Отграничение шизоидной психопатии (расстройства личности) от шизофрении.

Зологина Мария Геннадьевна

*/ /*-->*/

Психопатия – пограничное состояние между душевным здоровьем и психическими болезнями. */ /*-->*/

Шизофренией (от греч. schizo - расщепление, phren - душа) обозначают группу сходных психических расстройств неясного происхождения, в развитии которых, вероятно, имеются общие внутренне обусловленные механизмы в виде наследственной аномалии, не проявляющейся до определенного периода жизни. Без лечения характерно непрерывно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики - всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний.

Основное отличие расстройства личности (психопатии) от душевного расстройства (шизофрении) – для психопатий свойственна стабильность, отсутствие течения.
*/ /*-->*/
*/ /*-->*/
*/ /*-->*/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgarmonicheskoe_psihicheskoe_razvitie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Отграничение шизоидной психопатии (расстройства личности) от шизофрении.

 Дисгармоническое психическое развитие – это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, при относительной сохранности остальных структур (в частности, интеллекта).  Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Одним из вариантов дисгармонического психического развития являются психопатии. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

Психопатия – пограничное состояние между душевным здоровьем и психическими болезнями.

Причинами возникновения психопатий являются либо  генетические, наследственные факторы, либо экзогенные вредности, идущие от внешней среды, действующие на ранних этапам развития.  

        Большую группу составляют психопатии, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.

Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма; одиночество и мир фантазий он предпочитает обществу сверстников. Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний и интересов и парадоксальным для детского возраста отсутствием непосредственности, жизнерадостности, определенной внешней сухостью по отношению к родным и другим окружающим.

Своеобразная асинхрония психического развития характерна для этих детей с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. Непосредственному общению в игре они предпочитают беседы со взрослыми.

В начальных классах школы они испытывают трудности при овладении моторными навыками письма. Несмотря на часто высокий интеллект, они нередко являются предметом насмешек сверстников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.

Таким образом, в проявлениях шизоидной психопатии имеется значительное сходство с легкими формами синдрома раннего детского аутизма, в том числе шизофренического генеза.         Основное отличие расстройства личности (психопатии) от душевного расстройства (шизофрении)– стабильность, отсутствие течения. Конечно, со временем личностные черты могут претерпевать определенные изменения, однако столь существенных сдвигов как при психических заболеваниях, изменений различных сфер личности при психопатии не бывает.
При шизофрении, даже при отсутствии острых приступов, имеется прогрессирующее течение с тенденцией к повреждению психической деятельности.

        Сходные соотношения имеются между эпилепсией и эпилептоидной психопатией.

При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабоумия. Речь идет лишь о стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости (застревание на определенных эмоциональных переживаниях-обидах, огорчениях и т.д. ), напряженности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу болезненно-пониженного настроения (агрессия, раздражение, тоска, страх, апатиия.).

Для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связанные с чувством физического дискомфорта. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, нередко с садистическими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрямство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипертрофированное стремление к установленному порядку. В детском коллективе они трудны не только из-за силы и длительности своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самоутверждению, властности, жестокости.

Циклоидный тип психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настроения от пониженного до повышенного маниакального. Несколько чаще речь идет о преобладании повышенного фона настроения со склонностью к шуткам, озорству, чрезмерной общительности. В коллективе сверстников эти дети трудны из-за своей неугомонности, гиперактивности, невыносливости ограничений.

Психастенические личности, склонные к тревожности, мнительности, диагностируются и в детском возрасте. У этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомнения и опасения, патологическая нерешительность. Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого вызывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия  в отличие от вышеперечисленных шизоидной, эпилептоидной, психастенической психопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, наиболее часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек. Свойственные инфантильным личностям эгоцентризм, повышенная внушаемость, неспособность к волевому усилию имеют здесь своеобразный характер. С ранних лет обращает внимание тяжелая капризность. «Жажда признания» наблюдается уже в дошкольном возрасте. Эти девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами, большей частью украшающего характера, очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего часто вступают в конфликты. В школьном возрасте завистливость, ревнивость сочетаются с демонстративностью поведения. Стремление привлечь к себе внимание часто проявляется в утрированном характере одежды, прически. Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте успехи в учебе часто значительно ниже возможностей. Ущемленное в связи с этим самолюбие приводит к частым конфликтам с учителями, а иногда вымыслам и оговорам.
        
