Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ» Возраст обучающихся: 14-16 лет (9-11 класс) Срок реализации: 72 часа

Прокопьева Светлана Баировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ»

 

Возраст обучающихся: 14-16 лет (9-11 класс)

Срок реализации: 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_ya_vybirayu_prof_prokopeva.docx91.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. УЛАН – УДЭ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» г. УЛАН – УДЭ

Принята на заседании педагогического совета

от «__» ____________ 20__г. Протокол №____

Утверждаю:

Директор  МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ

_________ Жебрун Я.О.

«____» _________ 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ»

Возраст обучающихся: 14-16 лет (9-11 класс)

Срок реализации: 72 часа

Автор-составитель: Прокопьева С.Б., педагог –психолог

         

г. Улан-Удэ, 2016г.

Содержание

Пояснительная записка        3

Учебный план        5

Содержание учебного плана        6

Календарный учебный график        8

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы        11

Список литературы        23


Пояснительная записка

        Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Я выбираю профессию» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр диагностики и консультирования» г. Улан-Удэ; Лицензии МБУ ДО «ЦДиК» г. Улан-Удэ на образовательную деятельность

       В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

       Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

       Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. Optacio - желание, избрание).

       Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

       Актуальность программы обусловлена вопросом кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. Программа «Я выбираю профессию» помогает учащимся определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.

       Новизной программы является системный подход к содержанию профориентационной подготовки подростков в условиях кружковой работы.

       Педагогическая целесообразность внедрения программы. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

       Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая. Программа данного курса соответствует современным требованиям жизни общества, т.е. способствует реализации стратегии профессионального развития человека. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный принимать решения   и нести ответственность за эти решения, за себя, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.

       Цель данной программы: - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

       Основные задачи:
- предоставление информации о мире профессий  как основы профессиональной ориентации;

-способствование личностному развитию учеников для определения своих склонностей, индивидуальных особенностей, предрасположенности к тем или иным видам деятельности;

-формированию способности у учащихся соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

      Отличительной особенностью данной программы является отказ от давления, навязывания стереотипов и мнений, делается акцент на объяснении того, что выбор профессии будет тогда верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

       Целевая группа: Данная программа рассчитана на учащихся 9-11 классов (14-16 лет).

       Сроки реализации программы: 72 часа.

       Формы занятий: В основу проведения занятий по программе положен практико-ориентированный подход в обучении. Изучение программного материала происходит в ходе лекционных и практических занятий, в том числе практикумов, тренингов, дискуссий, игр, упражнений. Возможно проведение комбинированных занятий. В ходе занятий применяются различные методы обучения:  теоретические (анализ, рассказ, характеристика, объяснение, инструктирование, обсуждение) и практические (упражнение, демонстрация, моделирование трудовых действий, презентация материалов). Особое место в рамках процесса обучения отводится таким методам, как диагностика, наблюдение, тестирование.

       Режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю.

       Ожидаемые результаты:

  -повышение уровня информированности подростков о мире профессий;

  -увеличение количества детей, определившихся с выбором будущей профессии;

  -индивидуальная готовность и способность обучающегося к самостоятельному и осознанному построению и корректировке профессиональных и жизненных перспектив своего развития.

        Способы определения результативности:  подготовка мини-сочинений, тестирование, анкетирование, аналитический материал по итогам проведения диагностики, презентации профессионального плана.

       Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение деловой игры, тестирование, аналитический материал по итогам проведения диагностики, защита презентации профессионального плана

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Давайте познакомимся»

4

2

2

наблюдение

2

«Что изучает профориентация»

2

1

1

анкетирование

3

«Анализ профессии»

2

2

0

устный опрос

4

«Ошибки при выборе профессии»

4

2

0

устный опрос

5

«Типы профессий с точки зрения гарантии трудоустройства»

4

2

2

тестирование

6

«Типы профессий»

2

1

1

наблюдение

7

«Профессии – это интересно

2

1

1

наблюдение

8

Профориентационная игра «или-или»

4

0

4

наблюдение

9

Опросник «Как поживаешь?»

