Выступление: «Проведение корреционно-развивающих занятий с использованием игровых средства «Дусима»»
Детская игра это:
Игровое средство (ИС)- это вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой развивающей деятельности ребенка.
Игровые средства:
Признаки развивающей игры:
Признаки развивающей игры – обязательные (необходимые) условия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_korretsionno.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проведение корреционно-развивающих занятий с использованием игровых средства «Дусима»»
Игровые средства «Дусима»
- Компания основана в 1925 году. Основатель компании «Дусима» Курт Шеффлер (1896-1986)
- www.dusyma.de – сайт компании
- www.rene-edu.ru – компания, которая представляет и продает «Дусиму» на Российском рынке.
- Поставки в разные заведения были разными (комплектация). Каталог распечатать можно из раздела «Развивающая среда», в преамбуле есть ссылка, оттуда можно скопировать информацию
Детская игра это:
- воссоздание ребенком человеческой деятельности;
- принятие определенной социальной позиции;
- развитие способности подчиняться правилам;
- школа произвольности, воли и морали;
- способ развития воображения;
- способ установления отношений.
Игровое средство (ИС)- это вся совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой развивающей деятельности ребенка.
Игровые средства:
- для ребенка – предметная основа для игровой, развивающей деятельности;
- для взрослого – «инструмент», который он должен уметь правильно применять для помощи ребенку в игре, обучении и развитии.
Развитие – это закономерное, качественное и количественное изменение объектов, которое характеризуется:
- необратимостью (т.е. если что-либо достигли с ребенком, надо чтобы он через какое-то время мог это повторить);
- направленностью;
- переходом от низших уровней к высшим.
Признаки развивающей игры
Признаки развивающей игры – обязательные (необходимые) условия
- ЦЕЛЬ – переход ребенка на более высокий уровень развития своих способностей.
- ОБЪЕКТ – ребенок с диагностированным уровнем развития способностей (знаний, умений) (входит ли это в зону ближайшего развития ребенка, может быть это для него это очень просто или наоборот слишком сложно).
- СРЕДСТВА И СПОСОБЫ – специально подобранные ИС (игровые средства) с известными способами их применения.
- ПРОГРАММА – последовательность усложняющихся задач для плавного перехода на более высокий уровень развития. Основной закон обучения – «от простого к сложному» (Каменский 16 век). Надо чтобы ребенок (человек) напрягался, только тогда будет развитие (например, как в спортзале по три подхода).
Понятие о развивающих игровых средствах
Развивающий потенциал ИС – степень пригодности ИС для проведения развивающей игры оценивается с помощью развивающего потенциала (РП). Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие способности ИС (игровых средств).
Величина РП игрового средства зависит от наличия у него «развивающих» свойств, чем ярче выражены эти свойства у ИС, тем выше его РП.
Развивающие свойства ИС:
- делимость – это свойство, которое позволяет сформулировать на основе ИС достаточно большое количество игровых заданий;
- ступенчатость – свойство, которое дает возможность создавать на основе этих заданий «лесенку развития», выстроив задания в порядке возрастания их сложности. При этом высота «ступенек лесенки» должна быть одинаковой;
- интерактивность – это свойство, которое препятствует неправильным действиям ребенка, показывает ему, сделанные при выполнении заданий ошибки;
- открытость – это свойство, стимулирующее творческую активность ребенка, оно побуждает его придумывать все новые и новые способы применения ИС.
Критерии и показатели качества игровых средств
1. отсутствие негативных свойств морального характера:
- провоцирующих ребенка на агрессивные, жестокие и безнравственные действия по отношению к партнерам по игре и самим игровым средствам;
- возбуждающих интерес ребенка к сексуальным проблемам за пределами его возрастной компетенции (сегодня в продаже много антиигрушек);
2. соблюдение возрастной адресации, указанной на ИС;
3. возможность полифункционального использования ИС для детей: - с разными уровнями развития способностей и функций;
- с различными психическими и физическими особенностями;
- с ограниченными возможностями здоровья.
4. наличие функциональной привлекательности, способствующей:
- активной игровой деятельности ребенка;
- самостоятельному использованию ИС;
- ощущение ребенком собственной компетентности (т.е. подходит ли ребенку по всем параметрам. Что интересно и красиво для взрослых, может быть совсем не интересно для ребенка).
