Консультация: «Кризис одного года»

Горецкая Татьяна Сергеевна

 Не сравнивайте своего малыша с другими, а наблюдайте за тем, чтобы он не останавливался в своем развитии, а вместе с вами двигался вперед….

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Кризис одного года»

http://bigslide.ru/images/16/15351/960/img4.jpg

Вот и прожит самый радостный и трудный первый год. Изменения произошли во всем: в общении, в движении,  в познании, в эмоциях….Изменилось отношение ребенка к миру, малыш постепенно отдаляется от вас, расширяются его физические возможности.

В младенчестве все взрослые осуществляют по отношению к ребенку одни и те же функции, дублируя или заменяя мать, но все же надо предоставить маме возможность более интенсивно взаимодействовать с ребенком.  Важно, чтобы все взрослые, ухаживающие за ребенком, осуществляли полноценное эмоциональное общение с ним, придерживались одного стиля ухода, были постоянными членами семьи. Необходимо предоставлять матери возможность отдыхать, восстанавливать силы, поддерживать ее оптимальное психическое и физическое самочувствие.

Кризис одного года характеризуется появлением у ребенка самостоятельности. Требуется организация такой среды, в которой малыш мог бы проявлять инициативу и получать поддержку и одобрение взрослого. Основными методами прекращения нежелательных действий ребенка являются отвлечение и переключение.

Начинается кризис,   примерно,  в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого малыша родителям совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Ребенок 12 месяца жизни активно подражает действиям взрослого (пытается мыть и подметать пол, пылесосить, убирать, стирать; разбирает и ставит вещи на место; держит чашку и самостоятельно пьет из нее, пытается пользоваться ложкой и т.д.).  Становятся разными формы проявления ребенком внутренних переживаний, они становятся более глубокими, расширяется арсенал внешних проявлений им своего положительного и негативного отношения к окружающим.  Ограничение взрослыми личного поведения ребенка, запреты вызывает недовольную реакцию, желание добиться желаемого окружным путем:  

-радуется не только одобрению взрослого, но и самому выполнению поставленной задачи;

- может топнуть ногой, если чем-то недоволен,  проявляет нетерпение;

- выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили);
      - радуется своему отражению в зеркале, улыбается и играет с ним;
      - после показа взрослого подражает его простым действиям;
      - общается
со взрослыми, используя различные средства и приемы;
      - дифференцирует понятия "можно" и "нельзя", "хороший" и "плохой", "красивый" и "некрасивый".

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша -неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12-14 лет.

Давайте поговорим  о тех важнейших заданиях, которые решаются на  этапе кризиса: в  конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына, но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Так почему же они возникают?

 Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции. Вот ваш малыш сделал свой первый шаг: расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Что же происходит с вашим малышом в этот период?

 Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности,  часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа»: раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу. Воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию, трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение; новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые требуют  внимания к себе и вдруг со стороны родителей раздается «нельзя»; ребенок совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз,  пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают.

Что же делать?   Пойдите навстречу вашему ребенку, поощряйте его «Я сам» - так заявляет о себе зарождающаяся личность.

 Удовлетворяйте потребность ребенка быть активным и самостоятельным:

- если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный ненадолго процесс;

- очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности (не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите);

-необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним (можно учить его самостоятельно пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, умываться и т.п., если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами; он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит);

 -нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь;

- с пониманием и терпением относитесь к  первым проявлениям активности ребенка,  и со  временем будете вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью;

- позаботьтесь  о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша,  тогда вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки;

- не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. (Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется).

Первый кризисный этап в  развитии  ребенка завершится и наступит спокойное время, все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро:

- если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием;

-  если вы проявите достаточно такта, терпения и гибкости в отношении к малышу.

После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Конечно же, это ненадолго, но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу.  Ваш ребенок даже в этом возрасте - это уже человек, со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. Именно яркое  проявление кризиса говорит о том, что ребёнок формируется, как личность,  правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода. И, если,   вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее и  легче, с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком,  вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

 Не сравнивайте своего малыша с другими, а наблюдайте за тем, чтобы он не останавливался в своем развитии, а вместе с вами двигался вперед….

Список литературы:

1. Сборник информационно-методических материалов для специалистов ОПСН государственных учреждений социального обслуживания

Краснодарского края, 2003г.

2. Методическое руководство  для педагогов-психологов и воспитателей по работе с детьми раннего возраста. Составители Осипова,  Унжакова Н.А,            Сятчихина О.А.,   Кудрина Е.П., Томск-2005 г.;

3.Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А., Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480;

4.Интернет-ресурсы:

http://www.e-reading

https://vseprorebenka.ru

5. Пособие по обучению и развитию детей  до 3 лет, «Кроха», Москва, 2004 г., учебно-методическое пособие, Г.Г. Григорьева, Н.П.Кочетова.;

6. «Теории детского развития», детская психология, методические указания, автор-составитель Р. П. Ефимкина, Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995;

7. «Детская практическая психология» (ранний и дошкольный возраст).