4

2

2

анкетирование

10

«Характер и моя будущая карьера»

4

2

2

анкетирование

11

Опросник «Типы мышления»

4

2

2

анкетирование

12

«Здоровье и выбор профессии»

2

1

1

устный опрос

13

«Кто Я или что Я думаю о себе»

4

2

2

анкетирование

14

«Знакомство с учебными заведениями»

4

2

2

устный опрос

15

«Плюс-минус-интересно»

2

0

2

наблюдение

16

«Мой выбор профессии»

4

2

2

Защита

наработанных в группе решений

17

«Я учусь принимать решения»

4

2

2

анкетирование

18

«Устройство на работу»

4

2

2

наблюдение

19

«10 профессий будущего»

4

2

2

Письменная работа

20

«Моя профессия»

4

2

2

презентация профессионального плана

21

Итоговое занятие

4

0

4

анкетирование

Всего часов:

72

32

40

Содержание учебного плана

Тема 1. «Давайте познакомимся»

   Практика: занятие с  элементами тренинга «Знакомство». Принимаются правила работы в группе, создание благоприятного настроя, снятие психологического напряжения через игры, упражнения.

Тема 2. «Что изучает профориентация»

  Теория: Вводная беседа о программе и ее целесообразности.

  Практика: Заполнение анкеты.

Тема 3. «Анализ профессии»

Теория:  Что такое профессия. Разграничение понятий: профессия, специальность, должность.

Практика: Интуитивный выбор профессии. Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

 При выборе профессии следует учитывать:

·Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

· Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – могу.

· Запросы рынка труда, потребность в кадрах – надо.

Анализ профессий по схеме.

Тема 4. «Ошибки при выборе профессии»

Теория: Разбор типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.

Тема 5. «Типы профессий с точки зрения гарантии трудоустройства»

Теория: Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову (вечные, редкие, сквозные и т.п.).

Практика: Диагностика учащихся по опроснику ДДО Климова.

Тема 6.  «Типы профессий»

Теория: Типы профессии по Е.А. Климову (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-ХО, Ч-ЗС, Ч-П). 

          Практика: Ознакомление учащихся с результатами диагностики  ДДО.

          Тема 7.  «Профессии - это интересно»

          Теория: Закрепление темы - загадки о профессиях.

Практика: Игра «Классифицируйте профессии по типам» Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников – классифицировать профессии по типам.

Тема 8.  Профориентационная игра «или-или»

Практика: игра «или-или» В игре с помощью специальных карточек моделируется профессиональный выбор учащегося в контексте жизненного и личностного самоопределения.

Тема 9.   «Как ты поживаешь?»

Практика: Опросник «Как поживаешь?»  Цель методики - рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности.

Тема 10.  «Характер и моя будущая профессия»

Теория: Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки». Раскрыть роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии.

Практика: экспресс-диагностика

Тема 11. «Типы мышления»

Теория: Типы мышления

Практика: Диагностика учащихся по  опроснику «Типы мышления»

Тема 12.  «Здоровье и выбор профессии»

Теория: Здоровье ребенка (физическое, психическое, нравственное)

Практика: Упражнение «Профессия – медицинские противопоказания» Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а команды – медицинские противопоказания для данной профессии.

Тема 13. «Кто Я или что Я думаю о себе»

Практика: Упражнение «Мои сильные и слабые стороны», упражнение – рисунок «Я в лучах солнца»

Тема 14. «Знакомство с учебными заведениями»

Теория:  Ознакомление учащихся с учебными заведениями г. Улан-Удэ, г. Иркутска, г. Москвы.

Практика: Упражнение «Профессия – учебное заведение». Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести – в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

Тема 15. «Плюс-минус- интересно»

Практика: Упражнение «Плюс-минус- интересно». Каждый учащийся зачитывает свой анализ профессии, обсуждение.

Тема 16. «Мой выбор профессии»

Теория: Правила выбора профессии. Поиск запасного варианта профессионального выбора.

Практика: Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии». Участники путём «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

Тема 17. «Я учусь принимать решения»

Теория: Устраиваемся на работу по правилам

Практика: Заполнение анкеты, собеседование, резюме.