Психопатии,  связанные с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.
Среди органических психопатий наиболее часто встречается
возбудимый тип. Он чаще наблюдается у мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют  исход с расслабленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значительные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. При органической психопатии по возбудимому типу наблюдаются и немотивированные колебания настроения в виде агрессии, раздражения, тоскливого настроения. В ответ на малейшее замечание у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы. В подростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуация в школе способствует «выталкиванию» такого подростка в асоциальное внешкольное окружение.

Для органической психопатии по бестормозному типу характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внешнее впечатление легко вызывает аффективную реакцию, однако очень короткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует формированию патологии влечений, склонности к бродяжничеству, обжорству и т. д.

Следует отметить, что, по мнению большинства исследователей, клинически «чистые» варианты психопатий достаточно редки. Большей частью имеется переплетение черт, свойственных разным видам психопатий.

Психологические особенности больного шизофренией.

Шизофренией (от греч. schizo - расщепление, phren - душа) обозначают группу сходных психических расстройств неясного происхождения, в развитии которых, вероятно, имеются общие внутренне обусловленные механизмы в виде наследственной аномалии, не проявляющейся до определенного периода жизни. Без лечения характерно непрерывно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мышления, эмоций, психомоторики - всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний.

Для шизофрении наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные.

Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: больные жалуются на неуправляемый поток мыслей. Для шизофрении характерно также символическое мышление, когда больной отдельные предметы, явления объясняет по своему, только для него значимому смыслу. Например, косточку от вишни он расценивает как свое одиночество, а непогашенную спичку - как догорающую жизнь.

Он теряет способность отграничивать одно понятие от другого. В словах, предложениях больной улавливает особый смысл, в речи появляются новые слова - неологизмы. Мышление нередко бывает расплывчатым, в высказываниях происходит как бы соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Логическая непоследовательность в высказываниях у ряда больных с далеко зашедшими болезненными изменениями приобретает характер речевой разорванности мышления в виде «словесной окрошки». Это происходит в результате утраты единства психической деятельности.

Эмоциональные нарушения начинаются с утраты морально-этических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Больные становятся неряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания являются также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть появление аутизма: замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении (необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами). Больной уходит в себя, в мир собственных болезненных переживаний. Мышление больного при этом основывается на извращенном отражении в сознании окружающей действительности.

Во время беседы с больным шизофренией, при анализе их писем, сочинений можно в ряде случаев выявить у них склонность к резонерствующим рассуждениям. Резонерство пустое мудрствование, например, рассуждения больного о конструкции кабинетного стола, о целесообразности четырех ножек у стульев и т.д.

На ранних стадиях этого заболевания могут проявляться такие эмоциональные изменения, как депрессия, чувство вины, страх, а также частая смена настроений. На более поздних стадиях характерно снижение эмоционального фона, при котором кажется, что больной вообще не в состоянии испытывать какие-либо эмоции.

Изменение интерпретации окружающего, связанное с изменением восприятия, особенно заметно на начальных стадиях шизофрении. Эти изменения могут выражаться как в усилении восприятия (что встречается чаще), так и в его ослаблении. Чаще встречаются изменения, связанные со зрительным восприятием. Цвета кажутся более яркими, цветовые оттенки - более насыщенными.

Бред и галлюцинации являются наиболее известными симптомами психического заболевания и, в частности, - шизофрении. Бред - ложное суждение (умозаключение), возникающее без соответствующего повода. Оно не поддается разубеждению, несмотря на то что противоречит действительности и всему предшествующему опыту заболевшего.

Галлюцинации - одна из форм нарушения восприятия окружающего мира. В этих случаях восприятия возникают без реального раздражителя, реального объекта, обладают чувственной яркостью и неотличимы от существующих в действительности предметов. Встречаются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные галлюцинации. Больные в это время действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают, не представляют.

