиши и узнай»
  • - «Делаем и наблюдаем» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Сенсобар

  • Белые пластмассовые стаканчики с маленькими отверстиями. 
  • Назначение: развитие обоняния, экспериментальной деятельности. 
  • Способствует: развитию обонятельного восприятия, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Определи запах»
  • - «Запомни и найди» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Тактильные круги

  • 10 пластиковых цветных кругов с различной поверхностью. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой. 
  • Возраст: 2+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди такой же»
  • - «Запомни и найди» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Тактильные ступени

  • 7 ящиков с различной тактильной поверхностью. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания. 
  • Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой. 
  • Возраст: 2+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Найди такой же»
  • - «Запомни и найди» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Рама для рисования

  • Деревянная рама с прозрачным стеклом, зеркало на присосках. 
  • Назначение: эстетическое развитие. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении, способностей к обобщению и классификации предметов. 
  • Особенности: опознавание предметов осложняется тем, что оно производится через ткань мешочков. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Рисуем на просвет»
  • - «Обводим по контуру»
  • - «Автопортрет через зеркало» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Стол с подсветкой

  • Деревянный стол с подсветкой, сверху защитная деревянная крышка. 
  • Назначение: эстетическое развитие. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении. 
  • Особенности: рисование предметов производится на стол с подсветкой. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Обводим по контуру»
  • -«Скопируй рисунок» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Формирование представлений об окружающем мире и эстетическое развитие

Весы

  • Деревянные весы и набор шаров из различных материалов: стекло, камень, пластмасса, дерево, войлок, нитки. 
  • Назначение: развитие экспериментальной деятельности. 
  • Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Делаем и наблюдаем»
  • - «На что похоже»
  • - «Опиши и узнай» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Подуй на шарик

  • Деревянная доска, препятствия из различных геометрических фигур, шарики из различных материалов, трубочки пластмассовые одноразовые. 
  • Назначение: развитие тактильного восприятия и координации движений. 
  • Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении, способностей к обобщению и классификации предметов. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Проведи шарик по лабиринту»
  • - «Проведи шарик вместе» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Кубики

  • Цветные пластмассовые кубики различной расцветки и с различными узорами. 
  • Назначение: развитие экспериментальной деятельности. 
  • Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Делаем по образцу»
  • - «Делаем по схеме»
  • - «Строим вместе» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Домино

  • Деревянные фишки с цветными стеклянными вставками. 
  • Назначение: развитие экспериментальной деятельности. 
  • Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи. 
  • Возраст: 3+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - «Домино по цвету»
  • - «Построй» 
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Песочная терапия с использованием ИС «Дусима»

Песочная терапия – это одна из развивающих техник  при использовании которой ребенок строит собственный мир из песка и небольших фигурок в ограниченном пространстве специального контейнера.

  • ПТ – это невербальный вид психотерапии, в котором основной акцент делается на творческое самовыражение ребенка.
  • Это техника свободного фантазирования, она позволяет ребенку выразить невыразимое.

«Пишем и рисуем на песке»

  • Прочный поддон из буковой древесины с дном из небьющегося стекла, 1 кг. Белого кварцевого песка, набор скребков для выравнивания песка, зеркало, деревянные ножки, божьи коровки на магнитах. 
  • Назначение: развитие изобразительных способностей путем рисования на песке пальцами и инструментами. 
  • Способствует: развитию движений рук, речи, концентрации внимания, ориентации на плоскости, коммуникативных способностей. 
  • Возраст: 2+ 
  • Примеры игрового использования: 
  • - рисование пальцами линий, фигур, знаков
  • - рисование параллельных линий скребками
  • - сгребание песка и его разравнивание
  • - рисование сначала простых, а затем сложных фигур
  • - рисование с помощью зеркала
  • Места возможного расположения: шкаф               полка

Лоток с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей. Работа с ним активизирует все чувства и открывает обширные возможности для творчества во время игры.