Тема 18. «Устройство на работу»

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся  на работу».

Тема 19.  «10 профессий будущего»

Теория:  Список 10 профессий будущего, обсуждение.

Практика: Кем хочу быть и почему? (Мини-сочинение). Защита своей профессии.

Тема 20. «Моя профессия»

Теория: Ознакомление учащихся с личным выбором профессии.

Практика: Презентация профессионального плана.

Тема 21. Итоговое занятие

Практика: Занятие с элементами тренинга «Обратная связь», заполнение анкеты.

Календарный учебный график

Место проведения: МБУ ДО «Центр диагностики и консультирования» г.Улан-Удэ

Месяц, число

Время проведения

Форма проведения

Кол-во час.

Темы занятий

Цель  занятий

Форма контроля

1.

Сентябрь

1неделя

13.00-15.00

Занятие с элементами тренинга

     4

«Давайте познакомимся»

  • Создание психологического комфорта, раскрепощенности у подростков.

Пробудить интерес к теме выбора профессии.

наблюдение

2.

Сентябрь

2неделя

13.00-15.00

беседа

2

«Что изучает профориентация»

  • Ознакомление с целью и задачами занятий, принятий правил. Заполнение анкеты

анкета

3.

Сентябрь

3 неделя

13.00-15.00

беседа

2

«Анализ профессии»

Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация».

Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни.

устный опрос

4.

Сентябрь 4 неделя

13.00-17.00

беседа

4

«Ошибки при выборе профессии»

Познакомить учащихся с типичными ошибками в выборе профессии

Учить избегать ошибки в выборе

устный опрос

5.

Октябрь 1неделя

13.00-17.00

беседа.

4

«Типы профессий с точки зрения гарантии трудоустройства»

Изучить понятие мотивов и оснований выбора профессии

Способствовать осознанному выбору будущей профессии.

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности по Е.А.Климову.

тестирование

6.

Октябрь 2 неделя

13.00-15.00

беседа

2

«Типы профессий»

Представить вниманию учащихся классификацию профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда.

 Представить

классификацию профессий по Е.А. Климову.

наблюдение

7.

Октябрь 3 неделя

13.00-15.00

беседа

2

«Профессии – это интересно

Зак Закрепление темы - загадки о профессиях.

 Научить учащихся работать в группе  – классифицировать профессии по типам.

наблюдение

8.

Октябрь 4 неделя

13.00-17.00

игра.

4

Профориентационная игра «или-или»

Повышение у участников игры уровня осознания особенностей трудовой деятельности

наблюдение

9.

Ноябрь 1 неделя

13.00-17.00

беседа.

4

Опросник «Как поживаешь?»

Ознакомление учащихся с характерными для подростка жизненными ценностями в шутливой форме.

анкетирование

10.

Ноябрь 2 неделя

13.00-17.00

беседа.

4

«Характер и моя будущая карьера»

Дать представление о понятии «характер» и о его составляющих – «поступок», «привычки».

Раскрыть определяющую роль способностей (как общих, так и специальных) в выборе профессии.

Способствовать активному самопознанию через использование методов самодиагностики

анкетирование

11.

Ноябрь 3 неделя

13.00-17.00

беседа

4

Опросник «Типы мышления»

Ознакомление учащихся с типами мышления

анкетирование

12.

Ноябрь

4 неделя

13.00-15.00

беседа

2

«Здоровье и выбор профессии»

Учить анализировать особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией

устный опрос

13.

Декабрь

1 неделя

13.00-15.00

беседа

4

«Кто Я или что Я думаю о себе»

Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?).

Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

анкетирование

14.

Декабрь

2 неделя

13.00-17.00

беседа

4

«Учебные заведения»

Ознакомление учащихся с учебными заведениями г. Улан-Удэ, г. Иркутска, г. Москвы. Применение интернет-ресурсов.

устный опрос

15.

Декабрь

3 неделя

13.00-15.00

игра

2

«Плюс-минус-интересно»

Развитие у учащихся умений, необходимых при выборе профессии (анализ, разностороннее рассмотрение, расширение представлений о профессиях)

наблюдение

16.

