"Профилактика жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращений"

Камышанченко Елена Ивановна

ЗАНЯТИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokoe_obr.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА» С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ»

Цели занятия:

  • Умение помочь ребенку преодолеть последствия жестокого обращения.
  • Определить свои возможности относительно воспитания ребенка, пережившего жестокое обращение.

В результате занятия родители должны:

  • Знать какие травмы могли быть в жизни ребенка и как они могли отразиться на его развитии.
  • Понимать роль эмоциональной депривации и жестокого обращения в нарушениях психического развития.
  • Знать, что серьезные травматические события приводят к комплексным нарушениям, «задевая» все жизненные сферы.
  • Выработать принципы, которыми могут руководствоваться взрослые, стремящиеся помочь детям перенесшим жестокое обращение.
  • Уметь справляться со своими чувствами по поводу прошлого ребенка. осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей, работающих с детьми, переживших жестокое обращение.
  • Понимать важность соблюдения конфиденциальности.

Содержание занятия 

  1. Жестокое обращение с детьми. Сообщение ведущего.

1.1. Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах. 15 мин.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность. Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе. 15 мин.

1.3. Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего. 10 мин.

1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в большой группе.

1.5. Как помочь детям с диспропорциями в развитии. Работа в группе. 15 мин

Материалы для занятия:

Плакаты;

стойка для плакатов;

карточки;

ручки, фломастеры;

бумага для записей;

два контрастных маркера (синий и красный);

рисунки детей, переживших жестокое обращение, и составить краткое описание прошлого опыта этих детей;

пустые конверты по числу участников.


Программа занятия

  1. ВВЕДЕНИЕ. Обратная связь.
  2. Поприветствуйте участников.
  3. Рассказать о цели и содержании данного занятия. Обратитесь к презентации.

   

Презентация: название и цели занятия

  • Поясните смысл названия. Тема занятия тяжелая, но рассмотреть ее необходимо. Она посвящена жестокому обращению с детьми и его последствиям. Для того чтобы быть способным помочь ребенку, перенесшему жестокое обращение, родители / педагоги, должен знать о последствиях подобного опыта, их проявлениях и способах преодоления. Особую озабоченность у родителей и воспитателей вызывают задержки в психическом развитии ребенка, их причины и пути преодоления. Ребенок очень уязвим в отношении генетических, внутриутробных и внешних воздействий, однако большинство людей все же вырастают здоровыми — и физически, и личностно. Это связано с гибкостью и богатством ресурсов растущего человека.

• Рассказать, что жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах. По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

      - физическое;

- сексуальное.

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и  родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

• Рассказать об эмоциональном состоянии детей, особо отметив то, что у них все проблемы с активностью — гиперреактивность /заторможенность, трудности сосредоточения — не концентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных проблем (аффект тормозит интеллект).

Дети пережившие жестокое обращение  могут:

  •  испытывать трудности со сном;
  • проявлять регрессивное поведение;
  • быть в депрессивном состоянии;
  • казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;
  • демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;
  • быть жестокими;
  • воровать;
  • убегать из дома;
  • говорить о суициде;
  • мастурбировать, вовлекая других детей;
  • демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);
  • демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;
  • испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

  • Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте.

 Обсуждение в  группе.

Спросите участников, одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей. Поддержите следующие высказывания:

  • Ребенок, переживший жестокое обращение, не верит взрослым, поэтому он может неадекватно реагировать на их действия.
  • Возможно,  придется долго ждать того, что ребенок сможет  доверять.
  • Возможно,  придется искать разные подходы к ребенку.

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.

Воспитатели  должны тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми.

1. 1.Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах.

Цель:

Показать, что травматический прошлый опыт отражается на всей личности ребенка, его мыслях, чувствах, поведении.

  • Разделить группу на 2—3 подгруппы.
  • Раздать подгруппам рисунки детей, сделанные ими во время консультации у детского психолога. На рисунке должны быть указаны пол и возраст ребенка.
  • Попросить участников внимательно посмотреть на рисунки и попытаться представить себе эмоциональное состояние ребенка, который их рисовал.

  • Предложите участниками ответить на вопросы:

Хорошо ли ребенку?

Боится ли он чего-то?

Спокоен ли он?

Злится ли на что-то?

Как воспринимает окружающий мир?

Как воспринимает других людей?

Как воспринимает самого себя?