5. возможность организации совместной деятельности, в том числе и с участием взрослого, способность инициировать коллективные действия детей;
6. дидактическая ценность;
7. наличие структурных развивающих свойств;
8. эстетическая ценность, т.е. возможность использования ИС для художественно-эстетического развития, приобщения ребенка к миру искусства, культурным традициям своего народа;
9. этическая направленность, т.е. возможность использования ИС для формирования гуманных общепринятых этических норм;
10. функциональная безопасность, т.е. безопасное использование ИС в игровых ситуациях, обеспечиваемое его конструкцией и инструкциями по использованию;
11. правильность структуры и содержания ИС, т.е. отсутствие ошибок в конструкции и логике игровых действий (например, на рисунке нарисован самолет, а не хватает деталей и в результате не получается настоящий самолет и т.п.);
12. долговечность, обеспечиваемая прочностью материала и соединения составных частей ИС, а также стойкостью его отделки;
13. наличие, полнота и ясность сопроводительных документов, методических рекомендаций, инструкций, правил;
14. функциональность упаковки: прочность для переноски (перевозки) ИС, возможность использования для хранения ИС, применения в играх и пр.
Алгоритм создания целевых комплектов ИС
- Шаг 1. Определение назначения ИС (для чего нужен этот целевой комплект)
- Шаг 2. Описание особенностей ребенка (возраст, состояние здоровья детей)
- Шаг 3. Формулирование задач развития (подготовка руки ребенка к письму и т.д.)
- Шаг 4. Определение способов решения задач развития
- Шаг 5. Подбор необходимых ИС
- Шаг 6 Подбор соответствующих типов (образцов) ИС
ЦК будет обладать системными свойствами, если:
ЦК сформирован на основе задач развития, объединенных в систему;
- решение каждой из задач развития достигается способами объединенными в систему;
- виды ИС подобраны так, чтобы они наиболее полно могли реализовать каждый способ решения задач развития;
- Образцы ИС подобраны так, чтобы на практике наилучшем образом реализовать свойства каждого вида ИС.
Роль ИС Дусима в игровой поддержке в программах развития
- развитие двигательной активности
- развитие движений рук
- сенсорное развитие
- формирование представлений об окружающем мире
- эстетическое развитие
Виды ИС для РДА
Существует 5 классов ИС для РДА
- Развития основных видов движений
- Развитие основных физических качеств
- выполнение общеразвивающих упражнений
- проведение подвижных и спортивных игр
- овладение различными способами передвижения
Виды ИС для развития основных видов движения
- - полосы препятствий
- - маркеры и указатели направления движений
- - кубы для запрыгивания и спрыгивания
- - батуты разной конфигурации
- - скакалки
- - предметы и устройства для метания: мячи, тарелки, кольцесбросы и т.д.
- - тиры – мишени с предметами для метения
- - шведские стенки, стенки с зацепками
- - сетки и подвесные лестницы
- - канаты и маты
полосы препятствий
Модули для лабиринтов
- Пластмассовые модули для построения дорожек в лабиринтах.
- Назначение: развитие двигательной активности.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Извилистый маршрут»
- - «Движение по карте»
- - «Обгони соперника»
- Места возможного расположения: шкаф полка
предметы и устройства для метания: мячи, тарелки, кольцесбросы и т.д.
Мячи в ассортименте
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Поймай»
- Место возможного расположения: шкаф полка
Виды ИС для развития основных физических качеств
- - гимнастические скамейки и бревна
- - балансиры (ходули, качалки, большие мячи)
- - сухие бассейны
- - туннели
- - перекладины, трапеции, кольца
- - утяжелители
- - набивные мячи
- - детские эспандеры
- - груши
- - тренажеры движения
- - силовые тренажеры
- - спортивные комплексы
Балансир
- Пластмассовый синий поддон с желтыми вкладками.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Повтори движение»
- - «Проведи шарик»
- Места возможного расположения: шкаф полка
большие мячи
Мяч большой желтый
- Большой желтый мяч.
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Удержи равновесие»
- - «Прыгаем»
- Место возможного расположения: шкаф полка
Мяч - заяц
- Оранжевый мяч в форме зайца с ушами.