Декабрь

4 неделя

13.00-17.00

Мозговой штурм

4

«Мой выбор профессии»

Поиск запасного варианта профессионального выбора.

Участники путём «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии

Защита

наработанных в группе решений

17.

Январь

1 неделя

13.00-17.00

беседа

4

«Я учусь принимать решения»

Научить подростков правильно заполнять анкеты, резюме.

Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны

анкетирование

18.

Январь

2 неделя

13.00-17.00

Сюжетно-ролевая игра

4

«Устройство на работу»

 Научить подростков  в игровой форме правильному взаимодействию с работодателем.

наблюдение

19.

Январь

3 неделя

13.00-17.00

Беседа, мини-сочинение

4

«10 профессий будущего»

Ознакомление учащихся с наиболее привлекательными профессиями будущего.

Письменная работа

21.

Январь

4неделя

13.00-17.00

Беседа

4

«Моя профессия»

Расширение кругозора. Ознакомление учащихся с личным выбором профессии.

презентация профессионального плана

22.

Февраль

1 неделя

13.00-17.00

Занятие с элементами тренинга

4

Итоговое занятие

Анализ занятий, подведение  итогов.

анкетирование


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

   Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие учебного кабинета. В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.

   Для дидактического обеспечения программы необходимо обязательное наличие бланковых психодиагностических методик: «Определение типа будущей профессии» (модификация методики Е. А. Климова), «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова  и настольной профориентационной игры  «Или-или» Е.И. Пряжникова.

 При проведении лекционных занятий используется мультимедийное оборудование.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, ручки, маркеры, листы формата А4, иллюстрации, методический инвентарь для проведения тренингов (мяч, бумажный скотч, стикеры и т.д.). 

Опросник «ДДО» Е. А. Климова

  Инструкция. Прочитайте оба высказывания и выберите действие, которое вам больше нравится. Найдите его номер в бланке и отметьте его.

Ч

Т

П

З

И

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

10а

10б

6

11а

12а

12б

11б

 

7

13а

13б

14а

 

14б

8

15а

 

15б

16а

16б

9

17а

18а

 

18б

17б

10

 

19а

20а

20б

19б

 

∑-

∑-

∑-

∑-

∑-

1 строка

Объяснять одноклассникам учебный материал (1а) или чертить схемы, таблицы (2б)

Ремонтировать машины (2а) или ухаживать за животными (2б)

2 строка

Рекламировать товары (3а) или заниматься мелким домашним ремонтом (3б)

Следить за развитием растений (4а) или иллюстрировать книги (4б)

3 строка

Воспитывать детей (5а) или дрессировать животных (5б)

Исправлять ошибки в текстах (6а) или писать отзыв о фильме, концерте (6б)

4 строка

Обслуживать покупателей (7а) или просчитывать прибыльность бизнеса (7б)

Управлять транспортом (8а) или играть на музыкальных инструментах (8б)

5 строка

Изучать устройство различных механизмов (9а) или переводить тексты с одного языка на другой (9б)

Лечить животных (10а) или сочинять рассказы о животных, рисовать их (10б)

6 строка

Улаживать конфликты между людьми (11а) или приводить в порядок документацию (11б)

Конструировать машины (12а) или выводить новые сорта растений (12б)

7 строка

Оказывать людям медицинскую помощь (13а) или проектировать медицинскую технику (13б)

Посещать зоопарки, ботанические сады (14а) или театры, музеи (14б)

8 строка

Вести прием пациентов (15а) или проводить лабораторные исследования (15б) 

Составлять отчеты (16а) или писать стихи, рассказы (16б)

9 строка

Заниматься организацией мероприятий (17а) или выступать на сцене (17б)

Строить здания (18а) или готовить проектную документацию (18б)

10 строка

Бывать на технических выставках (19а) или на художественных выставках (19б)

Изучать природные явления (20а) или составлять компьютерные программы (20б)

Обработка результатов.

Сосчитайте число отмеченных номеров в каждом из пяти столбцов и запишите в пустой клетке.