После того как подгруппы завершат работу, попросите их по очереди рассказать в большой группе о результатах своего обсуждения.

После каждого отчета подгруппы расскажите группе информацию о прошлом ребенка, выполнившего рисунки.

Обсуждение в большой группе.

Обратить внимание группы на то, что прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Многие особенности его поведения можно понять, только учитывая этот опыт.

Подчеркните, что  может быть недостаточно информации, что именно происходило в прошлом ребенка. Поэтому необходимы наблюдательность и внимание к особенностям поведения ребенка.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность.  Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе.

Цель:

Показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.

  • Выдать каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.
  • Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.
  • После того как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.
  • Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт.)
  • Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом.
  • Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.
  • Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.
  • Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Обсуждение в группе.

Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

  • Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?
  • Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт ?
  • Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого.Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.

1.3. Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего.

Скажите группе, что согласно современной концепции развития человека, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена. Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным — какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденные участки стены будут соответствовать периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.

Это означает, что в норме  6-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 6 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано: «6 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других — опережает, а в третьих — значительно отстает от нормы, т. е. из целостного становится «мозаичным».

Условно можно выделить следующие 5 сфер:

  1. физическое развитие и внешность;
  2. поведение и социальные навыки;
  3. интеллект и образование;
  4. эмоции и чувства;
  5. сексуальное развитие;

Обратите внимание участников на плакат.

Если представить себе развитие как стену, то возраст ребенка — высота «стены», а «кирпичи» — жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

  1. ПЛАКАТ: СФЕРЫ РАЗВИТИЯ.

Физическое развитие   и внешность

Поведение   и

социальные

навыки

Интеллект   и образование

Эмоции чувства

и

Сексуальное развитие

Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.

Чем тяжелее жизненная травма и чем раньше она произошла, тем большее количество сфер она заденет и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня — по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).

Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неуправляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых.

Наконец, результатом сексуального насилия станут чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (раннее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуются не только любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов — врачей, психологов.

  • Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий позволяют ребенку нагнать свой возраст.

        Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль педагогической и родительской поддержки — определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка — с учетом его реальных обстоятельств.

Тактика:

  1. постепенность и последовательность;
  2. отмечать любое продвижение к лучшему;
  3. хвалить не за результат, а за усилия;
  4. сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными нормами, а с начальным уровнем его самого;
  5. стремиться сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

1.3. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в  группе.

Цели:

Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом.

Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

  • Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель / родитель»
  • По очереди отводите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
  • Пригласить в круг первого «родителя» и первого «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «родителя» будет максимальным.

Пригласите в круг второго «родителя» и второго «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение «родителя» будет максимальным.

  • Пригласите в круг третьего «родителя» и третьего «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем-то болтаете и вдруг заметили, что он неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.
  • Попросите «родителей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
  • Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
  • Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
  • Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "родителей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

1.4. Как помочь детям с дисгармоничным развитием. Работа в подгруппах.

Цель:

Добиться того, чтобы участники на основе своего жизненного опыта и усвоенного материала назвали факторы, влияющие на отставание в развитии у детей, и назвали основные принципы помощи таким детям.

•        Предложите участникам разделиться на 2 подгруппы. Каждую подгруппу попросите
ответить на следующие вопросы:

  1. Какие сферы, на Ваш взгляд, сильнее всего страдают при разных видах травмирующего обращения (пренебрежение, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие)?
  2. Что, по Вашему мнению, больше влияет на развитие каждой сферы — наследственность или неблагоприятные (травматические) условия жизни?
  3. На изменениях в какой области Вы сосредоточите свои усилия в первую очередь, начиная помогать ребенку: а) физическое развитие и внешность; б) поведение и социальные навыки; в) интеллект и образование; г) эмоции и чувства; д) сексуальное развитие?
  4. От каких нарушений развития, на Ваш взгляд, больше страдает ребенок, а какие представляют проблемы для окружающих, в том числе воспитателей?

•        Скажите, что на эту работу участникам отводятся 15 минут.

Обсуждение в группе.

Попросите каждого «спикера» за 5 минут представить результаты обсуждения. Попросите их быть четкими и краткими.

После того как будет высказано мнение группы, прокомментируйте следующие моменты:

        1.        При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональная и интеллектуальная сферы.