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Удержи равновесие»
- - «Прыгаем»
- Место возможного расположения: шкаф полка
Виды ИС для выполнения общеразвивающих упражнений
- - гимнастические палки
- - обручи
- - булавы
- - ленты
- - флажки
- - релаксационные приспособления
Гимнастические палки
- Пластмассовые палки для физических упражнений.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Повтори движение»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Флажки
- Разноцветные платки из полупрозрачной ткани.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Следи за сигналом»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Виды ИС для проведения подвижных и спортивных игр
- - игровые мячи
- - набор для игры в городки
- - набор для игры в кегли
- - набор для игры с клюшкой
- - набор для игры с ракеткой
- - баскетбольные кольца и стойки
- - ворота для футбола и хоккея
- - предметы для игр в воде
- - спортивно-игровые коврики и дорожки
- - парашют
Виды ИС для овладения различными способами передвижения
- - санки, снегокаты, ледянки
- - лыжи
- - коньки
- - ролики
- - велосипеды
- - роликовые доски
- - самокаты
Роль и место ИС Дусима в игровой поддержке РДА
Кукла марионетка
- Деревянная фигурка человечка из отдельных секций, управляемая с помощью веревочных тяг. Фигурка может принимать различные позы.
- Назначение: развитие координации и движений и ориентировка в пространстве.
- Способствует: развитию движений рук и коммуникативным способностям
- Особенности: аналогов нет
- Возраст: 5+
- Примеры игрового использования:
- - «Пошевели (правой, левой) рукой, (правой, левой ногой)»
- - «Делай как кукла»
- - « Делай как я»
- Места возможного расположения: группы, спец. класс.
Деревянная панель-лабиринт «Рисуем ногами»
- Деревянная панель 60х50 см. с прорезью в виде извилистой линии и подвижного ботинка, который крепится на поле. Имеется вариант доски с прорезью более сложной конфигурации.
- Назначение: развитие зрительно-моторной конфигурации, связи «нога-глаз»
- Способствует: развитию силы ног и подвижности суставов, мышц брюшного пресса.
- Особенности: аналогов нет
- Возраст: 6+
- Примеры игрового использования:
- - «Правой и левой рукой попеременно»
- - «Правой и левой ногой попеременно»
- - «Кто быстрее»
- Места возможного расположения: спортивный зал.
Доска на 4-х колесах
- Доска из прочной фанеры 60х40 см. с поворачивающимися вокруг своей оси колесами.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Особенности: аналогов нет
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Извилистый маршрут»
- - «Автомобильные площадки»
- - «Движение по карте»
- Места возможного расположения: спортзал, холл, площадка
Кочки на болоте
- 12 полушарий (кочек) диаметром 15 см. сделанных из прочной древесины. Округлая сторона кочек гладкая, а на плоской наклеено покрытие против скольжения.
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Строим дорогу», минимально 4 человека, 2 пары по 4 кочки.
- - «Лев проснулся»
- - «Два барашка», 12 шт., 2 линии, 2 ребенка с противоположного конца навстречу друг другу, встречаются, меняются местами.
- Места возможного расположения: спортзал.
Кочки цветные
- Разноцветные пластмассовые кочки с проризиненой верхней поверхностью. Трех цветов и размеров.
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Идем по дорожке»
- - «Лев проснулся»
Место возможного расположения: шкаф полка
Гоу-гоу
- Оранжевые ступеньки с колесами.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Особенности: аналогов нет
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Извилистый маршрут»
- - «Автомобильные площадки»
- - «Движение по карте»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Черепахи
- Желтые пластмассовые черепахи с подвижными зелеными ножками.
- Назначение: развитие общей координации движений.
- Способствует: развитие силы, ловкости, скорости реакции, умение передвигаться на транспортном средстве, осознание схемы собственного тела, пространственной ориентации.
- Особенности: аналогов нет
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Извилистый маршрут»
- - «Автомобильные площадки»
- - «Движение по карте»
- - «Обгони соперника»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Горки
- Дорожки из голубой пластмассы в виде горок.
- Назначение: развитие чувства равновесия и координации движения.
- Способствует: развитие пространственной координации, ловкости, осознание схемы собственного тела, формирование коммуникативных навыков, профилактика плоскостопия.
- Особенности: универсальность, позволяет организовать большое количество разнообразных развивающих игр, от подобных ИС отличается прочностью и большой безопасностью.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Идем по дорожке»
- - «Догони»
- Место возможного расположения: шкаф полка
Развитие движений рук с помощью ИС Дусима
РДР включает:
- - развитие мелкой моторики – развитие движений пальцев рук, обеспечив возможность тонких и точных манипуляций руками.
- - развитие ручной умелости: развитие способности к использованию разнообразных «инструментов», необходимых для продуктивной деятельности.