Галлюцинирующий слышит голоса, которых нет и видит людей (предметы, явления), которых не существует. При этом у него имеется полная убежденность в реальности восприятия. При заболевании шизофренией наиболее типичными являются именно слуховые галлюцинации.

Изменение общей психической картины мира у больного неизбежно ведет к изменению его двигательной активности. Даже если больной тщательно скрывает патологическую симптоматику (наличие галлюцинаций, видений, бредовые переживания и пр.), - можно, тем не менее, обнаружить появление заболевания по его изменениям в движениях, при ходьбе, при манипуляции с предметами и во многих других случаях. Движение больного может ускоряться или замедляться без видимой причины или более-менее внятных возможностей это объяснить. Широко распространены ощущения неуклюжести и замешательства в движениях (часто бывает ненаблюдаемым и, поэтому, ценно, когда больной сам делится подобными переживаниями). Больной может ронять вещи или постоянно натыкаться на предметы. Иногда наблюдаются короткие «застывания» во время ходьбы или другой активности. Спонтанные движения (отмашка рук при ходьбе, жестикуляция) могут усилиться, но чаще приобретают несколько неестественный характер, сдерживаются, так как больному кажется, что он очень неуклюж, и он старается минимизировать эти проявления своей неловкости и неуклюжести. Наблюдаются повторяющиеся движения: тремор, движения языка или губ в виде посасывания, тики и ритуальные двигательные шаблоны.

Изменения в поведении больных шизофренией обычно являются реакцией на другие изменения, связанные с изменением восприятия, нарушением способности интерпретировать поступающую информацию, галлюцинациями и бредом, и другими вышеописанными симптомами. Появление таких симптомов вынуждает больного изменять привычные схемы и способы коммуникаций, деятельности, отдыха. Следует учитывать, что у больного, как правило, существует абсолютная уверенность в правоте своего поведения. Совершенно нелепые, с точки зрения здорового человека, поступки имеют у больного шизофренией логическое объяснение и убежденность в своей правоте. Поведение больного - не следствие его неправильного мышления, а следствие психического заболевания, которое на сегодняшний день достаточно эффективно поддается лечению разными препаратами и соответствующим медицинским уходом.

III. Итак, основное отличие расстройства личности (психопатии) от душевного расстройства (шизофрении) – для психопатий свойственна стабильность, отсутствие течения. Немецкий психиатр Карл Ясперс описал три симптома, характерных для психопатии:

  1. Состояние всегда связано с острой или хронической стрессовой ситуацией (например, новая работа).
  2. Больной точно может назвать момент проявления сиптоматики (как только устроился на работу- так сразу...).
  3. По мере разрушения психотравмирующей ситуации расстройство подвергается обратному развитию (уволился с работы, страх сразу исчез).

При шизофрении первым и наиболее важным отличительным критерием является следующий: навязчивость появляется из ниоткуда-просто так, на ровном месте, без каких-либо травмирующих ситуаций, сама собой.
Вторым критерием является отношение больного к навязчивости. Человек с шизоидной психопатией критичен к своему состоянию, хочет избавиться от навязчивости. Больной же  шизофренией относится к навязчивости, как чему-то естественному и нормальному. У него нет желания от нее избавляться. (Например, если у такого больного появляется навязчивый страх заражения, занесения в организм инфекции через прием пищи, то он не будет с ним бороться, а посчитает его совершенно естественным и начнет по десять раз мыть  продукты перед едой. При этом поведение такого больного нередко отличается нелепостью, необычностью, вычурностью и странностью. Например, боясь заразиться, он может надевать на руки Чистые Перчатки, при этом другие вещи могут не стираться годами, а весь его внешний вид будет крайне неопрятным). Третьим важным отличительным критерием   шизофрении от шизоидной психопатии, является постепенное неуклонное нарастание негативной симптоматики у больного шизофренией, и отсутствие последней у шизоидного психопата. Поэтому, прогноз при шизоидной психопатии более благоприятен, чем при шизофрении.