6-8 баллов – выраженный интерес к предмету труда;

3-5 баллов – умеренный интерес к предмету труда;

0-2 балла – слабый интерес к предмету труда.

У кого больше всего баллов в первом столбце? Кто может назвать самую интересную для него профессию? Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек).

«НАЙДИ ПАРУ»

К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»:

Врач

Учитель

Парикмахер

Экскурсовод

Библиотекарь

Продавец

Воспитатель

Продавец

Покупатель

Клиент

Пациент

Читатель

Слушатель

Ученик

Воспитанник

Турист

Все эти профессии относятся к группе «Ч». Что обозначает эта группа? (объект труда – «Человек»). Таким же образом подростки выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий.

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация – правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов. Классификация – это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессора Е.А. Климова:

Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми.

Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод).

Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Назовите профессии этой группы? (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.).

Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение – вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем.

 Назовите профессии этой группы? (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор).

Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Назовите профессии этой группы? (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед).

Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства – особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Назовите профессии этой группы? (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант).

Какой предмет труда кажется вам наиболее привлекательным?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

 Опросник «Как поживаешь?»  

Цели методики - рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности. Время проведения - 30-40 минут.

Основные этапы

1. Участники получают бланк к данному опроснику. (Приложение 2)
Общая инструкция

Сейчас вам будут предлагаться пары ценностей из перечня, который есть в вашем бланке. Каждый раз вы должны определяться с тем, какая ценность для вас более важная, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу запишите в бланк новый результат -11 баллов, а из начального балла менее важной для вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат - 9 баллов, В дальнейшем все ценности будут либо увеличиваться в своем значении, либо уменьшаться, приобретая иногда даже отрицательные значенг1Я. Это и будет показателем того, что для вас более важно в жизни, а что - менее.

2. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов к методике «Как поживаешь?»), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают).

 Учащиеся подсчитывают свои результаты.  Ведущий зачитывает примерные нормы.

3. Ведущий зачитывает «нормы». Если по рассматриваемой ценности результат ниже нормы, то в графе «нормы» он проставляет напротив ценности знакминус, а если выше – знак плюс. Если попадает в норму  - знак «ноль».

Примерные нормы

Ценности

Девушки

Юноши

1

Автомобиль

7–12

6–14

2

Вилла с бассейном

7–14

9–12

3

Отдых в Италии

8–15

7–13

4

Друзья-артисты

9–12

4–11

5

Друзья-иностранцы

5–12

7–11

6

Друзья-ученые

6–10

6–14

7

Друзья-рабочие

4–8

9–12

8

Здоровье

8–16

15–20

9

Красота

9–17

9–14

10

Пиво с воблой

(–3) – (–9)

(–1) – (–9)

11

Творческая работа

5–2

5–11

12

Вас любят

12–18

10–15

13

Вы влюблены

6–14

8–14

14

Вера в Бога

2–13

5–17

15

Опасные приключения

6–13

6–12

Полученные результаты ориентировочно показывают, что для данного подростка наиболее важно в жизни, а что не является для него особой ценностью.

4. Далее, в ироничной форме ведущий определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого зачитываются имеющиеся стереотипы, а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипов, которые записываются на доске.( работу проводить только с  самыми актуальными стереотипами, иначе работа затянется).

«Стереотипы и их примерное отношение к тем или иным ценностным ориентациям»

Ценности

Домохозяйка

Аристократ

Честный человек

Труженик

Красавица, мечтающая о выгодном браке

Хитрый малый, желающий где-то пристроиться

Ребенок (дошкольник)