- - развитие зрительно-моторной координации (ЗМК) – формирование связи «глаз – рука», обеспечив размеренные пластичные и экономичные движения рук.
Для развития мелкой моторики
- - поля со вкладышами
- - объемнее вкладыши
- - пирамида и бусы
- - шнурки
- - застежки
- - вращалки
- - мозаики
- - активные центры
Для развития ручной умелости
- - народы для игр с песком и водой
- - рамки и вкладыши
- - наборы для рукоделия
- - графические тренажеры
- - инструментальные наборы
Набор винтиков и гаечек
- 24 винтика и 24 гаечки из твердой пластмассы.
- Назначение: развитие мелкой моторики на основе вращательных движений и ЗМК.
- Способствует: развитию стереогностического чувства, зрительного восприятия, основных и интеллектуальных умений и концентрации внимания.
- Особенности: возможность формулирования большого числа заданий, обеспечиваемых разнообразием форм и цветовых игровых элементов.
- Возраст: 2 +
- Примеры игрового использования:
- - «Найди такой же»
- - «Кто быстрее»
- - «Выбери свой винтик, гаечку»
Места возможного расположения: группы, классы.
Набор «Семейка Джибиду»
- 4 стойки для нанизывания по принципу пирамидки, разнообразные по форме, цвету, размеру различные элементы для нанизывания, деревянная коробка с прозрачной крышкой.
- Назначение: развитие мелкой моторики и ЗМК, на основе операции нанизывания на твердый стержень.
- Способствует: развитию зрительного восприятия, речи, концентрации внимания и творческих способностей.
- Особенности: возможность проведения ??? и театрализованных игр с использованием собранных фигурок.
- Возраст: 2 +
- Примеры игрового использования:
- - «Собери фигурки правильно»
- - «Собираем вместе»
- - «Собираем по образцу, по схеме, по заданию»
Места возможного расположения: группы, спец. классы.
Пирамиды приключений №1 и №2
- Основа в виде усеченной пирамиды высотой 45 см., выполненная из фанеры толщиной 1,2 см. На каждой грани пирамиды закреплены различные интерактивные элементы.
- Назначение: комплексное развитие движения рук, мелкой моторики, орудийных действий и ЗМК.
- Способствует: развитию тактильного, слухового и зрительного восприятия
- Особенности: комплексное развитие физических познавательных и социальных сфер ребенка.
- Возраст: 1,5 +
- Примеры игрового использования:
- - «Выполни задание»
- - «Что звучит?»
- -«Определи на ощупь»
Места возможного расположения: группы, спец. классы, холл.
Общее представление об СР
Понятие сенсорное развитие
- Под сенсорным развитием (СР) понимается формирование двух тесно связанных между собой психических процессов: ощущения и восприятия.
- Ощущение – отражение свойств предметов, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств.
Принято говорить об ощущениях: зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных.
- Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
- Ощущение – это элементарный познавательный процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.
- Восприятие – это синтез ощущений, его результат, целостный образ предмета или явления. Восприятие тесно связано с другими познавательными процессами, направляется мотивацией и имеет эмоциональную окраску.
В основе создания ИС для СР должен лежать принцип формирования параметрических рядов (ПР).
- Визуальный ПР включает предметы, отличающихся только по величине или только по форме или по цвету.
- Звуковой ПР включает источники звука, отличающиеся только по силе или по высоте или по тембру.
- Тактильный ПР – включает материалы отличающиеся только шероховатостью.
- Барический ПР включает отличающиеся только по весу или жесткости.
- ПР запахов включает предметы, отличающиеся только запахом.
Сенсорное развитие на основе ИС Дусима
Что это?
- Деревянное поле с крышкой из мягкого материала, набор деревянных элементов, включающий геометрические фигуры со скругленными углами, а также фигурки людей, животных, деревья.
- Назначение: развитие стереогностического чувства
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: опознавание предметов осложнено тем, что их ощупывание производится через ткань, натянутую на рамку, что позволяет определить только контуры фигур, а не всю их поверхность.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Назови фигурку»
- - Где расположена фигурка»
Места возможного расположения: спец. класс, холл.
Настенный модуль с мешочками
- Настенная деревянная полка с набором разноцветных мешочков из полиэстера. Предметы для использования подбираются педагогом.
- Назначение: развитие стереогностического чувства и тактильного восприятия
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, способностей к обобщению и классификации предметов.