Насилие в отношении ребенка очень сильно ранит его чувства и как следствие — вызывает своеобразную «атрофию» чувствительности. Происходит своего рода отсоединение способности воспринимать чувственный опыт и способности адекватно эмоционально реагировать. Такие дети плохо ориентируются в физических ощущениях — у них может возникать нечувствительность к холоду, боли. Они могут не различать свои физические потребности (например, путать голод или необходимость сходить в туалет). В сфере переживаний они также делаются зажатыми, заторможенными, могут быть хронически печальны или агрессивны, испытывают трудности в сочувствии и доверии к другим людям.

В интеллектуальной сфере нарушение имеет двоякую природу: с одной стороны, отсутствие развивающей среды и нормального общения в неблагополучных семьях тормозит естественный процесс развития ребенка. С другой стороны, насилие вызывает шоковую реакцию и настолько не укладывается в нормальный ход событий, настолько нелогично, что приводит к хаосу в мыслительной сфере, разрушает саму способность правильно рассуждать: «аффект тормозит интеллект». (Пример нарушения мышления у людей в стрессовой ситуации — экзамен, больница, ссора с близким человеком и т. д.) Для детей близкие отношения со значимыми взрослыми — это основа жизни. Насилие подрывает у детей способность жить и чувствовать себя живыми.

        2.        Влияние факторов наследственности и среды на развитие: соотношение этих факто
ров 50% на 50% — это традиционный взгляд психологов, официально принятый в ми
ре. Наследственность определяет потенциал человека, как положительный, так и отрицательный, а среда определяет, до какой степени он сможет реализоваться.

Известно очень много врачей-наркологов, выросших в семьях, где кто-то страдал от алкогольной или наркотической зависимости. Люди, выросшие в семьях, пострадавших от криминала, зачастую идут работать в правоохранительные органы. С другой стороны, известно много случаев, когда дети из благополучных (богатых) семей становились наркоманами или преступниками.

        3.        а) и б) Внешность и поведение — то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие
ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент. Отторже
ние оборванцев, неприятие в обществе неопрятных, некрасивых или плохо одетых де
тей — печальная реальность. Часто для того, чтобы защитить своего ребенка, в первую
очередь надо его хорошо одеть и научить приличным манерам. В то же время внешний вид влияет на самоощущение. Человек, который знает, что с его внешностью все в порядке, чувствует себя уверенно.

в)        Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается
ближайшее окружение, с другой стороны — с его проблемами в прошлом. На на
стоящее можно повлиять достаточно быстро (в течение года ребенок привыкает к но
вым отношениям и у него формируется привязанность к заботящимся взрослым).
Проработка прошлых травм требует времени и иногда — специальной помощи.

г)        Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения и с учебной мо
тивацией (желанием учиться). Успехи не могут появиться, пока ребенок не обретет
душевного покоя в новой семье. Все дети начинают с того, что учатся для своих роди
телей. Навыки учения формируются постепенно, детям приходится «догонять» экс
терном своих сверстников, восполняя пропущенные этапы в знаниях.

д)        Если ребенок подвергался сексуальному насилию или развращению, ему требуется
специальная терапия. Однако дети, живущие в неблагополучных семьях, имеют нега
тивные представления о супружеских отношениях в целом. И требуются время, тер
пение и последовательность в воспитании, для того чтобы сформировать у них поло
жительный взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины.

4. Когда действия несут угрозу для жизни и здоровья окружающих и направлены против основного воспитателя или кого-то из других людей, очевидно, что это становится проблемой воспитателя. Если внутренние проблемы ребенка приводят к аутоагрессии или депрессивным состояниям — это разрушительно для самого ребенка. Для хорошего воспитателя это является не меньшей проблемой, чем первый случай.

5. Завершение. 15 мин

  • Получите обратную связь. В большой группе каждый участник кратко сообщает о самом главном, чему он научился на этом занятии.
  • Подумайте, какому ребенку вы могли бы быстро и качественно оказать помощь, заполнив таблицу «Что мог пережить ребенок».

РЕБЕНКУ С КАКОЙ ПРЕДЫСТОРИЕЙ Я МОГУ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ.

ЧТО МОГ ПЕРЕЖИТЬ РЕБЕНОК

Я могу

Я не могу

Я не знаю

Избиения

Голод

Отсутствие вещей

Пренебрежение

Неразвитость навыков самообслуживание

Бродяжничество

Эмоциональное насилие

Сексуальное насилие

Угрозы, запугивание

Обвинения

Одиночество

Жестокие наказания

Привлечения к проституции

Попрошайничество