Верующий

Пьяница

Иностранец
в России

Преступник

Творческая
личность

Деловой
человек

1

Автомобиль

+

0

0

+

+

+

+

0

0

0

+

0

+

2

Вилла с бассейном

+

+

0

+

+

+

+

0

0

+

+

0

+

3

Отдых в Италии

+

+

0

+

+

+

+

0

0

+

+

0

0

4

Друзья-артисты

+

+

0

+

+

+

+

+

+

+

+

0

5

Друзья-иностранцы

+

+

0

0

+

0

+

0

0

0

+

0

+

6

Друзья-ученые

0

+

+

+

0

0

0

0

+

0

+

+

7

Друзья-рабочие

-

+

+

-

0

0

+

0

0

0

0

8

Здоровье

+

0

0

-

+

+

+

+

+

0

0

9

Kрасота

+

+

0

0

+

0

+

+

0

+

0

10

Пиво с воблой

0

0

0

0

-

+

-

+

+

+

0

+

11

Творчество

0

+

+

-

0

0

+

0

+

+

12

Вас любят

+

+

+

0

+

+

+

0

+

+

+

+

0

13

Вы любите

0

+

0

-

-

+

0

0

+

14

Вера в Бога

+

0

+

0

-

-

0

+

+

0

15

Опасные
приключения

0

0

0

0

0

+

+

+

+

+

Нормы для стереотипов

0-2

3-5

4-6

3-5

0-2

2-4

1-3

2-4

2-4

1-3

2-4

3-5

2-4

5. Мнение стереотипа по поводу тех или иных ценностных ориентации конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты. Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе «нормы»), полученными после соотнесения результатов с нормами, и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как «домохозяйка». По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки, конечно же, «плюс». У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе «нормы», напротив автомобиля также стоит «плюс». В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа «домохозяйка», напротив ценности «автомобиль» делается запись «++». Если при сложении знаков оказывается «плюс» и «минус», то в итоге - «ноль». Если «минус» и «ноль», в итоге - «минус» и т.п.

6.  Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывается алгебраическая сумма всех «плюсов» и «минусов», и итог выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа.

7.  Ведущий сразу же зачитывает «норму» для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток, осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма «плюсов» и «минусов» меньше нормы, то скорее всего, стереотип вас «не очень-то уважает», если же выше - «уважает очень даже...» (а может и завидовать еще начнет), если попадаете в норму включительно, то отношение к вашим ценностным ориентаци-ям «нормальное» и спокойное.

Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование «норм» и всяческих «расчетов»...

Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.

Результаты вносятся в бланк ответов.

Опросник типа мышления.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет  «–».

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
  10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
  11. Мне нравится  все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение  сказанному слову.
  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна  работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
  24. Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
  37. Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.
  40. Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов

Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития  данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление  свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.  Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры.  Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни   представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.  

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный).  Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям,  политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать  развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для  психолога. Такое мышление называют синтетическим.

5. Креативность –  это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с  любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?

Как развивать мышление

  • Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации –  общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия,  интернет.  Как и пища, информация должна быть качественной.
  • Мышление активизируется, когда стандартные решения  не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
  • Мышление и речь – неразрывны.  Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Пример 1.  Схема анализа профессий

Предмет труда:

1 - животные, растения (природа)

2 – материалы

3 -люди

4 - техника, транспорт

5 - знаковые системы

6 - художественный образ

Цели труда

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательская

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

Средства труда

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, зрение, мимика, слух)

5 - теоретические (знания, способ мышления)

6 - переносные или стационарные средства

Условия труда

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - поза (сидя, стоя, в движении)

8 - домашний кабинет

Характер общения в труде

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (один состав работников)

4 - работа с аудиторией

5 - выраженная дисциплина (субординация)

Ответственность

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

Особенности труда

1 - большая зарплата

2 - льготы

3 - «соблазны»

4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5 - частые командировки

Требуемый уровень образования

1 - без специального образовали

2 - начальное профессиональное образование (НПО)

3 - среднее специальное образование (ССУЗ)

4 - высшее профессиональное образование (ВУЗ)

Пример 2. Схема описания профессий учащимися

1. Наименование профессии ______________________________

2. Краткое описание отрасли ______________________________

3. Характеристика профессии:

а) содержание труда;

б) инструменты, орудия труда и место работы;

в) санитарно-гигиенические условия;

г) требования профессии к состоянию здоровья человека и его психофизиологическим особенностям;

д) необходимый уровень образования;

е) где можно приобрести данную профессию, специальность;

ж) перспективы и возможности роста;

з) на каких предприятиях работают по данной профессии?