- Особенности: опознавание предметов осложнено тем, что их ощупывание производится через ткань мешочка.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Угадай что в мешочке»,
- - «Найди пару»,
- - «Определи по названию»
- Места возможного расположения: спец. класс, холл.
Пощупай и угадай
- Ящик из прочной фанеры в боковой стене которого имеются отверстия для рук, снабженные тканевыми манжетами.
- Назначение: развитие стереогностического чувства и тактильного восприятия
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания
- Особенности: опознавание предметов производится с помощью непосредственного их ощупывания одной или двумя руками.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Назови предмет»
- - «Найди похожий»
- - «Найди пару»
- Места возможного расположения: спец. класс, холл.
Набор тактильных шаров
- Семь пар одинаковых по форме и размеру шаров, сделанных из различных материалов: дерева, войлока, камня, стекла, резины, металла.
- Назначение: развитие тактильного в том числе теплового восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, слухового восприятия, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении.
- Особенности: шары имеют одинаковый размер, но отличаются тактильными и барическими (весом) свойствами.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Сравни по тепловым ощущениям»
- - «Найди похожий»
- - «Найди пару»
- - «Сравни по весу»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Определи на ощупь
- 4 комплекта сенсорных элементов с разной текстурой поверхности. Каждый комплект содержит 9 элементов.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, слухового восприятия, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении.
- Особенности: сенсорные элементы удобны для опознавания различными участками тела, их количество позволяет организовывать коллективные игры.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Строим в ряд»
- - «Кто это был»
- - «Собираем вместе одинаковые»
- - «Ищем пару»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Подбери пару
- 6 комплектов тактильных элементов.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, способности к различению геометрических фигур.
- Особенности: большое разнообразие сенсорных элементов, 36 типов поверхностей, что позволяет использовать элементы в различных видах игр.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди такой же»
- - «Тактильные парочки»
- - «Волшебный мешочек»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Мягче – жестче
- 6 пар деревянных кубиков, каждая пара имеет одинаковую «жесткость» за счет пружин, находящихся внутри.
- Назначение: развитие мышечного «барического» чувства
- Способствует: развитию тонуса пальцев рук, силы рук, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: возможность определения жесткости материала с помощью нажатия пальцами рук.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Запомни и найди»
- - «Найди такой же»
- - «Построим в ряд»
Места возможного расположения: шкаф полка
Пощупай рукой, определи ногой
- 10 ящиков с откидной шторкой.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди такой же»
- - «Найди свой ящик»
- - «Запомни и найди»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Набор мягких кирпичей «Компримо»
- 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости по 1-й паре разного типа со сменными чехлами из прочной мягкой ткани, не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу.
- Назначение: развитие мышечного чувства
- Способствует: развитие чувства равновесия, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: возможность определения жесткости материала с помощью нажатия различными частями тела.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Ищем пару»
- - «Построим ряд»
- - «Запомни и найди»
- - «2 пирамидки»
- - «С завязанными глазами»
Места возможного расположения: шкаф полка
«Тактилолото»
- 25 деревянных фигурок.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, коммуникативного взаимодействия, наблюдательности.
- Особенности: используется хорошо известная детям игра - лото.
- Возраст: 4+
- Примеры игрового использования:
- - «Лото»
- - «Найди свою фигуру»
- - «Я назову, а ты достанешь»
- Места возможного расположения: шкаф полка
«Звучащие куклы»
- Назначение: развитие слухового восприятия.
- Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.
- Особенности: возможность проведения режиссерских и театрализованных игр с использованием по разному звучащих кукол.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди кукле пару»
- - «Звуковые парочки»
- - «Запомни и найди»
Места возможного расположения: шкаф полка
«Запомни звук»
- Звучащие кубики
- Назначение: развитие слухового восприятия.
- Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.
- Особенности: возможность сопоставления зрительных и слуховых образов наполненных кубиков, а также их смена.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди пару»
- - «Построй ряд»
- - «Запомни и найди»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Набор визуальных панелей
- Назначение: развитие зрительного восприятия.
- Способствует: развитию слухового и тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Делаем и наблюдаем»
- - «На что похоже»
- - «Опиши и узнай»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Набор звучащих панелей
- Назначение: развитие слухового восприятия.
- Способствует: пробуждению акустического внимания, развитие фонематического слуха, тактильного восприятия, концентрации внимания, расширению словарного запаса.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Делаем и прислушиваемся»
- - «На что похоже?»