Пример 3. Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.

После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.

Ваша фамилия, имя, отчество ____________________________________________________

1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?

а) да, выбрал;

б) выбрал, но еще колеблется;

в) не выбрал;

 г) не знаю.

2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?

а) в профтехучилище;

б) в техникуме;

 в) в школе.

3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?

а) полностью совпадает;

б) совпадает в основном;

в) трудно сказать (не знаем);

г) не совпадает.

4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?

а) буду настаивать на своем;

б) буду просить изменить свое решение;

в) трудно сказать;

г) соглашусь с его выбором.

5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?

а) технические;

б) математические;

в) литературные;

г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;

е) педагогические;

ж) организаторские;

з) художественные;

и) музыкальные;

к) спортивные.

6. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?

а) производство;

б) сфера обслуживания;

в) наука;

г) медицина;

д) педагогика;

е) административная деятельность;

ж) искусство;

з)спорт;

и) военное дело.

7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?

а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;

б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;

в) работа в предметных и технических кружках;

г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;

д) не имеет определенных занятий.

8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?

а) ребенок здоров;

б) имеются отклонения в состоянии здоровья;

в) значительные отклонения в состоянии здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.

Пример 4 

1. Анкета

Участники заполняют анкету в начале занятий.

Что бы вы хотели получить от занятий:

· проверить свои способности;

· получить подробную информацию об учебных заведениях;

· определить свои склонности к определенному виду деятельности;

· подробнее узнать о мире профессий;

· получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

· другое.

       2. Анкета

Участники заполняют следующую анкету в конце занятий.

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.

Что вам понравилось на занятиях?

Что вам не понравилось на занятиях?

Стали ли вы лучше понимать себя?

Определились ли вы в выборе профессии?

Нужна ли такая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

1. Упражнение “Плюс — минус - интересно”.

Упражнение на развитие умений, необходимых при выборе профессии (анализ, разностороннее рассмотрение, расширение представлений о профессиях). Каждый участник должен начертить табличку и описать ситуацию, когда он получил профессию и стал по ней работать, следующим образом:

  • в первой колонке записать как можно больше положительных моментов (плюсов) этой ситуации;
  • во второй колонке - как можно больше минусов этой ситуации;
  • в третью колонку записать как можно больше интересного для себя, связанного с ней.

На упражнение дается 10-15 минут, результаты озвучиваются и обсуждаются.

Список литературы

Основная литература

  1. Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. «Мой выбор – жизненный успех». Учебное пособие. – М. КаллиГраф, 2016.
  2. Бендюков М.А. «Профессиональная ориентация молодежи на рынке труда». Методические материалы. -  С.-П., Издательский дом «РОСТ»,2015.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Чернейко Д.С. «Ты и твоя профессия». – С.-П., 2015.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2015.
  5. Вершинин С.И. Основы профессиональной консультации в Центре социально-трудовой адаптации молодежи. — М.: МЦТЗМ «Перспектива»,2014.
  6. Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора». -  Петрозаводск: Петроком, 2014.
  7. Газета «Школьный психолог» №2, 2014.
  8. Климов Е.А. «Как выбирать профессию». – М.: Просвещение,2012.
  9. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М.: - Просвещение, 2013.
  10. Пряжников Н.С. «Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении». – Вопросы психологии, 2013, № 4.
  11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.—Воронеж, 2014.
  12. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения». Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2016.

Дополнительная литература

1.      Савченко М.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 кл.)». Практическое руководство для классных руководителей и психологов. – М.: - Вако, 2015.

2.  Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения». – М.: - Просвещение, 2012.

3.       Фромм А.А. «Азбука для родителей». – С.-П.: Лениздат, 2013.

4. Чистякова С.Н. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». – М.: Новая школа, 2014.

  5.    Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профессиональная ориентация школьников: организация и управление». – М., 2014.

 6.    «Энциклопедия для детей. Выбор профессии». Дополнительный том. – М.: Аванта, 2013.