- - «Что звучало?»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Набор тактильных панелей
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию визуального и слухового восприятия, движений рук.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «На что похоже»
- - «Опиши и узнай»
- - «Делаем и наблюдаем»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Сенсобар
- Белые пластмассовые стаканчики с маленькими отверстиями.
- Назначение: развитие обоняния, экспериментальной деятельности.
- Способствует: развитию обонятельного восприятия, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Определи запах»
- - «Запомни и найди»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Тактильные круги
- 10 пластиковых цветных кругов с различной поверхностью.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой.
- Возраст: 2+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди такой же»
- - «Запомни и найди»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Тактильные ступени
- 7 ящиков с различной тактильной поверхностью.
- Назначение: развитие тактильного восприятия.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания.
- Особенности: возможность определить текстуру поверхности как рукой так и ногой.
- Возраст: 2+
- Примеры игрового использования:
- - «Найди такой же»
- - «Запомни и найди»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Рама для рисования
- Деревянная рама с прозрачным стеклом, зеркало на присосках.
- Назначение: эстетическое развитие.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении, способностей к обобщению и классификации предметов.
- Особенности: опознавание предметов осложняется тем, что оно производится через ткань мешочков.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Рисуем на просвет»
- - «Обводим по контуру»
- - «Автопортрет через зеркало»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Стол с подсветкой
- Деревянный стол с подсветкой, сверху защитная деревянная крышка.
- Назначение: эстетическое развитие.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении.
- Особенности: рисование предметов производится на стол с подсветкой.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Обводим по контуру»
- -«Скопируй рисунок»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Формирование представлений об окружающем мире и эстетическое развитие
Весы
- Деревянные весы и набор шаров из различных материалов: стекло, камень, пластмасса, дерево, войлок, нитки.
- Назначение: развитие экспериментальной деятельности.
- Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Делаем и наблюдаем»
- - «На что похоже»
- - «Опиши и узнай»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Подуй на шарик
- Деревянная доска, препятствия из различных геометрических фигур, шарики из различных материалов, трубочки пластмассовые одноразовые.
- Назначение: развитие тактильного восприятия и координации движений.
- Способствует: развитию мелкой моторики, речи, памяти, концентрации внимания, мышления, расширению представлений о предметном окружении, способностей к обобщению и классификации предметов.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Проведи шарик по лабиринту»
- - «Проведи шарик вместе»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Кубики
- Цветные пластмассовые кубики различной расцветки и с различными узорами.
- Назначение: развитие экспериментальной деятельности.
- Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Делаем по образцу»
- - «Делаем по схеме»
- - «Строим вместе»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Домино
- Деревянные фишки с цветными стеклянными вставками.
- Назначение: развитие экспериментальной деятельности.
- Способствует: развитию тактильного восприятия, движения рук, интереса к экспериментам, концентрации внимания, расширению словарного запаса, связанности речи.
- Возраст: 3+
- Примеры игрового использования:
- - «Домино по цвету»
- - «Построй»
- Места возможного расположения: шкаф полка
Песочная терапия с использованием ИС «Дусима»
Песочная терапия – это одна из развивающих техник при использовании которой ребенок строит собственный мир из песка и небольших фигурок в ограниченном пространстве специального контейнера.
- ПТ – это невербальный вид психотерапии, в котором основной акцент делается на творческое самовыражение ребенка.
- Это техника свободного фантазирования, она позволяет ребенку выразить невыразимое.
«Пишем и рисуем на песке»
- Прочный поддон из буковой древесины с дном из небьющегося стекла, 1 кг. Белого кварцевого песка, набор скребков для выравнивания песка, зеркало, деревянные ножки, божьи коровки на магнитах.
- Назначение: развитие изобразительных способностей путем рисования на песке пальцами и инструментами.
- Способствует: развитию движений рук, речи, концентрации внимания, ориентации на плоскости, коммуникативных способностей.
- Возраст: 2+
- Примеры игрового использования:
- - рисование пальцами линий, фигур, знаков
- - рисование параллельных линий скребками
- - сгребание песка и его разравнивание
- - рисование сначала простых, а затем сложных фигур
- - рисование с помощью зеркала
- Места возможного расположения: шкаф полка
Лоток с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей. Работа с ним активизирует все чувства и открывает обширные возможности для творчества во время игры.